Бизнес-планирование в сфере сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:11, контрольная работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является углубление теоретических знаний и приобретение практических навыков бизнес-планирования по всем аспектам составления такого важного документа, как бизнес-план.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
• продемонстрировано знание теоретических вопросов бизнес-планирования;
• сформулирована суть и потенциальный эффект бизнес-проекта;

Содержание

Введение……………………………………………………………….........……3
1. Оценка рисков инвестирования в бизнес-планировании……………..........5
1.1. Сущность рисков и их классификация………………………………....5
1.2. Источники, анализ и оценка рисков…………………………………...10
2. Практическая часть……………………………………………………….….21
2.1. Резюме……………………………………………………………….…..21
2.2. Организационный план……………………………………………...…24
2.3. Маркетинговый план……………………………………………….......25
2.4. Финансовый план………………………………………………….……27
Заключение………………………………………………………………….......33
Литература…………………………………………………………………...….34

Работа содержит 1 файл

бизнес-планирование в сфере сервиса - вариант 2.doc

— 967.50 Кб (Скачать)

- 2 -

 

ПЛАН

стр.

Введение……………………………………………………………….........……3

1. Оценка рисков инвестирования в бизнес-планировании……………..........5

1.1. Сущность рисков и их классификация………………………………....5

1.2. Источники, анализ и оценка рисков…………………………………...10

2. Практическая часть……………………………………………………….….21

2.1. Резюме……………………………………………………………….…..21

2.2. Организационный план……………………………………………...…24

2.3. Маркетинговый план……………………………………………….......25

2.4. Финансовый план………………………………………………….……27

Заключение……………………………………………………………….......33

Литература…………………………………………………………………...….34

 

 


Введение

 

Любое коммерческое мероприятие принято начинать с составления бизнес-плана. Такие планы нужны всем: банкам и спонсорам, у которых предприниматель собирается брать кредиты для создания своего дела; сотрудникам уже действующей фирмы для понимания целей, задач и перспектив развития предприятия; самому предпринимателю, для того чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их на целесообразность и реалистичность.

Сложности перехода к рыночной экономике в России обусловлены не только слабостью законодательной базы и медленными темпами реформирования национальной экономики, но и недостаточным уровнем профессиональной подготовленности руководителей и менеджеров различных категорий рынка. Такое положение во многом объясняется и массовой психологией работников, особенно средних и крупных предприятий, отдающих предпочтение производителю, а не потребителю. Рыночное сознание обусловлено иным видением взаимосвязей сферы производства и потребления. Рыночная экономика базируется на таком производстве товаров и услуг, которые потребляются. Производится только то, что купит потребитель.

Начиная новый бизнес или реконструируя действующее предприятие, главный вопрос, который интересует предпринимателя, это потребности рынка. Сами же потребности со временем изменяются, трансформируются требования к качеству и функциональным возможностям товаров. Такое динамичное положение на рынке необходимо учитывать при разработке нового товара, организации и финансировании его производства. Проще говоря, перед началом каждого нового периода совершенствования производства, расширения видов деятельности и номенклатуры товаров необходимо ответить на вопрос: стоит ли вкладывать деньги и затрачивать усилия на конкретную деятельность? Инструментом решения этой проблемы служит бизнес-план. Его разработка позволяет согласовать возможности предприятия (предпринимателя) с потребностями рынка на определенный период.

Бизнес-план является составной частью текущего и стратегического планирования развития предприятия (компании, фирмы). Язык бизнес-плана широко распространен во всем мире среди предпринимателей. В этих условиях освоение методов такого вида планирования является необходимым элементом перестройки мышления всех категорий работников на рыночный способ хозяйствования.

В данной работе мы рассмотрим вопросы разработки проектов бизнес-планов, а также методику оценки рисков инвестирования в процессе осуществления данной деятельности.

Целью написания курсовой работы является углубление теоретических знаний и приобретение практических навыков бизнес-планирования по всем аспектам составления такого важного документа, как бизнес-план.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

      продемонстрировано знание теоретических вопросов бизнес-планирования;

      сформулирована суть и потенциальный эффект бизнес-проекта;

      проведены маркетинговые исследования для определения потенциального спроса на товары/услуги, которые планируются к производству;

      осуществлена оценка эффективности бизнес-проекта;

      оценены риски при осуществлении бизнес-плана.

 

 


1. Оценка рисков инвестирования в бизнес-планировании

 

1.1. Сущность рисков и их классификация

 

В предварительном технико-экономическом обосновании инвестиционных проектов необходимо учитывать факторы неопределенности и рисков.

Неопределенность — неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе о затратах и результатах. Неопределенность существует, когда вероятности последствий могут оцениваться субъективно, так как отсутствуют данные предшествующего периода.

Риск — неопределенность, связанная с возможностью возникновения неблагоприятных ситуаций и последствий в ходе реализации проекта. Риск присутствует, когда вероятности, связанные с различными последствиями, могут оцениваться на основе данных предшествующего периода.

Предпринимательский риск — это риск неполучения ожидаемых доходов от предпринимательской деятельности. Он регулируется ст. 933 ГК РФ. Страховой стоимостью предпринимательского риска является сумма убытков от предпринимательской деятельности, которую страхователь, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхового случая.

