Инструменты и методы экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Анализ1 (В переводе с др.греческого — разложение, расчленение) — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.
Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием «синтез» (от греч. – sinthesis) соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое. Особое значение анализ и синтез приобрели в экономике, являющейся, как известно, основой всего сущего на планете; забвение экономических проблем, нерешенность экономических задач обрекают на неудачу во всех остальных сферах.

Содержание

I часть
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Назначение и задачи экономического анализа ………………………….…..5
3. Метод экономического анализа и его пять наиболее общих элементов…...8
II часть
Практическая часть:……………………………………………………………..15
4. Классические методы экономического анализа…………………………….15
5. Примеры выполнения методов…………………………………………...….22
6. Заключение……………………………………………………………………30
7. Список используемой литературы…………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

     Iq=q1p0/q0p0 =123/115=1,07. 

     Найдем  индивидуальный индекс изменения Vпр-ва продукции под влиянием изм-я цены:  

     Ip=q1p1/q1p0=133/123=1,08.

     Проверка: Iv=Iq*Ip;

     1,16=1,07*1,08;

     1,16=1,1556.

  1. Проанализировать влияние факторов количества и цены с использованием абсолютных величин (аналогично).
 

      Iv=V1 - V0=q1p1-q0p0=133-115=18 грн.

      Iq=q1p0-q0p0=123-115=8 грн.

      Ip=q1p1-q1p0=133-123=10 грн. 

     Проверка: Iv= Iq+ Ip

     18=10+8

     18=18

     Общий индекс V выпуска продукции составил 1,16 или 116%. Изменения общего индекса составляет 16% или 18 грн. На полученный результат оказали 2 фактора: изменения качества и цены единицы изделия. Индекс изменения качества показывает увеличение V выпуска продукции на 7% или на 8 грн. Индекс изменения цены свидетельствует об увеличении V продукции на 8% или на 10 грн. В целом влияние 2 факторов совпадает с общим изменением Vвыпуска.

     Балансовый  метод

     Используется  при анализе и проверке взаимоувязки плановых и фактических данных, и сводится к балансировке: входные данные с учетом изменения за отчетный период должны соответствовать исходным. Данный метод чаще всего применяется при счетной проверке баланса. Кроме того, этим способом можно проверить правильность остатка оборотных средств.

     Остаток на начало периода + поступления –  выбытие = остаток на конец периода.

     Баланс  продукции:

     Онг+ Nпост = Np+ Nвыб кг

     Npнг+ Nпост - Nвыб кг 

     где Онг – остатки товарной продукции на начало года;

     Nпост – Vпоступления продукции в течение года;

     Np – V реализованной продукции;

     Nвыб – прочее выбытие;

     О кг - остатки товарной продукции на конец года.

     Пример:

     На  любой день - текущий или прошедший - мы можем посчитать Балансовую Стоимость предприятия. Если мы в  определенный день перестанем вести бизнес, продадим все что у нас есть, соберем со всех долги и  заплатим нашим кредиторам, то у нас на руках останется сумма, которая и будет равна Балансовой стоимости. Если мы посчитаем такую стоимость на начало и на конец периода (месяца), вычтем из второго первое, то получим изменение балансовой стоимости за период (месяц), что будет ничем иным как суммой не распределенной прибыли. Если стоимость увеличилась - у нас есть прибыль, если уменьшилась - убыток. Все. 
 

       Рассмотрим пример на организации торгующей коробками с ПО. Допустим на 1.04.10 у этой организации есть следующее: коробок с ПО в общем на сумму 150 000р., долгов перед поставщиками этих коробок и за аренду помещения в сумме на 200 000 р., денег в кассе и на расчетном счете в сумме 10 000 р., долги покупателей на сумму 50 000 р. и оборудование офиса (столы, компы) на сумму 40 000 р. Балансовая стоимость предприятия на начало апреля будет равна:

     БС, тыс.р. = 150 - 200 + 10 + 50 + 40 = 50 . 

