Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Система показателей финансовых результатов включает в себя абсолютные и относительные показатели эффективности хозяйствования, к которым относятся показатели рентабельности. Их экономическое содержание определяется тем, какие показатели использованы в расчетах. Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность, или доходность продукции, активов предприятия, собственного капитала. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования предприятия как самостоятельных товаропроизводителей.

Содержание

Введение 3

Теоретическая часть 5
1.1.Задачи и информационная база анализа финансовых результатов 5
1.2.Методика анализа прибыли 6
1.3.Методика анализа рентабельности 8
Практическая часть 11
2.1.Краткая характеристика предприятия 11
2.2.Анализ состава и динамики прибыли 14
2.3.Анализ финансовых результатов от реализации
сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки 17


2.4.Анализ рентабельности предприятия 20

Выводы и предложения 24
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 232.50 Кб (Скачать)
 

ФГОУ  СПО

«Прасковейский  сельскохозяйственный техникум» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

  Тема: «Анализ финансовых результатов деятельности предприятия» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр. 3 АБ

Иванова О.А. 
 
 
 

с. Прасковея, 2009 год

  

      Содержание 

Введение                                                                                                                       3

  1. Теоретическая часть                                                                                         5
  2. 1.1.Задачи и информационная база анализа финансовых результатов       5
  3. 1.2.Методика анализа прибыли                                                                      6
  4. 1.3.Методика анализа рентабельности                                                          8
  5. Практическая часть                                                                                       11
  6. 2.1.Краткая характеристика предприятия                                                   11 
  7. 2.2.Анализ состава и динамики прибыли                                                     14
  8. 2.3.Анализ финансовых результатов от реализации

    сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки                   17            

  • 2.4.Анализ рентабельности предприятия                                                      20

    1. Выводы и предложения                                                                                 24
    2. Список использованной литературы                                                            26

     

       Введение 

       Развившийся финансовый кризис, закономерно перекинувшийся из сферы денежного обращения в сектор реальной экономики, по большому счету – явление отрицательное. Он задел и агропромышленный комплекс России, особенно сельское хозяйство. Основным звеном экономики является предприятие. В сельском хозяйстве, как ни в какой другой отрасли народного хозяйства, велик разброс возможных последствий кризиса – от гибели предприятия до скачкообразного развития и даже процветания. Конечно, кризис принес аграрным предприятиям немало экономических потерь. Прежде всего, это падение цен на зерно и другую сельскохозяйственную продукцию, трудности для крестьян с получением финансовых средств. Смягчить эти негативные последствия можно с помощью ряда мер, среди которых, развитие кооперации, продвижение своей продукции на рынок и др. В некоторых случаях может оказаться оправданным объединение мелких предприятий в крупные хозяйства, которым легче выжить в экстремальных условиях. Ведь главной задачей любого предприятия является получение конечных финансовых результатов (прибыли или убытка).

       Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса.

       Прибыль – это конечный финансовый результат  деятельности предприятия, характеризующий эффективность его работы. В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности предприятия и создает финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Прибыль становится важней 

    шим обобщающим показателем в системе оценочных  показателей эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Сумма прибыли, получаемая предприятием, зависит от объема продаж продукции, ее качества и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, ассортимента, уровня затрат  и инфляционных процессов, которые неизбежно сопровождаются становлением рыночных отношений.

       Система показателей финансовых результатов  включает в себя абсолютные и относительные показатели эффективности хозяйствования, к которым относятся показатели рентабельности. Их экономическое содержание определяется тем, какие показатели использованы в расчетах. Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность, или доходность продукции, активов предприятия, собственного капитала. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования предприятия как самостоятельных товаропроизводителей. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Теоретическая часть
     
      1. Задачи  и источники анализа
     

       Основными задачами анализа финансовых результатов  деятельности предприятия являются:

    - оценка  динамики абсолютных и относительных  показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);

    - определение  направленности и размера влияния  отдельных факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности;

    - выявление  и оценка возможных резервов  роста прибыли и рентабельности;

    - анализ  порога прибыли;

    - оценка  работы предприятия по использованию  возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

    - разработка  мероприятий по освоению выявленных резервов.

