Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:29, реферат
Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) создана в 1972 году. Ее назначение состоит в обеспечении руководства и поощрении партнерства в области бережного отношения к окружающей среде путем создания возможностей для улучшения качества жизни государств и народов без ущерба для будущих поколений.
В последнее время на значимых международных площадках, в мировых общественно-политических и научных кругах активно продвигается концепция «зеленой» или «экологичной» экономики.
"Зеленая" экономика
Программа Организации Объединенных
Наций по окружающей среде (ЮНЕП) создана
в 1972 году. Ее назначение состоит в
обеспечении руководства и
В последнее время на значимых
международных площадках, в мировых
общественно-политических и научных
кругах активно продвигается концепция
«зеленой» или «экологичной» экономики.
Термин «зеленая»
экономика может определяться и пониматься
различным образом и в разных контекстах:
«зеленая» экономика − это экономика,
которая повышает благосостояние людей
и обеспечивает социальную справедливость
и при этом существенно снижает риски
для окружающей среды и ее обеднения (ЮНЕП);
«зеленый» рост – это политический фокус,
который опирается на экологически устойчивый
экономический прогресс в целях стимулирования
низкоуглеродного и открытого для всех
социальных слоев развития (Экономическая
и социальная комиссия Организации Объединенных
Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);
«зеленый» рост означает средства стимулирования
экономического роста и развития, обеспечивая
при этом то, что природные активы продолжают
предоставлять ресурсы и экологические
услуги, от которых зависит наше благополучие.
Для этого он должен служить катализатором
инвестиций и инноваций, которые лягут
в основу устойчивого роста и приведут
к возникновению новых экономических
возможностей (ОЭСР);
«зеленая» экономика – система видов
экономической деятельности, связанная
с производством, распределением и потреблением
товаров и услуг, которые должны привести
к повышению благосостояния населения,
не подвергая его при этом экологическим
рискам.
Риски традиционной
экономической модели ставят под угрозу
достижение сформулированных ООН целей
развития тысячелетия и приводят к таким
проблемам как дефицит ресурсов, загрязнение
воды и воздуха, нехватка пресной воды,
изменение климата, утрата биоразнообразия
и др.
По мнению ЮНЕП традиционные экономические
показатели, такие, как ВВП, дают неверное
представление об эффективности экономики,
т.к. не отражают отрицательное влияние
производства и потребления на природный
капитал. Истощая природные ресурсы или
снижая способность экосистем выполнять
свои полезные функции, такие, как снабжение
продовольствием, регулирование и удовлетворение
культурных потребностей, экономическая
деятельность нередко сопровождается
обесценением природного капитала.
В идеале изменение величины природного
капитала должно оцениваться в денежном
эквиваленте и отражаться на национальных
счетах. В этом заключается одна из целей
совершенствования Системы экологической
и экономической отчетности (СЭЭО), осуществляемого
сегодня Статистическим отделом Секретариата
ООН, и учитываемого Всемирным банком
при оценке скорректированных чистых
национальных сбережений. «Зеленый» учет или
Учет инклюзивного богатства (Inclusive
Wealth Accounting) — методы учета, которые, как
надеется ЮНЕП, подготовят почву для оценки
перехода к «зеленой» экономике на макроэкономическом
уровне.
«Рио+20» — это краткое название Конференции Организации Объединенных
Наций по устойчивому развитию,
которая прошла в Рио-де-Жанейро, Бразилия
через двадцать лет после исторической Встречи на высшем уровне «Планета Земля»
1992 года в Рио. Проведение Рио+20 дало нам
также возможность представить, каким
мы хотели бы видеть мир через 20 лет.
В опубликованном 21 февраля 2011 г. в преддверии
конференции "Рио + 20" докладе ЮНЕП
«Как инвестирование двух процентов мирового
ВВП может обеспечить более «зеленый»,
более рациональный рост и одновременно
уменьшить бедность» авторы подчеркнули
значение государственной политики устойчивого
развития и новой инвестиционной стратегии,
а также представили, каким образом инвестирование
двух процентов ВВП (сегодня, в среднем,
1,3 трлн долл. в год) в десять ключевых секторов
может инициировать переход к низкоуглеродной,
ресурсоэффективной «зеленой» экономике.
