Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:09, курсовая работа
Материальную базу предприятия образуют средства труда и предметы труда, которые объединяются в средства производства. Средства труда учитываются в форме основных фондов. Основные фонды в стоимостном выражении представляют собой основные средства, учитываемые в системе бухгалтерской отчетности. При анализе основных фондов прежде всего надо отметить, что они являются активным элементом производства и при правильном их использовании не только обеспечивают создание товаров, но и способствуют улучшению условий труда работников [6, с. 254]. Основные средства – это такие товарно-материальные ценности, которые в течение длительного периода времени сохраняют свою вещественно-натуральную форму, изнашиваются постепенно и переносит свою стоимость на готовую продукцию или услуги по частям.
Однако рассмотренные показатели не раскрывают результатов использования машин в процессе рабочего дня: не весь рабочий день они находятся в пробеге - часть дня машины простаивают под погрузкой, разгрузкой и в силу других причин. Сокращение таких простоев - важное средство повышения уровня использования автотранспорта. Поэтому для характеристики степени использования автомашин на протяжении рабочего дня рассчитывается коэффициент использования их рабочего времени (КР):
машин
в наряде
Иногда грузовики совершают порожние рейсы в одну и даже две стороны, не выполняя никакой полезной работы. Коэффициент использования пробега (КП):
Уменьшение этого коэффициента свидетельствует об увеличении доли порожних рейсов, а, следовательно, об ухудшении работы автопарка.
Важное значение при повышении эффективности работы грузовых машин имеет полнота их загруженности. Для этого рассчитывают коэффициент использования грузоподъёмности машин (КГР):
Эффективность использования машин во многом зависит от скорости их движения. Различают техническую скорость движения (отношение общего пробега к количеству часов нахождения машин в пробеге) и эксплуатационную (отношение общего пробега к количеству часов нахождения машин в наряде). Для обобщающей характеристики работы грузового транспорта используют показатели среднегодовой, среднедневной и среднечасовой выработки машин. Однако они не учитывают среднюю грузоподъёмность машин и поэтому несопоставимы. Более точно уровень производительности работы машин характеризует выработка на один автомобиле-тонно-день (В):
Важным обобщающим показателем эффективности использования автотранспорта является себестоимость грузоперевозок. Чем лучше используются машины, тем ниже себестоимость одного тонно-километра. В процессе анализа необходимо изучить динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, установить причины изменения и резерв увеличения объёма грузооборота и снижения себестоимости тонно-километра.
Рассмотрим
динамику данных показателей на примере
предприятия ОАО «Барановичская
птицефабрика». Из табл. 7 следует, что
многие показатели работы грузового
автотранспорта ниже уровня прошлого
года. В результате снижения этих показателей
объём грузооборота уменьшился.
Таблица 8- Показатели использования грузового автотранспорта
Показатель | Прошлый год | Отчётный год | Изменение |
Среднегодовое количество машин | 36 | 32 | -4 |
общий тоннаж,т | 140 | 136,8 | -3,2 |
Средняя грузоподъёмность машин, т | 3,8 | 4,2 | 0,4 |
Автомобиле-дни нахождения машин в хозяйстве | 14570 | 13775 | -795 |
В том числе: | |||
в ремонте | 950 | 1250 | 300 |
в работе | 10540 | 9415 | -1125 |
Отработано одной машиной за год, дней | 278 | 250 | -28 |
Коэффициент технической готовности | 0,93 | 0,91 | -0,02 |
Коэффициент использования машин в работе | 0,69 | 0,58 | -0,11 |
Время нахождения машин, ч: | |||
в наряде | 76500 | 66100 | -10400 |
в пробеге | 51200 | 43700 | -7500 |
Коэффициент использования рабочего времени | 0,67 | 0,66 | -0,01 |
Общий пробег машин, тыс.км | 2194 | 1964 | -230 |
В том числе с грузом | 1370 | 1116 | -254 |
Коэффициент использования пробега | 0,62 | 0,57 | -0,05 |
Объём грузооборота, тыс. ткм | 5470 | 5229 | 859 |
Средняя загруженность машины, т | 3,9 | 4,6 | 0,7 |
Коэффициент использования грузоподъёмности машин | 0,926 | 0,973 | 0,047 |
Средняя техническая скорость движения, км/ч | 42,85 | 44,94 | 2,09 |
Объём перевозимых грузов, тыс.т | 210 | 218 | 8 |
Выработка на один автомобиле-тонно-день нахождения в хозяйстве, ткм | 375 | 380 | 5 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Чтобы определить резервы увеличения грузооборота необходимо провести факторный анализ этого показателя. Известно, что объём грузооборота (V) зависит от среднегодового количества машин (М), количества отработанных дней в среднем одной машиной за год (Д), средней продолжительности рабочего дня (П), коэффициента использования рабочего времени (Кр), среднетехнической скорости движения (Ск), коэффициента использования пробега (Кп), средней грузоподъёмности машины (Т) и коэффициента использования грузоподъёмности машин (Кгр) [10, с. 134]. Детерминированная модель факторной системы объёма грузооборота имеет следующий вид:
Расчёт влияния этих факторов на объём грузооборота можно выполнить с помощью одного из приёмов детерминированного факторного анализа. По данным табл.7 сделаем расчёт способом абсолютных разниц:
V0 =М0 * Д0 * П 0* Кр0 * Ск0 * Кп0 * Т0 * Кгр0= 36 * 278*8 * 0,67* 42,85 * 0,62 * 3,8 * 0,926= 5014748 ткм;
∆VМ=(М1-М0) *Д0 * П 0* Кр0 * Ск0 * Кп0 * Т0 * Кгр0=(32-36)* 278*8 * 0,67* 42,85 * 0,62 * 3,8 * 0,926= -557194 ткм;
∆VД=М1 *(Д1-Д0) * П 0 * Кр0 * Ск0 * Кп0 * Т0 * Кгр0=32* (250-278) * 8 * 0,67* 42,85 * 0,62 * 3,8 * 0,926=-448962 ткм;
∆VП=М1 *Д1 * (П1- П 0) * Кр0 * Ск0 * Кп0 * Т0 * Кгр0=32 * 250 * (8-8) * 0,67 * 42,85 * 0,62 * 3,8 * 0,926=0 ткм;
∆VКр=М1 * Д1 * П 1*(Кр1- Кр0) * Ск0 * Кп0 * Т0 * Кгр0=32 * 250 * 8 * (0,66- 0,67) * 42,85 * 0,62 * 3,8 * 0,926=-59829 ткм;
∆VСк=М1 * Д1 * П 1 * Кр1 *(Ск1- Ск0) * Кп0 * Т0 * Кгр0=32 * 250 * 8 * 0,66 * (44,94-42,85) *0,62 * 3,8 * 0,926=192600 ткм;
∆VКп=М1 * Д1 * П 1 * Кр1 * Ск1 * (Кп1- Кп0) * Т0 * Кгр0=32 * 250 * 8 * 0,66 * 44,94 * (0,57-0,62) *3,8 * 0,926= -333980 ткм;
∆VТ=М1 * Д1 * П 1 * Кр1 * Ск1 * Кп1 * (Т1- Т0) * Кгр0=32 * 250 * 8 * 0,66 * 44,94 * 0,57 * (4,3-3,8) *0,926= 500971 ткм;
∆VКгр=М1 *Д1 * П 1 * Кр1 * Ск1 * Кп1 * Т1 * (Кгр1-Кгр0)= 32 * 250 * 8 * 0,66 * 44,94 * 0,57 * 4,3 * (0,973-0,926)= 218675 ткм;
V1=М1 *Д1 * П 1 * Кр1 * Ск1 * Кп1 * Т1 * Кгр1= 32 * 250 * 8 * 0,66 * 44,94 * 0,57 * 4,3 * 0,973=4527027 ткм.
Таким
образом, причиной уменьшения объёма
грузооборота на анализируемом предприятии
является рост целодневных и внутрисменных
простоев автомашин, а также холостых
пробегов. За счёт этих факторов объём
грузооборота снизился на 842771 ткм.
Это свидетельствует о том, что наличные
машины используются недостаточно полно.
3 Анализ интенсивности и эффективности использования основных средств
3.1
Анализ фондоотдачи
и факторов изменения
ее уровня
Важным этапом анализа является анализ основных показателей использования основных средств. ПРИЛОЖЕНИЕ Г Главным показателем использования основных средств является показатель фондоотдачи, рассчитываемый как отношение стоимости произведённой продукции к среднегодовой стоимости основных средств:
Повышение
фондоотдачи основных фондов при
прочих равных условиях приводит к
снижению суммы амортизационных
отчислений, приходящейся на 1 руб. готовой
продукции и соответственно способствует
повышению доли прибыли в цене товара.
Кроме того, рассчитываются и другие показатели:
- фондоемкость- обратный показатель фондоотдачи:
Изменение фондоёмкости показывает прирост или снижение стоимости основных фондов на 1 рубль продукции.
-рентабельность
- отношение прибыли к среднегодовой
стоимости основных средств:
Рассмотрим данные показатели на примере предприятия ОАО «Барановичская птицефабрика».
Таблица 9- Показатели интенсивности использования основных средств
Показатель | 2009 год | 2010 год | Изменение, % |
Фондоотдача | 0,804 | 0,792 | 98,5 |
Фондоёмкость | 1,244 | 1,262 | 101 |
Рентабельность,% | 5,8 | 5,8 | 0 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Таким образом, фондоотдача основных средств в 2010 году снизилась по сравнению с 2009 годом на 1,5 %. Показатель фондоёмкости увеличился на 1 %, а рентабельность не изменилась. Изменение уровня фондоотдачи происходит за счёт факторов первого и второго порядка. Факторы первого порядка - это объём валовой продукции и среднегодовая стоимость основных производственных фондов. Если объём валовой продукции увеличивается в большей степени, чем величина основных фондов, то фондоотдача будет расти, и наоборот. Поэтому важно установить, в каком соотношении находятся эти показатели на анализируемом предприятии, и как в связи с этим изменяется фондоотдача. Расчёт их влияния можно произвести способом цепной подстановки:
ФО0=ВП0/ОПФ0=49740/61870=0,804 млн.руб.
ФОусл=ВП1/ОПФ0=51929/61870=0,
ФО1=ВП1/ОПФ1=51929/65553=0,792 млн.руб.
ФОобщ=0,792-0,804= -0,012 млн.руб.
В том числе ∆ФОВП=0,839-0,804= 0,035 млн.руб.
∆ФООПФ=0,792-0,839= -0,047 млн.руб.
Таким образом, общее изменение фондоотдачи составило -0,012 млн.руб., данное уменьшение фондоотдачи связано с тем, что величина основных фондов увеличивается в большей степени, чем объём валовой продукции.
На фондоотдачу также влияют такие факторы как производительность труда и фондовооружённость. Произведём расчёт влияния данных факторов на показатель фондоотдачи: