История деятельности фондовых бирж России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

В регулируемой рыночной экономике важнейшей структурой является организованный рынок. К организованным рынкам относятся аукционы, торги, биржи. Биржа как управляемый рынок занимает особое место в инфраструктуре рыночного хозяйства, являясь оптовым институтом посредничества. Вместе с тем биржа - показатель цивилизованных рыночных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. История развития и экономическая сущность фондовых бирж России….6
1.1 Развитие фондовых бирж в России………………………………………...6
1.2 Фондовая биржа как экономическая категория………………………….12
3. Проблемы развития фондовых бирж в России и направления их совершенствования…………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………..21
Библиографический список…………

Работа содержит 1 файл

Рынок ценных бумаг.docx

— 75.93 Кб (Скачать)

Общественная  структура может быть представлена в виде следующей схемы.

 

 

Рис.2 - Общественная структура фондовой биржи

 

Общее собрание членов биржи является ее высшим законодательным органом  управления. Так как собрание членов биржи собирается один раз в год, то для оперативного управления биржей выбирается биржевой совет, который  является контрольно-распорядительным органом текущего управления биржей и решает все вопросы ее деятельности, кроме тех, которые решаются только на общем собрании членов биржи.

Из  состава формируется правление, которое осуществляет оперативное  руководство биржей. Порядок действия биржевого совета и правления  определяется уставом.

Контроль  над финансово-хозяйственной деятельностью  биржи осуществляет ревизионная  комиссия, которая избирается общим  собранием членов одновременно с  биржевым советом. Ревизии проводятся не реже одного раза в год.

Стационарная  структура фондовой биржи может  быть представлена следующей схемой.

 

 

Рис.3 - Стационарная структура фондовой биржи

 

Стационарная  структура биржи необходима для  ведения хозяйственной биржевой деятельности. Она делится на исполнительные (функциональные) подразделения и  специализированные.

Исполнительные  – это аппарат биржи, который  готовит и проводит биржевой торг. Они весьма разнообразны, однако обязательны  такие подразделения, как информационный отдел, отдел листинга, регистрационное  бюро, бюро по программному обеспечению, отдел по организации торгов.

Специализированные- делятся на коммерческие организации, такие, как расчетная палата, депозитарий и комиссии, наиболее важными из которых являются: арбитражная, котировальная, по приему в члены биржи, по правилам биржевой торговли и биржевой этике.

Государственное регулирование деятельности фондовых бирж осуществляется Федеральной службой  по финансовым рынкам. Основными задачами данной службы являются обеспечение  стабильности работы российского финансового  рынка, повышение его эффективности  и привлекательности для инвестиций, в том числе повышение прозрачности рынка и снижение инвестиционных рисков. Эти задачи решаются путем  контроля за деятельностью участников финансовых рынков и создания нормативно-правовой базы, определяющей условия выпуска и обращения ценных бумаг, работы профессиональных участников, а также системы отчетности.

 

3. Проблемы развития фондовых  бирж в России и направления  их совершенствования

 

Существующий  в настоящее время в России фондовый рынок является типичным крупным  развивающимся рынком. Он характеризуется, с одной стороны, высокими темпами  позитивных количественных и качественных изменений, с другой стороны - наличием многочисленных проблем, носящих комплексный  характер и препятствующих более  эффективному его развитию.

По  большинству показателей емкости  российский фондовый рынок занимает место в первой пятерке развивающихся  рынков. По ряду качественных показателей  он вышел в лидеры среди развивающихся  рынков. Вместе с тем по многим другим качественным показателям (ликвидность  рынка, дивидендная доходность, количество торгуемых компаний и т.д.) сохраняется  значительное отставание от ведущих  развивающихся рынков, и тем более - от развитых рынков.

Основной  рынок, на котором фондовая биржа  осуществляет свою деятельность: рынок  ценных бумаг Российской Федерации  в части предоставления услуг, непосредственно  способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между  участниками торгов фондовой биржи.

В последние  годы российский рынок производных  финансовых инструментов бурно развивается. В августе этого года объем  срочных контрактов на индекс РТС  превысил объем сделок с любой  другой бумагой на рынке. Но современный  отечественный срочный рынок  далек от совершенства, и его стремительный  рост повлек за собой возникновение  острых проблем.