В расчетах эффективности предполагается учет факторов риска и неопределенности, величина и действие которых различны. Наиболее существенными представляются следующие их виды:

      нестабильность экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;

      неопределенность политической ситуации, вероятность неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе;

      неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии;

      колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.;

      неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;

      опасные производственно-технологические ситуации — аварии и отказы оборудования, производственный брак и т.п.;

      неопределенность целей, интересов и поведения участников;

      неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

Для учета факторов неопределенности и риска при оценке эффективности проекта используется по возможности вся имеющаяся информация об условиях его реализации. При этом применяются следующие три метода (в порядке повышения точности):

1) проверка устойчивости;

2) корректировка параметров проекта и экономических нормативов;

3) формализованное описание неопределенности.

И. Т. Балабанов и В. Н. Степанов квалифицируют систему рисков по различным категориям, группам, видам, подвидам и разновидностям рисков (рис. 1.1).

Проект считается устойчивым и эффективным, если во всех рассмотренных ситуациях интересы участников соблюдаются, а возможные неблагоприятные последствия устраняются за счет создания запасов и резервов или возмещаются страховыми выплатами.

 

Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями предельного уровня объемов производства, цен производимой продукции и других параметров проекта. При этом предельное значение каждого параметра проекта для t-го года его реализации определяется как такое значение этого параметра в t-м году, при котором чистая прибыль участника в данном году становится нулевой.


Рис. 1.1. Система рисков (по И.Т. Балабанову и В.Н. Степанову)

 

Одним из таких параметров является точка безубыточности. Для подтверждения работоспособности проектируемого производства (на данном шаге расчета) необходимо, чтобы значение точки безубыточности было меньше значений номинальных объемов производства и продаж (на этом шаге). Чем дальше от них значение точки безубыточности (в процентном отношении), тем устойчивее проект.

Создание системы антикризисного управления предприятием невозможно без оценки его исходного (текущего) состояния, которая включает анализ финансового состояния предприятия и оценку стоимости предприятия.

Анализ финансовой устойчивости ориентирован на оценку надежности предприятия с точки зрения его платежеспособности. Путем анализа устанавливается тип финансовой устойчивости:

      абсолютный — собственные оборотные средства обеспечивают запасы и затраты;

      нормальный — запасы и затраты обеспечиваются суммой собственных оборотных средств и долгосрочными заемными источниками;

      неустойчивый — запасы и затраты обеспечиваются за счет собственных оборотных средств, долгосрочных заемных источников и краткосрочных кредитов и займов;

      кризисный — запасы и затраты не обеспечиваются источниками их формирования, предприятие находится на грани банкротства.

Анализ ликвидности баланса также характеризует платежеспособность предприятия как способность рассчитываться по своим обязательствам; ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

Методика оценки инвестиционных проектов с учетом факторов риска основана на заинтересованности всех участников проекта в том, чтобы исключить возможность провала проекта или хотя бы убытка для себя, однако ни у кого из них нет полной уверенности в благополучном исходе.

Возможность риска присутствует всегда. Для снижения потерь от возможных просчетов предусматриваются специальные процедуры, помогающие учесть неопределенности и риски на всех этапах реализации проекта. Перед экспертом стоят следующие задачи:

      выявление рисков;

      определение их потенциальной опасности;

      определение способа снижения риска на каждом этапе осуществления проекта;

      организация работы по управлению рисками.

При предварительном технико-экономическом обосновании проекта необходимо представлять, с какими рисками предстоит иметь дело, т.е. квалифицировать их.

1. Внешне непредсказуемые риски: неожиданные государственные меры регулирования экономики; природные катастрофы; преступления; внешние экологические и социальные эффекты.

2. Внешне предсказуемые риски: рыночные — трудности с получением сырья, повышение стоимости, изменение требований потребителей; действия конкурентов; операционные; недопустимые экологические воздействия; отрицательные социальные последствия; изменения валютных курсов; нерасчетные — вследствие инфляции; налогообложение.

3. Внутренние нетехнические риски: срыв планов из-за организационно-технических помех и реального планирования и управления; перерасход средств.

4. Технические риски: изменение технологии; ухудшение качества; риски и технологии.

5. Правовые риски: лицензии; патентное право; невыполнение контрактов; судебные процессы; форс-мажорные обстоятельства.

Для идентификации рисков применительно к конкретному проекту эксперты-аналитики качественно оценивают важность определенных рисков, ожидаемых с наибольшей вероятностью. Для этого определяют: полный перечень возможных рисков по фазам проекта; вероятность каждого риска; опасность данного риска в баллах; важность риска. Иначе говоря, проводится анализ иска. Его цель — дать партнерам необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте. Выполняется анализ всеми участниками проекта: заказчиком, подрядчиком, банком, страховой компанией для обоснования условий в рамках их функций.

 

 

 

1.2. Источники, анализ и оценка рисков

 

Финансовый риск представляет собой воздействие на финансовую эффективность любой хозяйственной единицы, подверженной риску. Возможна следующая классификация главных видов финансового риска.

Валютный риск. Риск, возникающий под влиянием изменений курсов валют: может быть разделен на риск по сделкам, при котором колебания валют воздействуют на ход повседневных сделок, и риск пересчета, влияющий на ценность активов и обязательств в балансовой ведомости.

Риск процентной ставки. Этому риску подвержена любая хозяйственная единица, занимающая или вкладывающая капиталы. Чаще всего он связан с уровнем процентных ставок, но некоторые субъекты зависят от вида кривой доходности.

