Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 22:54, реферат
Под дебиторской задолженностью понимается задолженность предприятию различных юридических и физических лиц, имеющих прямые взаимоотношения с предприятием, возникшая в ходе хозяйственной деятельности.
В международной практике находят применение и другие методы формирования резервов сомнительных долгов. С этой целью используются результаты анализа дебиторской задолженности прошлых периодов.
Можно выделить два основных подхода: либо устанавливается процент соотношения сомнительной задолженности в истекшие периоды и общей величины дебиторской задолженности, либо определяется соотношение сомнительной дебиторской задолженности и объема продаж (выручки). Выбор того или иного способа расчета величины сомнительной дебиторской задолженности определяется учетной политикой компании.
Параллельно с анализом дебиторской задолженности важным вопросом является анализ путей управления дебиторской задолженностью предприятия. Можно выделить пять шагов управления дебиторской задолженностью:
Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о нерациональной политике организации по предоставлению отсрочки в расчетах с покупателями, создает реальную угрозу платежеспособности самой организации-кредитора и ослабляет ликвидность ее баланса. Для определения конкретных причин образования сомнительной дебиторской задолженности проводится внутренний анализ ее суммы по дебиторам и срокам возникновения на основании оперативных данных бухгалтерского учета.
Ухудшение состояния расчетов с покупателями и рост неоправданной задолженности подтверждаются удлинением среднего срока инкассирования дебиторской задолженности.
Увеличение средств, отвлекаемых в расчеты с покупателями (т. е. рост абсолютной величины дебиторской задолженности), может быть обусловлено объективными процессами: высокими темпами наращивания объема продаж. При этом важно не допускать, чтобы темп роста дебиторской задолженности превышал темп роста продаж. Опаснее, когда рост дебиторской задолженности обусловлен неосмотрительной кредитной политикой организации по отношению к покупателям, необоснованным с финансовой точки зрения выбором партнеров; трудностями в реализации продукции.
Резкое сокращение дебиторской задолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиентами (сокращение продаж в кредит, потеря потребителей продукции).
Санация - это система финансово-экономических, производственно-технических, организационно-правововых и социальных мероприятий, направленных на достижение или восстановление платежеспособности, ликвидности, прибыльности, конкурентоспособности предприятия-должника в долгосрочном периоде или санация — это совокупность все возможных мероприятий, которые способные привести предприятие к финансовому оздоровлению.
В определенных условиях компания должна решить вопрос об ускорении инкассирования (оборачиваемости) средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность. Для этого существуют различные способы ее рефинансирования. К ним относятся основные формы рефинансирования дебиторской задолженности:
1) учет векселей;
2) факторинг;
3) форфейтинг.
Учет векселей — операция банка (как правило) по выкупу векселей (только переводных) у их владельцев по определенной (дисконтной) цене в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки (при сомнительной платежеспособности векселедателя учетная ставка может включать премию за риск).
Учетная вексельная ставка (УВС) состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя:
где УДЦв — учетная дисконтная цена векселя на момент его продажи; Вном — номинальная сумма векселя, подлежащая погашению в указанный в нем срок;
Дн — количество дней от момента продажи (учета) векселя до момента его погашения векселедателем;
УВС — годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществляется дисконтирование суммы векселя, %.
Факторинг — финансовая операция, в соответствии с которой предприятие-продавец уступает банку (или специализированной компании — «фактор-фирме») право получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию (как правило, текущие поставки продукции). При этом банк («фактор-фирма») в срок до трех дней возмещает предприятию-продавцу основную часть (как правило, 70—90%) суммы долга (т. е. осуществляет операцию кредитования продавца). Остальные 10—30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем). За это он взимает с продавца комиссионные (обычно в процентах от суммы долга). Ставки комиссионных дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и сроков ее оплаты.
Преимущества факторинга — предприятие-продавец сокращает срок отвлечения денежных средств из оборота, рефинансируя дебиторскую задолженность покупателя, тем самым сокращается срок операционного цикла. Недостатки факторинга — дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции, а также утрата прямых контактов с покупателем по поводу полного погашения им суммы долга.
Форфейтинг — финансовая операция по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи переводного векселя (индоссамента) исключительно в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой ему комиссионных (рис.1).
Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны-импортера. В результате задолженность дебитора по товарному кредиту трансформируется в финансовую задолженность в пользу банка.
Наиболее распространены подобные операции в системе внешнеэкономической деятельности по операциям многолетних экспортных поставок. Преимущество для продавца — немедленное получение денег. Недостаток — высокая стоимость, так как расходы по финансированию такой операции значительно увеличивают цену продукции. Форфейтинг аналогичен факторингу, но используется при операциях с предоставлением товарного кредита, а не по расчетам за текущие поставки продукции, а также аналогичен операциям по учету векселей, но с их индоссаментом только в пользу банка.
Этап I. Предприятие-экспортер и предприятие-импортер заключают соглашение о поставке продукции, формах и сроках платежа (как правило, по мере выполнения отдельных этапов сделки). Предприятие-импортер обязуется осуществить платежи путем предоставления коммерческих векселей, авалированных (гарантированных) банком его страны (или индоссированных у этого банка).
Этап II. Предприятие-экспортер заключает соглашение с банком (факторинговой компанией) своей страны, который обязуется за комиссионное вознаграждение финансировать поставки продукции путем выплат по учтенным им векселям.
Этап III. Предприятие-импортер индоссирует (или авалирует) свои векселя в банке своей страны.
Этап IV. Банк страны-импортера пересылает индоссированные (авалированные) им векселя предприятия-импортера в адрес предприятия-экспортера.
Этап V. Предприятие-экспортер продает векселя банку (факторинговой компании) своей страны и получает за это соответствующие денежные средства.
Этап VI. Банк (факторинговая компания) страны-экспортера индоссирует векселя, перепродавая их на рынке ценных бумаг.
Эффективное управление дебиторской задолженностью оказывает большое влияние на ликвидность, а, следовательно, и на укрепление финансового положения фирмы в целом.
Эффективное управление дебиторской задолженностью относится к необходимым условиям успешной работы фирмы, т. к. оно создает предпосылки для быстрого роста бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета.
Список использованной литературы
1. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И.А. Бланк. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2005. – 656 с.
2. Ивашкевич В. Б. Анализ дебиторской задолженности
// Бухгалтерский учет, 2004.- №6 с.55-59;
3. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Проспект, 2006. – 1016 с.;
4. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / Н.В. Колчина, О.В. Португалова, Е.Ю. Макеева; под ред. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 464 с.
5. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов, Г.Г. Чигарев и др. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 432 с.