Анализ товарных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:37, реферат

Описание работы

Товарные запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере товарного обращения, а также у изготовителя и в пути. Их наличие характеризует статичное состояние, и местоположение товарной массы в процессе товародвижения на определенный момент времени. Они обеспечивают непрерывность производства, потребления и бесперебойность реализации.

Работа содержит 1 файл

Проф.этика.docx

— 12.55 Кб (Скачать)

1. По субъектам экономического анализа различают внутренний и внешний анализ.

1.1 Внутренний экономический анализ осуществляется внутренними субъектами, т.е. сотрудниками, администрацией. Он проводится для целей управления коммерческой организацией, для повышения эффективности производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Такой анализ предусматривает исследование всех сторон деятельности коммерческой организации.

1.2 Внешний экономический анализ осуществляется внешними субъектами с конкретными целями, поставленными каждым из них.

2. По времени проведения экономический анализ подразделяется следующим образом.

Итоговый, последующий, периодический, ретроспективный анализ - экономический анализ, проводимый после совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций.

Предварительный, перспективный, прогнозный, анализ планов - экономический анализ, проводимый до совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. Прогнозная информация - менее точная, но позволяет принимать управленческие решения своевременно, определять параметры перспективного развития коммерческой организации.

2.3 Оперативный анализ - экономический анализ, проводимый в момент совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. При его осуществлении используется информация, фиксируемая и обрабатываемая ежедневно. Оперативный анализ позволяет принимать управленческие решения «на ходу», отслеживать назревающие затруднения и предотвращать их. Как правило, оперативный анализ не является комплексным, т.е. не охватывает все стороны деятельности коммерческих организаций. Вместе с тем организация оперативного анализа, даже по ограниченному кругу вопросов, в значительной степени способствует повышению эффективности управления, хотя и требует определенных затрат труда. Широкому внедрению оперативного анализа в практику управления препятствует отсутствие единой методики управленческого учета. Система управленческого учета (важнейшая информационная база для оперативного анализа) в основном обусловлена отраслевой принадлежностью коммерческих организаций, особенностями технологии производства и организации труда. Вопросы организации управленческого учета (в отличие от бухгалтерского и статистического) решаются на каждом предприятии по-разному.

Периодический, оперативный и перспективный виды анализа взаимосвязаны и дополняют друг друга. Наилучшим образом этого можно достичь с помощью применения современных средств автоматизации управления, когда одна и та же информация может быть использована сначала для получения оперативных данных (например, в момент совершения хозяйственной операции), а затем (например, по окончании месяца) для получения отчётности - важнейшего источника информации для периодического анализа.

3. По направлениям исследования различают производственный и финансовый, а также общеэкономический и технико-экономический анализ. Характеристика производственного и финансового анализа дана в 1.6.

Общеэкономический анализ базируется преимущественно на укрупненных показателях, представленных в денежном выражении и характеризующих деятельность коммерческих организаций в целом. Такими показателями, например, являются выручка от продаж, бухгалтерская прибыль, чистая прибыль, прибыль от продаж, затраты на производство и себестоимость как всей продукции, так и отдельных ее видов, фонд заработной платы, показатели рентабельности, деловой активности и др.

Технико-экономический анализ представляет собой логическое продолжение общеэкономического анализа. В данном случае исследования проводятся на уровне цеха, группы оборудования, бригады. При технико-экономическом анализе широко используются показатели в натуральном и трудовом измерениях, например трудоемкость производства отдельных видов продукции, производственная мощность оборудования и коэффициент его использования, расход сырья и материалов на единицу продукции или процент выхода продукции из сырья и т.п.

На практике границы между указанными направлениями анализа условны, лишь их тесная взаимосвязь обусловливает эффективное использование результатов общеэкономического и технико-экономического анализа.

4. По содержанию и уровню организации различают комплексный и тематический анализ.

Комплексный анализ охватывает все стороны производственной, хозяйственной и финансовой деятельности коммерческих организаций.

Тематический анализ применяется при исследовании частных вопросов, например анализ калькуляций себестоимости конкретных изделий, анализ качества продукции, анализ производительности труда.

Деление экономического анализа на виды является в значительной степени условным и в практической деятельности не имеет серьезного значения. Все виды экономического анализа взаимосвязаны, предусматривают взаимное использование результатов, способствуют повышению эффективности управления - выработке и принятию правильных, обдуманных управленческих решений.

В процессе анализа оптового товарооборота предприятия решают целый ряд задач и оценивают их с позиции достижения поставленных целей. Множество таких задач целесообразно разделить на две группы:задачи, связанные с реализацией, и задачи, связанные с закупками товаров и услуг. В условиях рыночных отношений, во-первых, необходимо исследовать процесс реализации в разрезе покупателей (промышленных и розничных предприятий, частных торговцев и т.д.), степень удовлетворения их потребностей и оценить уровень конкуренции и какое место занимает оптовое предприятие на товарных рынках, какие планы оно имеет в предстоящем периоде и т.д. Для этого предприятию необходимо использовать различные методы маркетингового исследования всех сторон товарных рынков. Во-вторых, необходимо выполнить анализ источников закупок (провести маркетинговые исследования закупок), правил отбора по определённым критериям поставщиков товаров, выработке мер по активизации закупок (использование инструментов маркетинга закупок), условий разовых и постоянных закупок, концентрации и распыления заказов, изучить политику цен, осуществлять контроль за поступлением товаров. Из приведённых положений видно, что главным для предприятия явл. определение потребностей оптовых покупателей, установление постоянных связей и нахождение источников приобретения товаров в целях полного удовлетворения указанных потребностей. Деление задач на две группы позволяет более глубоко исследовать оптовую реализацию товаров и услуг. В процессе анализа товарооборота оптовые предприятия изучают следующие показатели: - динамику общего объёма по видам и товарным группам оптового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах; - долю оптового товарооборота в разрезе товарных групп и по общему объёму на товарных рынках региона; - долю розничных и других покупателей в общем товарообороте и по основным товарным группам, и оценивают возможность работы с ними в перспективе; - заявки покупателей и структуру оптового товарооборота; - отношение оптово-складского товарооборота к розничному и коэффициент звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону в целом). Для более обоснованного исследования дел в оптовой торговле предприятию следует выполнить анализ рынка закупок, оценить его влияние на развитие торговой деятельности. На данном этапе важно разобрать какие структуры выступают в качестве поставщиков (на основе разовых или постоянно действующих контрактов), какова их роль в объёме поставок товаров, условия и порядок расчётов за товары, установить момент перехода риска за товар (в момент погрузки или пересечения границы предприятия, в момент поступления товаров на предприятие оптовой торговли), условия транспортировки и т.п. Для оптовых предприятий необходимо иметь большое количество надёжных источников поставок, что позволит лучше формировать предложение и наращивать объёмы торговой деятельности. Информация для анализа рынка закупок может получена от внутренних источников (о поставщиках, с которыми ведётся или велась работа) и внешних (данные о статистике товарооборота и розничных или оптовых ценах, путеводители по закупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и т.п.). Работа по указанному направлению должна вестись непрерывно. Каждое предприятие должно делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему лучшим образом достичь своих целей - обеспечить получение прибыли, увеличить объём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках, решить имеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п. Для оптового предприятия очень важно глубоко изучать вопросы поставок товаров. Нужно не только оценить долю каждого поставщика в общем объёме поставок, но и постоянно иметь информацию об объёмах и сроках поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию промышленных предприятий и других поставщиков в ценообразовании и использовать её в своих интересах. В каждом отчётном периоде оптовые предприятия должны изучать в динамике и в сравнении с другими предприятиями в той же зоне деятельности показатели, по которым можно оценивать качество поставок товаров.

товарный запас товарооборот коммерческий

2. Произведите анализ товарных запасов по торговой организации на 1 октября. Определите отклонение товарных запасов от норматива в сумме и днях

 

Товарные группы

План товарооборота IV квартала

Норматив товарных запасов IV квартала в днях

Фактические товарные запасы на 1 октября

Продовольственные товары

8100

12

900

Непродовольственные товары

4500

28

1500

Итого

12600

40

2400


 

Рассчитаем однодневный товарооборот продовольственных товаров (млн. руб.):

 

8100 млн. руб.:/90 дней (квартал)= 90 млн. руб.

 

Рассчитаем необходимый фактический товарный запас на 1 октября:

 

12 дней*90 млн. руб.= 1 080 млн. руб.

 

Отсюда следует, что фактический товарный запас находится в избытке на 180 млн. руб.

А отклонение от норматива товарных запасов составляет -2 дня, следовательно, фактического товарное запаса в размере 900 млн. руб. недостаточно для выполнения плана на IV квартал, т.е. факт разойдется быстрее норматива.

Рассчитаем однодневный товарооборот непродовольственных товаров (млн. руб.):

 

4500 млн. руб./90 дней (квартал)= 50млн.руб.

 

Рассчитаем необходимый фактический товарный запас на 1 октября:

 

28 дней*50 млн. руб.= 1 400 млн. руб.

 

Отсюда следует, что фактический товарный запас переживает излишки на 100 млн. руб.

А отклонение от норматива товарных запасов составляет +2 дня, следовательно, фактического товарного запас в размере 1500 млн. руб. достаточно для выполнения плана на IV квартал, и остаток на 1 ноября составит 100 млн. руб.

Рассчитаем однодневный товарооборот по всем товарным группам (млн. руб.):

 

12600 млн. руб.:/90 дней (квартал)= 140 млн. руб.

 

Рассчитаем необходимый фактический товарный запас на 1 октября по всем товарным группам:

 

40 дней*140 млн. руб. = 5 600 млн. руб.

 

Отсюда следует, что фактический товарный запас всех товарных групп находится в избытке на 3 200 млн. руб.

А отклонение от норматива товарных запасов составляет -22 дня, следовательно, фактического товарное запаса по всем товарным группам в размере 2400 млн. руб. недостаточно для выполнения плана на IV квартал, т.е. факт разойдется быстрее норматива, и невыполнение плана составляет 57%.

 

3. Определите план розничного товарооборота торговой организации, если:

 

В отчетном году товарооборот составил 2000 млн. руб.

В планируемом году торговая площадь увеличится с 500м2 до 600м2

Использования нового оборудования позволит повысить эффективность использования торговой площади (каждого квадратного метра) на 25%

Прогнозируется повышение цен на 5%

 

В отчетном году при площади в 500м2 товарооборот составил 2000 млн. руб. следовательно, рассчитаем какая сумма приходится на увеличение площади в 100м2, что составляет 25% увеличения торговой площадки, следовательно товарооборот увеличится на 25%, что равно 400 млн. руб.

За счет нового оборудования каждый квадратный метр рабочей площади в 600м2 дает эффективность ее использования на 25%, что в общих подсчетах составляет 150% на всю торговую площадь, что в сумме увеличивает товарооборот на 3000 млн. руб. В связи с повышением цен на 5% это снизит спрос на определенные категории товаров, а следовательно снизит товарооборот на 5%.

Из выше изложенного можно посчитать сумму товарооборота на планируемый год:

400 млн. руб. за счет увеличения площади+3000 млн. руб. за счет нового оборудования-150 млн. руб. в связи с увеличением цен на 5%= 3250 млн. руб. составит товарооборот в планируемом году.

 

4. Произведите анализ оптового товарооборота оптовой базы за отчетный период на основе следующих данных: (млн. руб.)

 

№ п\п

Показатели

Прошлый период

Отчетный период

Динамика

План

Факт

% выполнения

1

Розничный товарооборот обслуживаемых предприятий

60 000

62000

63240

102%

5,4% в сравнении с прошлым периодом

2

Оптовый оборот в т.ч.

Транзитный

складской

40000

4000

36000

43000

4100

38900

45150

4200

40950

105%

102.4%

105.2%

12,8%

5%

13,75%

3

Складской оборот в % к розничному

60 %

62.7%

64.75%

 

4,75%


 

Рассчитаем динамику для пункта 1:

% выполнения = (63240\62000)*100%= 102%

Динамика = 5,4 %

 

Розничный товарооборот по отношению к прошлому периоду вырос на 5,4% с учетом перевыполнения плана текущего периода на 2%

Рассчитаем динамику для пункта 2-оптовый товарооборот:

 

% выполнения = (45150\43000)*100%= 105%

Динамика = 12,8 %

 

Оптовый товарооборот по отношению к прошлому периоду вырос на 12,8% с учетом перевыполнения плана текущего периода на 5%

Рассчитаем динамику для пункта 2-транзитный оборот:

 

% выполнения = (4200\4100)*100%= 102,4%

Динамика = 5 %

 

Оптовый товарооборот по отношению к прошлому периоду вырос на 5% с учетом перевыполнения плана текущего периода на 2,4%

Рассчитаем динамику для пункта 2-складской оборот:

 

% выполнения = (40950\38900)*100%= 105,2%

Динамика = 13,75 %

 

Оптовый товарооборот по отношению к прошлому периоду вырос на 13,75% с учетом перевыполнения плана текущего периода на 5,2%

Рассчитаем Складской оборот в % к розничному:

Прошлый период

(36000\60000)*100%=60%

План

(38900\62000)*100%=62,7%

Факт

(40950\63240)*100%=64,75%

 

 

Список литературы:

 

1. Раицкий К.А. «Экономика предприятия», Москва 1999 г.

2. Гребнев А.И. «Экономика торгового предприятия», Москва 1996г.

3. Брагина Л.А. Данько Г.П. «Торговое дело: экономика и организация», Москва 1997 г.

4. Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле», Минск 2000 г.

5. Баканов М.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле» Москва 1996 г.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Анализ товарных запасов