       Обобщенная  информация о финансовых результатах  представлена в бухгалтерской отчетности:

    - форма  № 1 «Бухгалтерский баланс»;

    - форма  № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

    - форма  № 5 «Приложение к бухгалтерскому  балансу»;

    - «Отчет  о реализации продукции растениеводства»;

    - «Отчет  о реализации продукции животноводства».

       Методологической  основой анализа финансовых результатов  в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимо от организационно – правовой формы и формы собственности, модель их формирования и использования.

       В процессе планирования прибыли необходимо в качестве базы иметь расчеты  выручки от реализации, прибыли и  направлений ее использования. План по прибыли формируется на основе аналитического обобщения результатов, полученных в процессе исследования данных предыдущих периодов. В процессе анализа плана по прибыли следует сопоставить фактические данные с плановыми в целом и по отдельным статьям, проанализировать структуру прибыли. 

       1.2. Методика анализа прибыли 

       Финансовый  результат коммерческой организации  выражается в сумме полученных доходов  или прибыли. Доходы организации  складываются из доходов от основной и неосновной деятельности. По результатам  основной деятельности формируется валовая прибыль организации (разница между выручкой и себестоимостью реализации товарной продукции), а на ее основе после корректировки на сумму управленческих и коммерческих расходов – прибыль от продаж – один из основных показателей деятельности организации.

       Основным  источником ее формирования на предприятии  является прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Она представляет собой конечный результат деятельности предприятия не только в сфере производства, но и в сфере обращения. Расчет прибыли от продаж (Пп) можно представить в виде:

                      Пп = В – Сс –  К – Ур,  (1)

    где В  – выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей); Сс – себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг; К – коммерческие расходы; Ур – управленческие расходы.

       Фактически  полученная в отчетном периоде в  процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый период или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. Поэтому при анализе важно дать не только общую оценку динамики и выполнения плана по прибыли от реализации товаров. продукции, работ, услуг, но и всесторонне изучить факторы, влияния каждого из них. 
     

       Прибыль от продажи продукции в целом  по предприятию зависит от таких факторов, как объем реализации продукции; ее структура; себестоимость и уровень среднереализационных цен.

       Влияние факторов объема продаж, структуры  и ассортимента продаж и уровня затрат на 1 рубль продаж можно рассчитать следующим образом:

    1. Влияние на прибыль изменения объема продаж.

    Прибыль предыдущего года * Темп прироста (снижения) полной себестоимости. 

    Темп  прироста (снижения полной себестоимости = Сп1 / Сп0 – 1, (2)

    где Сп1 и Сп0 – полная себестоимость соответственно отчетного и предыдущего годов.

    2. Влияние на прибыль изменения структуры и ассортимент проданной продукции.    

    Прибыль предыдущего года * (Темп роста (снижения) выручки – Темп роста (снижения) полной себестоимости проданной продукции).

    Темп  роста (снижения) выручки = В1 / В0, (3)

    где В1 и В0 – выручка соответственно отчетного и предыдущего годов. Аналогично рассчитывается темп роста полной себестоимости.

    3. Влияние на прибыль изменения уровня затрат на 1 рубль проданной продукции.

    Выручка от продаж продукции в отчетном году * (Затраты на 1 рубль продаж отчетного года – затраты на 1 рубль продаж предыдущего года).

    Затраты на рубль продаж = Полная себестоимость  проданной продукции / Выручка от продажи продукции.

       Учитывая  все полученные доходы (как от основной, так и неосновной деятельности) и расходы, связанные с их получением, организация формирует прибыль, которая подлежит налогообложению по ставкам налога на прибыль, утвержденная для разных видов деятельности, прибыль до налогообложения. После уплаты налогов из прибыли в распоряжении предприятия остается чистая прибыль, которая затем идет на выплату дивидентов собственникам бизнеса и на его развитие. 

      1. . Методика анализа рентабельности
     

       Рентабельность  – это относительный показатель уровня доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

       Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

      1. Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных процессов.