Одна  из проблем заключается в отсутствии механизма быстрой переброски средств  со срочного рынка на ММВБ, обусловленном  порейсовой системой перевода денежных средств. При сильных колебаниях рынка нередко требуется немедленное перемещение средств.

 Участники торгов сталкиваются в основном с техническими проблемами, которые периодически возникают либо у биржи, либо у брокера, что приводит к невозможности совершать сделки в течение определенного периода, а в условиях высокой волатильности это может привести к серьезным убыткам.

Также среди основных проблем можно  выделить правовой аспект, характеризующийся  несовершенством законодательства в данной области, и неразвитость инструментария и инфраструктуры рынка.

Несмотря  на активные шаги, предпринимаемые  правительством в последние годы, правовое регулирование фондового  рынка остается на довольно низком уровне.

На  текущий момент основными нормативными актами, регулирующими деятельность Российского рынка, являются: Гражданский  кодекс РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. в редакции от 23 декабря 2003 г.; Налоговый кодекс РФ (в части регулирования финансовых инструментов срочных сделок); Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. в редакции от 28 июля 2004г; Федеральный закон «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. в редакции от 29 июня 2004 г.; ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 г. в редакции от 29 июня 2004 г.; Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле» от 9 октября 1995г. в редакции от 3 октября 2002 г.

Среди основных шагов, предпринятых властями в последнее время, следует особо  отметить принятие ФЗ от 26 января 2007 г. №5 – ФЗ «О внесении изменений в ст. 1062 ч.2 Гражданского кодекса РФ». Именно эта статья в ее предыдущей редакции, предусматривающей невозможность совершения срочных сделок в судебном порядке, обусловила массовое неисполнение обязательств по фьючерсным контрактам в 1998 г. Новая редакция исключает такую возможность. Однако вышеупомянутый закон не определяет конкретных инструментов срочного рынка, к которым применим данный акт, что характерно для нашего законодательства, в котором понятия опциона и фьючерса отсутствуют как таковые.

В то же время остается множество проблем, лежащих в области законодательного обеспечения и не имеющих решения  на сегодняшний день. Одной из таких  проблем, препятствующих дальнейшему  развитию срочного рынка в России, является ограничение на участие  в торгах на срочном рынке различных  категорий инвесторов. В первую очередь  речь идет об институциональных инвесторах и установлении максимальной доли от совокупного объема вложений в ценные бумаги, которые они могут инвестировать  в производные финансовые инструменты.[23]

Помимо  того что существующее законодательные  рамки снижают возможности по извлечению прибыли, они не учитывают  возможности по извлечению прибыли, возможности операций хеджирования. Вопрос по проведению хеджирования, связанный  с налаживанием системы измерения  рисков, также остается совершенно не проработанным в российском законодательстве. Отсутствуют и нормы налогообложения  таких операций на срочном рынке. Этот вид сделок не упоминается в  Налоговом кодексе РФ, что влечет неопределенность по измерению налоговой базы, ставки и способу взимания налогов на данный вид операций с ценными бумагами. Такое положение дел препятствует развитию рынка.[6]

Принимая  во внимание постоянно растущие объемы торгов, очевидной становится потребность  в создании новой структуры –  независимого регулятора рынка РФ.

В ближайшее  время планируется предпринять  множество шагов, направленных на совершенствование  законодательства в данной области. В первую очередь это касается налогового законодательства. На текущий  момент готовятся несколько законопроектов, которые, как планируется, определяет основы налогообложения сделок с  использованием производных финансовых инструментов. Помимо этого Министерство финансов и ФСФР планируют внести поправки в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», чтобы обеспечить применимость взаимозачета при неисполнении сделки, а также  ряд поправок в законодательство о залоге, чтобы позволить залогодержателю, являющемуся стороной сделки, реализовать  заложенные обеспечительные активы посредством внесудебного исполнительного  производства без предварительного согласия залогодателя.

