Финансовый анализ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть теоретические аспекты анализа в системе управления финансами предприятия. Задача – обосновать принципы и методы анализа в системе управления финансами предприятия, а именно:
- раскрыть теоретические основы финансового анализа;
- раскрыть информационную базу финансового анализа;
- рассмотреть содержание и процедуры предварительного анализа финансового состояния предприятия;
- раскрыть понятие и сущность финансовой устойчивости;
- дать определения и раскрыть понятия ликвидности и платёжеспособности;
- раскрыть сущность анализа деловой и рыночной активности;
- дать определения и раскрыть сущность понятий финансовых результатов и рентабельности деятельности организации.

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 51.79 Кб (Скачать)

Анализ финансовой устойчивости компании рекомендуется проводить как  коэффициентным методом, так и с  помощью анализа показателя "чистых активов".

Коэффициенты, характеризующие  финансовую   устойчивость  предприятия:

 

1. Коэффициент соотношения  заемных и собственных средств. Этот коэффициент дает наиболее общую оценку  финансовой   устойчивости. Показывает, сколько единиц привлеченных средств приходится на каждую единицу собственных:

Кзс = (стр. 590 + стр. 690 - стр. 640 - стр. 650)/(стр. 490 + стр. 640 + стр. 650) ф.№1

Рост показателя в динамике свидетельствует  об усилении зависимости предприятия  от внешних инвесторов и кредиторов. Рекомендуемое значение Кзс < 0,7.

2. Коэффициент автономии. Характеризует независимость предприятия от заемных средств и показывает долю собственных средств в общей стоимости всех средств предприятия. Чем выше значение данного коэффициента, тем финансово устойчивее, стабильнее и более независимо от внешних кредиторов предприятие:

Ка = (стр. 490 + стр. 640 + стр.650)/стр. 700 ф.№1

Нормативным значением показателя считается значение коэффициента автономии  больше 0,5.

3. Коэффициент маневренности  собственного капитала. Показывает, какая часть собственного оборотного капитала находится в обороте. Коэффициент должен быть достаточно высоким, чтобы обеспечить гибкость в использовании собственных средств:

Км = (стр. 490 - стр. 190)/стр. 490 ф.№1

Резкий рост данного коэффициента не может свидетельствовать о  нормальной деятельности предприятия, т.к. увеличение этого показателя возможно либо при росте собственного оборотного капитала, либо при уменьшении собственных  источников финансирования. Рекомендуемое  значение коэффициента 0,2 – 0,5.

4. Коэффициент соотношения  мобильных и иммобилизованных  активов. Показывает сколько внеоборотных активов приходится на каждый рубль оборотных активов:

Км/и = (стр. 190 + стр. 230)/(стр. 290 - стр. 244 - стр. 252) ф.№1

Для данного показателя нормативных  значений не установлено.

5. Коэффициент обеспеченности  оборотного капитала собственными  источниками финансирования. Показывает наличие у предприятия собственных средств, необходимых для его  финансовой   устойчивости :

Ко = (стр. 490 - стр. 190)/(стр. 290 - стр. 230) ф.№1

В методической литературе указывается  что, предприятие обеспечено собственными источниками финансирования оборотного капитала при значении коэффициента ≥ 0,1.

Анализ устойчивости финансового  состояния на ту или иную дату позволяет  выяснить, насколько правильно предприятие  управляло финансовыми ресурсами  в течение периода, предшествующего  этой дате. Важно, чтобы состояние  финансовых ресурсов соответствовало  требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку  недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная – препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Таким образом, сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов.

 

5. Анализ ликвидности  и платёжеспособности предприятия

Итак, ликвидность – это способность  фирмы:

1) быстро реагировать на неожиданные  финансовые проблемы и возможности;

2) увеличивать активы при росте  объема продаж;

3) возвращать краткосрочные долги  путем обычного превращения активов  в наличность.

Проще говоря, ликвидность – это способность материальных ценностей быстро и без проблем превращаться в денежные средства, денежные активы для погашения долгов, проведения оплаты, сделок или для собственных нужд. 
При этом ликвидные материальные ценности сохраняют свой номинал стоимости.

Ликвидность характеризует соотношение  различных статей текущих (оборотных) активов и пассивов фирмы и, таким  образом, наличие свободных (не связанных  текущими выплатами) ликвидных ресурсов.

В зависимости от степени ликвидности  активы предприятия разделяются  на следующие группы:

А1. Наиболее ликвидные активы. К ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения.

А2. Быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.

A3. Медленно реализуемые активы - статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, налог на добавленную стоимость, дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы.

А4. Трудно реализуемые активы - статьи раздела I актива баланса - внеоборотные активы.

Пассивы баланса группируются по степени  срочности оплаты:

П1. Наиболее срочные обязательств, к ним относится кредиторская задолженность.

П2. Краткосрочные пассивы - это краткосрочные заемные средства и др.

П3. Долгосрочные пассивы - это статьи баланса, относящиеся к V и VI разделам, т.е. долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей.

П4. Постоянные пассивы или устойчивые - это статьи IV раздела баланса "Капитал и резервы". Если у организации есть убытки, то они вычитаются.

Абсолютно ликвидный баланс

А1 ≥ П1

А2 ≥ П2

А3 ≥ П3

А4 ≤ П4




 

 

 

 

Еще одним из показателей, характеризующих  финансовое состояние предприятия, является платежеспособность.

Под платёжеспособностью предприятия  подразумевают:

1) Его способность в срок и в полном объёме удовлетворять платёжные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет.

2) Возможность регулярно и своевременно погашать долговые обязательства определяются в конечном итоге наличием у предприятия денежных средств, что зависит от того, в какой степени партнёры выполняют свои обязательства перед предприятием.

Итак, платежеспособность – это возможность организации вовремя оплачивать свои долги. Это основной показатель стабильности ее финансового состояния. Иногда вместо термина «платежеспособность» говорят, и это в целом правильно, о ликвидности, т. е. возможности тех или иных объектов, составляющих актив баланса, быть проданными. Это наиболее широкое определение платежеспособности.[15] В более тесном, конкретном смысле платежеспособность – это наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей погашения в ближайшее время.

Анализ платёжеспособности необходим  не только для предприятия с целью  оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних  инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостовериться в  кредитоспособности заёмщика. То же должны сделать и предприятия, которые  хотят вступить в экономические  отношения друг с другом. Особенно важно знать о финансовых возможностях партнёра, если возникает вопрос о  предоставлении ему коммерческого  кредита или отсрочки платежа.

Главная цель анализа платёжеспособности — своевременно выявлять и устранять  недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения  финансовых возможностей предприятия.

Основными источниками информации для анализа платёжеспособности и кредитоспособности предприятия  служат бухгалтерский баланс (форма  № 1), отчёт о прибылях и убытках (форма № 2), отчёт о движении капитала (форма № 3) и другие формы отчётности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учёта, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             6. Сущность анализа деловой и рыночной активности

Рыночная активность анализируется на основе оценки стоимости акций предприятия. Простая акция компании имеет номинальную, эмиссионную, балансовую, рыночную и реальную (пересчитанную с учетом временной стоимости денег) стоимость. Для эффективно функционирующей компании эти стоимости должны возрастать от номинальной до реальной.

1. Прибыль на одну акцию характеризует долю чистой прибыли, приходящуюся на одну обыкновенную акцию в обращении.

К1 = (чистая прибыль – дивиденды по привилегированным акциям) / количество обыкновенных акций в обращении

Этот показатель в условиях рыночной экономики является одним из наиболее важных показателей, влияющих на рыночную стоимость акций компании.

2. Соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию отражает отношения между компанией и ее акционерами. Этот коэффициент показывает, сколько денежных средств согласны заплатить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли компании.

К2 = рыночная стоимость акции / прибыль на акцию 

3. Балансовая стоимость одной акции показывает стоимость чистых активов (собственного капитала) предприятия, которая приходится на одну обыкновенную акцию в соответствии с данными бухгалтерского учета и отчетности.