«Зеленая» экономика
имеет своей целью, в частности, содействовать
реформе, проводимой во всех секторах
экономики и политики, которая поощряет
природоохранные инвестиции. Рост доходов
и занятости обеспечивается государственными
и частными инвестициями, уменьшающими
выбросы углерода и загрязнение, и повышающими
эффективность использования энергии
и ресурсов, а также предотвращающими
утрату биоразнообразия и экосистемных
услуг.
Согласно подготовленному экспертами
ООН докладу «Переход к зеленой экономике:
выгоды, вызовы и риски с точки зрения
устойчивого развития», концепция «зеленой»
экономики должна рассматриваться в увязке
с более широкой концепцией устойчивого
развития.
Включая в себя, прежде всего, экономико-экологический
и инновационный компоненты, «зеленая» экономика
неразрывно связана с:
применением результативных комбинаций
инструментов политики,
наличием эффективно действующего законодательства
в областях охраны окружающей среды, энергосбережения
и энергоэффективности, внедрения возобновляемых
и альтернативных источников энергии,
обращения с отходами и др.,
необходимостью увеличения инвестиций
в «зеленую» инфраструктуру, в особенности,
в таких секторах как энергетика, обработка
и удаление отходов, транспорт, сельское
хозяйство и др.,
решением проблем изменения климата, охраны
озонового слоя, комплексного управления
водными ресурсами и др.,
внедрением аспектов устойчивого производства
и потребления,
поддержкой исследований и инноваций,
разработкой и распространением экологически
чистых технологий, передачей технологий,
наращиванием потенциала и привлечением
дополнительных финансовых ресурсов,
внедрением системы мер по укреплению
технологического потенциала национальной
экономики, позволяющих обеспечить ее
функционирование на экологических «зеленых»
принципах,
образованием и профессиональной подготовкой
как ключевыми элементами процесса развития
человеческого потенциала для «озеленения»
экономики,
предоставлением соответствующей информации
для подкрепления выбора, осуществляемого
потребителями (например, успешное проведение
деятельности по сертификации и маркировке
зависит от предоставления заслуживающей
доверия информации о продуктах).
К условиям, необходимым для перехода
к «зеленой» экономике относятся следующие:
- соответствующее принципам устойчивого
развития ценообразование, включая отказ
от неэффективных субсидий, оценку природных
ресурсов в денежном выражении и введение
налогов на то, что вредит окружающей среде;
- политика государственных закупок, поощряющая
производство экологичной продукции и
использование соответствующих принципам
устойчивого развития методов производства;
- реформирование систем «экологического»
налогообложения, смещение акцента с налога
на рабочую силу на налоги на загрязнение
окружающей среды;
- рост государственных инвестиций в соответствующую
принципам устойчивого развития инфраструктуру
(включая общественный транспорт, возобновляемые
источники энергии, строительство энергоэффективных
объектов) и «природный капитал»;
- целевая государственная поддержка исследований
и разработка, связанных с созданием экологически
чистых технологий;
- социальные стратегии, призванные обеспечить
согласование между целями в социальной
области, а также существующими (и потенциальными)
экономическими стратегиями и др.
Кроме того, эксперты
выделяют ряд мер, связанных с торговлей
и конкурентоспособностью, которые могут
быть использованы для перехода к «зеленой
экономике».
.
Вместе с тем, по мнению ЮНЕП, с точки зрения
сочетания мер политики не существует какого-либо
универсального решения для обеспечения
перехода к "зеленой" экономике.
Они должны быть увязаны с характеристиками
и природным наследием каждой страны,
уровнем ее развития, эффективностью деятельности
ее учреждений, а также характером и масштабами
преобладающих дефектов рыночного механизма,
секторами, определенными ею приоритетными
целями и целевыми показателями и другими
факторами, специфичными для конкретной
ситуации.
Цель любого выбранного
сочетания мер политики должна заключаться
в доведении до максимального уровня экономических
и социальных преимуществ, связанных с
переходом к «зеленой» экономике,
что позволяет обеспечить эффективность
природоохранной деятельности и социальную
справедливость. Переход к «зеленой» экономике
в значительной степени связан с политикой
и инвестициями, которые позволяют разблокировать
жесткую связь между экономическим ростом
и нынешним интенсивным использованием
материалов и энергопотреблением.