Так же на деятельность российских бирж влияют мировые достижения и тенденции. Это вселяет надежду, что именно рынок, то есть сами профессиональные участники, в перспективе выберет  наиболее эффективные площадки, оказывающие  более качественные у слуги с  меньшими издержками.[19]

Возможные действия фондовой биржи по уменьшению негативных факторов влияющих на их деятельность:

1) Политические  факторы, связанные с возможным  изменением политической и экономической  ситуации в Российской Федерации,  что может оказать влияние  на успешное ведение бизнеса  фондовых бирж.

Для снижения политических рисков при осуществлении  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг следует своевременно изучать политическую и экономическую  конъюнктуру, осуществлять оценку наиболее вероятных изменений политической и экономической ситуации. Результаты проведенных исследований учитывать  при утверждении концепции развития, а также при принятии решений, касающихся реализации новых проектов.

2) Недобросовестные  действия на рынке. Для снижения  рисков, связанных с действиями  участников торгов, содержащими  признаки манипулирования ценами  и использование сведений, составляющих  служебную информацию и коммерческую  тайну, в целях получения выгод в ущерб государственным интересам и интересам других участников рынка, используется следующая система мер:

- разработка  и утверждение внутренних документов, регламентирующих деятельность  фондовой биржи, в соответствии  с требованиями законов и нормативных  правовых актов федерального  органа исполнительной власти  по рынку ценных бумаг;

- ведение  постоянного мониторинга совершаемых  участниками торгов с целью  выявления нестандартных событий,  в том числе, потенциально несущих  угрозу дестабилизации рынка.  По результатам такого мониторинга  информация передается федеральному  органу исполнительной власти  по рынку ценных бумаг;

- установление  требований по обеспечению защиты  конфиденциальной информации от  несанкционированного доступа;

3) Правовые  факторы

К правовым рискам, можно отнести риски введения на уровне законов и иных нормативных  правовых актов ограничений, которые  могут оказать влияние на осуществление  профессиональной деятельности на финансовых рынках, следствием которых может  быть снижение конкурентоспособности  биржи, потеря источников доходов и  иные последствия, неблагоприятные  для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Для снижения правовых рисков при осуществлении  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг используется следующая  система мер:

- отслеживание  законопроектов, касающихся регулирования  профессиональной деятельности  на рынке ценных бумаг, и  подготовка по ним необходимых  предложений;

- мониторинг  внесенных в законы и иные  нормативные правовые акты изменений,  изучение зарубежного законодательства, а также судебной практики  по вопросам, связанным с деятельностью  фондовой биржи;

- совместная  работа с саморегулируемыми организациями  и ассоциациями, членами которых  являются профессиональные участники  рынка ценных бумаг;

- взаимодействие  с федеральным органом исполнительной  власти по рынку ценных бумаг  по вопросам, связанным с установлением  новых требований, касающихся регулирования  рынка ценных бумаг, а также  получения необходимых рекомендаций  и разъяснений.

Таким образом, если своевременно учитывать  все факторы влияющие на деятельность фондовых бирж, можно избежать некоторых негативных последствий.

 

 

Заключение

 

Состояние фондового рынка является важнейшим  показателем, характеризующим здоровье экономической системы. Несмотря на пока еще недостаточное развитие важных рыночных институтов, фондовый рынок уже стал одним из важнейших  в этом ряду. Это значит, что перспективы  социально-экономического развития страны в значительной мере зависят от того, что будет происходить с акциями  российских компаний.

Итак, фондовая биржа- это регулярно функционирующий  рынок, на котором осуществляются сделки по ценным бумагам. Ключевое место в  торговой системе и вообще в инфраструктуре финансового рынка занимают биржи. Как изначальные регуляторы рынков ценных бумаг, классические фондовые биржи  исторически являются предшественниками  органов государственного регулирования  на рынках капитала. Фактически регулирование  всей организованной торговли финансовыми  инструментами изначально сосредоточилось  в руках бирж. Впоследствии, стараясь убедить инвесторов в том, что  они защищены от злоупотреблений  корпораций, бумаги которых допущены к торгам, фондовые биржи внедрили для листингованных компаний стандарты корпоративного управления. Биржи установили свои собственные положения, определяющие то, как осуществляется процесс торговли финансовыми инструментами, предложив стандартизированные форматы торговых контрактов брокерам и инвесторам.

Информация о работе История деятельности фондовых бирж России