Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную "картину" финансового состояния предприятия, для дальнейшего принятия руководством комплекса мероприятий по укреплению его финансового состояния.

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность и значение анализа финансово-хозяйственной деятельности
2. Принципы и виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
3. Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ анализ ФХД.doc

— 248.00 Кб (Скачать)


5

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

тема:  АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

 

студент группы

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

Казань  2011

СОДЕРЖАНИЕ 

      стр.

Введение

3

1. Понятие, сущность и значение анализа финансово-хозяйственной деятельности

              5

2. Принципы  и виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

7

3. Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

11

Заключение

30

Список использованной литературы

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансово-хозяйственного анализа предприятия в оценке его производственной и коммерческой деятельности и, прежде всего в наличии, размещении и использовании капитала и доходов. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития. Результаты такого анализа необходимы, прежде всего, собственникам (акционерам), кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым службам, менеджерам и руководителям предприятий.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определить воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования.

Сложность анализа финансово-хозяйственной деятельности любой организации заключается в отсутствии отраслевых нормативов основных финансово-экономических показателей бухгалтерской отчетности.
В этих условиях каждая организация вынуждена самостоятельно выбирать систему показателей, разрабатывать и адаптировать методы и методики определения эффективности своей деятельности, поскольку ее изменение и определение деятельности представляет главный интерес собственника или менеджера.

Необходимость осуществления анализа финансово-хозяйственной деятельности обусловлена тем, что определение перспектив развития организации полностью основано на анализе деятельности организации. Анализ финансово-хозяйственной деятельности позволяет выявить негативные аспекты и тенденции в развитии организации и выработать стратегию ее развития, которая позволяет устранить существующие недостатки и повысить эффективность деятельности. Все это свидетельствует об актуальности выбранной темы.

Основной целью курсовой работы является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную "картину" финансового состояния предприятия, для дальнейшего принятия руководством комплекса мероприятий по укреплению его финансового состояния.

При этом ставятся следующие задачи: изучение понятия, принципов построения и видов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, исследование методик проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций руководству предприятия нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной информации.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, сущность и значение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 

Анализ финансово-хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности - это наука, изучающая экономические показатели работы предприятия, в их комплексном развитии в целях выявления внутрипроизводственных резервов. Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей [3, с.118].

Ключевой целью анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является получение определенного числа основных параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится, прежде всего, к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, в составе прибылей и убытков.

Локальные цели анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

- определение финансового состояния предприятия;

- выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

- установление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

- прогноз основных тенденций финансового состояния [7, с.253].

Аналитика и финансового менеджера интересует как текущее финансовое положение предприятия (на месяц, квартал, год), так и его прогноз на более отдаленную перспективу.

Альтернативность целей финансового анализа определяют не только его временные границы. Она зависит также от целей, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации.

Цели исследования достигаются в результате решения ряда аналитических задач:

- предварительный обзор бухгалтерской отчетности;

- характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборотных активов;

- оценка финансовой устойчивости;

- характеристика источников средств: собственных и заемных;

- анализ прибыли и рентабельности;

- разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Данные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом организационных, технических и методических возможностей его осуществления. Основными факторами, в конечном счете, являются объем и качество аналитической информации.

Чтобы принимать решения в сфере производства, сбыта, финансов, инвестиций и инноваций, руководству предприятия необходима деловая систематическая осведомленность по вопросам, которые являются результатом отбора, анализа и обобщения исходной информации.

 

 

 

 

 

2.     Принципы и виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 

 Аналитическое исследование финансово – хозяйственной деятельности предприятий базируется на определенных принципах:

1.     Государственный подход. При оценке экономических явлений и процессов необходимо учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, международной политике и законодательству.

2.     Научный характер. Анализ должен базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства.

3.     Комплексность. Анализ требует всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

4.     Системный подход. Анализ должен базироваться на понимании объекта исследования как сложной динамической системы со структурой элементов.

5.     Объективность и точность. Информация, использующаяся для анализа должна быть достоверна и объективно отражать действительность, а аналитические выводы должны быть обоснованы точными расчетами.

6.     Действенность. Анализ должен быть действенным, т. е. активно воздействовать на ход производства и его результаты.

7.     Плановость. Для эффективности аналитических мероприятий анализ должен проводиться систематически.

8.     Оперативность. Эффективность анализа сильно возрастает если он проводится оперативно и аналитическая информация быстро воздействует на управленческие решения менеджеров.

9.     Демократизм. Предполагает участие в анализе широкого круга работников и, следовательно, более полное выявление внутрихозяйственных резервов.

10.           Эффективность. Анализ должен быть эффективным, т. е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач и, следовательно, эффективного применения на практике [5, с.184].

Анализ хозяйственной деятельности явление многогранное и широкое. Он классифицируется:

1. по отраслевому признаку:

- отраслевой, специфика которого учитывает особенности отдельных отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.)

- межотраслевой, который учитывает взаимосвязи и структуру отраслей экономики и является методологической основой общего анализа хозяйственной деятельности (теорией АХД)

2. по признаку времени:

- предварительный (перспективный), - проводится до осуществления хозяйственных операций для обоснования управленческих решений

- оперативный, проводится сразу после совершения хозяйственных операций для оперативного выявления недостатков процесса финансово – хозяйственной деятельности. Его целью является обеспечение функции управления – регулирования.

- последующий (ретроспективный, итоговый), проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за финансово – хозяйственной деятельностью предприятия.

3. по пространственному признаку:

- внутрихозяйственный, изучает деятельность хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений

- межхозяйственный, анализирует взаимодействие предприятия с контрагентами, конкурентами и т. д. и позволяет выявить передовой опыт в отрасли, резервы и недостатки организации.

4. по объектам управления

- технико – экономический анализ, который изучает взаимодействие технологических и экономических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия.

- финансово – экономический анализ, который особое место уделяет финансовым результатам деятельности предприятия, а именно, - выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, показатели рентабельности и т. п.

- социально – экономический анализ, который изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов для повышения эффективности использования трудовых ресурсов, производительности труда и т.д.

- экономико – статистический анализ применяется для изучения массовых общественно – экономических явлений.

- экономико – экологический анализ исследует взаимодействие экологических и экономических процессов для более рационального и бережного использования ресурсов окружающей среды.

- маркетинговый анализ, который применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта и т. п.

5. по методике изучения объектов:

- сравнительный анализ, использует метод сравнения результатов финансово - хозяйственной деятельности по периодам хозяйственной деятельности.

- факторный анализ, направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

- диагностический, направлен на выявление нарушения в механизме функционирования организации путем анализа типичных признаков, характерных только для данного нарушения.

- маржинальный анализ, - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно – следственных взаимосвязей между объемом продаж, себестоимостью продукции и прибылью.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия