Финансовая отчетность и анализ ее основных показателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и

отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса

распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности – МСФО, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности – КМСФО (International Accounting Standard Committee – IASC).

Содержание

Содержание………………………………………………………………….2

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава I. Годовая бухгалтерская отчетность, порядок ее составления…………………………………………………………………..4

1.1. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ. .4

1.2. Состав, структура и требования предъявляемые к бухгалтерской отчетности.. …………………………………………………………………10

1.3. Порядок составления и формирование показателей бухгалтерской отчетности……………………………………………………………………19

Глава II. Бухгалтерская отчетность, как информационная база для проведения финансового анализа………………………………………28

2.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность – как

база для проведения финансового анализа…………………………………28.

2.2. Анализ расчета показателей ликвидности,

платежеспособности и финансовой устойчивости……………………. 33

2.3. Анализ расчета показателей финансовых

результатов, рентабельности и деловой активности предприятия……38

Заключение. …………………………………………………………………….41 Список литературы…………………………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 147.58 Кб (Скачать)

изменения в  законодательстве. В минувшем году их немало. Помимо новых форм отчетности, были внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета. Этот документ дополнили новыми счетами 09 и 77 для учета отложенного налога на прибыль. Разъяснил Минфин и как отражать расходы по НИОКР. Стоимость тех работ, которые дали результаты и разработки которых будут использоваться в дальнейшем, теперь надо учитывать в составе нематериальных активов на счете 04.

Кроме того, с 1 января 2003 года начали действовать сразу  четыре новых

Положения по бухгалтерскому учету: «Информация о прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), «Учёт расходов на научно-исследовательские, опытно- конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), «Учёт расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) и «Учёт финансовых вложений» (ПБУ 19/02). Таким образом, составляя годовую отчетность, бухгалтер должен учитывать требования этих стандартов бухгалтерского учета. Также необходимо отметить, что в 2003 году были выпущены Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Появилась и методичка по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации предприятий. И наконец, самое свежее нововведение. Снова появились официально утверждённые коды строк в формах отчетности – они нужны для органов статистики. Коды приведены в совместном приказе Госкомстата России и Минфина России от 14

ноября 2003г. № 475/102н. В марте 1998 года Правительство РФ приняло решение о реформировании бухгалтерского учёта в стране в соответствии с МСФО. Летом 1999 года Министр финансов РФ, в интервью информационному бюллетеню "Accounting Report" сказал, что в 1999 году "продвижение этих инструментов идёт достаточно успешно. Но хочу ещё раз подчеркнуть, что это не будет полная копия МСФО. Так не получится в силу того, что нельзя рассматривать систему бухгалтерского учёта «изолировано». Прежде всего, её нельзя отрывать от отечественных учётных традиций и законодательства. Раньше планы счетов не менялись десятилетиям - это было оправдано в плановой экономике, но совершенно нетерпимо в современных рыночных условиях. Новые национальные стандарты и ранее действующий план счетов не позволяли составлять финансовую отчётность в полном соответствии с МСФО, да для большинства российских организаций этого и не требуется. Компании, входящие в листинг на мировых фондовых биржах или планирующие продвижение на мировые фондовые рынки своих финансовых инструментов, обязаны составлять и представлять финансовую отчётность в полном соответствии с требованиями МСФО. В мае 1999 года Министерство финансов РФ разрешило таким компаниям представлять сводную финансовую отчётность консолидированной группы организаций в полном соответствии с МСФО и не составлять таковую по российским стандартам и правилам. Но воспользоваться этим решением весьма не

просто, так как  применяемый в России сокращённый План счетов бухгалтерского учёта не позволяет получить однозначно идентифицируемую развёрнутую информацию по методике МСФО, обеспечить необходимые данные для требуемого раскрытия отчётной информации.

Компании составляют свою финансовую отчётность по российским правилам, а затем прибегают к весьма дорогостоящим услугам аудиторских фирм для трансформации этой отчётности в соответствии с МСФО, но добиться необходимой прозрачности трансформированной финансовой отчётности не удаётся из-за недостаточности учётной информации, на что постоянно жалуются иностранные пользователи отчётности. Российские компании на мировых фондовых рынках оказываются в неравных условиях с другими компаниями, сталкиваются с неоправданными трудностями в отношениях с инвесторами. В течение трех лет проводилась разработка проекта плана счетов плана счетов бухгалтерского учёта коммерческой, финансовой и производственной деятельности в РФ. После неоднократных обсуждений на заседаниях методологического совета по бухгалтерскому учёту и отчётности Министерства финансов РФ был избран европейский подход к разработке плана счетов для российских организаций.

В плане счетов отдельными массивами выделяются счета  финансового учёта – балансового и забалансового – и управленческого учёта. Последние позволяют получить конфиденциальную учётную информацию для внутреннего управления компанией. Все счета разделены на десять классов. Первые семь классов от нулевого до шестого относятся к финансовому учёту, седьмой и восьмой – к управленческому учёту. В девятый (последний) класс объединены забалансовые счета. Все классы

подразделяются  на группы счетов. Каждая группа включает до девяти однородных счетов, что позволяет почти на порядок увеличить число применяемых счетов по сравнению с ранее действующим планом.

     Расширенная номенклатура синтетических счетов разрешает получить на счетах прозрачную и детальную информацию для составления надёжной и полезной для пользователей финансовой отчётности в полном соответствии с МСФО. Выделение отдельных классов счетов для учёта расходов и доходов позволяет формировать на счетах финансового учёта данные для составления налоговой отчётности. План счетов не заменяет и не подменяет стандарты бухгалтерского учёта и финансовой отчётности. Он определяет только методику единообразного отражения и обобщения

на счетах данных о фактах хозяйственной деятельности, характеризует содержание конкретных счетов, указывает возможную их корреспонденцию, значение и интерпретацию сальдо на счетах.

     Учётная политика определяет содержание и оценку записей на счетах

и получение  в системе финансового учёта  существенной, понятной и надёжной информации для составления финансовой отчётности со всеми примечаниями и раскрытиями, которые требуют МСФО. Учётная политика должна предусматривать содержание и структуру форм отчётности, а также перечень проектируемых показателей и других данных, подлежащих раскрытию в приложениях к финансовым отчётам.

Финансовая отчётность – важнейшее средство отражения  хозяйственной

деятельности  компании, поэтому необходимо оценить, каким образом недостатки российских правил ведения бухгалтерского учёта влияют на рыночные показатели российских предприятий.

Между российской системой бухгалтерского учёта (РСБУ) и МСФО не существует фундаментальных отличий, препятствующих проведению осмысленного анализа деятельности российских компаний. Однако, несмотря на то, что по своей форме финансовая отчётность, составленная по российским стандартам приближается к отчётности по МСФО, в плане содержания всё ещё имеется целый ряд расхождений. В результате таких расхождений стоимость активов и рентабельность компаний в российском учёте, как правило, оказываются завышенными, поэтому перед сопоставлением российских и зарубежных компаний следует устранить данные различия.

     Основные отличия МСФО И РСБУ включают:

В РСБУ провозглашаются  те же самые принципы, что и в  МСФО, однако наблюдается некорректное применение данных принципов на практике.

·        В РСБУ не учитывается изменения  покупательной способности рубля, что не позволяет в условиях высокого уровня инфляции проводить сопоставление показателей за различные периоды.

·        Требования к составлению сводной  финансовой отчётности по российским

стандартам появились  совсем недавно, поэтому не существует достаточной

практики их применения, что позволяет крупным  интегрированным компаниям манипулировать показателями своей финансовой отчётности.

·        Финансовая отчётность по российским стандартам по-прежнему нацелена на удовлетворение информационных потребностей налоговых и надзорных органов. Как следствие, компании занижают свои операционные расходы, относя расходы непосредственно на капитал, не отражая налоговые штрафы и неверно классифицируя "прочие затраты".

·        В российской практике учёта руководству  компаний не разрешается

использовать  своё профессиональное суждение для  отражения справедливой

рыночной стоимости  активов и экономического содержания операций. Как правило, это приводит к превышению балансовой стоимости активов над их справедливой рыночной стоимостью, завышению срока полезного использования активов и применению чрезмерно высоких коэффициентов при переоценке активов в период гиперинфляции.

                                                              Таблица №1.

  Сходства и различия  в отражении элементов  в РФ и в соответствии  с МСФО.

    

Признак сравнения МСФО Концепция бухучета в Российской Федерации Нормативные акты Российской Федерации
Признание элементов финансовой отчетности Существует  вероятность получения или утраты экономической выгоды и стоимость  объекта может быть надежно измерена Трактовка совпадает  с трактовкой в МСФО Понятие признания  элементов финансовой отчетности отсутствует
Оценка  элементов финансовой отчетности Фактическая стоимость  приобретения, восстановительная стоимость, возможная цена продажи Перечень методов  оценки в целом совпадает с  перечнем МСФО Используется  в основном первоначальная стоимость
Перечень  элементов баланса Не устанавливается  строгий перечень, выделяются статьи, которые должны раскрываться как  минимум Не рассматривается  данный вопрос Большинство статей баланса в форме №1 соответствует  статьям МСФО, но есть
 

На парламентских  слушаниях в Государственной  Думе РФ по теме международных стандартов финансовой отчётности высказывались предложения в течение 3-5 лет полностью перейти в России на МСФО при составлении отчётности и ведении бухгалтерского учёта во всех российских организациях.

    

1.2. Состав, структура  и требования предъявляемые к бухгалтерской отчетности 

Состав годовой  бухгалтерской отчетности российских организаций, как единой системе данных об их имущественном и финансовом положении, и результатах хозяйственной деятельности, которая формируется на основе данных бухгалтерского учета и состоит из следующих отчетных форм:

1.     Бухгалтерский баланс – форма  № 1;

2.     Отчет о прибылях и убытках  – форма № 2;

3.     Отчет об изменениях капитала  – форма № 3;

4.     Отчет о движении денежных  средств - форма № 4;

5.     Приложения к бухгалтерскому  балансу – форма № 5;

6.     Пояснительная записка;

7.     Итоговая часть аудиторского заключения (если организация в

соответствии  действующим законодательством  должна пройти обязательную

аудиторскую проверку).

Содержание форм годовой бухгалтерской отчетности меняется периодически, с изменением ПБУ. С 1 января 2003г. рекомендуются Министерством финансов РФ применение новых бланков для годовой отчетности российских организаций (приказ Минфина России от 22 июля 2003г. № 67н. «О формах бухгалтерской отчетности организаций».).

Случаи, когда  организация обязана проводить  обязательную аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности, приведены в статье 7 Федерального закона от 7 августа 2001г. № 119 – ФЗ «Об аудиторской деятельности» в частности, так должны поступать открытые акционерные общества.

Особенностью  составления бухгалтерской отчетности является отказ от ее

типовых форм. Российским организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе предложенных Минфином России образцов при соблюдении общих требований к отчетной информации, как полнота, существенность, нейтральность, изложенных в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская

отчетность организации». Необходимо руководствоваться также  Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и иными положениями, рекомендациями и указаниями, регламентирующими вопросы составления отчетности. При этом в индивидуальных формах должна быть соблюдена кодификация образцов.

Информация о работе Финансовая отчетность и анализ ее основных показателей