Анализ эффективности использования оборотных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

В практике зарубежных стран эти показатели используются для оценки деловой активности предприятия. Однако необходимо выяснить, правомерно ли определять вышеназванные показатели для всей величины оборотных активов, т.к. они включают разные по экономической природе составляющие. Поэтому целесообразно определять показатели оборачиваемости оборотных средств раздельно для материальных оборотных активов (далее – МОА), для готовой продукции, для дебиторской задолженности.

Содержание

Анализ эффективности использования оборотных средств……….3
Анализ показателей прибыли и рентабельности…………………..10
Задача 1………………………………………………………………..24
Задача 2………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

а.х.д..docx

— 46.98 Кб (Скачать)

 

* Балансовая увязка за  счет округлений может отличаться  на небольшую величину.

В графе 3 табл. 5 представлены размеры влияния основных групп  факторов на рентабельность МОА. Результаты факторного анализа позволяют сделать вывод, что рост рентабельности МОА произошел за счет изменения следующих показателей:

коэффициента оборачиваемости (на –8,974 %):

 

ДКобор РЕНрп план = (–0,748) Ч 12 = –8,974;

рентабельности продукции (на +16,611 %):

 

Кобор факт Ч Д РЕНрп = 5,537 Ч (+3) =16,611.

 

Этап 4 Определим экономический эффект от изменения оборачиваемости МОА, который измеряется следующими показателями:

- величина дополнительно вовлекаемых или высвобождаемых МОА при замедлении или ускорении оборачиваемости:

 

?ОМОА = ((Д1 – Д0) / ДК) Ч РПсб1.                 (5)

Дополнительное вовлечение МОА в результате замедления оборачиваемости  примерно на 8 дней составило 930,7 тыс. руб. ((65,017 – 57,279) / 360 Ч 43 300);

- величина дополнительной прибыли, получаемой предприятием в результате ускорения оборачиваемости, или величина теряемой прибыли в результате замедления оборачиваемости.

Прирост прибыли от реализации продукции составил 5 280 тыс. руб. (см. табл. 6). Для того чтобы установить причины роста прибыли, проведем углубленный факторный анализ финансового  результата по следующей факторной  модели:

?П = ОМОА Ч Кобор Ч РЕНрп = ОМОА Ч ((РПСБ  / ОМОА) Ч (П / РПСБ)) = П. (6)

 

Таблица 6  Анализ прибыли от реализации продукции

 

Факторы

Алгоритм

Расчет, тыс. руб.

Общее изменение прибыли

?Побщ

+5 280

в т.ч.:

 

 

 

 

За счет изменения стоимости МОА

?ОМОА Ч Кобор0 Ч РЕН0

(+6 209) Ч 6,285 Ч 12 % = 4 682,83

За счет изменения коэффициента оборачиваемости

ОМОА1 Ч ?Кобор Ч РЕН0

7 819 Ч (–0,748) Ч 12 % = –701,83

За счет изменения рентабельности реализованной продукции

ОМОА1 Ч Кобор1 Ч ?РЕН

7 819 Ч 5,537 Ч (+3 %) = 1 299


           Таким образом, сокращение оборотов текущих активов примерно на один (?К = –0,748) или увеличение сроков оборачиваемости текущих материальных активов привело к потере прибыли на 701,83 тыс. руб. Однако рентабельность продукции при этом не снизилась, а, наоборот, увеличилась на 3 %. Необходимо отметить высокие темпы роста остатков МОА (7 820 / 1 611 = 4,85 раза), что положительно повлияло на рост прибыли от реализации (увеличение на 4 682,83 тыс. руб.).

Предложенная методика позволит более полно раскрыть внутренние механизмы формирования показателей  эффективности использования МОА, измерить влияние основных групп  факторов и оценить дополнительные внутренние резервы и неиспользованные возможности для принятия правильных и обоснованных управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1. Проанализировать влияние факторов на себестоимость  изделия А.

 

Показатели

План

Факт

Отклонение

абсол.

отн.,%

Объем продукции, шт.

6700

7025

+325

104,8

Постоянные затраты, тыс. руб.

8021

8029

+8

100,09

Переменные затраты, тыс. руб.

2967

3000

+33

101,1

Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

1,64

1,57

-0,07

95,7





Определим себестоимость  единицы продукции.

     План. (8021+2967) / 6700 = 1,64 тыс. руб.

     Факт. (8029+3000)/7025= 1,57 тыс.руб.

     Определим  отклонение абсолютное и относительное.

     Объема продукции:

     7025-6700 = +325

     7025/6700*100 = 104,8

     Постоянные  затраты:

     8029-8021=+8

     8029/8021*100=100,09

     Переменные  затраты:

     3000-2967=+33

     3000/2967*100=101,1

     Себестоимость ед. продукции:

     1,57-1,64 = -0,07

              1,57/1,64*100=95,7

     Выявим влияние  факторов, на изменения себестоимости  продукции используя способ цепных подстановок.

     С/С = (Vвп *b+А) / Vвп = b + (А/Vвп)

     С/С пл = Апл/Vвппл +bпл =8021/6700+ 2967 = 2968,197 тыс. руб.

     С/С усл1 = Апл/Vвпф +bпл =8021/7025+ 2967 = 2968,142 тыс. руб.

     С/С усл2 = Аф/Vвпф +bпл =8029/7025+ 2967 = 2968,143 тыс. руб.

     С/С ф = Аф/Vвпф +bф =8029/7025+ 3000 = 3001,143 тыс. руб.

     Определим  общее изменение себестоимости  продукции

     ∆С/С = С/С ф - С/С пл =3001,143 - 2968,197 = +32,946 тыс. руб.

     Таким образом,  себестоимость продукции увеличилась на 32,946 тыс. руб.

     На увеличение  данного показателя повлияли следующие факторы:

     - изменение объема выпуска продукции:

     ∆С/С = С/Сусл1 - С/С пл =2968,142 - 2968,197 = -0,055 тыс. руб.

     - изменение суммы постоянных затрат:

   ∆С/С = С/Сусл2 - С/С усл1 =  2968,143 - 2968,142 = + 0,001 тыс. руб.

     - изменения  уровня переменных затрат:

               ∆С/С = С/Сф - С/С усл2 = 3001,143-2968,143 = +33,0 тыс.руб.

     Всего: 33,0-0,055+0,001 = + 32,946 тыс. руб.

     Таким образом  себестоимость продукции увеличилась  на 32,946 тыс. руб., в том числе  за счет изменения суммы постоянных  затрат на 0,001 тыс. руб. и в  связи с изменением уровня  переменных затрат на 33 тыс. руб.  Изменение объема выпуска снизили  себестоимость на 0,055 тыс. руб.

 

Задача 2. Проанализировать влияние факторов на прибыль от реализации продукции. Сделать выводы.

 

Вид продукции

Объем выпуска, шт.

Цена, тыс. руб.

Себестоимость, тыс. руб.

план

факт

план

факт

план

факт

А

1060

1120

100

142

90

104

В

2000

2100

125

132

100.

111


 

Составим таблицу:

 

Показатели

План

Факт

Отклонение

абсол.

отн.,%

Объем продукции, шт.

6700

7025

+325

104,8

Постоянные затраты, тыс. руб.

8021

8029

+8

100,09

Переменные затраты, тыс. руб.

2967

3000

+33

101,1

Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

1,64

1,57

-0,07

95,7


Показатели

План

Факт

Отклонение

абсол.

отн.,%

1

2

3

4=3-2

5=4/2*100

Объем продукции, шт.

3060

3220

+160

+5,2%

Выручка от реализации, тыс. руб.

356

436,2

+80,2

+22,5%

Себестоимость, тыс. руб.

295,4

349,6

+54,2

+18,3%

Прибыль, тыс. руб.

60,6

86,6

+26

+42,9%


 

Определим общую выручку от реализации продукции:

План - (1060*100)+(2000*125) = 106000+250000=356000 руб.

Факт - (1120*142)+ (2100*132)= 159040+277200=436240 руб.

Определим себестоимость.

План -  (1060*90)+(2000*100)=95400+200000=295400 руб.

Факт - (1120*104)+ (2100*111)= 116480+233100=349580 руб.

Определим прибыль.

План - 356,0-295,4=60,6 тыс. руб.

Факт - 436,2-349,6=86,6 тыс. руб.

   Прибыль от реализации  продукции увеличилась на 42,9%.

   Дальнейший анализ  заключается в определении факторов, влияющих на прибыль от реализации  продукции. Изменение прибыли  формируется под воздействием  следующих факторов: изменение объема  реализации, структуры реализации, себестоимости.

   Расчет влияния  факторов производится следующим образом.

   1. Влияние объема  реализации продукции

     Для определения  влияния объема продаж на прибыль  необходимо прибыль планового  периода умножить на изменение объема продаж.

     Выручка от  реализации товаров предприятия  в отчетном периоде составила  436,2 тыс. рублей, для начала необходимо  определить объем продаж в плановых ценах:

       (1120*100)+(2100*125) = 112,0+262,5=374,5 тыс. рублей.

     С учетом  этого изменение объема продаж  за анализируемый период составило  85,9% (374,5/436,2*100%), т.е. произошло снижение  объема реализованной продукции  на 14,1%. За счет снижения объема  продажи продукции прибыль от  продажи продукции, работ, услуг  снизилась: 60,6 * (-0,1414) = -8,545 тыс. рублей.

     2. Влияние ассортимента  продаж на величину прибыли  организации определяется сопоставлением  прибыли отчетного периода, рассчитанной  на основе цен и себестоимости  планового периода, с плановой  прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

     Прибыль отчетного  периода, исходя из себестоимости  и цен планового периода, можно  определить следующим образом:

     выручка от  продажи отчетного периода в  ценах планового периода 374,5 тыс. рублей;

     фактически  реализованная продукция, рассчитанная  по плановой себестоимости  (1120*90)+ (2100*100)= 100,8+210,0=310,8 тыс. рублей;

     прибыль отчетного  периода, рассчитанная по плановой  себестоимости и плановым ценам  (374,5-310,8) = 63,7 тыс. рублей.

     Таким образом,  влияние сдвигов в структуре  ассортимента на величину прибыли  от продаж равно: 63,7 - (60,6*0,8889) = +9,833 тыс. рублей.

     Произведенный  расчет показывает, что в составе  реализованной продукции увеличился  удельный вес продукции с большим уровнем доходности.

     3. Влияние изменения  себестоимости на прибыль можно  определить, сопоставляя себестоимость  реализации продукции отчетного  периода с затратами планового  периода, пересчитанными на изменение  объема продаж: 349,6 - (295,4*0,859) = 95,9 тыс.  рублей. Себестоимость реализованной  продукции увеличилась, следовательно,  прибыль от продажи продукции  снизилась на ту же сумму.

     4. Для определения  влияния цен реализации продукции,  работ, услуг на изменение прибыли  необходимо сопоставить объем  продаж отчетного периода, выраженного  в ценах отчетного и планового  периода, т.е.: 436,2 - 374,5 = 61,7 тыс. рублей.

     Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:

     влияние объема продаж - 8,545 тыс. рублей;

     влияние структуры  ассортимента реализованной продукции +9,833 тыс. рублей;

     влияние себестоимости - 95,9 тыс. рублей;

     влияние цен реализации +61,7 тыс. рублей;

 общее влияние факторов: -8,545 +9,833-95,9+61,7 =-32,9тыс. руб.

     Значительный  рост себестоимости продукции  произошел в основном за счет  повышения цен на сырье и  материалы. Кроме этого, на  сумму прибыли оказало отрицательное  влияние уменьшение объема продаж. Отрицательное воздействие перечисленных  факторов было частично компенсировано  повышением реализационных цен,  а также увеличения удельного  веса продукции с большим уровнем доходности.

     Следовательно,  резервами роста прибыли предприятия  являются рост объема продаж  и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2009.
  2. Акулич В.В. Оборотные средства: понятие, значение и инструменты анализа , 2007.

 


Информация о работе Анализ эффективности использования оборотных средств