Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:17, курсовая работа
Анализ производства и реализации продукции ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" необходимо начать с изучения динамики выпуска и продажи продукции. Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность организации, анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов.
3. Анализ динамики и выполнения плана по выпуску и реализации продукции
Анализ производства и
По степени готовности продукция подразделяется следующим образом:
· валовая продукция, т.е. продукция всех видов и качества вне зависимости от степени ее готовности. Показатель валовой продукции, характеризует общий объем производства.
· готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, которая сдана на склад и снабжена сдаточной документацией;
· реализованная продукция (проданный товар) – это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.
Анализ
объема производства и продаж начинают
с изучения его динамики, расчета
индексов роста и прироста. В процессе
анализа фактические данные сравнивают
с плановыми, с данными предшествующих
периодов, при этом проводится полный
сравнительный вертикальный и горизонтальный
анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения
плана, абсолютное и относительное отклонение
от плановых значений или от показателей
периода, принятого за базисный. Для наглядности
динамика производства и продаж продукции
за 2008 – 2010 г.г. приведена в таблице 3.1
Таблица 3.1.
Анализ
темпов роста производства и продажи
товаров в сопоставимых ценах ОАО «Набережночелнинский
комбинат хлебопродуктов».
Годы | Объем
производства, тыс.руб. |
Темпы роста, % | Объем
продаж, тыс.руб. |
Темпы роста, % | ||
цепные | базисные | цепные | базисные | |||
2008 | 103095 | 100,00 | 100,00 | 106161 | 100,00 | 100,00 |
2009 | 107973 | 104,73 | 104,73 | 112164 | 105,65 | 105,65 |
2010 | 111315 | 103,09 | 107,97 | 113641 | 101,31 | 107,04 |
Анализируя данные таблицы видно, что объем производства увеличился на 7,97%, а объем продаж на 7,04%. Цепные темпы роста показывают, что в 2009 году объем производства увеличился относительно предыдущего года на 4,73%, а в 2010 году на 3,09% относительно 2009 года. Цепные темпы роста объема продаж показывают, что рост составлял 5,65% и 1,31% по годам соответственно. Наглядно эти процессы представлены на рисунке 3.1
3.1 Динамика производства и продажи товаров
Наблюдается
неравномерность изменений
Таблица 3.2
Анализ роста и прироста производства и продаж товаров, %
Годы | Цепные темпы роста объема производства | Цепные темпы роста объема продаж |
2008 | 100,00 | 100,00 |
2009 | 104,73 | 105,65 |
2010 | 103,09 | 101,31 |
Сумма | 307,82 | 306,96 |
Среднеарифметическое (Тср) | 102,60 | 102,32 |
Прирост (Тпр) | 2,60 | 2,32 |
Из данных таблицы следует, что среднегодовое значение цепных темпов роста продаж ниже на 0,28%, чем производства продукции, наблюдаются неравномерность изменения показателей по годам(темп роста производства товаров в 2009 году составил 4,73%, а продаж 5,65%, в то время как в 2010 году – 3,09% и 1,31% соответственно). Среднеарифметическое значение также показывает превышение темпов роста объема производства над темпами роста объемов продаж на 0,28 %. Объем продаж возрастал, при падении темпов роста, предприятие в 2009 году не удержало превышение объемов продаж над объемом производства товаров. Вывод следующий: у предприятия проблемы в маркетинговой сфере. Данный факт также свидетельствует об уменьшении остатков нереализованной продукции на складах изучаемого предприятия.
Продажа товаров является связующим звеном между производителем и потребителем. От спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. Объем продаж в плане определяется как стоимость товаров, предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, которые предназначены для продажи на сторону.
Анализ продажи товаров в ОАО «Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов» проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста, которые отражены в таблице 3.3.
Таблица 3.3.
Анализ
соотношения планового и
Вид
товара |
Объем производства, тыс.руб. | Объем продаж, тыс.руб. | ||||||
план | факт | отклонение
(+, -) |
в %
к плану |
план | факт | отклонение
(+, -) |
в %
к плану | |
А | 335218 | 432600 | 97382 | 129,05 | 400211 | 434817 | 34606 | 108,65 |
Б | 113984 | 131394 | 17410 | 115,27 | 122331 | 132211 | 9880 | 108,08 |
В | 59184 | 73362 | 14178 | 123,96 | 63538 | 64599 | 1061 | 101,67 |
Г | 39195 | 51325 | 12130 | 130,95 | 40921 | 42797 | 1876 | 104,58 |
Д | 17297 | 22609 | 5312 | 130,71 | 20233 | 22102 | 1869 | 109,24 |
Е | 5853 | 5246 | -607 | 89,63 | 5000 | 5879 | 879 | 117,58 |
Итого: | 570731 | 716536 | 145805 | 119,93 | 652234 | 702405 | 50171 | 108,30 |
Вывод:
организация успешно справляется с
планами производства и продаж, кроме
отклонения от плана производства товара
Е в сторону снижения на 607 тыс.руб. Перевыполнение
плана производства на 19,93% не подкрепляется
соответствующим перевыполнением плана
по продажам, которое составляет лишь
8,30%. Руководству предприятия следует
обратить внимание на повышение обоснованности
планирования производства и продаж. Пример
анализа выполнения плана по производству
продукции приведен в таблице 4, где представлены
показатели по каждому виду товара.
Анализ реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия несет уменьшение прибыли, штрафные санкции, оно может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
При
анализе определяется выполнение плана
поставок за месяц и с нарастающим
итогом по предприятию, по отдельным
потребителям и видам продукции,
анализируются причины
В
процессе анализа необходимо определить
выполнение плана поставок за месяц
и нарастающим итогом в целом
по ОАО «Набережночелнинский
комбинат хлебопродуктов»,
в разрезе отдельных потребителей и видов
продукции, выяснить причины недовыполнения
плана и дать оценку деятельности по выполнению
договорных обязательств (таблица 3.3).
Таблица 5.
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за июнь 2009 года, млн. руб.
Процент выполнения
договорных обязательств рассчитывается
делением раз-ности между плановым объемом
отгрузки по договорным обязательствам
(
) и его недовыполнением
(
) на плановый
объем (
):
или 90% (1.10)
Из табл. 5. видно, что за июнь месяц 2009 года недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год - на 5 %.
Анализ
выполнения договорных обязательств ведется
работниками отдела сбыта предприятия.
Он должен быть организован в разрезе
отдельных договоров, видов продукции,
сроков поставки. При этом производится
оценка выполнения договорных обязательств
нарастающим итогом с начала года.