      2. Показатели рентабельности продаж.

      3. Показатели, определяющие доходность капитала и его частей.

       Рентабельность  продукции – исчисляется путем  отношения прибыли от реализации или чистой прибыли от основной деятельности к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции.

       Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного, на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

       Рентабельность  продаж – рассчитывается делением прибыли от реализации продукции или чистой прибыли на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности : сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

       Рентабельность  капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного, заемного, перманентного, основного, операционного капитала.

       Показатели  рентабельности представляют собой  важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций. Для анализа используют данные формы 2 – отчет о прибылях и убытках.

    Существует  множество коэффициентов рентабельности. Их экономическое содержание определяется тем, какие показатели использованы в расчетах. Основные показатели рентабельности можно объединить в три группы.

       Первая  группа. Показатели, формируемые на основе прибыли, или доходов:

           Рпр1 = ВП/ОР;     Рпр2 = НП/ОР;    Рпр3 = ЧП/ОР, (4)

     где  Рпр1, Рпр2, Рпр3 – уровни рентабельности по показателям прибыли или дохода; ОР- выручка от реализации; ВП – валовая прибыль (прибыль от продаж) или доход; Нп – прибыль до налогообложения; ЧП – чистая прибыль.

       Данные  показатели характеризуют прибыльность или доходность продукции.

       Вторая  группа показателей рентабельности – показатели, формируемые на основе производственных активов.

            Рпа1 = ЧП/А;    Рпа2 = ЧП/Ик;       Рпа3 = ЧП/Ск, (5)

    где Рпа1, Рпа2, Рпа3 – уровни рентабельности к показателям производственных активов; А – стоимость имущества предприятия; Ик – инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); Ск – собственный (акционерный) капитал.

       Данные  показатели рентабельности отвечают интересам  различных участников хозяйственной деятельности предприятия: руководство предприятия интересует прежде всего отдача всех производственных активов; потенциальных инвесторов и кредиторов интересует отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей интересует доходность акций.

       Третья  группа показателей рентабельности-показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств. Такой способ исчисления рентабельности широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.

       Расчет  рентабельности на базе притока денежных средств особенно актуален в условиях экономической ситуации в стране, где широкое распространение получил бартер:

          Рдс1=Дср/ОР;                 Рдс2=Дср/А;                 Рдс3=Дср/Ск, (6)

    где Рдс1, Рдс2, Рдс3 – уровни рентабельности по показателю притока денежных средств; ОР – выручка от реализации продукции; А – активы предприятия, итог баланса; Ск – собственный капитал.

       Данные  показатели рентабельности дают представление  о возможности предприятия выполнять  обязательства перед кредиторами, акционерами наличными денежными средствами. Рентабельность на базе притока денежных средств является существенным признаком экономического и финансового здоровья предприятия. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       2. Практическая часть 

       2.1. Краткая характеристика предприятия 

       ЗАО «Левокумское» является сельскохозяйственным предприятием, производящим виноград, плоды, овощи закрытого и открытого грунта, корма с последующей переработкой таких видов сельскохозяйственной продукции, как виноград, плоды.

       Как самостоятельная производственная единица, предприятие было организовано в 1934 году на землях бывшего помещичьего землепользования. После Октябрьской революции было создано товарищество, потом коммуна. Хозяйство расположено в Северо-восточной части Ставропольского края в крайне засушливой зоне. С севера к землям хозяйства прилегают земли СПК «Октябрьское», на востоке -земли СПК «Урожайное», на юге –земли колхоза «Красный Буденовец» и на западе –земли ООО «Прогресс».

       Расстояние  до ближайшей железнодорожной станции  г.Буденновска – 50 км, до районного  центра – 10 км, до краевого центра – 285 км.

       Близость  прикаспийской полупустыни является существенным фактором, влияющим на климат района. Климат очень сухой, жаркий с периодическими иссушающими ветрами с востока. Количество осадков за год в среднем не превышает 360 мм. Минимальная температура в отдельные годы опускается до 30 градусов мороза и ниже, что губительно действует на сельскохозяйственные культуры, особенно виноградники и плодовые насаждения.

       По  климатическим условиям территория ЗАО «Левокумское» относится к зоне континентального климата с недостаточным увлажнением. Характеристику определяют по данным Буденовской метеорологической станции. Лето жаркое, продолжительная сухая осень. В целом климатический условия района можно охарактеризовать как пригодные для возделывания столовых и технических сортов винограда с обязательным применением орошения.

       Почва в хозяйстве в основном суглинистая  с большим отклонением почвенных разностей. В пойме реки Кумы почва большей частью засолена, с вы

    соким уровнем запаса грунтовых вод, что  в конечном итоге приводит к быстрому выводу виноградных плантаций из эксплуатации. В связи с нехарактерными для выращивания винограда почв, предприятие последнее время ведет большую работу по реконструкции старых малопродуктивных насаждений.

       Общая площадь составляет – 4445 га. Населенный пункт – 1 (поселок Новокумский). Предприятие специализируется на выращивании винограда технических и столовых сортов. Дополнительными отраслями являются: полеводство, животноводство, плодоводство. А так же имеет подсобные производственные подразделения: стройцех, мехцех, автопарк.

       Пункты  сдачи продукции: молоко – 10 км (в  районном центре), виноград – в свежем виде реализуется непосредственно на месте (со склада - холодильника). Переработка винограда и плодов осуществляется непосредственно на винзаводе ЗАО «Левокумское». Цех переработки винзавода имеет мощность

    – 11 тыс. тонн в сезон, а по технологическим емкостям – 7,8 тыс. тонн.

       Винсовхоз «Левокумский» был преобразован в ЗАО «Левокумское» 3 сентября 1993 года. ЗАО «Левокумское» представляет собой добровольное объединение граждан для хозяйственной совместной деятельности в составе концерна «Ставрополььвиноградпрм». Собственность в ЗАО «Левокумское» является коллективно-долевой.

       Размер  основных фондов в ЗАО «Левокумское»  на начало 2008 года составляет 2835 тыс. руб., в том числе производственных 1081 тыс. руб. и непроизводственных основных фондов 1754 тыс. руб.

         Среднесписочная численность работников  составляет 435 человек, в том числе  387 человек занятых в сельскохозяйственном  производстве. Наличие тракторов – 15 единиц, грузовых машин – 18 единиц.

       Деятельность  предприятия за последние 2 года характеризуется  данными таблицы 1. 
     
     

    Таблица 1

    Характеристика  показателей предприятия

    Показатели 2006 год 2007 год Изменения

    (+;-)

    Темп роста, %
    Урожайность с/х культур,ц/га        
    Зерно, ц/га 31,1 36,4 5,3 117
    Виноград, ц/га 11,4 92,5 81,1 811
    Плоды, ц/га 11,2 30,48 19,28 272
    Валовая продукция, тыс.руб. 48180 121051 72871 251
    Производство  продукции в расчете на одного работника, тыс.руб. 103,4 278,3 174,9 269
    Фонд  заработной платы, тыс.руб. 16246 26465 19219 163
    Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс.руб. 34,9 60,8 25,9 174
    Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. 69234,5 80597,5 11363 116
    Фондоотдача, руб. 0,7 1,5 0,8 214
    Фондоемкость, руб. 1,4 0,7 -0,7 50
    Прибыль от реализации, тыс.руб. 9044 11442 2398 126

      По  данным таблицы 1 видно, что финансовое состояние предприятия за 2006 и 2007 года выглядит наилучшим образом. Все показатели , по сравнению 2007 года с 2006 годом, выросли. Валовая продукция увеличилась на

    72871 тыс.руб.  Урожайность сельскохозяйственных  культур также заметно выросла. Это произошло за счет увеличения сбора винограда (на 81,1 тыс.руб.). Фондоотдача выросла на 0, 8 руб., а фондоемкость снизилась на

    0,7 руб., что благоприятно повлияло на рост прибыли, которая также увеличилась на 2398 тыс.руб.  