Риск акционерного капитала. Этому риску подвергается всякий владелец портфеля с акциями, стоимость которого будет подниматься и падать вместе с ценами отдельных акций, в частности и с уровнем биржевой активности в целом. Кроме того, компании, акции которых открыто котируются, могут столкнуться с трудностями при привлечении средств или при получении заказов, если их акции сильно падут в цене.

Товарный риск. Его вызывают любые изменения цен на товары.

Риск ликвидности (иногда называется риском вынужденных продаж) — потенциальный риск, который появляется, когда хозяйственная единица не способна выполнить платежи в надлежащий срок. Это может вынудить к займу под повышенный процент, или привлечь штрафы согласно условиям договора, или заставить продать часть активов ниже рыночной стоимости.

Риск партнерства. Любая сделка порождает риск партнерства для одной или обеих сторон. Он состоит в возможности потерь, когда одна из сторон, например, не выполняет свои обязательства.

Операционный риск. Очевидный операционный риск может быть связан, например, с различного рода техническими сбоями в работе (отказ компьютерных систем) или даже с мошенничеством.

Модельный риск. Он возможен при применении в финансовом анализе сложных математических расчетов, например, для ценообразования или хеджирования.

Бухгалтерский риск. Может быть оценен по документам финансовой отчетности. Поэтому бухгалтерский риск — это понятие, обращенное главным образом в прошлое, описывающее, какому риску подвергались движение наличности, активы и пассивы в прошлом или как на них могут повлиять текущие изменения.

Риск хозяйствования. Широко воздействует на деятельность предприятия в целом. Во многом зависит от того, как финансовый риск вообще распространяется по всей экономической системе.

Другие рыночные риски. Этот класс содержит множество остаточных рыночных рисков, в частности риск волатильности, воздействующий на торговцев опционами, и базисный риск, оказывающий гораздо более широкое влияние.

Выявление риска занимает определяющее место в системе управления риском. Прежде всего, речь идет об идентификации отдельных источников риска и оценке связанного с ними риска. Для получения исходной информации используется один или несколько базовых методов, включающих:

      стандартизированный опросный лист;

      финансовые документы;

      текущую документацию;

      диаграмму организационной структуры;

      карты потоков, отражающие технологические потоки производственных процессов;

      персональные инспекционные посещения производственных подразделений;

      консультации со специалистами, как работающими в самой организации, так и внешними.


Анализ риска (рис. 1.2) подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

Рис. 1.2. Блок-схема анализа рисков

 

Качественный анализ может быть сравнительно простым. Его главная задача — определять факторы риска, этапы и работы, при выполнении которых риск возникает, т.е. установить потенциальные зоны риска, после чего идентифицировать все возможные риски.

Количественный анализ, т.е. численное определение размера отдельных рисков и риска проекта в целом,— проблема довольно сложная, а порой и недоступная.

При количественном анализе риска могут использоваться разные методы. Наиболее распространены: статистический метод; анализ учетности затрат; использование аналогов.

Статистический метод используется для вычисления оценки неопределенности, при которой рассчитываются затраты и оценивается неопределенность каждого элемента проекта. Выражая эти неопределенности через среднеквадратичное отклонение и вычисляя дисперсии, можно количественно выразишь неопределенность оценки в целом.

В практике применяются и другие методы. В последнее время популярен метод статистических испытаний («метод Монте-Карло»). Преимуществом его является возможность анализировать и оценивать различные «сценарии» реализации проекта и учитывать разные факторы риска в рамках единого подхода.

Результаты анализа рисков и деятельности предприятий в конкретных показателях могут быть представлены как в текстовой, так и в табличной форме.

В табл. 1.1 включены наиболее существенные, значимые и повторяемые виды рисков. В качестве показателя значимости может использоваться, например, степень отрицательного влияния риска на размер ожидаемой прибыли. С другой стороны, следует учитывать среднюю вероятность наступления риска, которая может быть определена экспертным путем.

Анализ чувствительности применяется для оценки изменения эффективности проекта при определенном изменении одного из исходных параметров: чем сильнее это изменение, тем больше риск реализации. Может также применяться для определения наиболее влиятельного или влиятельных факторов из общей их совокупности. В этом случае:

      определяется их наиболее вероятное базовое значение;

      рассчитывается чистый дисконтированный доход (ЧДЦ) при базовых значениях;

      один из факторов изменяется в определенных пределах и рассчитывается ЧДД при новых значениях фактора;

      сравнивается чувствительность проекта к каждому фактору и определяется важнейший из них.

Значение таких факторов позволит вовремя принять меры, уменьшающие вероятность риска.

Таблица 1.1

Анализ риска в деятельности предприятия

Вид, сущность риска

Причины риска

Факторы риска

Методы предотвращения

Риск недополучения материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке

 

Следствием является снижение эффективности использования имеющихся ресурсов, уровня рентабельности предприятия

Возникновение у поставщиков непредвиденной ситуации, приводящей к невозможности производства необходимой для предприятия продукции, выполнения условий договора

 

Принятие поставщиком решения о разрыве договора или изменении его условий (сроков, цен, объемов, требований к качеству продукции)

 

Аварийность на транспорте

Общая нестабильность социально-экономической ситуации

 

Отсутствие традиции обязательности выполнения правовых и договорных условий

 

Неравномерность общих темпов инфляции и валютных курсов рубля

 

Всплески роста цен в отдельных отраслях и регионах

 

Недостаточность резервных средств предприятия для компенсации повышения цен поставщиком

Диверсификация поставок, расширение состава поставщиков

 

Создание финансовых резервов или подготовка «горячих» кредитных линий на случай непредвиденных затрат

 

Прогнозирование отраслевой (для поставщиков) динамики цен

 

Вовлечение традиционных поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях или посредством приобретения акций

 

Создание страховых запасов исходных материалов

 

Заблаговременная разработка системы функционирования предприятия в условиях поиска альтернативных поставщиков

 

В процессе проверки устойчивости исследуется, как будет действовать организационно-экономический механизм и каковы будут доходы, потери и показатели эффективности у отдельных участников проекта при сценарии развития проекта в базовом и наиболее опасном вариантах.

