Анализ рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике, используя финансовую отчетность ОАО «Масло - плюс»

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ОАО «Масло - плюс»;
дать оценку уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия;
охарактеризовать эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг;
сделать необходимые выводы по показателям рентабельности ОАО «Масло - плюс».

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ редактир.doc

— 363.50 Кб (Скачать)

                                                          .                                                         (23)

       Изменение рентабельности продаж за счет изменения  отпускных цен на реализованную продукцию определяется по формуле:

                                                                                       (24)

       Влияние фактора изменения себестоимости  на рентабельность продаж составит:

                                                                                        (25)

       Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния перечисленных  двух факторов, т.е.:

                                                                                                                 (26) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «Масло - плюс». 

       ОАО «Масло - плюс»  осуществляет производственную деятельность с 1962 года.

       ОАО «Масло - плюс» является юридическим  лицом, действует на основании Устава и законодательства РФ, имеет самостоятельный  баланс, расчетный и другие счета, фирменное наименование и круглую  печать. Согласно законодательству РФ, ОАО для достижения целей своей деятельности вправе от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При этом ОАО отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а его акционеры несут риски по обязательствам общества только в пределах стоимости принадлежащих им акций. 

       Завод входит в число ведущих крупнейших предприятий   пищевой промышленности и предлагает своим потребителям более 200 видов изделий. Ассортимент  выпускаемой продукции включает масла и маргарины различных видов и сортов пищевого назначения. Кроме того, завод осуществляет услуги по доставке выпускаемых изделий.   

         Завод поставляет оптовым предприятиям в течение одного года более 50 миллионов шт и более 20 тыс тонн масла. Помимо этого, специалисты завода непрерывно ведут работу по совершенствованию производимых изделий. Так, за последние годы освоено много новинок, усовершенствованы многие выпускаемые изделия.

       По  состоянию на 1 января 2011 года уставный капитал ОАО «Масло - плюс» составил 78 тыс. рублей (Приложение 1). При этом объем собственных средств вырос на 133,37% по сравнению с 2009 годом, а объем заемных средств увеличился на 138,96%.  Благодаря росту источников образования средств предприятия за последние два года наблюдается рост внеоборотных и оборотных активов на 117,49% и 139,79% соответственно.

       Все это свидетельствует о расширении производственной деятельности ОАО  «Масло - плюс» и говорит о том, что его продукция находит  признание не только среди отечественных, но и зарубежных потребителей.   

        

2.1. Анализ  рентабельности хозяйственной деятельности 

ОАО «МАСЛО-ПЛЮС». 

     Как было отмечено выше, рентабельность хозяйственной  деятельности характеризует норму  возмещения, или вознаграждения, на всю совокупность источников, используемых предприятием. Поэтому анализ хозяйственной деятельности ОАО «Масло - плюс» станем осуществлять с расчета уровней и динамики рентабельности активов, оборотного капитала и производственной деятельности на основе показателей финансовой отчетности предприятия за 2009-2011 годы (Приложения 1-6). Для этого мы воспользуемся формулами (2), (3) и (4). Однако для того, чтобы произвести предлагаемые расчеты показателей рентабельности, нам необходимо исчислить некоторые показатели, а именно:

среднегодовую стоимость активов:

тыс. руб.

тыс. руб.

среднегодовую стоимость оборотного капитала:

тыс.руб.

тыс.руб

среднегодовую стоимость основных производственных фондов (здесь необходимо заметить, что среднегодовая стоимость основных фондов берется в первоначальной оценке по данным ф.№5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»; однако в связи с отсутствием данных по первоначальной стоимости основных производственных фондов за 2009 год, расчет среднегодовой стоимости  произведем по данным остаточной стоимости):

тыс. руб.

тыс. руб.

среднегодовую стоимость материальных оборотных  средств:

тыс. руб.

тыс. руб.

     Таким образом,  выполнив необходимые расчеты, мы можем подсчитать показатели рентабельности хозяйственной деятельности:

     Таблица 1.

    • Анализ  показателей рентабельности хозяйственной  деятельности

         ОАО «Масло - плюс».

    Показатели За предыду-щий  год За отчетный год Отклонение Темп роста, %
    А 1 2 3 4
    1.Чистая  прибыль, тыс. руб. 326214 152567 -173647 46,77
    2.Среднегодовая  стоимость активов, тыс. руб. 533948,5 779281 245332,5 145,95
    3.Среднегодовая  стоимость оборотного капитала, тыс. руб. 343848,5 491959,5 148111 143,07
    4.Среднегодовая  стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 98278 150559 52281 153,20
    5.Среднегодовая  стоимость материальных оборотных  средств, тыс. руб. 188886,5 290896 102009,5 154,01
    6.Среднегодовая  стоимость производственных фондов, тыс. руб. 287164,5 441455 154290,5 153,73
    7.Рентабельность активов, % 61,09 19,58 -41,52 32,05
    8.Рентабельность  оборотного капитала, % 94,87 31,01 -63,86 32,69
    9.Рентабельность  производственной деятельности, % 113,60 34,56 -79,04 30,42

           Приведенные данные таблица показывают, что рентабельность активов, т.е. доходность вложенный средств в имущество предприятия, по сравнению с предыдущим годом снизилась на 41,52% (при этом его темпы роста по отношению к прошлому году составляют лишь 32,05%) и составила в отчетном году 19,58%. В то же время  наблюдается уменьшение уровней рентабельности оборотного капитала и производственной деятельности соответственно на 63,86% и 79,04%. Темпы их роста также достаточно низки по сравнению с 2009 годом и составляют 32,69% и 30,42% соответственно.

           Изменения в уровнях рентабельности за различные периоды времени происходят под действием различных факторов, оказывающих влияние как на числитель, так и на знаменатель расчетной формулы. Проведем факторный анализ хозяйственной деятельности ОАО «Масло - плюс» на основе формулы рентабельности производственной деятельности (5).

           Таблица 2.

           Расчет  влияния факторов на рентабельность хозяйственной деятельности ОАО  «Масло - плюс».

    Показатели За предыду-щий  год За отчетный год Отклонение Темп роста, %
    А 1 2 3 4
    1.Валовая  прибыль, тыс. руб. 340765 163018 -177747 47,84
    2.Среднегодовая  стоимость производственных фондов, тыс. руб. 287164,5 441455 154290,5 153,73
    3.Рентабельность  производственной деятельности, % 118,67 36,93 -81,74 31,12
    4. Объем  реализованной продукции, тыс.  руб. 962269 782605 -179664 81,33
    5. Реализация  на 1 руб. производственных фондов 3,3509 1,7728 -1,5781 52,91
    6. Прибыль  на 1 руб. реализации 0,3541 0,2083 -0,1458 58,83

           Приведенные данные таблицы свидетельствуют  о том, что уровень рентабельности, исчисленный с помощью валовой  прибыли,  в отчетном году по сравнению с прошлым также упал на 68,88% (100%-31,12%), что в абсолютном выражении составило 81,74%. На это снижение оказали влияние изменения реализации на 1 руб. производственных фондов и прибыли на 1 руб. реализации, которые были рассчитаны исходя из формул (6) и (7), т.е.:

    • изменение рентабельности за счет влияния фондоотдачи с одного рубля производственных фондов равно:

     руб. или -55,88%

    • изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния уровня рентабельности реализованной продукции равно:

    руб. или -25,86%.

         При этом на уровень рентабельности производственной деятельности ОАО «Масло - плюс»  оказывают влияние факторы второго  порядка. Так, например, реализация, приходящаяся на один рубль производственных фондов, зависит от эффективности использования основных фондов и материальных оборотных средств. Чтобы определить раздельное влияние фондоотдачи основных производственных фондов и оборачиваемости материальных оборотных средств на рентабельность производства, используем способ долевого участия.

         Таблица 3.

      • Расчет  влияния на рентабельность производства ОАО «Масло - плюс»

      фондоотдачи и оборачиваемости.

      Показатели Базисный  период С учетом реализации отчетного периода Отчетный  период Отклонение от пересчитанно-го базиса Влияние на рентабельность производства, %
      А 1 2 3 4 5
      1.Основные  производственные фонды, тыс.  руб. 98278 66386,79 150559 84172,21 -19,01 
      2.Материальные  оборотные средства, тыс. руб. 188886,5 127592,83 290896 163303,17 -36,87
      3.Итого  производственные фонды, % 287164,50 193979,62 441455,00 247475,38 -55,88

           где

      руб. или -19,01%

           

      руб. или –36,87%.

           В нашем примере эффективность  использования производственных фондов снизилась в большей степени  за счет снижения оборачиваемости материальных оборотных средств. Это и явилось  основной причиной снижения реализации на рубль производственных фондов и, как следствие, снижение уровня рентабельности. Для того, чтобы выявить причины снижения эффективности использования фондов и материальных оборотных средств, необходимо изучить показатели, характеризующие состав и структуру производственных фондов, использование фондов по времени, по мощности, по числу единиц, показатели использования материалов в производстве, наличие излишних сырья и материалов и др. Такое исследование факторов становится возможным только в ходе проведения внутреннего, управленческого анализа с использованием всей системы информации о деятельности предприятия.

           Изменение второго укрупненного фактора (прибыли, приходящейся на один рубль реализации) также зависит от действия факторов второго порядка. К их числу относятся все факторы, оказывающие влияние на изменение валовой прибыли, кроме изменения объема реализованной продукции. Однако для того, чтобы найти влияние этих факторов, необходимо, прежде всего, найти влияние таких факторов как объем реализации, структуры ассортимента, производственная себестоимость, сумма коммерческих расходов и цен на реализованную продукцию, на изменение прибыли от продаж. При этом нам потребуется пересчитать фактическую продукцию на цены и себестоимость прошлого года. Для этого объем реализованной продукции отчетного периода разделим на индекс цен (по данным государственной статистики он составил в 2010 году 1,204).

           Таблица 4.

      Расчет  влияния факторов на изменение прибыли  о продаж ОАО «Масло - плюс».

      Показатели Базисный  период С учетом реализации отчетного периода Отчетный  период
      А 1 2 3
      1.Производственная  себестоимость, тыс. руб. 599249 404792,7 592408
      2.Коммерческие  расходы, тыс. руб. 16010 10814,8 20958
      3.Итого  полная себестоимость, тыс. руб. 615259 415607,5 613366
      4.Выручка  от продаж, тыс. руб. 962269 650004,2 782605
      5.Прибыль  от продаж, тыс. руб. 347010 234396,75 169239

             Таким образом, на основе полученных данных мы сможем определить влияние вышеперечисленных  факторов на изменение прибыли от продаж, а именно:

      • влияние изменения объема реализации:

        тыс. руб.,

          где -- процент снижения объема реализации;

      • влияние изменения структуры ассортимента:

         

      тыс. руб.;

      • влияние изменения производственной себестоимости:

      тыс. руб.;

      • влияние изменения коммерческих расходов:

      тыс. руб.;

      • влияние изменения цен на реализованную продукцию:

      тыс. руб.

            Таким образом, рассмотрев причины изменения  факторов второго порядка, можно  рассчитать влияние факторов на прибыль, приходящейся на один руль реализации, который, в свою очередь, влияет на уровень рентабельности производства.  Это влияние также определяется способом долевого участия.

           Таблица 5.

      Расчет  влияния факторов, связанных с  изменением валовой прибыли, на показатель рентабельности производства ОАО «Масло - плюс».

      Факторы, обусловившие отклонение суммы валовой  прибыли от уровня базисного периода Влияние на валовую прибыль Влияние на рентабельность, %
      А 1 2
      1.Изменение  объема реализации, тыс. руб. -112605 Х
      2.Изменение  структуры ассортимента, тыс. руб. -9 -0,004
      3.Изменение  производственной себестоимости,  тыс. руб. -187615 -74,479
      4. Изменение  коммерческих расходов, тыс. руб. -10143 -4,027
      5. Изменение  цен на реализованную продукцию,  тыс. руб. 132601 52,640
      6. Проценты к получению, тыс. руб. -515 -0,204
      7. Доходы  от участия в других организациях, тыс. руб. -11774 -4,674
      8. Изменение  результата от прочей реализации, тыс. руб. 10748 4,267
      9. Изменение  внереализационных результатов,  тыс. руб. 1565 0,621
      10. Итого  прибыль, тыс. руб. -177747 Х
               в т.ч. влияние объема -112605 Х
               остальных факторов -65142 -25,86

           По  полученным результатам можно сделать  вывод о том, что на прибыль, приходящейся на один рубль реализации, а, следовательно, и на рентабельность производства ОАО  «Масло - плюс» наибольшее влияние оказало повышение производственной себестоимости, что снизило рентабельность на 74,479% и увеличение цен на реализованную продукцию, благодаря чему рентабельность производства выросла на 52,640%. Для того, чтобы выявить причины изменения факторов, обусловивших отклонение суммы валовой прибыли от уровня базисного периода, необходимо иметь данные внутреннего оперативного бухгалтерского учета, что невозможно при изучении финансового состояния предприятия внешними пользователями. 

      2.2 Анализ  финансовой рентабельности ОАО  «Масло - плюс». 

             Как было отмечено выше, финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые  представляют предприятию ресурсы  или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли.

             Исследование  финансовой рентабельности ОАО «Масло - плюс» начнем с анализа соотношения  чистой прибыли к различным показателям  авансированных средств, т.е. с использования  формулы (8). При этом необходимо отметить, что инвестированный капитал в данном случае будет равен собственному, т.к. долгосрочных обязательств на протяжении последних двух лет у предприятия не возникало. Поэтому   формула будет выглядеть следующим образом:

                                                                          

             Показатель, характеризующий доходность всего  имущества предприятия ( ) был рассчитан нами ранее, а для расчета показателя, отражающего доходность собственного капитала ( ) необходимо, прежде всего, произвести расчет среднегодовой стоимости капитала:

               тыс. руб.

               тыс. руб.

             Получив необходимые данные, можно проанализировать уровни рентабельности по этим показателям  за прошлый и отчетный годы соответственно:

                                                            

             или                                                 .

        Таким образом, можно сделать вывод  о том, что доходность собственного капитала  выше доходности всех активов  предприятия, т.е. анализируемое предприятие эффективно использует свои финансовые рычаги для повышения рентабельности.

             Вторым  показателем, наиболее полно характеризующим  финансовую деятельность ОАО «Масло - плюс», является показатель рентабельности собственного капитала, который был рассмотрен нами выше. Однако, для более удобного представления данных, участвующих в расчете рентабельности собственного капитала, занесем их в таблицу. 
       
       
       

             Таблица 6 .

      Анализ  финансовой рентабельности.

      Показатели За предыду-щий  год За отчет-ный  год Отклонение Темп роста, %
      А 1 2 3 4
      1.Чистая  прибыль, тыс. руб. 326214 152567 -173647 46,77
      2.Среднегодовая  стоимость собственного капитала, тыс. руб. 500612,5 727764,5 227152 145,37
      3.Рентабельность  собственного капитала, % 65,16 20,96 -44,20 32,17

           Данные  таблицы показывают, что финансовая рентабельность предприятия снизилась  в отчетном году на 44,20% по сравнению  с предшествующим периодом. На изменение  уровня рентабельности против прошлого года повлияли изменения суммы чистой прибыли, полученной предприятием, и суммы собственного капитала, вложенного в предприятие.

           Влияние изменения чистой прибыли на рентабельность собственного капитала составило:

      руб.  или 34,68%.

            Влияние изменения величины собственного капитала на финансовую рентабельность составило:

       руб. или 9,52%.