       2.2. Анализ состава и динамики прибыли 

       Рассмотрим  формирование отдельных групп финансовых результатов и их динамику на примере  деятельности ЗАО «Левокумское».

       Анализ  отчета о прибылях и убытках проводится в таблице следующей формы:

                                                                                                                   Таблица 2

    Финансовые  результаты деятельности предприятия

    Показатели Базисный  год Отчетный  год Темп  роста, % Абсолютное отклонение, тыс. руб.
    тыс. руб. в % к реализации тыс. руб. в % к реализации
    Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов) 51319 100,0 60711 100,0 118,3 9392
    Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 42274 82,4 49269 81,2 116,5 6994
    Валовая прибыль 9044 17,6 11442 18,8 126,5 2398
    Коммерческие  расходы _ _ _ _ _ _
    Управленческие расходы _ _ _ _ _ _
    Прибыль (убыток)  от продаж 9044 17,6 11442 18,8 126,5 2398
    Прочие  доходы 3976 X 7358 X 185,1 3382
     
     

    Продолжение табл. 2

    Показатели Базисный  год Отчетный  год Темп роста, % Абсолютное  отклонение, тыс. руб.
    Прочие  расходы 4072 X 4681 X 14,2 609
    Прибыль до налогообложения 8948 X 14119 X 153,9 5171
    Платежи из прибыли 71 X 306 X 431 235
    Чистая  прибыль 8877 X 13813 X 155,6 4936

       По  данным таблицы 2 можно сделать вывод, что соотношение отдельных видов финансовых результатов у ЗАО «Левокумское» оптимально.

    Базовая модель соотношения темпов роста групп  финансовых результатов реализована – констатируем опережающий рост выручки и прибыли над ростом затрат.

       По  столбцу 6 прирост прибыли до налогообложения  прибыль складывается так:

         +5171            =        +2398         +3382                    -609 

    Прирост прибыли Прирост            Изменение                 Прирост

    до налогообложе- прибыли          операционного             внереализа-

    ния от продаж         результата             ционного

                      результата

       Кроме результата от основной деятельности коммерческой организации, существенное влияние на изменение прибыли до налогообложения оказали прочие группы финансовых результатов.

       В результате осуществления операций, не связанных с основной деятельностью организации, она понесла убытки, причем в текущем году больше, чем в прошлом.

       Существенную  долю общего прироста налогооблагаемой прибыли составил результат операций, связанных с финансовой деятельностью, в частности, с реализацией имущества (3382/5171)*100%=65,4 % прироста прибыли до налогообложения. 

       Хороший результат от финансовых операций заслуживает  одобрение, однако, основным источником поступления остается и должна оставаться прибыль от основной деятельности, являющаяся целью функционирования организации.

       В ходе дальнейшего анализа изучается  влияние различных факторов на формирование отдельных показателей прибыли.

       Основным  источником формирования прибыли на рассматриваемом предприятии является прибыль от продаж сельскохозяйственной продукции. Прибыль от продажи продукции в целом по предприятию зависит от объема реализации продукции, ее структуры. Себестоимости и уровня среднереализационных цен. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки.

       Для факторного анализа прибыли от продаж составляется таблица 3.

    Таблица 3

    Финансовые результаты от реализации всей сельскохозяйственной

    продукции

    Показатели За предыдущий год За отчетный год Изменение, +, -
    Выручка от продаж сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки 49551 57939 8388
    Себестоимость сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки 40581 47288 6707
    Прибыль (убыток) от продаж 8970 10651 1681

       Расчеты по данным таблицы 3:

    1. Влияние на прибыль изменения объема продаж:

         8970*(47288/40581-1)=1435,2 тыс.руб.

    1. Влияние на прибыль изменения структуры и ассортимента проданной продукции:
     

      8970*(57939/49551-47288/40581)=89,7 тыс.руб.

    3. Влияние на прибыль изменения уровня затрат на 1 рубль проданной продукции:

      57939*(0,8-0,8)=57939 тыс.руб.

      Затраты на 1 рубль продаж предыдущего года:

      40581/49551=0,8 коп.

