Финансовая система КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:19, реферат

Описание работы

Анализ закономерностей развития финансов в различных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии этих общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существова-ние государства как субъекта этих отношений.

Содержание

Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и значение финансов 5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов 5
1.2. Роль финансов в решении социальных проблем. Финансовые методы повышения жизненного уровня населения в Кыргызстане. 12
Глава II. Финансовая система Кыргызской Республики. 19
2.1. Общая характеристика финансовой системы КР 19
2.2. Структурные реформы финансовой системы Кыргызской Республики 25
2.3. Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской 33
Республики 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 42

Работа содержит 1 файл

финансовая система КР.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

 При этом необходимо различить  финансы государственных, кооперативных,  частных, акционерных фирм и предприятий, поскольку они связаны с функционированием различных форм собственности в многоукладной экономике.

Централизованные финансы формируются за счет фондов денежных средств фирм и отраслей макроэкономики. Централизованные финансы состоят из следующих звеньев: 1) фонды социального страхования; 2) фонды имущественного и личного страхования; 3) государственный бюджет; 4) кредит.

Финансы представляют собой экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием центральных и децентральных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Для осуществления этих задач государственные  финансовые учреждения должны вступать в определенные финансовые отношения, касаются ли они отношений с налогоплательщиками, лицами, получающими пенсии, пособия по безработице и другие виды социальной помощи, либо отношений с индивидуальными государствами.

Вся совокупность таких отношений  и составляет финансовую систему, которую можно разделить на несколько крупных сфер такие как: финансы предприятий; учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка  финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающий определяющее влияние на состав и назначение целевых фондов.

Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.

В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Все вышеперечисленные финансовые отношения обобщенно можно представить в следующем, классическом виде:


 



 

         


 

 

 

Рис. Финансовая система  Кыргызской Республики

 

Финансовая система характеризуется  не только составом входящих в нее  звеньев, но и финансовыми потоками, связывающими главные сферы финансовых отношений. К главным сферам финансовых отношений можно отнести: государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, банки, домашние хозяйства. Также, финансовые потоки связывают эти сферы с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков.

Каждое звено, перечисленных сфер финансовой системы, определенным образом влияет на процесс  воспроизводства и имеет свои функции. Так, финансы предприятий  обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП (ВВП - это есть стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени), распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства.

Через государственный  бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения.

Как уже говорилось выше в соответствии с общей природой экономических  систем обычно выделяют два основных типа построения финансовой системы. Первый тип, получивший название демократического централизма, присущ административно-командной экономике и получил распространение в Советском Союзе и странах Восточной Европы.

 При централизованном планировании  экономической жизни на первый план выдвигался не столько демократический характер создаваемой финансовой системы, сколько ее командный характер, обязывающий нижестоящие финансовые учреждения точно выполнять директивные указания центра. Тем не менее, даже в этих условиях, нижестоящим учреждениям представлялась определенная самостоятельность в решении региональных и местных финансовых проблем.

 В централизованной финансовой  системе Советского Союза в  руках государства находилась  большая часть данных средств.  К централизованным финансам относились государственный бюджет, финансы социального, государственного имущественного и личного страхования.

К децентрализованным причислялись финансы  предприятий, организаций и учреждений, хотя их расходование строго контролировалось финансовыми учреждениями соответствующих государственных структур. Даже министерство финансов, банки и кредитные учреждения союзных республик имели двойное подчинение - центру и республиканским органам.

В бюджет доходы поступали преимущественно  от государственных предприятий, а также от населения. Большая часть расходов бюджета направлялась на финансирование предприятий. В основном совпадали статьи доходов и расходов союзных и республиканских бюджетов, следовательно не было независимой финансовой политики союзных республик.

Второй тип построения финансовой системы называется фискальный федерализм. По такому типу построены финансовые системы развитых индустриальных стран. Как показывает само название, в них государственные, федеральные бюджеты и налоги отделены от бюджетов и налогов штатов (США), земель (Германия), кантонов (Швейцария). Это означает, что в государственный бюджет не входят бюджеты участников федераций и местных самоуправлений.

Такой федерализм предполагает проведения самостоятельной  фискальной политики, с одной стороны, государством или федерацией в целом, а с другой - участниками федерации и муниципалитетами.

В современных  условиях финансовая система состоит  из крупных сфер, таких как: государственные  финансы, страхование, финансы предприятий, учреждений, организаций. При этом каждая сфера делится на звенья. Кратко остановимся на некоторых сферах и звеньях финансовой системы.

Государственная финансовая система в странах  с рыночной экономикой включает несколько  звеньев: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды.

Центральное место  в финансовой системе занимает государственный  бюджет, который использует правительство для финансирования своей деятельности, и с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого  положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости финансовую поддержку. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным фондам, в виде субсидий и кредитов, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Слово "бюджет" английского происхождения. Оно  означает чемодан, мешок с деньгами.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Утверждается законодательными органами власти - Жогорку Кенеш2.

Вторым звеном финансовой системы  являются местные (муниципальные) финансы.

Финансовой базой местных органов  власти являются их бюджеты. Бюджетные  и имущественные права местных  органов власти дают им возможность  составлять, утверждать и исполнять местные бюджеты. Они распоряжаются переданными в их ведение предприятиями и получают от них доходы.

Местный бюджет укрепляет экономическую  самостоятельность местных органов  власти; активизирует их хозяйственную  деятельность, позволяет им развивать  инфраструктуру на подведомственных территориях, расширять экономический потенциал региона, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов.

Местные (муниципальные) финансы - это  система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Местные бюджеты не являются составной частью государственного бюджета, они входят, наряду с государственным бюджетом, в консолидируемый бюджет общества.

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль местных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина местных финансов растет и во многих странах составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.

Третьим, важным звеном финансовой системы  являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их исполнения регламентируется финансовым планом.

Внебюджетные фонды - один из методов  перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:

1. обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер экономики.

2. расширение социальных услуг  населения.

Первоначально внебюджетные фонды  появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер.

С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали  свое существование. К таким фондам относится, например, фонд для финансирования строительства новой железной дороги, социальные фонды, фонды, используемые для антиинфляционного регулирования экономики, для содержания аэропортов, электростанций, инвестиционные фонды (используются для финансирования создания новых компаний) и др. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

Наряду с выше перечисленными звеньями, важную роль в финансовой системе занимает финансовый рынок. С помощью него в рыночной экономике стали формироваться финансовые ресурсы, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование.

Финансовый рынок представляет собой особую форму организации движения денежных средств в экономике и функционирует как в виде рынка ссудных капиталов (это сфера деятельности коммерческих банков), так и рынка ценных бумаг.

Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребления в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников удовлетворения этой потребности. Как правило денежные средства имеются у одних владельцев, а инвестиционные потребности возникают у других. Поэтому для аккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования и предназначен финансовый рынок, функциональное назначение которого состоит в посредничестве движению денежных средств от их владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам). Таким образом финансовый рынок - это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал.

Главная функция финансового рынка  состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

Аккумуляция временно свободных денежных средств и их инвестирование в затраты осуществляется посредством обращения на финансовом рынке ценных бумаг.

В качестве самостоятельной части  финансового рынка можно выделить такую специфическую сферу, как страхование.

Страхование является частью категории  финансов, и оно относится к  сфере перераспределительных отношений.

Страхование представляет собой особую сферу перераспределительных отношений  по поводу формирования и использования  целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.

По экономической сущности страхование  является одним из стратегических секторов экономики, призванных обеспечить социально-экономическую стабильность в обществе. Развитие общественного производства предполагает создание страховых фондов.

Таким образом финансовая система  Кыргызской Республики является важнейшим  элементом экономики страны, ее можно сравнить с кровеносной системой организма. Как и в организме, сбой в какой-нибудь сфере финансовой системы повлечет за собой изменения в других сферах финансовой системы.

В связи с чем проблема организации  четкого функционирования финансовой системы КР, ее модернизации и совершенствования является актуальной задачей. Слаженная работа финансовой системы деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств в производство и социальную сферу и т.п. - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах; они глубоко волнуют каждого из нас.

Информация о работе Финансовая система КР