Анализ обеспеченности цеха рабочей силой

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:13, реферат

Описание работы

1. Дать характеристику обеспеченности цеха рабочей силой по категориям персонала. Произвести анализ состава рабочих по квалификациям. Определить средний разряд рабочих по плану и отчету

Работа содержит 1 файл

АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЦЕХА РАБОЧЕЙ СИЛОЙ.docx

— 34.15 Кб (Скачать)

АНАЛИЗ  ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЦЕХА РАБОЧЕЙ СИЛОЙ 

  1. Дать  характеристику обеспеченности цеха рабочей силой  по категориям персонала. Произвести анализ состава  рабочих по квалификациям. Определить средний  разряд рабочих по плану и отчету
 

     Анализ состава и структуры работников предприятия приведен в таблице 1. 

Таблица 1 – Анализ состава и структуры работников локомотивного депо

 Показатель 
 
2009 год 2010 год Абсолютное  изменение,

(+/-)

Темп  роста, %
Числен-

ность,

чел

Удельный вес, % Числен-

ность,

чел

Удельный вес, % По численности По удельному  весу
Среднесписочная численность работающих, чел., в том  числе: 1385 100 1341 100 -44 - 96,82
промышленно-производственный персонал, из  них: 1385 100 1341 100 -44 - 96,82
рабочие 1181 85,3 1136 84,7 -45 -0,6 96,19
специалисты 114 8,2 117 8,7 +3 +0,5 102,63
служащие  и руководители 90 6,5 88 6,6 -2 +0,1 97,78
 

     Как видно по рисунку особых изменений  в структуре численности работников не произошло. При этом наибольшую долю по-прежнему занимают рабочие. По данным таблицы 1, численность персонала основной деятельности в отчетном году снизилась в сравнении с прошлым годом и составила 96,82%, при этом также снизились численность рабочих на 3,81% и численность по категории работников “служащие и руководители” на 2,22%. Сокращение численности работников и одновременное увеличение объема работ говорит о том, что на предприятии используются интенсивные факторы развития производства: экономия рабочего времени от внедрения мероприятий научно-технического прогресса, сокращение потерь и непроизводительных затрат рабочего времени, снижение трудоемкости продукции и повышение производительности  труда персонала предприятия. Но в то же время наблюдается увеличение численности специалистов на 3 человека, что может быть причиной начала недостаточно результативной работы по внедрению мероприятий интенсификации. Из данных таблицы 1 следует, что в локомотивном депо снижается производственный потенциал, т.к. удельный вес рабочих фактически  ниже на 0,6 его величины в сравнении с прошлым годом.

     По  характеру участия в производственном процессе рабочие подразделяются на основных, занятых непосредственно  изготовлением основной продукции, и вспомогательных, занятых во вспомогательных  производствах и всеми видами обслуживания. В процессе анализа  изучается соотношение между  основными и вспомогательными рабочими, устанавливается тенденция изменения  этого соотношения, и если оно  не в пользу основных рабочих, то необходимо осуществить мероприятия по устранению негативной тенденции. Далее  изучим обеспеченность предприятия и его подразделений (цехов, участков) рабочими и административно-управленческим персоналом (таблица 2).  

        Таблица 2 – Анализ обеспеченности предприятия рабочими и административно-управленческим персоналом 

 Показатель 
 
2009 год 2010 год Абсолютное  изменение,

(+/-)

Темп  роста, %
Числен-

ность,

чел

Удельный  вес, % Числен-

ность,

чел

Удельный вес, % По численности По удельному  весу
1Среднесписочная  численность работников, чел. 1385 100 1341 100 -44 - 96,8
из  них 

1.1 рабочие всего  чел.,

из них:

1181 85,3 1136 84,7 -45 -0,6 96,19
основные  рабочие (рабочие, занятые осуществлением технологического процесса) 833 70,5 809 71,2 -24 +0,7 97,12
вспомогательные рабочие, способствующие осуществлению технологического процесса на изготовления продукции 348 29,5 327 28,8 -21 -0,7 93,97
1.2 служащие всего, чел.