      Затраты на 1 рубль продаж отчетного года:

         47288/57939=0,8 коп.

      1435,2+89,7+57939=59463,9 тыс.руб.

       По  данным таблицы мы видим, что наибольшее положительное влияние на сумму  прибыли оказало увеличение объема продаж продукции. За счет этого фактора прибыль от основной деятельности возросла на 1435,2 тыс.руб.  Снижение уровня затрат на 1 рубль продукции позволило увеличить прибыль на 89,7 тыс.руб., а увеличение доли более рентабельной продукции увеличило прибыль от продаж на 57939 тыс.руб. 

       2.3. Анализ финансовых результатов  от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки 

       Так как результаты реализации всей сельскохозяйственной продукции складываются из финансовых результатов, полученных от продажи продук-

    ции животноводства и растениеводства, то необходимо рассмотреть  каждую отрасль отдельно.

      В таблице 4 приводятся показатели продажи продукции растениеводства:

    Таблица 4

    Финансовые результаты от реализации продукции растениеводства

    Показатели За предыдущий год За отчетный год Изменение, +, -
    Выручка от продажи  (без НДС и акцизов) - всего 49373 57708 8335
     
     
     

    Продолжение табл.4

    В том  числе:      
    Зерно 3754 14136 10382
    Подсолнечник - - -
    Овощи 6643 8612 1969
    Картофель 119 --- -119
    Виноград 199 507 308
    Плоды 199 503 304
    Прочая  продукция растениеводства - - -
    Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде 38459 33950 -4509
    Себестоимость реализованной продукции - всего 40403 47057 6651
    В том  числе:      
    Зерно 2306 6076 3770
    Подсолнечник - - -
    Овощи 6643 8356 1713
    Картофель 119 --- -119
    Виноград 286 165 -121
    Плоды 311 491 180
    Прочая  продукция растениеводства - - -
    Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде 30738 31969 1231
    Прибыль (убыток) от продаж - всего 8970 10651 1681
    В том  числе:      
    Зерно 1448 8060 6612
    Подсолнечник - - -
    Овощи - 256 256
    Картофель - - -
    Виноград -87 342 255
    Плоды -112 12 -100
    Прочая  продукция растениеводства - - -
    Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде 7721 1981 -5740
     

      По  данным таблицы видно, что от реализации продукции растениеводства предприятие получает прибыль. В динамике отмечается рост прибыли на 1681 тыс.руб. или на 18,7 % (10651/8970*100%). Увеличение прибыли про

    изошло  за счет роста выручки, несмотря на рост себестоимости. Темпы роста  выручки незначительно опережают  темпы роста себестоимости. Темпы роста выручки 116,9 % (57708/49373*100%), темпы роста себестоимости 116,5 % (47057/40403*100%). Финансовые результаты по растениеводству складываются из финансовых результатов отдельных видов продукции. Наибольший процент прибыли дают зерновые. В отчетном году рост прибыли составил 75,7 % (8060/10651*1005). Он увеличился в 5,6 раз. Убыточной стала продукция растениеводства собственного производства. В отчетном году эта продукция составила 1981 тыс.руб., в предыдущем году – 7721 тыс.руб. Убыток от нее составил 5740 тыс.руб.

      Кроме продукции растениеводства предприятие производит и реализует продукцию животноводства, в частности продукцию рыболовства.

      Результаты, полученные от продажи продукции  животноводства, приводятся в таблице 5.

    Таблица 5

    Финансовые результаты от реализации продукции животноводства, (тыс.руб.)

    Показатели За предыдущий год За отчетный год Изменение, +, -
    Выручка от продажи  (без НДС и акцизов)- всего 178 231 53
    В том числе:      
    Овцы  и козы - - -
    Молоко - - -
    Прочая  продукция животноводства (рыба) 178 231 53
    Себестоимость реализованной продукции - всего 178 231 53
    В том  числе:      
    Овцы  и козы - - -
    Молоко - - -
    Прочая  продукция животноводства (рыба) 178 231 53

    Выручка от продажи рыбы в 2006 году составила 178 тыс.руб., в 2007 году – 231 тыс.руб., то есть рост выручки составил – 53 тыс.руб.