     За  апрель  какой-то товар купили, какой-то продали,   расчитались за аренду офиса, но уже выставили счет за еще один и т.д.   Для определения прибыли нам лишь нужно еще раз посчитать Балансовую стоимость по остаткам на конец апреля и сравнить ее со стоимостью на начало месяца. 

     На  конец месяца у организации:

     Активы 

     Остатки ТМЦ (коробки с ПО): 170 000 р.

     Денежные  средства (деньги в кассе и на р/сч.): 40 000 р.

     Дебиторская задолженность (долги покупателей): 40 000 р.

     Основные  средства (столы, компы): 40 000р.

     Пассивы

     Кредиторская  задолженность (долги перед поставщиками): 220 000р.

     Балансовая  стоимость: ??? р.

     БС, тыс.р. = 170 + 40 + 40 + 40 - 220 = 70 .

       Балансовая стоимость увеличилась  на 20 тыс. р. - это и есть прибыль  предприятия за апрель месяц.  Если мы решим потратить эту  прибыль и возьмем из кассы эти 20 000р. то балансовая стоимость сразу же станет равной 50 000р - мы вернемся к тому, с чего начинали. 
 

     Метод цепных подстановок

     Метод цепных подстановок - это определение  количественного влияния фактора  на отклонение исследуемого показателя.

     Требуется определить методом цепных подстановок  влияние на объем продаж (V) трудовых факторов по следующей формуле:

         

     где Ч – среднесписочное число  рабочих;

     Д – среднее число дней, отработанных одним рабочим за день;

     t -  среднее число часов, отработанных одним рабочим за день;

     β - средняя выработка продукции  на один отработанный человеко-день.

     Следовательно, объем продаж равен произведению четырех факторов.

     Исходные  данные приведены в табл.1 

     Таблица 3 – Исходные данные для определения влияния трудовых  факторов  на объем продаж.

      

Факторы План Факт
1. Объем продаж (V), тыс.грн.  2803,80 3155,2
2. Среднесписочное число рабочих  (Ч), чел.          900 1000
3. Среднее число дней, отработанных  рабочим в год (Д). 301 290
4. Среднее число часов, отработанных одним рабочим в день (t). 6,9 6,8
5. Средняя выработка продукции  на отработанный человеко-час  (β)  1,5 1,6
 

     Решение:

     План  продаж перевыполнен на 351,4 тыс.грн. (3155,2-2803,8). Для того, чтобы определить каким  образом влияли на функцию (V) различные факторы, сделаем следующие расчеты.

     Первый  расчет. Все показатели плановые.

           900 · 301 · 6,9 ·1,5 = 2803,8 тыс. грн.

     Второй  расчет.Среднесписочное число рабочих  фактическое, а остальные показатели плановые:

           1000 ·301·6,9·1,5 = 3115,4 тыс. грн.

     Третий  расчет.Число рабочих и число  отработанных ими дней фактические, а остальные показатели плановые:

           1000·290·6,9·1,5 = 3001,5 тыс. грн.

     Четвертый расчет.Число рабочих, число отработанных дней и часов фактические, а выработка  плановая:

           1000·290·6,8·1,5 = 2958 тыс.грн.

     Пятый расчет. Все показатели фактические:

           1000·290·6,9·1,6 = 3155,2 тыс. грн.

     Далее сделаем анализ влияния факторов на объем продаж.

     Отклонение  фактического объема продаж от планового  произошло за счет влияния следующих  факторов:

     1) Увеличение количества рабочих  определяется путем вычитания  из второго расчета первого: 3115,4 – 2803,8 = +311,6 тыс. грн.

     2) Уменьшение числа отработанных  дней – из третьего вычитается  второй результат:

           3001,5 – 3115,4 = -113,9 тыс. грн.

     3) Уменьшение средней продолжительности  рабочего дня – из четвертого  вычитается третий: 2958,0 – 3115,4 = -43,5 тыс.грн.

     4) Повышение среднечасовой выработки: 3155,2 – 2958,0 = +197,2 тыс.грн.