            Таким образом, сокращение чистой прибыли  в отчетном периоде на 173647 тыс. руб., или на 53,23% (100%-46,77%), вызвало сокращение прибыли на 1 руб. собственного капитала на 34,68 коп. При этом рост среднегодовой стоимости собственного капитала на 227152 тыс. руб., или 45,37%, также отрицательно  повлиял на рентабельность собственного капитала и составил 9,52 коп. прибыли на 1 руб. собственного капитала.

            Кроме того, как было отмечено выше, ставку доходности (рентабельность собственного капитала) можно представить расширенным образом, используя формулы (11) и (12). Однако для этого, согласно расчету, нам необходимы некоторые показатели, расчет которых приведены ниже в таблице.

            Таблица 7 .

      Анализ  рентабельности собственного капитала. 

      Показатели За предыду-щий  год За отчетный год Отклонение Темп роста, %
      А 1 2 3 4
      1.Финансовая  структура капитала (ФСК), руб. 1,0666 1,0708 0,0042 100,39
      2.Коэффициент  оборачиваемости активов (КОА), руб. 1,8022 1,0043 -0,7979 55,73
      3.Норма  эксплуатационной прибыльности  до налога по результатам (НЭП), руб. 0,3541 0,2083 -0,1458 58,83
      4. Ставка  налогообложения (СН), руб. 0,9573 0,9359 -0,0214 97,76
      5. Доля  чистой прибыли в текущей прибыли  (ДЧП), руб. 1 1 0 100,00
      6. Рентабельность собственного капитала (RСК), % 65,16 20,96 -44,20 32,17

           Как показывают данные таблицы, рентабельность собственного капитала упала в отчетном периоде на 44,20%.  Причем это изменение  было вызвано под действием изменения  ряда таких факторов, как изменение финансовой структуры капитала, коэффициента оборачиваемости активов, нормы эксплуатационной прибыльности, ставки налогообложения.  Определим влияние изменения названных факторов на обобщающий показатель, применяя формулы  (13), (14), (15), (16), (17):

      • влияние изменения финансовой структуры капитала:

                           руб., или 0,29% 

      • влияние изменения оборачиваемости активов:

                       руб., или -28,96%

      • влияние изменения нормы эксплуатационной прибыли:

                       руб., или –15,01%

      • влияние изменения ставки налогообложения:

         

        руб., или –0,48%

      • влияние изменения доли чистой прибыли в текущей прибыли:

         руб., или 0,00%.

           Данные  расчеты позволяют сделать вывод  о том, что  лишь благодаря улучшению финансовой структуры на 0,42% доходность собственного капитала ОАО «Масло - плюс» выросла (хотя и незначительно) и составила 29 коп. на один рубль вложенных средств в собственный капитал. Остальные факторы отрицательно повлияли на рентабельность собственного капитала, причем наибольшее влияние оказала оборачиваемость активов:  замедление оборачиваемости на 44,27% (100%-55,73%) по сравнению с прошлым годом  повлекло снижение доходности собственного капитала на 28,96%. Также необходимо отметить, что вследствие отсутствия за анализируемый период чрезвычайных расходов и доходов у предприятия, доля чистой прибыли предприятия в текущей прибыли не изменилась и не повлияла на рентабельность собственного капитала. 
       

      2.2. Анализ  рентабельности продукции ОАО «Масло - плюс». 

           Показатели  рентабельности продукции характеризуют, насколько эффективно предприятие  осуществляло свою основную деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг. Изучение основной деятельности ОАО «Масло - плюс»  начнем с расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия. Используя формулу (20), получаем результаты за 2000 и 2001 соответственно:

                                                     

           или                                          .

           Полученные  данные свидетельствуют о верности неравенства и говорят о том, что уровень рентабельности, рассчитанный на основе показателя прибыли от реализации, будет выше уровня рентабельности, рассчитанного с использованием налогооблагаемой прибыли, вследствие имевших место в анализируемом периоде процентов к получению, доходов от участия в других организациях, а также операционных и внереализационных доходов и расходов. В свою очередь, последний показатель также превысит уровень рентабельности, исчисленный исходя из чистой прибыли, т.к. разницу в числителях формулы составит налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.

           Для характеристики рентабельности реализованной  продукции ОАО «Масло - плюс» применим формулу (21), а расчет произведем в таблице.

