Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:55, курсовая работа
В условиях рыночной экономики технико-экономический анализ и анализ финансового положения предприятия являются важнейшей исходной предпосылкой для подготовки и обоснования управленческих решений. Основной задачей анализа состояния предприятия является системное, комплексное изучение его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности с целью объективной оценки достигнутых результатов и установления реальных путей дальнейшего повышения эффективности и качества работы.
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы — с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки — для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики — для своевременного получения платежей; налоговые инспекции — для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель — установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности:
• множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;
• разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
• наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
• ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
• ограниченность
задач анализа при
• максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Финансовый анализ российской компании по используемым видам и формам принципиально не отличается от аналогичных процедур в рамках традиционного (западного) подхода. В зависимости от конкретных задач финансовый анализ может осуществляться в следующих видах:
экспресс-анализ (предназначен для получения за 1-2 дня общего представления о финансовом положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности);
комплексный финансовый анализ (предназначен для получения за 3-4 недели комплексной оценки финансового положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудита и др.);
финансовый анализ как часть общего исследования бизнес-процессов компании (предназначен для получения комплексной оценки всех аспектов деятельности компании - производства, финансов, снабжения, сбыта и маркетинга, менеджмента, персонала и др.);
ориентированный финансовый анализ (предназначен для решения приоритетной финансовой проблемы компании, например оптимизации дебиторской задолженности на базе как основных форм внешней бухгалтерской отчетности, так и расшифровок только тех статей отчетности, которые связаны с указанной проблемой);
регулярный финансовый анализ (предназначен для постановки эффективного управления финансами компании на базе представления в определенные сроки, ежеквартально или ежемесячно, специальным образом обработанных результатов комплексного финансового анализа).
В зависимости от заданных направлений финансовый анализ может проводиться в следующих формах:
ретроспективный
анализ (предназначен для анализа
сложившихся тенденций и
план-фактный анализ (требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых);
перспективный анализ (необходим для экспертизы финансовых планов, их обоснованности и достоверности с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала).
Система показателей и методика финансового анализа
Экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики все более приобретает характер системного анализа. При проведении системного анализа выделяют, как правило, шесть этапов.
На первом этапе
объект исследования представляется как
система, для которой определяют
цели и условия функционирования.
Хозяйственную деятельность предприятия
можно рассматривать как
Целью работы предприятия
является рентабельность, т. е. по возможности
высокий результат в денежном
выражении за рассматриваемый период
времени. Задача системного анализа
— рассмотреть все частные
факторы, обеспечивающие более высокий
уровень рентабельности. Экономический
принцип деятельности предприятия
— обеспечение либо максимального
выпуска продукции при данных
затратах ресурсов, либо альтернативно
заданного выпуска продукции
при минимальном расходе
На втором этапе
анализа производится отбор показателей,
характеризующих финансово-
На третьем этапе проведения системного экономического анализа составляется общая схема системы, устанавливаются ее главные компоненты, функции, взаимосвязи, разрабатывается схема подсистем, показывающая соподчинение их элементов.
Рис. 1 "Показатели,
учитываемые при анализе
На четвертом этапе системного анализа хозяйственной деятельности определяются все основные взаимосвязи и факторы, дающие количественные характеристики.
На пятом этапе строится модель системы на основе информации, полученной на предыдущих этапах. В нее вводят конкретные данные о работе предприятия, и получают параметры в числовом выражении.
Завершающий шестой этап анализа — работа с моделью. Он включает объективную оценку результатов хозяйственной деятельности, комплексное выявление резервов для повышения эффективности производства.
Главное в комплексном
анализе — системность, увязка отдельных
разделов — блоков анализа между
собой, анализ взаимосвязи и взаимной
обусловленности этих разделов и
вывод результатов анализа
Методика комплексного экономического анализа для целей управления должна содержать следующие составные элементы:
• определение целей и задач экономического анализа;
• совокупность показателей для оценки возможности достижения целей и задач;
• схему и последовательность проведения анализа;
• периодичность и сроки проведения управленческого анализа;
• способы получения информации и ее обработки;
• способы и методы анализа экономической и финансовой информации;
• перечень организационных этапов проведения анализа и распределение обязанностей между службами предприятия при проведении комплексного анализа;
• систему организационной и вычислительной техники, необходимой для анализа;
• порядок оформления результатов анализа и их оценку;
• оценку трудоемкости аналитических работ.
Взаимосвязь основных
групп показателей
1. Комплексный
обзор обобщающих показателей
производственно-хозяйственной
2. Анализ организационно-
3. Анализ натуральных
и стоимостных показателей
4. Анализ использования
основных фондов и работы
5. Анализ использования материальных ресурсов.
6. Анализ использования труда и заработной платы.
7. Анализ себестоимости продукции.
8. Анализ прибыли и рентабельности.
9. Анализ финансового
состояния и диагностика
10. Обобщающая
оценка работы и анализ
Анализ рентабельности предприятия
Результативность и экономическая деятельность функционирования предприятия оцениваются не только абсолютными, но и относительными показателями. К последним, в частности, относится система показателей рентабельности.
В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл — определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.
Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность деятельности компании, рассчитываются как отношение полученной балансовой или чистой прибыли к затраченным средствам или объему реализованной продукции. Различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений, продаж, перманентных средств.
Коэффициент доходности (или рентабельности всего капитала) показывает, сколько балансовой или чистой прибыли получено с 1 руб. стоимости имущества:
Коэффициенты
эффективности использования
Рентабельность собственного капитала отражает, сколько прибыли получено с каждого рубля, вложенного собственниками компании. Этот показатель характеризует эффективность использования инвестированного акционерного капитала и служит важным критерием оценки уровня котировки акций на фондовой бирже. Коэффициент позволяет оценить потенциальный доход от вложения средств в ценные бумаги различных компаний.
Коэффициент рентабельности всех активов сравнивается с коэффициентом рентабельности собственных средств. Разность этих показателей характеризует привлечение внешних источников финансирования.
Рентабельность производственных фондов исчисляется отношением суммы прибыли к стоимости основных средств и материальных оборотных средств:
Рентабельность объема продаж — это модифицированный показатель рентабельности продукции. При расчете рентабельности продаж в качестве базы сравнения берется объем реализованной продукции:
Нормативные значения коэффициентов рентабельности дифференцированы по отраслям, видам производства, технологии изготовления продукции. При отсутствии норм следует проследить динамику показателей за ряд периодов, так как рост рентабельности свидетельствует об увеличении прибыльности.
Первым этапом анализа является оценка рентабельности объема продаж и расчет факторов, влияющих на ее состояние (изменение цены продукции и ее себестоимости). Чем лучше используются основные производственные фонды, тем ниже фондоемкость, выше фондоотдача и как следствие этого — рост рентабельности производства. При улучшении использования материальных оборотных средств снижается их величина, приходящаяся на 1 руб. реализованной продукции. Следовательно, факторы ускорения оборачиваемости материальных оборотных средств являются одновременно факторами роста рентабельности производства.
Следующим этапом анализа является оценка влияния рентабельности отдельных изделий на общую рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж). Такой анализ позволяет установить влияние производства и сбыта отдельных изделий на общую рентабельность в условиях сложившейся структуры реализованной продукции, а также оценить рациональность самой структуры реализации.
Анализ проводят
в следующей
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия ООО «СервисСнаб»