Проект устойчив, если во всех рассмотренных ситуациях интересы участников соблюдаются, а возможные неблагополучные последствия устраняются за счет запасов, резервов и перераспределения.

При оценке риска, как уже говорилось, можно использовать и понятие случайности – это то, что в сходных условиях происходит неодинаково и, следовательно, ее нельзя заранее предвидеть и прогнозировать. Однако при большом количестве случайностей можно выявить некоторые закономерности их наступления. Рассмотрим далее статистический метод оценки рисков.

Математический аппарат для изучения закономерностей наступления случайностей дает теория вероятности. Случайные события становятся предметом вероятности тогда, когда с ними связаны определенные числовые характеристики. Вероятность события А определяется следующим образом:

Р(А) = m/n ,

где m – количество благоприятных исходов;

n – общее количество событий.

Вероятность позволяет прогнозировать случайные события, она дает им количественную качественную оценки. При этом уровень неопределенности и степени риска снижается.

Предприниматель в процессе своих действий должен выбрать такую стратегию, которая позволит ему снизить степень противодействия, что, в свою очередь, снизит и степень риска. Математический аппарат для выбора стратегии в конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоположные интересы, дает теория игр. Она позволяет предпринимателю определить разумный минимум степени риска.

Таким образом, риск имеет количественно определенную вероятность наступления потери, которая определяется на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой степенью точности.

Чтобы количественно определить величину риска необходимо знать все возможные последствия какого-либо отдельного действия и вероятность самих последствий. Применительно к экономическим задачам, методы теории вероятности сводятся к определению значений вероятности наступления событий и к выбору из возможных событий самого предпочтительного, исходя из наибольшей величины математического ожидания.

Другими словами, математическое ожидание какого-либо события равно абсолютной величине этого события, умноженной на вероятность его наступления.

Например, пусть имеются два варианта вложения капитала. Статистика, имеющаяся по сходным положениям, показывает, что при инвестициях в мероприятие «А» получение прибыли в сумме 25 тыс. руб. имеет вероятность 0,6, а в проект «В» получение прибыли в сумме 30 тыс. руб. имеет вероятность 0,4. Тогда математическое ожидание прибыли по проекту «А» составляет:

25 * 0,6 = 15 тыс. руб.,

а по проекту «В»:

30 * 0,4 = 12 тыс. руб.

Вероятность наступления события может быть определена объективным или субъективным способом.

Объективный метод основан на вычислении частоты, с которой происходит данное событие. Например, если известно, что при вложении капитала в какое-либо мероприятие прибыль в сумме 25 тыс. руб. была получена в 120 случаях из 200, то вероятность получения такой прибыли равна 0,6:

Р = 120 / 200 = 0,6

Субъективный метод основан на различных качественных предположениях.

К таким предположениям могут относится: суждения оценивающего; его личный опыт; оценка эксперта и т.д.

Когда вероятность определяется субъективно, то разные люди могут устанавливать разное ее значение для одного и того же события.

Величина риска измеряется двумя основными критериями: среднее ожидаемое значение; колеблемость (изменчивость) ожидаемого результата.

Среднее ожидаемое значение – это значение величины события, которое связано с неопределенностью ситуации. Среднее ожидаемое значение является средневзвешенной для всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты или веса соответствующего значения. Среднее ожидаемое значение измеряет результат, который мы ожидаем в среднем.

Например, пусть известно, что при вложении капитала в мероприятие «А» из 120 случаев прибыль в 25 тыс. руб. была получена в 48 случаях, прибыль в 20 тыс. руб. в 36 случаях, прибыль в 30 тыс. руб. в 36 случаях.

Среднее ожидаемое значение определяется:

1) Расчет вероятности события

«А» – прибыль 25 тыс. руб.

«В» – прибыль 30 тыс. руб.

«С» – прибыль 30 тыс. руб.

Р(А) = 48 / 120 = 0,4;

Р(В) = 36 / 120 = 0,3;

Р(С) = 36 / 120 = 0,3

Р(А) + Р(В) + Р(С) = 1

Рr – ожидаемая прибыль.

Рr = РrА * Р(А) + РrВ * Р(В) + РrС * Р(С)

РrА, РrВ, РrС – прибыль от мероприятий А, В, С, соответственно.

Рr = 25 * 0,4 + 20 * 0,3 + 30 * 0,3 = 25 тыс. руб.

Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта вложения капитала. Для окончательного принятия решения необходимо измерить колеблемость показателей.

Колеблемость вероятного результата – это степень отклонения ожидаемого значения от средней величины. На практике для этого обычно применяют два критерия:

             дисперсию, которая представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонения значений показателя от среднего ожидаемого;

             среднее квадратическое отклонение, рассчитываемое как квадратный корень из дисперсии и являющееся именованной величиной.

Дисперсия и среднее квадратическое отклонение обычно используются в качестве меры абсолютной колеблемости.

Коэффициент вариации рассчитывается как отношение среднего квадратического отношения к средней арифметической и показывает степень отклонения полученных значений от средней.

где V – коэффициент вариации;

среднее фактическое, ожидаемое значение признака;

с – среднее квадратическое отклонение.

Коэффициент вариации является относительной величиной, он изменяется в интервале от 0 до 100%. Чем выше значение этого коэффициента, тем сильнее колеблемость. Установлена следующая качественная шкала, которая позволяет интерпретировать различные значения коэффициента вариации:

             от 0 до 10% – слабая колеблемость;

             от 10 до 25% – умеренная колеблемость;

             свыше 25% – высокая колеблемость.

Ниже приведен пример использования оценок колеблемости при сравнительном анализе двух бизнес проектов.

Проект «А»:

Дисперсия = 1800 / (48 + 36 + 36) = 1800 / 120 = 15

среднее квадрат, отклонение = V 15 ≈ ± 3,9 ед.

V = (± 3,9 / 25) * 100% = 15,5%

По проекту «А» оценка колеблемости умеренная.

Таблица 1.2

Расчет оценок колеблемости

№ события

Полученная прибыль, Х

Число наблюдений, N

(Х – Х)

(XX)2N

 

1

Проект «А»

25

 

48

 

0

 

0

2

20

36

-5

900

3

30

36

5

900

 

1

Проект «В»

40

 

30

 

10

 

3000

2

30

50

0

0

3

20

100

-10

1000

 

Проект «В»:

Дисперсия = (3000 + 1000) / (30 + 50 + 100) = 22,2

среднее квадрат, отклонение = 4,7 ед.;

V = (± 4,7 / 30) * 100% = 15,7%

Вывод: коэффициент вариации, рассчитанный по статистическим данным о вложении капитала в проект «А» на 0,2% меньше, чем аналогичный показатель по проекту «В». Следовательно, можно сделать вывод, что проект «А» несколько менее рискован, чем проект «В».

 

При анализе проекта необходимо учитывать все возможные риски, которые могут возникнуть при осуществлении проекта. Одним из вариантов оценки рисков является их представление в виде таблицы 1.3:

Таблица 1.3

Оценка рисков бизнес-проекта

Существенные риски

Несущественные риски

Виды рисков

баллы

Виды рисков

баллы

1. Чистые риски

     – политические

     – транспортные

 

1. Чистые риски

     – природно-естественные

     – экологические

     – коммерческие:

          а) имущественные

          б) производственные

 

2. Спекулятивные риски:

     – инфляционные

     – валютные

     – процентный риск

 

3. Спекулятивные риски:

     – дефляционные

     – ликвидности

 

 

При работе с данной таблицей необходимо по 10-ти балльной шкале обоснованно оценить риски.

 

 


2. Практическая часть

 

2.1. Резюме

 

В современных условиях обеззараживание стало чуть ли не единственным обязательным процессом в многоступенчатой системе очистки воды питьевого водоснабжения.

Недостатки, присущие всем процессам обеззараживания, заставляют искать более совершенные и инновационные методы очистки воды. К подобным методам обеззараживания питьевой воды относится хлораммонизация.

Наличие в воде остаточного хлора даже в небольших количествах придает ей неприятный запах. Едва уловимый в речной воде запах болота или сырой рыбы при хлорировании воды резко усиливается и делает ее весьма неприятной на вкус. А при наличии в хлорируемой воде малейших следов фенола возникает специфический “аптечный” запах. Для устранения запахов питьевой воды на городских водопроводах в воду предлагается вводить аммиак.

В процессе обеззараживания воды, с применением аммиака используют аммиачную воду, в виду того, что чистый аммиак сложно дозировать. В современных условиях широко известны два способа получения аммиачной воды:

1 - непосредственное разбавление аммиака водой;

2 - применение водного раствора сульфата аммония;

Преимущества обеззараживания воды с применением сульфата аммония заключается в безвредности при транспортировке и хранении, в отличие от способа, где необходимо непосредственно растворять аммиак водой. Сульфат аммония практически является подручным материалом, потому как используется в сельском хозяйстве в качестве удобрения.

В масштабах страны на достаточно высоком уровне организована система производства, транспортировки и хранения сульфата аммония.

Следует также отметить, что при хлорировании с аммонизацией создаются более сильные условия для предотвращения развития бактериальной жизни внутри водопроводных труб, водопроводной сети, в частности железобактерий, вызывающих зарастание труб.

Соотношение доз хлора и аммиака зависит от качества исходной воды. Обычно оптимальная доза аммиака, обеспечивающая необходимое образование монохлораминов, в 5 - 6 раз меньше дозы хлора. Исходя из того, что стоимость одного баллона хлора равна 25 тыс. руб. за одну тонну, можно сделать вывод, об экономичности обеззараживания воды с использованием аммиака. Поскольку стоимость дозатора аммиака колеблется в пределах от 50 до 75 тыс. руб. (в зависимости от  потребления воды), а сам аммиак в полтора раза дешевле хлора, то расходы, связанные с широким внедрением обеззараживания воды с использованием аммиака быстро окупятся.

В настоящее время ЗАО “Водоканал имеет лицензию Минстроя и Госгортехнадзора РФ на комплексные работы по строительству и наладке подобных обеззараживающих систем водоснабжения.

