Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:37, реферат
Товарные запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере товарного обращения, а также у изготовителя и в пути. Их наличие характеризует статичное состояние, и местоположение товарной массы в процессе товародвижения на определенный момент времени. Они обеспечивают непрерывность производства, потребления и бесперебойность реализации.
1. По субъектам экономического анализа различают внутренний и внешний анализ.
1.1 Внутренний экономический анализ осуществляется внутренними субъектами, т.е. сотрудниками, администрацией. Он проводится для целей управления коммерческой организацией, для повышения эффективности производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Такой анализ предусматривает исследование всех сторон деятельности коммерческой организации.
1.2 Внешний экономический анализ осуществляется внешними субъектами с конкретными целями, поставленными каждым из них.
2. По времени проведения экономический анализ подразделяется следующим образом.
Итоговый, последующий, периодический, ретроспективный анализ - экономический анализ, проводимый после совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций.
Предварительный, перспективный, прогнозный, анализ планов - экономический анализ, проводимый до совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. Прогнозная информация - менее точная, но позволяет принимать управленческие решения своевременно, определять параметры перспективного развития коммерческой организации.
2.3 Оперативный анализ - экономический анализ, проводимый в момент совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. При его осуществлении используется информация, фиксируемая и обрабатываемая ежедневно. Оперативный анализ позволяет принимать управленческие решения «на ходу», отслеживать назревающие затруднения и предотвращать их. Как правило, оперативный анализ не является комплексным, т.е. не охватывает все стороны деятельности коммерческих организаций. Вместе с тем организация оперативного анализа, даже по ограниченному кругу вопросов, в значительной степени способствует повышению эффективности управления, хотя и требует определенных затрат труда. Широкому внедрению оперативного анализа в практику управления препятствует отсутствие единой методики управленческого учета. Система управленческого учета (важнейшая информационная база для оперативного анализа) в основном обусловлена отраслевой принадлежностью коммерческих организаций, особенностями технологии производства и организации труда. Вопросы организации управленческого учета (в отличие от бухгалтерского и статистического) решаются на каждом предприятии по-разному.
Периодический, оперативный и перспективный виды анализа взаимосвязаны и дополняют друг друга. Наилучшим образом этого можно достичь с помощью применения современных средств автоматизации управления, когда одна и та же информация может быть использована сначала для получения оперативных данных (например, в момент совершения хозяйственной операции), а затем (например, по окончании месяца) для получения отчётности - важнейшего источника информации для периодического анализа.
3. По направлениям исследования различают производственный и финансовый, а также общеэкономический и технико-экономический анализ. Характеристика производственного и финансового анализа дана в 1.6.
Общеэкономический анализ базируется преимущественно на укрупненных показателях, представленных в денежном выражении и характеризующих деятельность коммерческих организаций в целом. Такими показателями, например, являются выручка от продаж, бухгалтерская прибыль, чистая прибыль, прибыль от продаж, затраты на производство и себестоимость как всей продукции, так и отдельных ее видов, фонд заработной платы, показатели рентабельности, деловой активности и др.
Технико-экономический анализ представляет собой логическое продолжение общеэкономического анализа. В данном случае исследования проводятся на уровне цеха, группы оборудования, бригады. При технико-экономическом анализе широко используются показатели в натуральном и трудовом измерениях, например трудоемкость производства отдельных видов продукции, производственная мощность оборудования и коэффициент его использования, расход сырья и материалов на единицу продукции или процент выхода продукции из сырья и т.п.
На практике границы между указанными направлениями анализа условны, лишь их тесная взаимосвязь обусловливает эффективное использование результатов общеэкономического и технико-экономического анализа.
4. По содержанию и уровню организации различают комплексный и тематический анализ.
Комплексный анализ охватывает все стороны производственной, хозяйственной и финансовой деятельности коммерческих организаций.
Тематический анализ применяется при исследовании частных вопросов, например анализ калькуляций себестоимости конкретных изделий, анализ качества продукции, анализ производительности труда.
Деление экономического анализа на виды является в значительной степени условным и в практической деятельности не имеет серьезного значения. Все виды экономического анализа взаимосвязаны, предусматривают взаимное использование результатов, способствуют повышению эффективности управления - выработке и принятию правильных, обдуманных управленческих решений.
В процессе анализа оптового товарооборота предприятия решают целый ряд задач и оценивают их с позиции достижения поставленных целей. Множество таких задач целесообразно разделить на две группы:задачи, связанные с реализацией, и задачи, связанные с закупками товаров и услуг. В условиях рыночных отношений, во-первых, необходимо исследовать процесс реализации в разрезе покупателей (промышленных и розничных предприятий, частных торговцев и т.д.), степень удовлетворения их потребностей и оценить уровень конкуренции и какое место занимает оптовое предприятие на товарных рынках, какие планы оно имеет в предстоящем периоде и т.д. Для этого предприятию необходимо использовать различные методы маркетингового исследования всех сторон товарных рынков. Во-вторых, необходимо выполнить анализ источников закупок (провести маркетинговые исследования закупок), правил отбора по определённым критериям поставщиков товаров, выработке мер по активизации закупок (использование инструментов маркетинга закупок), условий разовых и постоянных закупок, концентрации и распыления заказов, изучить политику цен, осуществлять контроль за поступлением товаров. Из приведённых положений видно, что главным для предприятия явл. определение потребностей оптовых покупателей, установление постоянных связей и нахождение источников приобретения товаров в целях полного удовлетворения указанных потребностей. Деление задач на две группы позволяет более глубоко исследовать оптовую реализацию товаров и услуг. В процессе анализа товарооборота оптовые предприятия изучают следующие показатели: - динамику общего объёма по видам и товарным группам оптового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах; - долю оптового товарооборота в разрезе товарных групп и по общему объёму на товарных рынках региона; - долю розничных и других покупателей в общем товарообороте и по основным товарным группам, и оценивают возможность работы с ними в перспективе; - заявки покупателей и структуру оптового товарооборота; - отношение оптово-складского товарооборота к розничному и коэффициент звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону в целом). Для более обоснованного исследования дел в оптовой торговле предприятию следует выполнить анализ рынка закупок, оценить его влияние на развитие торговой деятельности. На данном этапе важно разобрать какие структуры выступают в качестве поставщиков (на основе разовых или постоянно действующих контрактов), какова их роль в объёме поставок товаров, условия и порядок расчётов за товары, установить момент перехода риска за товар (в момент погрузки или пересечения границы предприятия, в момент поступления товаров на предприятие оптовой торговли), условия транспортировки и т.п. Для оптовых предприятий необходимо иметь большое количество надёжных источников поставок, что позволит лучше формировать предложение и наращивать объёмы торговой деятельности. Информация для анализа рынка закупок может получена от внутренних источников (о поставщиках, с которыми ведётся или велась работа) и внешних (данные о статистике товарооборота и розничных или оптовых ценах, путеводители по закупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и т.п.). Работа по указанному направлению должна вестись непрерывно. Каждое предприятие должно делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему лучшим образом достичь своих целей - обеспечить получение прибыли, увеличить объём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках, решить имеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п. Для оптового предприятия очень важно глубоко изучать вопросы поставок товаров. Нужно не только оценить долю каждого поставщика в общем объёме поставок, но и постоянно иметь информацию об объёмах и сроках поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию промышленных предприятий и других поставщиков в ценообразовании и использовать её в своих интересах. В каждом отчётном периоде оптовые предприятия должны изучать в динамике и в сравнении с другими предприятиями в той же зоне деятельности показатели, по которым можно оценивать качество поставок товаров.
товарный запас товарооборот коммерческий
2. Произведите анализ товарных запасов по торговой организации на 1 октября. Определите отклонение товарных запасов от норматива в сумме и днях
Товарные группы |
План товарооборота IV квартала |
Норматив товарных запасов IV квартала в днях |
Фактические товарные запасы на 1 октября |
Продовольственные товары |
8100 |
12 |
900 |
Непродовольственные товары |
4500 |
28 |
1500 |
Итого |
12600 |
40 |
2400 |
Рассчитаем однодневный товарооборот продовольственных товаров (млн. руб.):
8100 млн. руб.:/90 дней (квартал)= 90 млн. руб.
Рассчитаем необходимый фактический товарный запас на 1 октября:
12 дней*90 млн. руб.= 1 080 млн. руб.
Отсюда следует, что фактический товарный запас находится в избытке на 180 млн. руб.
А отклонение от норматива товарных запасов составляет -2 дня, следовательно, фактического товарное запаса в размере 900 млн. руб. недостаточно для выполнения плана на IV квартал, т.е. факт разойдется быстрее норматива.
Рассчитаем однодневный товарооборот непродовольственных товаров (млн. руб.):
4500 млн. руб./90 дней (квартал)= 50млн.руб.
Рассчитаем необходимый фактический товарный запас на 1 октября:
28 дней*50 млн. руб.= 1 400 млн. руб.
Отсюда следует, что фактический товарный запас переживает излишки на 100 млн. руб.
А отклонение от норматива товарных запасов составляет +2 дня, следовательно, фактического товарного запас в размере 1500 млн. руб. достаточно для выполнения плана на IV квартал, и остаток на 1 ноября составит 100 млн. руб.
Рассчитаем однодневный товарооборот по всем товарным группам (млн. руб.):
12600 млн. руб.:/90 дней (квартал)= 140 млн. руб.
Рассчитаем необходимый фактический товарный запас на 1 октября по всем товарным группам:
40 дней*140 млн. руб. = 5 600 млн. руб.
Отсюда следует, что фактический товарный запас всех товарных групп находится в избытке на 3 200 млн. руб.
А отклонение от норматива товарных запасов составляет -22 дня, следовательно, фактического товарное запаса по всем товарным группам в размере 2400 млн. руб. недостаточно для выполнения плана на IV квартал, т.е. факт разойдется быстрее норматива, и невыполнение плана составляет 57%.
3. Определите план розничного товарооборота торговой организации, если:
В отчетном году товарооборот составил 2000 млн. руб.
В планируемом году торговая площадь увеличится с 500м2 до 600м2
Использования нового оборудования позволит повысить эффективность использования торговой площади (каждого квадратного метра) на 25%
Прогнозируется повышение цен на 5%
В отчетном году при площади в 500м2 товарооборот составил 2000 млн. руб. следовательно, рассчитаем какая сумма приходится на увеличение площади в 100м2, что составляет 25% увеличения торговой площадки, следовательно товарооборот увеличится на 25%, что равно 400 млн. руб.
За счет нового оборудования каждый квадратный метр рабочей площади в 600м2 дает эффективность ее использования на 25%, что в общих подсчетах составляет 150% на всю торговую площадь, что в сумме увеличивает товарооборот на 3000 млн. руб. В связи с повышением цен на 5% это снизит спрос на определенные категории товаров, а следовательно снизит товарооборот на 5%.
Из выше изложенного можно посчитать сумму товарооборота на планируемый год:
400 млн. руб. за счет увеличения площади+3000 млн. руб. за счет нового оборудования-150 млн. руб. в связи с увеличением цен на 5%= 3250 млн. руб. составит товарооборот в планируемом году.
4. Произведите анализ оптового товарооборота оптовой базы за отчетный период на основе следующих данных: (млн. руб.)
№ п\п |
Показатели |
Прошлый период |
Отчетный период |
Динамика | ||
План |
Факт |
% выполнения | ||||
1 |
Розничный товарооборот обслуживаемых предприятий |
60 000 |
62000 |
63240 |
102% |
5,4% в сравнении с прошлым периодом |
2 |
Оптовый оборот в т.ч. Транзитный складской |
40000 4000 36000 |
43000 4100 38900 |
45150 4200 40950 |
105% 102.4% 105.2% |
12,8% 5% 13,75% |
3 |
Складской оборот в % к розничному |
60 % |
62.7% |
64.75% |
4,75% |
Рассчитаем динамику для пункта 1:
% выполнения = (63240\62000)*100%= 102%
Динамика = 5,4 %
Розничный товарооборот по отношению к прошлому периоду вырос на 5,4% с учетом перевыполнения плана текущего периода на 2%
Рассчитаем динамику для пункта 2-оптовый товарооборот:
% выполнения = (45150\43000)*100%= 105%
Динамика = 12,8 %
Оптовый товарооборот по отношению к прошлому периоду вырос на 12,8% с учетом перевыполнения плана текущего периода на 5%
Рассчитаем динамику для пункта 2-транзитный оборот:
% выполнения = (4200\4100)*100%= 102,4%
Динамика = 5 %
Оптовый товарооборот по отношению к прошлому периоду вырос на 5% с учетом перевыполнения плана текущего периода на 2,4%
Рассчитаем динамику для пункта 2-складской оборот:
% выполнения = (40950\38900)*100%= 105,2%
Динамика = 13,75 %
Оптовый товарооборот по отношению к прошлому периоду вырос на 13,75% с учетом перевыполнения плана текущего периода на 5,2%
Рассчитаем Складской оборот в % к розничному:
Прошлый период
(36000\60000)*100%=60%
План
(38900\62000)*100%=62,7%
Факт
(40950\63240)*100%=64,75%
Список литературы:
1. Раицкий К.А. «Экономика предприятия», Москва 1999 г.
2. Гребнев А.И. «Экономика торгового предприятия», Москва 1996г.
3. Брагина Л.А. Данько Г.П. «Торговое дело: экономика и организация», Москва 1997 г.
4. Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле», Минск 2000 г.
5. Баканов М.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле» Москва 1996 г.
Размещено на Allbest.ru