Автор: Яна Шиян, 16 Ноября 2010 в 19:25, курсовая работа
В экономике России лизинг становится проводником научно-технического прогресса, методом внедрения новых технологий на предприятиях. Это принципиально важное обстоятельство, так как страна остро нуждается в механизмах, которые обеспечили бы структурную перестройку российской экономики. Опыт отечественных и зарубежных лизингодателей и лизингополучателей показывает, что это возможно.
1. История возникновения и понятие лизинга
2. Российское и международное законодательство о лизинге. Совершенствование российского законодательства о лизинге
3. Объекты и субъекты лизинга
4. Виды лизинга
5. Объемы и темпы роста отечественного рынка лизинга
6. Иностранные источники финансирования и налоги
7. Современное положение в российском лизинговом секторе
8. Перспективы развития российского рынка лизинговых услуг
2)
второй этап определяет
3)
третий этап устанавливает
4)
четвертый этап характеризует
активизация лизинговых
5)
пятый этап становления
Закон о лизинге является прежде всего нормативным актом гражданско-правового характера. На данном этапе в законе выведены нормы, раскрывающие экономическое содержание лизинговых правоотношений, состав лизинговых платежей. Нормы Закона о лизинге относятся к материальным нормам внутреннего законодательства, непосредственно регулирующим гражданские правоотношения.
С 1992 г. лизинг получает развитие в нашей стране, наряду с зарубежной практикой, несмотря на отсутствие специального регулирования (лизинг не регламентировался ни гражданским, ни налоговым законодательством). Между тем из-за отсутствия законодательной базы основой заключения договоров служили арендные отношения.
В концепции построения Гражданского кодекса РФ лежит принцип исчерпывающего регулирования включенных в него поименованных гражданско-правовых договоров.
Исключительность
в приоритете ведения федеральным
законодателем сферы
В настоящий момент нормы, регулирующие лизинг как гражданско-правовое обязательство, сосредоточены в главе 34 Гражданского кодекса РФ, в параграфе, именуемом "Финансовая аренда (лизинг)".
Стабильное развитие лизинговых отношений и увеличение на этом фоне лизинговых операций определяет влияние не только на экономику, но и на законодательство во многих странах. При этом лизинговое законодательство в них имеет существенные различия. В научной литературе выделяют три уровня режимов правового обеспечения лизинговых отношений:
1) страны, имеющие специальные законы, регулирующие лизинговые сделки (Франция, Бельгия, Италия и др.);
2)
страны, имеющие специальные
3) страны, не имеющие специальных законов и подзаконных актов (США, Германия).
Россия принадлежит к тем странам, где главенствующую роль имеет нормативный акт и где имеется специальное законодательство, регулирующее договор лизинга. В США же, напротив, большой вес имеет судебный прецедент: нормативные акты создаются под влиянием не только практики применения договора лизинга, но и судебной практики по разрешению споров, вытекающих из его реализации.
Нормативная база стран прецедентного права в большей степени "опережается" развитием лизинга, что позволяет наиболее устоявшиеся модели правоотношений закрепить законодательно.
В России развитие лизинга инициировалось нормативными актами и двигалось ими же.
В настоящее время УНИДРУА (Международный институт по унификации частного права) в рамках проекта LIX-A осуществляет разработку Модельного закона о лизинге.
Основным
актом, регулирующим процессы унификации
законодательства о лизинге, международного
финансового лизинга в
Конвенция
УНИДРУА о международном
Россия присоединилась к Конвенции с оговоркой о применении норм своего внутреннего гражданского законодательства вместо положений п. 3 ст. 8 Конвенции.
При этом ст. 20 Конвенции предусматривает такое право, вызванное интересами правовой системы или особенностями регулирования соответствующих правоотношений.
В Российском законодательстве несколько по-иному и в целом строже регулируется ряд вопросов ответственности в рамках лизинговых правоотношений (ст. 401 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает основания ответственности за нарушение обязательств). Таким образом, дополнительно защищаются интересы отечественных лизингополучателей.
Конвенция является ориентиром для российского законодательства. Присоединение к международному договору предполагает приведение национального законодательства в соответствие с положениями этого договора.
Сфера действия Конвенции определяется территорией деятельности участников лизинговых отношений, не учитывается принадлежность лизингового имущества (как указано в Законе), она не имеет правового значения.
Здесь следует указать на соотношение внутреннего и международного законодательства. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ.
При
этом, если международным договором
установлены иные правила, чем те,
которые предусмотрены
Конвенция под международным финансовым лизингом понимает в основном сделки, заключаемые в сфере предпринимательской деятельности.
Конвенция регулирует международные лизинговые сделки, т.е. сделки между теми странами, государствами, которые подписали данный акт, ратифицировали его, а также если участники лизинговых отношений (лизингодатель и лизингополучатель, поставщик) дают свое согласие на применение данной Конвенции; стороны в своих взаимных отношениях могут отступать от тех или иных положений или вносить изменения в возможные их последствия, кроме определенного круга положений данной Конвенции.
Кроме
того, Конвенция может быть принята
не всеми административно-
Совершенствование российского законодательства о лизинге
На взгляд генерального директора консалтинговой компании "КиБиТ", эксперта ассоциации "Рослизинг", председателя правового комитета Конфедерации "СНГ-Лизинг" Нели Киркоровой, дальнейшее совершенствование российского законодательства о лизинге целесообразно осуществить прежде всего в направлении правового признания оперативного лизинга и более четкого изложения правил изъятия лизинга.
При введении оперативного лизинга в рамки ныне действующего в России лизингового законодательства, по мнению Н. Киркоровой, целесообразно использовать положения модельного закона "О лизинге", принятого 14.04.2005 на XXV пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. В соответствии с ним оперативный (операционный) лизинг - вид лизинга, связанный с реализацией договора лизинга, при котором лизинговые платежи в течение договора лизинга обеспечивают возмещение лизингодателю посредством начисления амортизации стоимости объекта лизинга в размере не менее 40% его первоначальной (восстановительной) стоимости. По истечении договора лизинга лизингополучатель возвращает лизингодателю объект лизинга, в результате чего он может передаваться в лизинг многократно. По окончании срока договора оперативного лизинга он может быть продлен или предмет лизинга подлежит возвращению лизингодателю и может быть повторно передан лизингодателем в пользование другому лизингополучателю по договору лизинга.
По словам Н. Киркоровой, нужно дать оперативному лизингу такие же налоговые льготы, как и обычному лизингу, в законе должны быть четко прописаны все права этого лизинга, все его особенности. Это очень важно, поскольку данная разновидность лизинга открывает огромные возможности для развития экономики. Что касается правил изъятия предмета лизинга, их требуется прописать в ныне действующем Федеральном законе от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" более четко и обстоятельно, предоставив возможности для лизинговых компаний как собственников забрать свой предмет лизинга в наиболее упрощенной форме. Причем при совершенствовании российского закона можно использовать положения вышеупомянутого модельного закона.
На взгляд Н. Киркоровой, целесообразно использовать следующие правовые нормы. Лизингодатель имеет право бесспорного истребования предмета лизинга в порядке, установленном национальным законодательством, в следующих случаях:
1) если использование предмета лизинга лизингополучателем не соответствует условиям договора лизинга или назначению предмета лизинга;
2)
если лизингополучатель
3)
если лизингополучатель два и
более раза подряд по
Бесспорное изъятие предмета лизинга осуществляется в порядке приказного производства в соответствии с национальным законодательством.
Для вынесения судебного приказа лизингодателем предоставляются:
1) заявление;
2) договор лизинга;
3)
письменное предупреждение, направленное
лизингополучателю, о
4)
документы, подтверждающие
Лизингополучатель вправе в десятидневный срок со дня получения копии судебного приказа направить в суд, вынесший приказ, возражения против заявленного требования об изъятии предмета лизинга [26].
3. Объекты и субъекты лизинга
Лизинговая
сделка может быть заключена в
отношении любых
• во-первых, оборотные активы предприятия, поскольку к ним не
подходит определение «неупотребляемые»;
• во-вторых, такой вид внеоборотных активов, как нематериальные активы, поскольку они не имеют материальной, т. е. вещественной формы.
Информация о работе Значение лизинга для развития экономики России