Фирма разработает оптимальную схему хлораммонизации и защиты объекта от аварий применительно к местным условиям с максимальным использованием существующих сооружений и строительных конструкций на базе современного технологического оборудования и микропроцессорной техники. Разработки проходят экспертизу в центре “Хлорбезопасность“ и согласуются с местными органами Госгортехнадзора. Технические решения, разработанные фирмой, позволяют свести к минимуму стадию рабочего проектирования и провести строительство собственными силами при минимальном объеме строительных работ.

ЗАО “Водоканал“ является традиционной монополией и обладает лицензией на все виды предлагаемых работ, не имея тем самым отечественных конкурентов.

Серьезную конкуренцию может составить американская фирма “Flight“, предоставляющая идентичные услуги уже на протяжении семи лет в странах северной Америки. Компания “Flight” начала завоевывать российский рынок несколько назад. По качеству предоставляемых услуг фирмы находятся в равном положении.

Для захвата доли рынка “Flight” избрала метод ценовой конкуренции, предлагая потребителям свои услуги на 15% дешевле, чем «Водоканал».

Руководство “Водоканала“ нашло альтернативную стратегию конкурентной борьбы, а именно, - конкуренцию качества, но качества, понимаемого в широком смысле этого слова.

У “Водоканала” есть два преимущества. Во-первых, фирма быстрее осуществляет проектно-изыскательные работы, строительство объекта, закупку оборудования и его наладку, чем заморские конкуренты, которые вынуждены доставлять все необходимое для выполнения работ морем и, не имея складов будут привязаны к графику прихода судов, что увеличит затраты, связанные с риском реализации проекта. Во- вторых, “Водоканал” осуществляет наладку оборудования, учитывая специфику водохозяйств, источников воды и др.аспекты,  и обеспечивает его гарантийное обслуживание, тогда как “Flight” разрабатывает стандартные проекты обеззараживающих систем.

Рынком сбыта предлагаемых “Водоканалом” услуг является вся сеть водопроводно-канализационных хозяйств. Емкость этого рынка велика и спрос будет зависеть от следующих факторов:

- заинтересованности ВКХ в подъеме качественных характеристик питьевого водоснабжения;

- информированности о преимуществах услуг, предоставляемых “Водоканалом”, т.е. от успешно проведенной рекламной кампании.

В качестве дополнительного рынка сбыта следует рассматривать европейский рынок, в частности, рынок Италии, с представителями которой проведены предварительные переговоры, которые показали заинтересованность их в услугах фирмы.

 

 

2.2. Организационный план

 

Водоканал“ представляет собой закрытое акционерное общество с уставным капиталом в размере 7 640 тыс.руб. и ведет свою деятельность на основе Гражданского Кодекса РФ. ЗАО является юридическим лицом и действует на основе Устава и Учредительного договора, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет.

На все виды предлагаемых в данном проекте работ и услуг имеются соответствующие лицензии:

- Госгортехнадзора Российской Федерации на проектные работы: разработку технологической и нормативно - технологической документации, связанной с обеспечением безопасной эксплуатации производств, объектов и оборудования, технических решений, технико-экономических обоснований, технологических регламентов, технических и технологических норм для обеззараживания питьевой воды и стоков;

- Госгортехнадзора Российской Федерации на монтаж и пусконаладочные работы;

- Минстроя Российской Федерации на осуществление строительной деятельности (выполнение проектных работ, строительно-монтажных работ, инжиниринговых услуг);

- Лицензия (письмо) Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды.

Для осуществления всего комплекса работ, предусмотренных в проекте, из состава специалистов выделяется группа в размере 14 человек со следующей организационной структурой (рис. 2.1).

 

 

 


Рис. 2.1. Организационная структура управления проектом

 

Руководитель проекта - человек, непосредственно контролирующий осуществление данного проекта.

Проектная группа разрабатывает теоретическое обоснование выполнения проекта (ТЭО), а также формирует документационный комплекс проекта.

Производственная группа устанавливает оборудование, осуществляет строительно-монтажные работы, наладку и пуск.

На схеме сплошными линиями показаны взаимодействия непосредственного подчинения, точками – функциональные взаимосвязи, которые носят непрямой, рекомендательный характер.

 

 

2.3. Маркетинговый план

 

В современных рыночных условиях, когда практически прекращено государственное финансирование водоканальных хозяйств, руководство самостоятельно осуществляет поиск потенциальных клиентов. Здесь становится очевидным слабое развитие ряда необходимых подразделений, и в первую очередь, отдела маркетинга со всей его специализацией.

Основные усилия необходимо направить на анализ маркетинговых исследований в этой отрасли, а также рекламе непосредственно предоставляемых услуг, а значит и самого предприятия.

Отсюда его рекламная кампания носит целенаправленный характер и ставит основной своей целью внушение доверия к фирме и, следовательно, к выполняемым работам.

Рекламу своей фирмы предполагается осуществлять путем личных встреч руководителя “Водоканала“ с директорами других водоканалов, выпуска рекламных проспектов, а также на различных конференциях и выставках. При этом подчеркивая, что фирма всегда исходит из потребностей клиента.

При данной рыночной стратегии фирмы, основываясь на опыте своей работы и других предприятий, статистических данных, можно отметить, что шансы на успех составляют 70%, а степень риска незначительна.

Получение прибыли  при этой стратегии достигается за счет повышения качества предлагаемых услуг, увеличение количества заказчиков как отечественных, так и иностранных фирм, т. е. выход на новые рынки сбыта.

Цена на услуги устанавливается на основе стандартов, учрежденных государством, где изложена методика образования цены. Однако учитываются и следующие принципы:

1. Цена должна покрывать все издержки.

2. Цена должна быть достаточно высокой в связи с единичностью и неповторимостью предоставляемых услуг, но может содержать определенную льготу.

Исходя из вышеперечисленного, фирма строит свое ценообразование, проводя политику престижных цен, учитывая стремление заказчиков к высокому качеству услуг. При этом фирма стремится к достижению наиболее высокого уровня прибыли, стремясь максимально использовать для себя удачную ситуацию на рынке (отсутствие отечественных конкурентов, все возрастающий спрос на предоставляемые услуги). К этому побуждает также необходимость выплаты процентов за ссуду банка.

Фирма “Водоканал“ работает на заказ и поэтому выполнение всех предоставляемых видов услуг осуществляется в соответствии с имеющимся портфелем заказов, заключенными контрактами и предварительными соглашениями. При этом заранее оговариваются сроки выполняемых работ, технические характеристики, затраты и цены. Соблюдение договорной дисциплины и взаимных соглашений сводится к тому, что фирма обязуется своевременно произвести и сдать в эксплуатацию обеззараживающую систему питьевой воды, а заказчик должен оплатить произведенные работы в указанные сроки.

Оценка затрат, которых потребует реализация проекта, будет произведена в финансовом плане.

 

 

2.4. Финансовый план

 

Чтобы определить количество финансовых средств, требуемых на реализацию проекта, необходимо составить несколько таблиц, в которых наглядно будет представлено их распределение.

Что касается процесса реализации проекта, то он включает в себя следующие этапы:

- проектно-изыскательные работы;

- привязку конструкторской документации к производственному процессу;

- расчет затрат на строительные работы;

- разработку технологической документации;

- обеспечение строительства сырьем, материалами, комплектующими и др.;

- закупку технологического оборудования, его монтаж и наладку;

- обучение персонала работе с новой системой обеззараживания питьевой воды;

- организацию контроля за ходом строительства и наладки обеззараживающей системы.

По окончании строительства и наладки оборудования фирма производит запуск системы и предоставляет гарантийное обслуживание в течение 1,5 лет.

Затраты на проект представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Затраты на строительство и наладку системы обеззараживания

Затраты

2005 г. (поквартально)

млн. руб.

2006 г. (по полугодиям), млн. руб.

1

2

3

4

I

II

электроэнергия

1500

1500

1500

1500

5400

5400

материалы

54855

54855

54855

54855

1112810

1112817

амортизация ОФ

2380

2380

2390

2390

4930

4930

транспортные расходы

4480

4480

4490

4490

32450

32450

оплата труда

25600

25600

25650

25650

81140

81140

отчисления на соц.cтрахование

10245

10245

10257

10257

36624

36624

затраты на рекламу

1125

1125

1125

1125

750

750

затраты на командировки

6000

6000

6000

6000

4270

4270

плата за аренду

11837

11837

11837

11837

11837

11837

 

Затраты на производство не являются постоянной величиной. Максимальная величина расходов приходится на конец четвертого квартала  первого года  и начало следующего года реализации проекта. Поскольку начинается этап строительства и наладки оборудования.

После запуска системы в эксплуатацию затраты резко снизятся, так как будут использоваться только на покупку реагентов (хлор и аммиак) и профилактические работы.

Основным источником доходов предприятия является прибыль фирмы. Поэтому далее рассмотрим баланс доходов и расходов (табл. 2.2), который должен ответить на вопрос: потребуются ли дополнительные финансовые средства.

Таблица 2.2

Баланс доходов и расходов на строительство

и наладку обеззараживающих систем

 

2005 год

2006 год

(по полугодиям)

2007 год

(по полугодиям)

Содержание

 

I

II

I

II

Выручка

-

188561

199761

212546

254545

Расходы, всего,

в т. ч.:

постоянные

переменные

282858

 

185475

97383

111692

 

92737

18955

110872

 

92737

18135

108414

 

92737

15677

108414

 

92737

15677

Баланс (превышение (+),  нехватка (-) денежных средств)

 

 

-282858

 

 

76869

 

 

88889

 

 

104132

 

 

104132

 

Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод о том, что денежные средства, затраченные на проект в первые два года его осуществления, начнут окупаться сразу после ввода системы обеззараживания в эксплуатацию, что гарантирует быстрый расчет по кредитам с банком. Что же касается чистой прибыли от реализации данного проекта, то расчеты представлены в таблице 2.3.

Из данной таблицы видно, что в прибыль проект будет приносить уже с момента запуска новой системы в эксплуатацию. В последующий год эксплуатации издержки уменьшаться, а чистая прибыль соответственно возрастет.

В дальнейшем она может увеличиться либо останется на расчётном уровне, либо возрастет – всё будет зависеть от увеличения (уменьшения) водопотребления в городской сети.

 

 

Таблица 2.3

Баланс доходов и затрат на строительство

и наладку обеззараживающих систем

Содержание

2005 год

2006 год

(по полугодиям)

2007 год

(по полугодиям)

Доход

-

188561

199761

212546

212546

Издержки производства

282858

111692

110872

108414

108414

Балансовая прибыль

-282858

76869

88889

104132

104132

Налоговые отчисления

-

30747

35555

41652

41652

Чистая прибыль

-282858

46122

53334

62480

62480

 

Срок окупаемости определяется подсчетом числа лет, в течение которых затраты будут погашены за счет получаемого дохода. Так как денежные средства поступают не равномерно, то срок окупаемости равен периоду времени, за который суммарные чистые денежные поступления превысят величину инвестиций на проект. Сумма инвестиций на проект составляет 200 000 тыс. руб. Это вложения на монтаж и наладку оборудования.

Исходя из расчетов срок окупаемости предложенного проекта составит 2 года.

Каждый новый проект неизбежно сталкивается с определенными трудностями, угрожающими его проведению и существованию. Необходимо отметить моменты, связанные с риском проекта, а также уточнить мероприятия, позволяющие уменьшить риск и потери.

Риск, связанный с реализацией проекта, можно разделить на следующие группы:

1. Инвестиционный риск (связанный с процессом строительства):

- увеличение срока строительства против расчетного по организационным и техническим причинам;

- увеличение затрат против плановых;

2. Специальный риск (связанный с нормальным функционированием обеззараживающей системы):

- перебои в снабжении электроэнергией, реагентом и др.;

- сбои в работе обслуживающего сервиса;

3. Общий риск:

- природные;

- ограбление;

- политические (изменение законодательства, проектных нормативов и др.).

Для выше перечисленных видов риска необходимо определить степень риска, вероятность (табл. 2.4), а также меры по их предотвращению.

Таблица 2.4

Риски предприятия

Виды риска

Степень риска, тыс. руб.

Вероятность риска

Экономический риск, тыс. руб.

Инвестиционный риск

270700

0,5

135350

Специальный риск

170610

0,3

51183

Общий риск

45120

0,2

9024

 

В связи с перечисленными возможными рисками руководством ЗАО “Водоканал“ предпринято ряд мер по минимизации рисков:

            при необходимости дополнительного финансирования, оговорены условия предоставления кредита банком “Балтийский банк“, который имеет устойчивое финансовое положение;

            все расчетные сроки даны с запасом;

            инженерные коммуникации многократно продублированы, что сведет к минимуму вероятность перебоев с электроэнергией;

            основной реагент - сульфат аммония - является практически подручным материалом, потому как используется в сельском хозяйстве в качестве удобрения, отсюда вероятность перебоев небольшая;

            будут приняты усиленные меры по пожарной безопасности (установка сигнализаций помещений, организация служб наемной охраны и др.);

            опытные юристы постоянно следят за изменениями в законодательстве;

            глобальные политические изменения маловероятны;

            имущество предприятия застраховано.

Итак, в современных условиях обеззараживание стало чуть ли не единственным обязательным процессом в многоступенчатой системе очистки воды питьевого водоснабжения.

Недостатки, присущие всем процессам обеззараживания, заставляют искать более совершенные и инновационные методы очистки воды. К подобным методам обеззараживания питьевой воды относится хлораммонизация.

В связи со спецификой предлагаемых услуг фирма сама разработает для любого водохозяйства оптимальную схему хлорирования и защиты объекта от аварий применительно к местным условиям с максимальным использованием существующих сооружений и строительных конструкций на базе современного технологического оборудования и микропроцессорной техники.

Настоящий проект рассчитан на 2 года, касается строительства и наладки обеззараживающей системы питьевого водоснабжения на городском водоканале.

Для реализации проекта необходимы денежные вложения в размере 557 миллионов рублей. Расчеты сделанные в настоящем ТЭО, позволяют сделать вывод, что ЗАО “Водоканал“, осуществляющее реализацию проекта в первые два года эксплуатации системы не только окупит первоначальные затраты, но и рассчитается с банком по процентам ссуды.


Заключение

 

Итак, очевидно, что в текущих условиях в нашей стране – в условиях рыночной экономики бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

В данной работе мы рассмотрели теоретические вопросы, касающиеся оценки рисков бизнес-проекта, а также привели пример разработки проекта бизнес-плана предприятия по проектированию и строительству систем водоснабженияЗАО «Водоканал» – в практической части, где привели методику оценки привлекательности такого бизнес-проекта для потенциальных инвесторов.

Целью написания курсовой работы являлось углубление теоретических знаний и приобретение практических навыков бизнес-планирования по всем аспектам составления такого важного документа, как бизнес-план.

В результате мы достигли следующего:

      продемонстрировано знание теоретических вопросов бизнес-планирования;

      сформулирована суть и потенциальный эффект бизнес-проекта;

      проведены маркетинговые исследования для определения потенциального спроса на товары/услуги, которые планируются к производству;

      осуществлена оценка эффективности бизнес-проекта;

      оценены риски при осуществлении бизнес-плана.

 


Литература

 

1.      Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование. – М., 2002г.

2.      Баринов В. А. Бизнес-планирование. – М., 2003г.

3.      Березин И. С. Маркетинг и исследование рынков. – М., 2002г.

4.      Бизнес-план. Методические материалы. / Под ред. Н. А. Колесниковой, А. Д. Миронова. – М., 2004г.

5.      Богатин Ю. В., Швандар В. А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. – М., 2001 г.

6.      Прогнозирование и планирование в условиях рынка. / Под ред. Морозовой Т.Г., Пикулькина А.В. – М., 2003 г.

7.      Сергеев А. А. Экономические основы бизнес-планирования. – М., 2004 г.

8.      Сухова Л. Ф., Чернова Н. А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. – М., 2001г.

9.      Черняк В. З. Бизнес-планирование. – М., 2003г.

10. Уткин Э. А., Рапопорт Б. А., Кошляр Б. М. Бизнес-планирование: Курс лекций. М., 2002г.

 

Информация о работе Бизнес-планирование в сфере сервиса