Автор: Аня Морозова, 07 Июня 2010 в 19:43, реферат
Контроль — объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом способе производства. На микроэкономическом уровне, т.е. на уровне управления экономической единицей, различают внешний контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, потребители, общественность), и внутренний контроль, осуществляемый субъектами самой организации (собственники, администрация, персонал). От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов (экономических единиц), а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности — одно из условий эффективности всего общественного производства. В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления. Система внутреннего контроля должна ориентироваться на:
1) устойчивое положение организации на рынках;
2) признание организации субъектами рынка и общественностью;
3) своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней.
Прежде чем
классифицировать внутренний контроль
в аспекте иерархичности объектов,
необходимо дать определение объекта
внутреннего контроля и его предмета.
Объект внутреннего контроля организации — это управляемое звено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воздействие. Объекты внутреннего контроля организации:
человеческие, финансовые, материальные, нематериальные и информационные ресурсы организации;
средства и системы информатизации;
технические средства и системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов;
управленческие решения;
процессы, происходящие в организации или вне ее, если они имеют к ней какое-либо отношение;
результаты функционирования организации;
аспекты времени.
Объекты внутреннего
контроля выбираются в соответствии
с его целями.
Необходимо разграничивать
объект внутреннего контроля и предмет
внутреннего контроля. В философской трактовке
предмет познания — это определенная
сторона, свойство и отношение объекта,
исследуемые с определенной целью в данных
условиях и обстоятельствах. Предмет определяет
границы, в пределах которых изучается
объект исследования.
Предметом внутреннего
контроля является наличие, состояние
и (или) действие управляемого звена
системы управления организацией. Какие-либо
материальные ресурсы организации
— это объекты внутреннего контроля;
фактическое наличие данных ресурсов,
их состояние, аспекты их функционирования
— это предметы внутреннего контроля.
Целесообразно
различать контроль системы объектов
в целом (т.е. всей организации), контроль
ее подсистем и контроль элементов
(отдельных объектов). Такой подход позволяет
рассматривать функцию контроля в связи
с объектами любой сложности и целевой
ориентации.
Внутренний контроль
целесообразно классифицировать по
значимости субъектов внутреннего
контроля с точки зрения их участия
в общей, т.е. совокупной, деятельности
по внутреннему контролю на предприятии.
Субъект внутреннего
контроля организации — это работник
или участник (владелец) организации,
совершающий контрольные
Если член ревизионной
комиссии не является участником или
работником данной организации, он считается
субъектом внутреннего контроля
в период исполнения соответствующих
обязанностей.
Всех субъектов
внутреннего контроля целесообразно распределить
по следующим уровням с точки зрения значимости
в совокупном контрольном действии:
1) субъекты внутреннего
контроля первого уровня —
это участники (собственники) организации,
осуществляющие контроль непосредственно
или косвенно (с помощью независимых
экспертов, в том числе внешних аудиторов);
2) субъекты внутреннего
контроля второго уровня. В их
обязанности непосредственно
3) субъекты внутреннего
контроля третьего уровня —
выполняют контрольные функции
для реализации служебных
4) субъекты внутреннего
контроля четвертого уровня. В
их обязанности входят
5) субъекты внутреннего
контроля пятого уровня. В их
функциональные обязанности
В основе рассмотренной
выше классификации признак
Полная классификация
внутреннего контроля организации
представлена в таблице.
Принципы эффективности
и основные требования к организации внутреннего
контроля
Ключевое условие успешного функционирования системы внутреннего контроля организации — это соблюдение принципов эффективности — основных правил, охватывающих контрольную деятельность в целом.
Принцип ответственности
гласит: каждый субъект внутреннего
контроля, работающий в организации,
за ненадлежащее выполнение контрольных
функций должен нести экономическую,
административную и дисциплинарную
ответственность. Ответственность
должна быть формально установлена за
выполнение каждой контрольной функции,
ясно очерченной и формально закрепленной
за конкретным субъектом. В противном
случае субъект не будет в должной
мере осуществлять контроль.