     Общее отклонение: 3155,2 – 2803,8 = +351,4 тыс.грн. или 311,6 – 113,9 – 43,5 + 197,2 = 351,4 тыс.грн.

     Следовательно, два фактора действовали на объем  продаж положительно и два фактора  отрицательно.

     Расчет  показывает, что на предприятии были целодневные и внутрисменные  простои. Если бы предприятие не допустило  рост неявок и внутрисменных простоев, то объем продаж увеличился бы на 157,4 тыс.грн. (113,9 + 43,5).

     Вывод: приведенный расчет показывает, что невыполнение плана по прибыли обусловлено повышением себестоимости 1 ц сахара на 130 тыс. ден. ед., что в расчете на реализованное количество продукции уменьшило прибыль на 37,8 млн. ден. ед. Однако перевыполнение плана реализации продукции и повышение цены компенсировали уменьшение прибыли на 22 млн. ден. ед. (11,5 +10,5). При условии выполнения плана по себестоимости прибыль составила бы 252,0 млн. ден. ед., что на 22 млн. ден. ед. больше плановой.

     Рассмотренную последовательность анализа и технику  его проведения можно применять  для изучения любых хозяйственных  результатов, которые характеризуются  их простой пропорциональной зависимостью от отдельных факторов.

 

      6. Заключение

     Экономический анализ является системой способов изучения (на основе данных учета, отчетности, планов и других источников) достигнутых результатов и состояния хозяйственной деятельности, возможных вариантов ее улучшения в целях контроля за производством и обоснования управленческих решений, направленных на повышение его эффективности.

     В процессе анализа экономические  показатели сопоставляются с плановыми  данными, с показателями прошлых  периодов различных предприятий; определяется положительное и отрицательное влияние факторов на изучаемые показатели, исследуются причины их изменения, формулируются выводы и предложения по дальнейшему, перспективному развитию субъектов хозяйствования.

     Особенностью  метода экономического анализа является то, что он использует систему показателей, которые на том или ином уровне управления наиболее широко характеризуют субъект рыночных отношений, выявляет и измеряет тесноту взаимосвязи этих показателей. Необходимость такого подхода связана с тем, что изучение каждого показателя в отрыве от других порождает ошибочные выводы, не позволяет проникнуть в глубину происходящих процессов, осознать необходимость проведения тех или иных мероприятий.

     Исходя  из этого, метод экономического анализа представляет собой совокупность способов изучения хозяйственной деятельности предприятий путем выявления и определения взаимосвязей изучаемых показателей, расчленения их на составные части и сравнения с другими, измерения величины влияния на изучаемые показатели, как отдельных составных частей, так и совокупности их в единстве и взаимной связи. Существует много способов и приемов, с помощью которых можно провести анализ. Условно они делятся на две группы: традиционные и математические. К первой относятся такие способы и приемы, которые находили применение почти с момента возникновения экономического анализа, а математические – когда был налажен выпуск быстродействующих ЭВМ.

 

      Литература:

 
  1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет .М.: ИНФРА-М, 2007
  2. Баканов, Михаил Иванович, Шеремет, Анатолий Данилович. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов экон.спец. - 4-е изд., доп и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2006.
  3. Борисов, Евгений Филиппович. Экономическая теория: [Учебник для студентов вузов по направлению и спец. "Юриспруденция"]. - М.:Юристъ,
  4. Хендрексон Э.С. Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета. М., 2005
  5. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. М., 2006
  6. Ришар, Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Пер.с фр., под ред. Л.П. Белых. — М.: Аудит, 2004.
  7. Козлова Е.П. и др. "Бухгалтерский учет" - М., "Финансы и статистика", 2004 г. (учебник)
  8. Шадилова С.Н. "Бухгалтерский учет для всех" Книга-пособие - М.. АО ДИС, 2005 г.
  9. Система «Гарант» и «Консультант»
  10. Стоун Д., Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ. СПб.: Литра, 2005 

Информация о работе Инструменты и методы экономического анализа