На бытовом уровне «зеленая» экономика»
сводится к всевозможным усилиям по сохранению
окружающей среды, и с этим связано появление
и широкое использование таких понятий
(более подробная информация прилагается),
как: «зеленые» потребители, «зеленые»
закупки, «зеленые» товары, «зеленый»
маркетинг и коммуникации, «зеленое» строительство,
«зеленые» дома, «зеленые» крыши и стены,
эко ландшафты, экоинновации и «чистые
технологии», «зеленые» инвестиции, «зеленое»
сельское хозяйство, «зеленый» образ жизни
и др. (примеры
экологических идей).
Под «зеленым ростом»,
в том числе, понимается развитие экологического
туризма, технологий, позволяющих решать,
в частности, транспортные проблемы, создание
новых отраслей, включая мультимедийные
формы развлечений, которые приносят доходы,
создают рабочие места и рынки без ущерба
для окружающей среды. Например, применение
компьютерной графики в кино избавило
от необходимости на съемках крушить автомобили,
взрывать тонны горючего, поскольку все
это может модулироваться виртуально.
Если взять туризм, то нельзя допускать,
чтобы в жарких пустынных регионах утопали
в «райской» зелени дорогие отели по соседству
с населенными пунктами, жители которых
лишены воды или испытывают ее нехватку.
Только поднимая общий уровень развития
регионов, можно сделать их привлекательными
для туристов и благоприятными для жизни
местного населения.
Пример
в стимулировании экологически чистой
экономики подает Южная Корея, которая стала единственным
государством, избравшим «зеленый рост»
в качестве национальной стратегии. По
данным ОЭСР, в этой области южнокорейские
инвестиции составили 9,3 миллиарда евро.
Они пошли на разработку «зеленых» видов
транспорта, альтернативных источников
пресной воды, технологий переработки
отходов. Еще 19,3 миллиарда евро потрачены
на предоставление займов и сокращение
налогов для бизнеса, занятого развитием
парков, озеленением, обустройством рек
в городах страны.
Ярким примером зеленой экономики может
служить экотуризм. Ежегодно в страны Южной и
Северной Америки устремляются тысячи
туристов, которые приносят доход в 5 миллионов
долларов (и это только плата за вход в
национальные парки). Исследования показали,
что население, живущее рядом или на территории
национальных парков, имеют более высокую
зарплату, лучшие показатели трудоустройства
и низкие уровни бедности.
Годовой оборот экоиндустрии ЕС
составляет более 300 млрд. евро (2.5 % ВВП),
около 3.4 миллионов человек (1.5.% из всех
трудоустроенных) непосредственно заняты
в этой сфере. ¼ всех инвестиций – это
инвестиции в чистые технологии. Указанный
прогресс был достигнут, в том числе, благодаря
мобилизации усилий стран-членов ЕС (Планы
действий (дорожные карты) по внедрению
экотехнологий/экоинноваций).
Стратегия ЕС до 2020 года предусматривает
интеграцию элементов «зеленой» экономики
в стратегии по экономике и занятости.
Концепция «зеленой» экономики увязывается
евроинститутами с реализацией Дорожной
карты по переходу к конкурентоспособной
низкоуглеродной экономике ЕС к 2050 году.
В ряде стран региона
ЕЭК ООН также существует положительная
практика внедрения проектов и программ
по «зеленой» экономике.
Министерством охраны окружающей среды Республики Польша
осуществляется проект GreenEvo. Его цель
- поиск, отбор и продвижение на мировой
рынок инновационных («зеленых») технологий,
разработанных и зарегистрированных на
территории Польши и уже доказавших свою
эффективность. Созданный под управлением
Министерства окружающей среды Польши
межведомственный совет осуществляет
анализ и отбор указанных технологий с
привлечением независимых экспертов.
Данные технологии затем вносятся в базу
данных министерства и продвигаются на
мировой рынок.
С целью создания дополнительных рабочих
мест и ликвидации угольных генераторов Канадская провинция
Онтарио – самая густонаселенная
провинция Канады – начала в октябре 2009
г. специальную программу стимулирования
производителей возобновляемой энергии
(«Программа Онтарио»).
Согласно этой программе, провинция Онтарио
может субсидировать операторов электроэнергии,
которые используют возобновляемые источники
энергии, полученные при соблюдении требований
к применению доли отечественного производства
(местного компонента).
Цель – увеличить долю возобновляемых
источников энергии в Онтарио до 37 % к 2050
г. с помощью Программы. Для удовлетворения
требования «сделано в Онтарио» необходимо,
чтобы до 60% оборудования, используемого
для развития «зеленой» энергии, было
произведено в этой провинции. До сих пор
эта программа была очень успешной в привлечении
производителей для учреждения компаний
и ведения бизнеса в Онтарио. В самой крупной
сделке по плану «зеленой» энергии участвовал
южнокорейский гигант Samsung Group. Многие
производители оборудования в Европе,
США и других провинциях Канады уже обратили
внимание на благоприятные условия в Онтарио
и также намерены открыть в этой провинции
свои заводы, чтобы воспользоваться покупательским
бумом, возникновение которого ожидается
в связи с реализацией Программы Онтарио.
Концепция «зеленой»
экономики активно продвигается на международных
площадках.
В центре внимания седьмой Конференции
министров «Окружающая среда для Европы»
(г. Астана, Республика Казахстан, 21-23 сентября
2011 г.) также было обсуждение вопросов
продвижения экологической проблематики
в экономическое развитие («озеленение»
экономики).
Европейская экономическая комиссия
ООН
— это одна из пяти региональных комиссий
Организации Объединенных Наций. Она была учреждена в 1947 году Экономическим и Социальным Советом
ООН (ЭКОСОС) с целью развития экономической
деятельности и укрепления экономических
связей внутри региона ЕЭК ООН и между
этим регионом и остальным миром.
В Декларации Министров охраны окружающей
среды региона ЕЭК ООН (прилагается), принятой
по итогам Конференции, отмечалось следующее:
1. необходимость активизировать усилия
по обеспечению перехода к экологичной
экономике за счет поддержки мер по преодолению
зависимости между экономическим ростом
и деградацией окружающей среды;
2. важная роль энергетической эффективности
как одного из наиболее затратоэффективных
средств решения проблем изменения климата
и перехода к экологичной экономике;
3. фундаментальность устойчивого производства
и потребления в качестве условий экологизации
экономики.
Министры согласились содействовать переходу
к экологичной экономике и внести существенный
вклад в обсуждение по теме экологичной
экономики в контексте устойчивого развития
и сокращения масштабов нищеты на Конференции Организации
Объединенных Наций по устойчивому развитию,
которая состоится в Рио-де-Жанейро 4−6
июня 2012 года ("Рио+20")», основной темой
которого станет «зеленая экономика в
контексте устойчивого развития и искоренения
бедности».
Генеральным директоратом
Еврокомиссии по окружающей среде
было заявлено о поддержке усилий стран-партнеров
(в рамках Восточного партнерства) по техническому
развитию; внедрению эко-инноваций и улучшению
рыночных условий; продвижению аспекта
«зеленой» экономики в системе государственных
закупок товаров и услуг; повышению осведомленности
общественности; продвижению межотраслевого
подхода к «зеленой» экономике; обмену
наилучшими практиками с деловым сообществом.
При финансовой поддержке Европейской
комиссии был подготовлен отчета «Возможности и пути
стимулирования «зеленой» экономики в
странах Восточного партнерства»,
в котором авторы провели анализ текущего
положения и потенциальных возможностей
в странах Восточного партнерства в области
внедрения эколого-инновационной политики
и «зеленой» экономики.
Относительно Республики
Беларусь авторы отметили, что страна
имеет высокие оценки к переходу на принципы
«зеленой» экономики, о чем свидетельствует:
- наличие долгосрочных и среднесрочных
стратегических, программных и плановых
отраслевых документов,
- действия по приведению законодательства
страны в соответствие с законодательством
ЕС, а также принятие ряда важных отраслевых
законов («О возобновляемых источниках
энергии» и др.),
- активность природоохранных НПО (особенно
в процессах ОВОС),
- хорошо развитую систему государственного
управления, а также вспомогательных учреждений,
- наличие в нормативной базе возможностей
для внедрения комплексных разрешений
(в том числе требований на основе технологий
и наилучших доступных технологий) и для
роста применения экономических и рыночных
инструментов. Большие возможности в изменении
структуры потребления как в государственном
секторе (экологичные закупки), так и в
домашних хозяйствах,
- высокий профессиональный уровень государственного
управления,
- хорошо развитую научно-исследовательскую
и инновационную инфраструктуру,
- хорошо развитую систему контроля за
состоянием окружающей среды и экологической
статистики и др.
В качестве усложняющих факторов были
отмечены следующие:
- зависимость от внешних источников энергии,
- низкий уровень прямых иностранных инвестиций,
- низкая доля частного сектора при высокой
степени централизации экономики,
- слабый сектор малых и средних предприятий,
- имеющееся перекрестное субсидирование,
- неподготовленность сельского хозяйства
к экологически чистому фермерству,
- недостаток государственного финансирования
для реализации хорошо подготовленных
стратегий, программ и планов,
- ограниченное знание английского языка
в государственной администрации и научно-исследовательских
учреждениях и др.
При всей очевидной необходимости
перехода к экономической модели,
которая обеспечит повышение
благосостояния человека, сохраняя при
этом ресурсы планеты и не подвергая
будущие поколения воздействию
значительных экологических рисков, переход к «зеленой
экономике» связан с многочисленными
проблемами.
Озабоченность относительно перехода
к «зеленой экономике» активно выражают
развивающиеся страны. Они опасаются,
что эта концепция может быть использована
для создания новых торговых барьеров
и снижения конкурентоспособности их
товаров, что, в свою очередь, будет препятствовать
достижению целей развития. По мнению развивающихся
стран, тема «зеленой экономики» должна
рассматриваться только в контексте устойчивого
развития и борьбы с бедностью.
Кроме того, многочисленные меры для перехода
к «зеленой экономике» могут искажать
торговлю, не соответствовать правилам
ВТО и вызывать споры не только между развитыми
и развивающимися государствами, но и
между самими развитыми странами.
В качестве примера можно привести тот
факт, что 13 сентября 2010г. Япония обратилась
в Орган ВТО по разрешению споров (ОРС)
с жалобой на торговую меру Канады, которая
направлена на стимулирование использования
возобновляемой энергии. По мнению Японии,
строгие требования к использованию доли
отечественного производства являются
несправедливыми и вынуждают производителей
чистой энергии покупать оборудование
местного производства, предоставляя,
таким образом, менее благоприятный режим
японским солнечным батареям и другому
оборудованию. В этой связи Япония считает,
что Программа Онтарио противоречит правилам
ВТО, в частности, принципу национального
режима, который предусмотрен в статье
III.4 ГАТТ–1994.
По словам Серджио Арзени (Sergio Arzeni), директора
программы по региональному развитию
экономики и занятости ОЭСР (Организации
экономического и социального развития)
концепция «зеленого» роста, как «возможности
для стабильного развития с упором на
сокращение выброса парниковых газов
и загрязнения окружающей среды», с одной
стороны, может рассматриваться развивающимися
странами как дополнительный вызов и препятствие
создать новые торговые ограничения и
породить «зеленый протекционизм».
Но, как считает эксперт, необходимо международное
сотрудничество для того, чтобы предотвратить
негативные последствия в этом.
Таким образом, международные
дискуссии последнего времени показали,
что необходима четкая проработка концепции
«зеленой экономики», углубленный анализ
мер для ее реализации с точки зрения интересов
всех стран.
В то время как расширение международного
сотрудничества в целях перехода к «зеленой»
экономике от энергоемкого индустриального
производства, направленного на модернизацию
реального сектора экономики, укрепление
национального потенциала в области использования
новых и возобновляемых источников энергии,
повышение доступа нашей страны к передовым
технологиям соответствуют национальным
интересам Республики Беларусь в контексте
устойчивого развития, необходимо подчеркнуть
важность международного содействия в
формировании «зеленой» экономики посредством
усиления роли развитых стран и международных
организаций в создании благоприятных
условий для широкого доступа к «зеленым»
технологиям и обеспечении действенного
международного сотрудничества в сфере
устойчивого развития.