Таблица
Классификация внутреннего контроля
Признак классификации
Элементы класса
внутреннего контроля
Форма контроля Внутренний аудит
Структурно-функциональная
форма внутреннего контроля
Уровень автоматизации
контроля (признак типологии
Неполностью автоматизированный внутренний контроль
Полностью автоматизированный
внутренний контроль
Методические приемы контроля Общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.)
Собственные эмпирические методические приемы контроля (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическая проверка, письменный и устный опросы и др.)
Специфические
приемы смежных экономических наук
(приемы экономического анализа, экономико-математические
методы, методы теории вероятностей и
математической статистики)
Значимость субъектов
внутреннего контроля (с точки зрения
контрольной деятельности) Контроль, осуществляемый
субъектами внутреннего контроля
1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го уровней
Иерархичность объектов контроля Контроль системы объектов в целом (всей коммерческой организации)
Контроль подсистем системы объектов
Контроль отдельных
объектов
Стадии проведения контроля Предварительный контроль
Промежуточный контроль
Конечный контроль
Функциональная направленность контроля Администраторский контроль
Финансово-экономический контроль
Бухгалтерский контроль
Правовой контроль
Технический контроль
Технологический контроль
Кадровый контроль
Контроль, направленный
на обеспечение безопасности коммерческой
организации
Характер взаимоотношений
контролирующего
Контроль, не обусловленный
отношениями подчиненности
Временная направленность контроля Стратегический контроль
Тактический контроль
Оперативный контроль
Пространственный аспект Входной контроль
Процессный контроль
Выходной контроль
Величина (сложность) объекта контроля Тематический контроль
Комплексный контроль
Источники данных контроля Документальный контроль
Фактический контроль
Автоматизированный
контроль
Способ взаимоотношений работников Односторонний (функционально-принудительный) контроль
Взаимный (двусторонний
или многосторонний) контроль
Этапы получения информации Первичный контроль
Сводный контроль
Характер отношения к объекту Направляющий контроль
Фильтрующий (этапный)
контроль
Характер контрольных мероприятий Плановый контроль
Внезапный контроль
Периодичность
проведения контрольных мероприятий
Периодический контроль
Эпизодический
контроль
Полнота охвата объекта контроля Сплошной контроль
Несплошной контроль
Время осуществления контрольных действий Предварительный контроль
Текущий контроль
Последующий контроль
Интенсивность проведения контроля Контроль, осуществляемый в облегченном режиме
Контроль, осуществляемый в нормальном режиме
Контроль, осуществляемый
в усиленном режиме
Фазы воспроизводственного цикла Контроль снабженческо-заготовительной деятельности
Контроль производственной деятельности
Контроль финансово-сбытовой
деятельности
Принцип сбалансированности, неразрывно связанный с предыдущим, означает: субъекту нельзя предписывать контрольные функции, необеспеченные средствами для их выполнения; не должно быть средств, несвязанных той или иной функцией. При определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей и наоборот.
Принцип своевременного сообщения об отклонениях гласит: информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, нежелательные последствия отклонений усугубляются; объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонений также лишает смысла проведенный контроль.
Принцип интеграции гласит: любой элемент управления не может существовать обособленно. Контроль необходимо рассматривать в корреляции с другими элементами в едином контуре процесса управления. При решении задач, связанных с контролем, должны создаваться надлежащие условия для тесного взаимодействия работников различных функциональных направлений.
Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем гласит: степень сложности системы внутреннего контроля должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы. Успешно справиться с разнообразием в подконтрольной системе может только такое контролирующее устройство, которое само достаточно разнообразно. Необходимо, чтобы адекватность достигалась в главном, в принципиальном, чтобы звенья системы внутреннего контроля могли гибко настраиваться на изменения соответственных звеньев системы объектов внутреннего контроля организации.
Принцип постоянства гласит: постоянное адекватное функционирование системы внутреннего контроля позволит вовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений и своевременно их выявлять.