Финансы, как стоимостная категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы заключается в том, что финансы и финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.
Цель работы - осветить теоретические основы формирования финансов, рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся отдельных звеньев финансовой системы, показать влияние финансов на экономику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические основы формирования финансов………………………..7
Сущность финансов……………………………………………………7
Функции и материальная основа финансов…………………………10
Глава 2. Финансовая система: ее состав, структура и звенья…………………...16
2.1. Понятие финансовой системы………………………………………….16
2.2. Структура и звенья финансовой системы……………………………..19
Глава 3. Влияние финансов на экономику……………………………………….26
3.1. Место и роль финансов в рыночной экономике……………………....26
3.2. Государственные финансы и их влияние на экономику………......…29
Заключение …………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...…38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Ахмедовой А. А..doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     1) зарплата рабочих, служащих, доходы  фермеров, крестьян, занятых в сфере  материального производства;

     2) доходы предприятий сферы материального  производства.

     Однако  первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

     с межотраслевым и территориальным  перераспределением средств в интересах  наиболее эффективного и рационального  использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

     наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

     перераспределением  доходов между различными социальными  группами населения.

     В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

     Активно участвуя в распределении и перераспределении  национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших  при первичном распределении  национального дохода, в пропорции  его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

     Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах  структурной перестройки народного  хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

     Таким образом, перераспределение национального  дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного  хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

     Конечная  цель распределения и перераспределения  национального дохода и ВВП, совершаемых  с помощью финансов, состоит в  развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

     Будучи  инструментом формирования и использования  денежных доходов и фондов, финансы  объективно отражают ход распределительного процесса.

     Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

     В условиях перехода на рыночные отношения  финансовый контроль направлен на обеспечение  финансового развития общественного  и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

     Одна  из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

     Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

     Работники финансовой системы и налоговой  службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной  частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

     Распределительная и контрольная функции - это две  стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

     Инструментом  реализации контрольной функции  финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях  имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

     Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей  или меньшей полнотой, которая  во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для  всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

     Помимо  распределительной и контрольной  функции финансы выполняют также  регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

     Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

     В условиях рыночных отношений финансы  должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается  в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Финансовая система: ее состав, структура  и звенья.

     2.1. Понятие финансовой  системы.

    Финансовые  отношения обслуживают различные  сферы экономики, при этом они  функционируют в соответствии с одинаковыми принципами. Эта общность позволяет их объединить в единую финансовую систему.

    В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к определению  понятия «финансовая система». Вероятно, это связано с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений, оттенков.

    В словаре русского языка Ожегова  под системой понимается и « форма  организации чего-нибудь», и «совокупность  организации, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма общественного устройства».

    Собственно, и финансовая система преимущественно  рассматривается либо как «форма организации», либо как «совокупность  организации».

    Так по мнению Л.А. Дробозиной, финансовая система – это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств». [3]

    Коллектив авторов под руководством Г.Б. Поляка трактует финансовую систему как  «… совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства». [4]

     Имея  ввиду финансовую систему, рассматривается  вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.

     Финансы являются неотъемлемым элементом общественного  производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот  производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

     При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие  черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку  финансовых отношений можно проводить  по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

     Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в  отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

     Таким образом, финансовая система – это  совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в системе которых разными методами формируются и используются денежные фонды государства, организаций и домашних хозяйств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Структура и звенья  финансовой системы.

     Для федеративного государства характерна трехуровневая финансовая система, у которой появляются финансовые отношения членов федерации.

     Финансовая  система РФ, как любого федеративного  государства, также имеет три  уровня: центра, регионов и местных  органов самоуправления. Эта часть финансовой системы находится в распоряжении государства и выступает как централизованные финансы. Одновременно функционируют децентрализованные финансы.

     В целом состав финансовой системы  представлен на рисунке 2.

        

     Финансовая  система - это совокупность органов и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Информация о работе Финансы, как стоимостная категория