К3 = (стоимость акционерного капитала – стоимость привилегированных  акций) / число обыкновенных акций  в обращении

4. Соотношение рыночной и балансовой стоимости одной акции показывает рыночную стоимость одной акции в сравнении с ее балансовой стоимостью.

К4 = рыночная стоимость акции / балансовая стоимость акции

5. Доходность акции рассчитывается  через коэффициенты текущей и  совокупной доходности. Под текущей  доходностью понимают, прежде всего,  дивиденды, которые получит владелец  акции. Этот коэффициент называется дивидендным доходом или нормой дивиденда и рассчитывается:

К5 = дивиденд на акцию / рыночная стоимость акции

6. Доходность акции может быть рассчитана также с учетом курсовой разницы, которую владелец может получить при продажи акции.

К6 = (дивиденд + (цена покупки акции – цена продажи)) / цена покупки акции

7. Доля выплачиваемых дивидендов (коэффициент выплаты дивидендов) указывает, какая часть чистой прибыли была израсходована на выплату дивидендов.

К7 = дивиденд на одну акцию / чистая прибыль на одну акцию

Особенностью данного коэффициента является то, что не существует его  «хорошего» или «плохого» уровня. Наиболее общим критерием является то, что он должен превышать 1. Если это условие соблюдается, то прибыль организации в отчетном году обеспечивает выплату дивидендов акционерам компании. Превышение данным коэффициентом единицы свидетельствует либо о нерациональной дивидендной политики компании, либо о её финансовых затруднениях.

Что касательно деловой активности, то она имеет тесную взаимосвязь с другими важнейшими характеристиками предприятия. Прежде всего, речь идет о влиянии деловой активности на инвестиционную привлекательность, финансовую устойчивость, кредитоспособность. Высокая деловая активность хозяйствующего субъекта мотивирует потенциальных инвесторов к осуществлению операций с активами этой компании, вложению средств. Являясь важнейшей характеристикой функционирования коммерческой организации, деловая активность может быть оценена с помощью ряда показателей, а, следовательно, является объектом экономического анализа в рамках анализа деловой активности. [14]

Информационной базой для анализа  деловой активности традиционно  является бухгалтерская отчетность организации. Для целей внутреннего  анализа могут также использоваться данные синтетического и аналитического учета.

С точки зрения отечественных ученых в области учета и анализа, деловая активность организации есть не что иное, как результативность и эффективность производственно-коммерческой деятельности.

Анализ и оценка деловой активности осуществляется на качественном и количественном уровнях. Анализ на качественном уровне предполагает оценку деятельности предприятия  по неформальным критериям: широта рынков сбыта (внутренних и внешних), деловая  репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков  и покупателей, долгосрочных договоров  купли-продажи, имидж, торговая марка  и пр. Количественные критерии деловой  активности характеризуются системой абсолютных и относительных показателей. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объём реализованной продукции, товаров, работ, услуг, прибыль, величину авансируемого капитала, оборотных  средств, денежных потоков и др. Целесообразно  сравнивать эти параметры в динамике за ряд периодов (месяцев, кварталов, лет).

Деловая активность предприятия в  финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его  средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней  и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости. [13]

Показатели оборачиваемости показывают, сколько раз за анализируемый период оборачиваются те или иные активы предприятия. Обратная величина, помноженная на 360 дней (или количество дней в анализируемом периоде), указывает на продолжительность одного оборота этих активов. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. А увеличение скорости оборота средств отражает повышение производственно-технического потенциала предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота капитала отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия. Для этого рассчитываются показатели оборачиваемости, дающие наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности.

 

 

             7. Анализ финансовых результатов и рентабельности

                                  деятельности организации

 В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен: самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. Получение прибыли является непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рынка. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство. Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции и на снижение затрат. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. В условиях рынка субъект хозяйствования стремится, если не к максимальной прибыли, то к такой величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечит его выживаемость.

Информация о работе Финансовый анализ предприятия