       Продукция была реализована по своей полной себестоимости, поэтому прибыли  предприятие не получило ни в отчетном, ни в предыдущем году.

       Продукция выращивается для реализации работникам предприятия. Таким образом, продукция животноводства в прибыли предприятия не играет ни какой роли. 

       2.4. Анализ рентабельности предприятия 

       Показатели  рентабельности представляют собой  важные характеристики факторной среды и формирования дохода предприятия. Поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа.

       Так как прибыль связана с себестоимостью и ценой продукции, то рассчитывается рентабельность продукции.

       В таблице 6 приводятся исходные данные и расчетные показатели рентабельности продукции растениеводства.

               Таблица 6

    Динамика показателей рентабельности продукции растениеводства, (тыс.руб.)

    Показатели Предыдущий  год Отчетный год Изменение,

    +, -

    Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. – всего 8970 10651 1681
    В том  числе:      
    Зерно 1448 8060 6612
    Подсолнечник - - -
    Овощи - 256 256
    Картофель - - -
    Виноград -87 342 255
    Плоды -112 12 -100
    Прочая  продукция растениеводства - - -
    Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде 7721 1981 -5740
     

    Продолжение табл.6

    Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение,

    +, -

    В том  числе:      
    Зерно 2306 6076 3770
    Подсолнечник - - -
    Овощи 6643 8356 1713
    Картофель 119 - -119
    Виноград 286 165 -121
    Плоды 311 491 180
    Прочая  продукция растениеводства - - -
    Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде 30738 31969 1231
    Уровень рентабельности продукции, % - всего 22,2 22,6 0,4
    В том  числе:      
    Зерно 62,8 132,7 69,9
    Подсолнечник - - -
    Овощи - 3,1 3,1
    Картофель - - -
    Виноград 30,4 207,3 176,9
    Плоды -36 2,4 -33,6
    Прочая  продукция растениеводства - - -
    Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде 25,1 6,2 -18,9

    По данным таблицы 6 производство продукции растениеводства  является рентабельным. В отчетном году уровень рентабельности составил 22,6, в предыдущем – 22, 2. Разница между ними составила 0,4. В прошлом году на 1 рубль затрат в растениеводстве было получено 0, 22 рубля прибыли, а в отчетном году – 0,23 рубля прибыли.

      Рассматривая  показатели рентабельности по отдельным  видам продукции можно отметить, что наиболее доходными для предприятия являются виноград и зерновые, а менее доходными плоды семечковые и продукция растениеводства собственного производства.

      В таблице 7 рассматривается динамика показателей рентабельности продукции животноводства.

    Таблица 7

    Динамика  показателей рентабельности продукции  животноводства

    Показатели Предыдущий  год Отчетный год Изменение,

    +, -

    Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. - всего - - -
    В том  числе:      
    Овцы и козы - - -
    Молоко - - -
    Прочая  продукция животноводства (рыба) - - -
    Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. - всего 178 231 53
    В том  числе:      
    Овцы  и козы - - -
    Молоко - - -
    Прочая  продукция животноводства (рыба) 178 231 53
    Уровень рентабельности продукции, % - всего - - -
    В том  числе:      
    Овцы  и козы - - -
    Молоко - - -
    Прочая  продукция животноводства (рыба) - - -

      Так как предприятие занимается выращиванием только рыбы и реализует ее по ее себестоимости, то прибыли оно не получает. Поэтому уровень рентабельности тоже отсутствует.

      В таблице 8 представлены данные о показателях  рентабельности всего предприятия.