                                 Таблица 8.

      Анализ  рентабельности реализованной продукции  ОАО «Масло - плюс».

      Показатели За базисный период По базису на фактически реализованную продукцию Фактическая себестоимость при базисных ценах За отчетный период
      А 1 2 3 4
      1.Выручка  от реализации, тыс. руб. 962269 650004 650004 782605
      2.Полная  себестоимость реализованной продукции,  тыс. руб. 615259 415607,5 613366 613366
      3. Прибыль  от реализации, тыс. руб. 347010 234396,5 36638 169239
      4.Рентабельность  реализованной продукции, % 56,40 56,40 5,97 27,59

            Из  таблицы видно, что реальный размер прибыли, которую приносит предприятию  каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации, снизился в 2010 году по сравнению с предыдущим годом на 28,81% (27,59%-56,40%). Причем на это снижение оказало воздействие ряда факторов, а именно: влияние изменения себестоимости выпускаемой продукции снизило уровень рентабельность реализованной продукции на 50,43% (5,97%-56,40%); влияние изменения оптовых цен на реализованную продукцию повысило уровень рентабельности на 21,62% (27,59%-5,97%). При этом необходимо отметить, что структура ассортимента выпускаемой продукции на предприятии практически не изменилась и не повлияла существенным образом на уровень рентабельности реализованной продукции  и составила 0% (56,40%-56,40%).

           Кроме того, для осуществления контроля за себестоимостью реализованной продукции, а также за изменениями в политике ценообразования на исследуемом  предприятии, произведем расчет рентабельности продаж в таблице на основании формулы (22).

      Таблица 9.

      Анализ  рентабельности продаж ОАО «Масло - плюс». 

      Показатели За предыду-щий  год За отчетный год Отклонение Темп роста, %
      А 1 2 3 4
      1.Выручка  от реализации, тыс. руб. 962269 782605 -179664 81,33
      2.Полная  себестоимость реализованной продукции,  тыс. руб. 615259 613366 -1893 99,69
      3. Прибыль  от реализации, тыс. руб. 347010 169239 -177771 48,77
      4.Рентабельность  продаж, % 36,06 21,63 -14,44 59,97

           Как показывают данные приведенной таблицы, рентабельность продаж за отчетный год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 40,03% (100%-59,97%), что в абсолютном выражении составило 14,44%. Причем на это снижение оказало влияние изменения отпускных цен и себестоимости на реализованную продукцию.

           Влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж рассчитывается по формуле (24):

             или 14,68%.

           Влияние изменения себестоимости на рентабельность реализованной продукции определяется по формуле (25):

              или 0,25%.

           Таким образом, из представленных расчетов видно, что снижение оптовых цен на реализованную  продукцию на 179664 тыс. руб. (или на 18,67%) в отчетном периоде вызвало  уменьшение прибыли на каждый рубль  реализованной продукции  на 14,68 коп. В то же время небольшое сокращение полной себестоимости  на 1893 тыс. руб. (или на 0,31%) повлекло незначительное увеличение уровня рентабельности продаж на 0,25%. Выявление причин, обусловивших изменение как оптовых цен на реализованную продукцию, так и ее себестоимости, возможно лишь при наличии доступа к внутренней информации  о деятельности предприятия. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.   

           Рентабельность  характеризует результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль  имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия. Существуют различные группировки системы показателей рентабельности. Мы рассмотрели одну из таких классификаций с подразделением показателей рентабельности на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, показатели рентабельности, характеризующие финансовую деятельность организации и показатели рентабельности продукции.

           Как мы выяснили в ходе проведения анализа, рентабельность хозяйственной деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность  источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности.

           Финансовая  рентабельность характеризует эффективность  инвестиций собственников предприятия, которые предоставляют ему ресурсы  или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли с целью получения максимального дохода в будущем.

           И, наконец, показатели рентабельности продукции  могут ответить на вопросы, касающиеся определения эффективности основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг.

             Анализ уровня и динамики показателей  рентабельности проводился нами  на примере бухгалтерской финансовой  отчетности ОАО « Масло - плюс » за 2009-2010 годы.

           Как показывают результаты проведенного исследования, в целом по предприятию наблюдается сокращение рентабельности хозяйственной деятельности. Так, например, доходность вложенных средств собственников предприятия в имущество, упала по сравнению с прошлым 2009 годом на 67,95%; рентабельность оборотного, или рабочего, капитала также снизилась на 67,31%; рентабельность основной, производственной деятельности – на 69,58% (при исчислении рентабельности с использованием чистой прибыли) и на 68,88% (с использованием валовой прибыли в качестве дохода).

           Основной  причиной такого снижения  послужило достаточно резкое снижение валовой прибыли от осуществления основной деятельности ОАО «Масло - плюс» на 177747 тыс. руб. Причем  большое влияние на это оказало изменение  производственной себестоимости в отчетном году, что привело к снижению рентабельности производственной деятельности на 74,48%. В то же время изменение оптовых цен на реализованную продукцию увеличило уровень рентабельности на 52,64%. Остальные факторы не оказали существенного влияния.

           Другим, не менее важным фактором, оказавшим влияние на рентабельность хозяйственной деятельности стало замедление оборачиваемости материальных оборотных средств в результате их удельного роста по отношению к всему имуществу предприятия на 54,01%. Это влияние сказалось на уменьшении рентабельности производственной деятельности на 36,87%. Кроме того, увеличение доли основных производственных фондов в о общей стоимости имущества предприятия на 52 281 тыс. руб. также снизило рентабельность на 19,01%.

           Основным  показателем, дающим оценку эффективности инвестиций  собственников ОАО «Масло - плюс», является показатель рентабельности (доходности) собственного капитала. Он, как и показатели рентабельности хозяйственной деятельности, упал  в отчетном году на 44,20%. Причем наибольшее влияние оказало замедление оборачиваемости активов на 44,27%, что вызвало спад уровня доходности собственного капитала на 28,96%.

           Что касается показателей рентабельности продукции, то они также снизились  в 2010 году. Так, показатель рентабельности реализованной продукции составил в отчетном году 27,59%, что на 28,81% ниже предыдущего.  Рентабельность продаж ОАО «Масло - плюс» также упал на 14,44% по сравнению с предыдущим годом, а его темп роста сократился практически вдвое и составил лишь 59,97%.

           Таким образом, на основании полученных данных в результате проведения анализа уровня и динамики рентабельности ОАО «Масло - плюс» можно сделать вывод о том, что предприятие обладает чрезмерными производственными запасами для осуществления своей деятельности. Более того, оно приобретает в отчетном году неоправданное количество основных производственных фондов и материалов для производства товаров, работ, услуг, в то время как объем реализованной продукции  находятся в состоянии спада.

           Данному предприятию можно порекомендовать снижать себестоимость выпускаемой продукции, вводить в эксплуатацию более технологичное оборудование, обеспечивающее меньшие затраты времени и труда, проводить стимулирующие работы по реализации продукции и т.п., т.е.  использовать имеющиеся резервы повышения рентабельности. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 

      1. Бабо А. Прибыль. Пер. с фр./ Общ. ред. и коммент. В.И. Кузнецова. – М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс». 1993.
      2. Журавкова И.В. Финансово-инвестиционный анализ: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2000.
      3. Калашников С.С. Как повысить рентабельность. – М.: Политиздат, 1986.
      4. Прибыль и рентабельность // Эксперт, 2001, №35 (295).
      5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998.
      6. Финансовый бизнес-план: Учеб. пособие / Под ред. действ. члена Акад. инвестиций РФ, д-ра эк. наук, проф. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2000.
      7. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2000.
      8. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 1998.
      9. Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов; Под ред. д-ра эк. наук , проф. С.Д. Ильенковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.
      10. Яцюк Н.А., Халевинская Е.Д. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ, 2002, №1.
      11. www.webcenter.ru/`tzmoi/

Информация о работе Анализ рентабельности