Значение, задачи, методы и информационная база анализа деловой активности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы оценить деловую активность на примере ООО «Энергоремзащита». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: определить показатели, с помощью которых можно оценить деловую активность; проанализировать динамику этих показателей на ООО «Энергоремзащита»; выявить факторы, влияющие на показатели деловой активности данного предприятия.

Работа содержит 1 файл

Анализ деловой активности.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

       Результаты  анализа используются при прогнозировании  суммы кредиторской задолженности предприятия на будущий период.

       Таким образом, анализируя деловую активность предприятия, аналитик должен уделить внимание соотношению длительности периодов погашения кредиторской и дебиторской задолженности. Превышение первого показателя над вторым свидетельствует об эффективности политики, проводимой в сфере управления дебиторской и кредиторской задолженностью (предприятие берет в долг средства на больший период, чем само предоставляет отсрочку платежа своим покупателям), т. е. предприятие использует бесплатно предоставляемые заемные средства на протяжении периода, равного разнице между длительностью периодов погашения дебиторской и кредиторской задолженностей.

    1. Анализ оборачиваемости собственного капитала

       При анализе деловой активности предприятия немаловажное значение имеет показатель оборачиваемости собственного капитала:

       КОСК =

       где КОСК — коэффициент оборачиваемости собственного капитала, оборотов;

       СК — среднегодовая стоимость собственного капитала предприятия, руб.

       Данный  коэффициент показывает, сколько  рублей выручки от реализации приходится на один рубль собственного капитала.

       Период  одного оборота собственного капитала предприятия рассчитывается по формуле:

       ТОСК =

       где ТОСК— период одного оборота собственного капитала предприятия, в днях;

       ДП  — продолжительность анализируемого периода, в днях;

    1. Анализ операционного и финансового цикла

       Одним из важных показателей, характеризующих  деловую активность предприятия, является продолжительность операционного цикла.

       Операционный денежный цикл — это период времени между оплатой товаров поставщику и получением денежных средств от клиента.

       Величина  продолжительности операционного цикла характеризует, сколько дней необходимо предприятию для закупки сырья и производства продукции. Чем она меньше, тем эффективнее деятельность предприятия, тем выше его деловая активность.

       ТОЦ = ТОДЗ + ТОЗ ,

       где ТОЦ — продолжительность операционного цикла, в днях;

       ТОДЗ — продолжительность одного оборота дебиторской задолженности, в днях;

         ТОЗ — продолжительность одного оборота запасов, в днях.

       Величиной, дополняющей показатель продолжительности  операционного цикла, является количество операционных циклов, «переживаемых» предприятием за определенный период времени (год, квартал, месяц). Количество операционных циклов за период рассчитывается по формуле:

       КОЦ =

       где КОЦ — количество операционных циклов за определенный период;

       ТОЦ — продолжительность операционного цикла, в днях;

       ДП — продолжительность анализируемого периода, в днях.

       Под финансовым циклом принято понимать период, который начинается с момента оплаты поставщикам за материалы (погашения кредиторской задолженности) и заканчивается в момент получения денег от покупателей за отгруженную продукцию (погашение дебиторской задолженности). Продолжительность финансового цикла рассчитывается по формуле:

       ТФЦ = ТОЦ − ТОКЗ ,

       где ТФЦ — продолжительность финансового цикла, в днях;

       ТОЦ — продолжительность операционного цикла, в днях;

       ТОКЗ — продолжительность периода погашения кредиторской задолженности, в днях.

       Чем выше значение финансового цикла, тем  выше потребность предприятия в денежных средствах для приобретения производящих оборотных средств.

       Оптимальной считается ситуация, когда величина данного показателя равна нулю или же имеет отрицательное значение. Такое положение свидетельствует о наличии у предприятия достаточного количества денежных средств для финансирования своей текущей деятельности.

    1. Анализ рентабельности

       Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.

    Анализ  рентабельности позволяет оценить  способность предприятия приносить  доход на вложенный в него (предприятие) капитал. Характеристика рентабельности предприятия базируется на расчете четырех основных показателей - рентабельности всего капитала, собственного капитала, основной деятельности и рентабельности продаж.

  • Рентабельность всего капитала (совокупных активов) показывает, имеет ли компания базу для обеспечения высокой доходности собственного капитала. Данный показатель отражает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности всего капитала свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и перенакоплении активов.

    

,

    где

     чистая прибыль,

     валюта баланса на конец и на начало года,

    Этот  показатель отражает прибыльность активов, и обусловлен как ценообразовательной  политикой предприятия, так и  уровнем затрат на производство реализованной  продукции. Существует два основных способа повышения рентабельности активов:

  1. При низкой прибыльности продукции необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов и его элементов;
  2. Низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или рост цен на продукцию, т.е. повышением рентабельности продукции.
  • Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Этот коэффициент является одним из самых важных показателей, используемых в бизнесе, он измеряет общую величину доходов акционеров. Высокое значение данного коэффициента говорит об успехе компании, что ведет к высокому рыночному курсу ее акций и относительной легкости привлечения новых капиталов для ее развития. Однако надо иметь в виду, что высокий коэффициент рентабельности собственного капитала может быть связан как с высокой инфляцией, так и с высоким риском компании. Поэтому его интерпретация не должна быть упрощенной и одномерной. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств.

    

,

    где

     величина собственных средств  на начало и на конец года.

  • Рентабельность основной деятельности рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции.

    

,

    где

     прибыль от реализации,

     себестоимость реализованной продукции.

    Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

    Повышение рентабельности продукции обеспечивается преимущественно снижением себестоимости  единицы продукции. Чем лучше  используются основные производственные фонды, тем выше рентабельности производства. При улучшении использования материальных оборотных средств снижается их величина, приходящаяся на 1 руб. реализованной продукции. Следовательно, факторы ускорения оборачиваемости материальных оборотных средств являются одновременно факторами роста рентабельности производства.

    Этот  показатель свидетельствует об эффективности  не только хозяйственной деятельности предприятия, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной  продукции, так и по отдельным ее видам.

  • Рентабельность продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме полученной выручки.

КРПР =

    где

    ВР - выручка от реализации продукции,

    ЧП - чистая прибыль предприятия.

    Этот  показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности (сколько прибыли имеет предприятие с рубля выручки). Рентабельность продаж может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.

    Если  рентабельность продаж постепенно снижается, то причина либо в выросших издержках, либо в повысившихся ставках налога. Следовательно, мы должны обратиться к изучению этих факторов, чтобы найти корень проблемы. Снижение объема продаж может свидетельствовать, прежде всего, о падении конкурентоспособности продукции, так как позволяет предположить сокращение спроса на продукцию.

    1. Анализ устойчивости экономического роста предприятия

    Деловая активность акционерных предприятий  характеризуется в мировой практике степенью устойчивости экономического развития или роста.

    Устойчивость экономического роста позволяет предположить, что предприятию не грозит банкротство. Вполне очевидно, что неустойчивое развитие предполагает вероятность банкротства. Поэтому перед руководством предприятия и менеджерами стоит очень серьезная задача - обеспечить устойчивые темпы его экономического развития.

    Как известно, увеличение объемов деятельности предприятия (выпуска и продаж продукции) зависит от роста его имущества, т.е. активов. Для этого требуются  дополнительные финансовые ресурсы. Приток этих ресурсов может быть обеспечен за счет внутренних и внешних источников финансирования. К внутренним источникам относится, прежде всего, прибыль, направляемая на развитие производства (реинвестированная прибыль) и начисленная амортизация. Они пополняют собственный капитал предприятия. Но он может быть увеличен и извне, путем эмиссии акций. Однако их выпуск и реализация угрожают самостоятельности руководства предприятия в принятии управленческих решений (дивидендной политики, финансовой стратегии и др.). Кроме того, дополнительный приток финансовых ресурсов можно обеспечить благодаря привлечению таких источников, как банковские кредиты, займы, средства кредиторов. В то же время рост заемных средств должен быть ограничен разумным (оптимальным) пределом, так как с увеличением доли заемного капитала ужесточаются условия кредитования, предприятие несет дополнительные расходы, следовательно, увеличивается вероятность банкротства.

    В связи с этим темпы экономического развития предприятия в первую очередь  определяются темпами увеличения реинвестированных собственных средств. Они зависят от многих факторов, отражающих эффективность текущей (рентабельность реализованной продукции, оборачиваемость собственных средств) и финансовой (дивидендная политика, финансовая стратегия, выбор структуры капитала) деятельности.

    В учетно-аналитической практике возможности  предприятия по расширению основной деятельности за счет реинвестирования собственных средств определяется с помощью коэффициента устойчивости роста (Кур), который выражается в процентах и исчисляется по формуле:

    Кур = ЧП - Д /СК *100%

Информация о работе Значение, задачи, методы и информационная база анализа деловой активности предприятия