Антикризисная стратегия развития предприятия. Основные этапы разработки антикризисной стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные кризисные ситуации могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства.

Работа содержит 1 файл

59 Антикризисная стратегия развития предприятия. Основные этапы разработки антикризисной стратегии.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

59. Антикризисная стратегия  развития предприятия.  Основные этапы  разработки антикризисной  стратегии

    Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут  возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные кризисные ситуации могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. Остроту кризиса можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть его наступление. В этом отношении любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления.

    Антикризисная стратегия - это стратегия, направленная на оптимизацию поведения бизнеса в условиях спада в отрасли, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности и угрозы банкротства.

    Выделяют  следующие виды антикризисных стратегий:

    Стратегии выхода из кризиса:

    1. Защитные:
      • Сокращение расходов
      • Закрытие подразделений
      • Сокращение персонала
      • Сокращение производства и сбыта
    2. Наступательные
      • Активный маркетинг, высокие цены
      • Использование резервов
      • Модернизация
      • Совершенствование управления

    Отечественные авторы предлагают использовать предприятию  защитную реакцию в качестве тактики  в момент вхождения в кризис, а  наступательную реакцию – в качестве стратегии последующих действий. Обобщая имеющийся опыт, составим схему, по которой можно предложить действовать предприятию на стадии «лечения» для выхода из финансового кризиса [Г.А. Александров]. 

    А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд в  случаях, когда предприятие находится  в кризисном положении, предлагают использовать так называемые «стратегии восстановления». Целью стратегий восстановления является как можно более быстрое обнаружение и ликвидация источников конкурентной и финансовой слабости предприятия. Первой задачей антикризисного управления в этом случае является диагностика причин неудовлетворительного функционирования фирмы. Очень важно понять, какие существуют сложности и насколько серьезны стратегические проблемы, так как разные диагнозы ведут к выбору разных стратегий выхода предприятия из кризиса (или восстановительных стратегий).

Основные подходы к определению антикризисной стратегии

Российские  исследователи [Г.А. Александров и др] А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд
Стратегии
а) Защитные

б) Наступательные

Восстановления
Цели
Выход из кризисных ситуаций Обнаружение и  ликвидация источников конкурентной и финансовой слабости предприятия
Задачи
1. Формулировка  общих процедур преодоления кризиса.

2. Анализ деятельности  предприятия.

3. Предложение  мероприятий для выхода из  кризисных ситуаций.

1. Диагностика причин неудовлетворительного функционирования фирмы

2. Выявление  слабых сторон

3. Предложение  мероприятий по улучшению состояния

Мероприятия
1. Устранение убытков

2. Выявление резервов

3. Привлечение консультантов

4. Кадровые изменения

5. Реструктуризация задолженности

6. Снижение издержек

7. Продажа активов

8. Анализ и оценка состояния предприятия и его потенциала

9. Производственные программы выхода из кризиса

10. Повышение доходов

1. Пересмотр  текущей стратегии деятельности  предприятия.

2. Принятие мер для увеличения доходов.

3. Последовательное  снижение издержек.

4. Продажа части  активов с целью увеличения  наличных средств для сохранения  оставшейся части бизнеса.

5. Использование  комбинации вышеуказанных мероприятий.

 

    Разработка  антикризисной стратегии всегда должна осуществляться с учетом эталонной стратегии организации (концентрированный рост/ диверсификация/ интегрированный рост/сокращение).  

Основные  этапы разработки антикризисной стратегии следующие:

  1. Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса 
    - анализ макросреды, которую условно можно поделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение. 
    - анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.
  2. Анализ внутренних факторов предприятия 
    - орг. структура и менеджмент 
    - персонал 
    - маркетинг 
    - производство 
    - НИОКР
  3. Углубленный финансовый анализ и оценка вероятности банкротства
  4. SWOT-анализ
  5. Пересмотр миссии, системы целей предприятия и эталонной стратегии развития
  6. Разработка антикризисной стратегии
  7. Реализация выбранной антикризисной стратегии
  8. Оценка и контроль выполнения стратегии
 

В соответствии с вышеизложенным схема антикризисного стратегического управления предприятием представляется следующей (см. Короткова)

 

    Антикризисное управление всегда должно осуществляться на стратегическом и тактическом  уровнях. Стратегическое и оперативное планирование взаимосвязаны, и заниматься одним в отрыве от другого невозможно. Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранной стратегии. Если оперативные мероприятия по выходу из экономического кризиса осуществляются в отрыве от стратегических целей, это может привести к кратковременному улучшению финансового положения, но не позволит устранить глубинные причины кризисных явлений.

Информация о работе Антикризисная стратегия развития предприятия. Основные этапы разработки антикризисной стратегии