из них

204 14,7 205 15,3 +1 +0,6 100,5
административно-управленческий персонал 133 9,6 131 9,8 -2 +0,2 98,5
2 Среднегодовая выработка одного  основного рабочего, млн.руб./чел. 43,1 - 44,9 - 1,8 - 104,2
 
 

     Как видно из таблицы 2 наибольший удельный вес занимают основные рабочие. При сокращении численности основных и вспомогательных рабочих в локомотивном депо установилась тенденция к росту удельного веса в пользу основных рабочих на 0,7, тогда как удельный вес вспомогательных рабочих в общей численности персонала к 2010 году уменьшился на 0,7%. Сокращение численности вспомогательных рабочих достигается за счет концентрации и специализации вспомогательных работ: по наладке и ремонту оборудования, повышению уровня механизации и совершенствованию труда этих рабочих и т.д., что в значительной степени улучшает общий эффект работающих.

       Произошло снижение численности  административно-управленческого персонала  на 2 человека, при этом его удельный  вес возрос на 0,2. Согласно данных  таблиц 1 и 2  наблюдается рост специалистов, следовательно, сокращение административно-управленческого персонала произошло только за счет уменьшения руководителей, что, в свою очередь, может говорить о внедрении прогрессивных систем управления производством и реализацией продукции.

     Анализ  профессионального и квалификационного  уровня рабочих производится путем  составления наличной численности  по специальностям и разрядам с необходимой  для выполнения каждого вида работ  по участкам, бригадам и предприятию  в целом. При этом выявляется излишек  или недостаток рабочих по каждой профессии. Анализ обеспеченности предприятия  квалификационным составом представлен  в таблице 3. 

        Таблица 3– Анализ обеспеченности локомотивного депо квалификационным составом работающих 

 Показатель 
 
2009 год 2010 год Абсолютное  изменение,

(+/-)

Темп  роста, %
Числен-

ность,

чел

Уделный вес, % Числен-

ность,

чел

Уделный вес, % По численности По удельному  весу
1 Рабочие всего чел., 1181 100 1136 100 -45 - 96,19
2 Распределение рабочих по разрядам работ, чел., из них 971 82,2 937 82,5 -34 +0,3 96,5
1-й  разряд 40 4,12 33 3,52 -7 -0,6 82,5
2-й  разряд 100 10,3 100 10,67 - +0,37 100
3-й  разряд 183 18,85 194 20,7 11 +1,85 106,01
4-й  разряд 307 31,62 275 29,35 -32 -2,27 89,58
5-й  разряд 236 24,3 236 25,19 - 0,85 100
6-й  разряд  96 9,89 89 9,5 -7 -0,39 92,71
7-й  разряд 8 0,82 9 0,96 1 +0,14 112,5
8-й  разряд 1 0,1 1 0,12 - +,02 100
без разряда 210 17,8 199 17,5 -11 -0,3 94,8
3 Распределение рабочих по профессиям, чел., из них:              
локомотивные  бригады 162 13,7 162 14,26 - +0,56 100
токари 48 4,06 42 3,7 -6 +0,36 87,5
фрезеровщики 12 1,02 12 1,06 - +0,04 100
слесари по ремонту подвижного состава  240 20,32 245 21,57 5 +1,25 102,08
слесари механико-сборочных работ 19 1,61 16 1,41 -3 -0,2 84,21
прочие 700 59,3 659 58 -41 -1,3 94,1
 

     Как показывают данные таблицы 3 значительно  уменьшился удельный вес рабочих  четвертого разряда. Следует отметить, что не наблюдается роста численности  рабочих более высокого разряда. Из этого можно сделать вывод  о том, что работников с четвертым  разрядом уволили, а приняли с  более низким – третьим, т.к. основной рост наблюдается только по нему, что  является негативным фактором для предприятия. Но с другой стороны, уменьшение рабочих  первого разряда на 7 человек и  рабочих без разряда на 11 человек  могло повлиять на увеличение рабочих  третьего разряда, что является положительным  фактором для депо, т.к. рабочие повысили свои разряды, а значит, повысили свою квалификацию.

     Средний тарифный разряд отражает уровень квалификации рабочих, необходимый для выполнения работ определенной сложности. В  локомотивном депо за прошлый год (базисный) он составил:                                                                                                                    

                                                 Р0=(1∙40+2∙100+3∙183+4∙307+5∙236+6∙96+7∙8+8∙1)/971=3837/971=3,95. 

     Тарифный  разряд за отчетный год дает характеристику сложившемуся усредненному уровню квалификации рабочих и составляет: 

     Р1=(1∙33+2∙100+3∙194+4∙275+5∙236+6∙89+7∙9+8∙1)/937=3700/937=3,95.

  1. Произвести анализ движения, определить коэффициенту текучести за предыдущие и отчетные периоды. Указать возможные причины текучести. Определить коэффициент оборота по приему и увольнению рабочих.
 

     Рассчитаем  и проанализируем характеристику движения персонала с помощью таблицы  4.

Таблица 4 – Анализ движения трудовых ресурсов

 Показатель 2009 год 2010 году Абсолютное  отклонение, (+/-) Темп роста, %
1Количество принятого персонала на работу, чел. 38 115 +77 302,6
2 Количество  уволившихся работников, чел.

2.1 по  собственному желанию и соглашению  сторон

2.2 за  нарушение трудовой дисциплины

 
112 

71 

12

 
112 

64 

17

 
- 

-7 

5

 
100 

90,1 

141,7

3 Коэффициент  оборота по приему  (Коб.пр) 0,027 0,086 +0,055 318,5
4 Коэффициент оборота по выбытию (Коб.в.) 0,0809 0,0835 0,0026 103,2
5 Коэффициент текучести кадров (Кт.к.) 0,06 0,06 - 100

      Как показывают данные таблицы 4, наблюдается тенденция к значительному росту коэффициента оборота по приему работников. Это можно рассматривать как положительный фактор для депо, связанный с ростом объема работ, который наблюдается в 2010 году с темпом роста 108,5%, и возможностью принятия на работу. Но с другой стороны, это может быть связано с большим количеством уволенных работников, которых необходимо заменить. Оставшийся без изменения средний тарифный разряд показывает, что принятые работники соответствуют категориям уволенных, что приемлемо для предприятия. Но в любом случае необходимо стремиться к повышению разряда, т.к. это приведет к улучшению многих производственных показателей. 

  1. Сделать выводы об обеспеченности цеха рабочей силой.
 

      Расчеты среднего тарифного разряда показали, что значения анализируемого показателя за прошлый и за отчетный годы оказались равны. Это не является отрицательным для предприятия, но и выделить это как положительный фактор тоже несовсем рационально. Можно сказать о том, что работающие не стремятся повышать свой разряд, что выступает как отрицательный субъективный фактор. Кроме того, в локомотивном депо средний разряд работ на 2010 год составил 4.2, и если данные прошлого года принять за плановые отчетного года, то равенство средних тарифных разрядов показывает, что квалификация рабочих не совпадает со сложностью выполняемых ими работ, что прямо сказывается на качестве выполняемых работ. Для улучшения данного показателя  необходимо в плане подготовки и переподготовки рабочих кадров предусмотреть повышение квалификации рабочих нужных специальностей. Загруженность рабочих, а также их дефицит устанавливается на основании фотографии рабочего дня.

      Значение  коэффициента оборота по выбытию  показывает тенденцию к увеличению уволенных работников в процентном соотношении. В локомотивном депо выбытию  работников должно уделяться больше внимания, т.к. рост этого показателя связан с ростом уволенных работников за нарушение трудовой дисциплины, а это связано с нерешенными  социальными проблемами и, в первую очередь, с таким социальным злом, как пьянство, хищение и прочее нарушение дисциплины. Однако не надо забывать и то, что увольнение служащих может  быть обусловлено внедрением автоматизированной системы управления, а рабочих  неудовлетворенностью условиями труда и уровнем  заработной платы. 

      Из  расчета видно, что коэффициент текучести кадров остался неизменным и его значение невелико, что не является отрицательным для депо. Необходимо помнить, что рост текучести кадров, как правило, вызывает увеличение удельных затрат на производство и снижение производительности труда. Для предупреждения излишнего оборота рабочей силы необходимо разрабатывать и внедрять мероприятия, устраняющие зависящие от организации причины увольнения работников.

Информация о работе Анализ обеспеченности цеха рабочей силой