    Таблица 8

    Динамика  показателей рентабельности предприятия

    Показатели Предыдущий  год Отчетный год Изменение,

    +, -

    Прибыль от продаж, тыс. руб. 9044 11442 2398
    Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 8948 14119 5171

    Продолжение табл. 8

    Показатели Предыдущий  год Отчетный год Изменение,

    +, -

    Чистая  прибыль, тыс. руб. 8877 13813 4936
    Себестоимость продукции (работ, услуг) тыс. руб. 42275 49269 6994
    Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. 111243,5 120937 9693,5
    Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 58276 67686 9410
    Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс. руб. 52967,5 53251 283,5
    Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. 67900 71234 3334
    Рентабельность  продукции, % 21,4 23,2 1,8
    Рентабельность  продаж (оборота), % 17,6 18,8 1,2
    Рентабельность  собственного капитала, % 8 11,7 3,7
    Рентабельность  активов, % 15,8 18,3 2,5
    Рентабельность производственных средств, % 9,8 10,1 0,3

      По  данной таблице можно определить, что предприятие, занимающееся реализацией  продукции, находится на высоком  уровне. Все показатели, по сравнению 2007 года с 2008 годом, выросли. Прибыль от реализации увеличилась на 2398 тыс.руб. Выручка от реализации продукции также увеличилась на 9392 тыс.руб. Себестоимость реализованной продукции – 6994 тыс.руб.

      Эти показатели оказали большое влияние  на рентабельность. Рентабельность продукции выросла на 1,8 %,; рентабельность продаж – на 1,2 %; рентабельность капитала – 3,17%;рентабельность активов – 2,5 %; рентабельность производственных средств – 0,3 %. 
     
     
     
     
     

    Выводы  и предложения 

      В курсовой работе был проведен анализ финансовых результатов на примере ЗАО «Левокумское» Левокумского района. Данное предприятие является агропромышленным. Процесс производства винограда и плодов заканчивается их переработкой на винзаводе. Деятельность предприятия за последние 2 года характеризуется улучшением всех экономических показателей. Достигнуты рекордные результаты в урожайности основной сельскохозяйственной культуры – винограда.

      Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше прибыль и выше рентабельность, тем эффективнее функционирует предприятия и тем устойчивее его финансовое состояние.

      Проведя анализ закрытого акционерного общества «Левокумское» можно сделать вывод, что предприятие получает прибыль. С каждым годом прибыль увеличивается. Наиболее прибыльными являются виноград и зерновые. Продукция животноводства прибыли не приносит, поэтому для предприятия данная отрасль не является рентабельной.

      Получению прибыли в растениеводстве способствует тот факт, что выручка от реализации растет более быстрыми темпами, чем себестоимость проданных товаров. На размер выручки оказали положительное влияние такие факторы как улучшение качества продукции и увеличение объема продажи. Качество продукции непосредственно сказалось на росте цены. Немаловажным фактором в изменении финансовых результатов являются инфляционные процессы, которые увеличивают себестоимость продукции. Поэтому экономичное использование ресурсов является главным резервом снижения затрат и увеличения прибыли.

      В закрытом акционерном обществе «Левокумское» получены положительные финансовые результаты.Однако, предприятию не стоит останавливаться на достигнутом. Прибыль – конечный финансовый результат, который характеризует абсолютную эффективность работы предприятия. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Каждое предприятие стремится к увеличению прибыли. Не исключением стало и ЗАО «Левокумское». Но размер прибыли не так легко увеличить. На него оказывают влияние изменение следующих факторов:

      - изменение продажных цен на товары и тарифов на услуги и работы;

      - изменение полной себестоимости  объектов реализации;

      - изменение объема реализации;

      - изменение структуры и ассортимента  реализованной продукции.

      Изменение продажных цен на товары и тарифов на услуги и работы прямо пропорционально влияет на изменение прибыли, то есть с увеличением уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Себестоимость продукции находится в обратной зависимости: увеличение себестоимости снижает прибыль, и наоборот. Объем реализации продукции может оказывать различное воздействие на сумму прибыли. При увеличении объема реализации убыточной продукции сумма прибыли снижается, а рентабельность увеличивается. Изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции также оказывает различное влияние на увеличение прибыли. С увеличением доли рентабельных изделий в общем объеме ее реализации сумма прибыли возрастает, и наоборот.

      Поэтому, если предприятие будет обращать должное внимание на эти факторы, то объем прибыли обязательно увеличится.

  • Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия