Анализ рентабельности деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является анализ рентабельности деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

- дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;

- рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы понятия рентабельности организации

1.1. Сущность и понятие рентабельности…………………………………..4

1.2. Методика анализа рентабельности организации………………………6

2. Показатели рентабельности

2.1. показатели рентабельности хозяйственной деятельности;…………...8

2.2. показатели финансовой рентабельности;……………………………..12

2.3. показатели рентабельности продукции……………………………….15

2.4. Резервы увеличения рентабельности организации…………………..17

Заключение………………………………………………………………….19

Список литературы…………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

комплексный экономич анализ Лазарева.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

2.3 Анализ рентабельности  продукции 

     Эффективность основной деятельности предприятия  по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию. Например:

. (20)

     Кроме того, на основе показателей рентабельности продукции можно проводить внутризаводские и межзаводские сравнения как по общему объему продукции, так и по отдельным их видам.

Для характеристики рентабельности реализованной продукции (RРП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП):

. (21)

Рентабельность  реализованной продукции к затратам на ее производство - определяет эффективность  затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции.

Данный  показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию  каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля предприятия за себестоимостью реализованной продукции.

     Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП):

. (22)

     По  динамике данного показателя предприятие  может принимать решение по изменению  ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам.

Исходя  из приведенной формулы расчета  рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению  с базисным периодом изменения цен  на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации как разницу между выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:

. (23)

Изменение рентабельности продаж за счет изменения  отпускных цен на реализованную  продукцию определяется по формуле:

 (24)

Влияние фактора изменения себестоимости  на рентабельность продаж составит:

 (25)

Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния перечисленных двух факторов, т.е.:

 (26) 
 

2.4. Резервы увеличения рентабельности организации 

     Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продаж являются, увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р ­ Л) и снижение себестоимости товарной продукции (Р ¯ С). Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

     Р­R=Rв-Rф =

     где Р ­ R - резерв роста рентабельности; Rв - рентабельность возможная; Rф - рентабельность фактическая; Пф - фактическая сумма прибыли; Р ­ П — резерв роста прибыли от реализации продукции; VPПв - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;. Свi, - возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения; Иф - фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

     Резерв  повышения уровня рентабельности инвестированного капитала может быть подсчитан по формуле:

     Р­R=

     где БП - балансовая сумма прибыли; Р­БП - резерв увеличения балансовой суммы прибыли; SКф - фактическая среднегодовая сумма основного и оборотного капитала;

     Р¯К - резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости;

     ДК - дополнительная сумма основного  и оборотного капитала, необходимая  для освоения резервов роста прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение   

     Рентабельность  характеризует результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия. Существуют различные группировки системы показателей рентабельности. Мы рассмотрели одну из таких классификаций с подразделением показателей рентабельности на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, показатели рентабельности, характеризующие финансовую деятельность организации и показатели рентабельности продукции.

     Как мы выяснили в ходе проведения анализа, рентабельность хозяйственной деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности.

Финансовая  рентабельность характеризует эффективность  инвестиций собственников предприятия, которые предоставляют ему ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли с целью получения максимального дохода в будущем.

И, наконец, показатели рентабельности продукции  могут ответить на вопросы, касающиеся определения эффективности основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы  

1.    Бакаев М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2009

2.    Беркстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2006.

3.    Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. – М.: Издательство «ПРИОР», 2007.

4.    Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2006.

5.    Жминько С.И. Финансовый учет на предприятиях. – Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2008.

6.    Журавкова И.В. Финансово-инвестиционный анализ: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2008.

7.    Крылов Э.И., Власова В.М., Егорова М.Г., Журавкова И.В. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003.

8.  Русак Н.А. Стражев В.И., Мигун О.Ф. Анализ Хозяйственной деятельности в промышленности. / Под ред. Стражева В.И. – Миснк: Вышэйшая школа, 2008.

9.  Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2008.

10.  Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. – М.: Перспектива, 2005.

11.  Теория экономического анализа. / Под ред. Шеремета А.Д. – М.: Прогресс, 2008.

12.  Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2007.

13.  Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Информация о работе Анализ рентабельности деятельности предприятия