Защита интеллектуальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:43, контрольная работа

Описание работы

Законодательство о защите интеллектуальной собственности появилось в России только в последние годы. Существовавший ранее режим защиты таких объектов как литературные произведения, научные труды и др. исходили из приоритета прав государства. Формируемая новая правовая система и интеграция России в мировое экономическое пространство заставило обратить внимание на весь комплекс проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности.
В своём реферате я хочу рассмотреть некоторые способы защиты интеллектуальной собственности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Охрана товарных знаков…………………………………………….5
Глава 3. Охрана авторских прав……………………………………………..10
Глава 4. Охрана конфиденциальной информации………………………….11
Глава 5. Таможенные органы и защита исключительных прав владельцев объектов ИС…………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

УИС.docx

— 35.60 Кб (Скачать)

  Содержание:

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Охрана товарных знаков…………………………………………….5

Глава 3. Охрана авторских прав……………………………………………..10

Глава 4. Охрана конфиденциальной информации………………………….11

Глава 5. Таможенные органы и защита исключительных прав владельцев объектов ИС…………………………………………………………………...14

Список  литературы…………………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

Введение

Законодательство о защите интеллектуальной собственности появилось в России только в последние годы. Существовавший ранее режим защиты таких объектов как литературные произведения, научные труды и др. исходили из приоритета прав государства. Формируемая новая правовая система и интеграция России в мировое экономическое пространство заставило обратить внимание на весь комплекс проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности. Участие России в международных актах устанавливающих обязательства стран - участников в области охраны интеллектуальной собственности обязывает привести национальное законодательство в соответствие с действующими международными соглашениями.

Развитием и защитой интеллектуальной собственности во всем мире занимается Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), основанная в 1967 году, и с 1974 года являющаяся специализированным учреждением ООН по вопросам творчества и интеллектуальной собственности.

ВОИС оказывает содействие подписанию новых международных соглашений и модернизации национальных законодательств, способствует административному сотрудничеству между странами, предоставляет техническую помощь развивающимся странам и удерживает службы, которые облегчают международную защиту изобретений, знаков и промышленных образцов. При ВОИС действует центр по арбитражу и посредничеству. С 1999 года ВОИС предоставляет услуги по урегулированию споров, которые возникают при регистрации и использовании наиболее распространенных типичных названий доменов в Интернете (.com, .net, .org). ВОИС осуществляет управление 21 соглашением, которые охватывают основные аспекты интеллектуальной собственности. Ключевыми соглашениями являются «Парижская конвенция об охране промышленной собственности» (1883), «Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений» (1886), «Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации» (1958), «Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов»(1934).

В 2000 году ВОИС учредила ежегодный Международный день интеллектуальной собственности, направленный на разъяснение роли интеллектуальной собственности в развитии.

В своём реферате я хочу рассмотреть  некоторые способы защиты интеллектуальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. 

В последние годы вопросам правовой охраны интеллектуальной собственности, включая товарные знаки уделяется значительное внимание. Необходимо отметить, что за последние годы была проведена большая работа по обновлению законодательства в данной области. С 1 января 2008 года вступила в силу часть четвёртая Гражданского кодекса Российской Федерации, которая заменила собой всё ранее действующее законодательство в области регулирования интеллектуальной собственности. До этого соответствующие нормы были разбросаны по большому количеству законов и иных подзаконных актов. Следует отметить, что Россия стала одной из не многих стран мира, которой удалось кодифицировать своё национальное законодательство. Принятие части четвёртой Гражданского кодекса позволило решить многие проблемы связанные с противоречиями норм существовавших в отдельных законах, что, безусловно, усложняло их применение. Кроме того, данное событие имело и ещё одно важное значение – способствовало привлечению внимания общества к вопросам охраны и защиты интеллектуальной собственности. Сегодня можно с уверенностью отметить, что новое российское законодательство отвечает всем международным стандартам в области охраны интеллектуальной собственности. 
И это очень важно, ведь сейчас не для кого ни секрет что в современных экономических условиях развитие конкурентно-способного бизнеса не возможно без охраны интеллектуальной собственности. Практически любой новый товар, который выходит на рынок, должен быть надлежащим образом защищён от подделок. В противном случае вложения в его разработку, рекламу вряд ли окупятся. 
Среди всех объектов интеллектуальной собственности особую роль занимает товарный знак. Товарный знак является средством индивидуализации товаров и услуг. Именно он позволяет потребителям ориентироваться на рынке, выбирать полюбившийся товар среди многих тысяч других аналогичных товаров. Следует отметить, что товарные знаки могут быть самыми различными. Как правило, это слова или изображения, этикетки, но это могут быть и объёмные фигуры (например, оригинальная форма флакона для парфюмерии), иногда даже звуки и запахи. Российское законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов товарных знаков, главное чтобы они были узнаваемы и позволяли отличать одних производителей товаров от других. 
Вложения в рекламу могут существенно повысить узнаваемость товарного знака на рынке, что в свою очередь значительно повышает и потребительский спрос маркированного им товара. Однако известность товарного знака провоцирует и многочисленные подделки со стороны недобросовестных конкурентов. Для этого его владелец должен предпринимать определённое меры по его охране и защите. 
В Российской Федерации товарные знаки охраняются не в силу их фактического использования (как например, в США), а на основании государственной регистрации в уполномоченном государственном органе – Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте). В случае, если один и тот же знак подают на регистрацию несколько лиц, то преимущество имеет тот, кто подал его в Роспатент раньше. В этой связи производитель должен своевременно оформить и подать Роспатент заявку на регистрацию своего товарного знака. Не знание этого может привести к катастрофическим последствиям. Именно с такой проблемой столкнулся китайский производитель чая для похудения «ГУО» и «Канкура», которые пользуются популярностью на российском рынке. Долгое время товар ввозился на рынок и при этом производитель ни предпринимал действий по регистрации своих товарных знаков. Впоследствии его дистрибьютор, российская компания зарегистрировала эти товарные знаки на себя, что позволило ей устанавливать свои, выгодные для неё условия на рынке. На протяжении последних пяти лет производитель вынужден был затрачивать значительные средства, чтобы отстаивать в суде свои права на данные товарные знаки. При этом до настоящего времени судебное разбирательство не окончено. 
Важно отметить, что иностранная компания не может самостоятельно подать заявку на товарный знак в Роспатент. В соответствии с законом иностранные компании ведут переписку с Роспатентом только через российских патентных поверенных. Патентный поверенный это специалист в области охраны интеллектуальной собственности, компетенция которого подтверждена свидетельством, выданным Роспатентом. Следует отметить, что и без этого требования самостоятельная подача заявки практически не возможна, поскольку это требует хорошего знания законодательства и высокого практического опыта работы в данной области. 
Срок рассмотрения заявки занимает около года. За это время проводится экспертиза товарного знака, в частности проверяется наличии ранее зарегистрированных сходных товарных знаков. В случае положительных результатов экспертизы выдаётся свидетельство. Свидетельство удостоверяет исключительное право на товарный знак. Исключительное право позволяет его владельцу использовать его самому равно как разрешать или запрещать его использование другим лицам. Правообладатель может продать своё право на товарный знак (передать исключительное право) или предоставить его во временное пользование (дать лицензию). И в первом и во втором случае это возможно только на основании письменного договора, который подлежит обязательной регистрации в Роспатенте и без неё считается недействительным. 
Необходимо отметить, что российское законодательство устанавливает жёсткие меры ответственности за нарушение права на товарный знак. За нарушение предусмотрена гражданско–правовая (запрет на использование и взыскание компенсации), административная и уголовная ответственность (штрафы и лишение свободы на срок до 6 лет). За защитой своего нарушенного права правообладатель может обратиться в суд, правоохранительные и антимонопольные органы. 
Занимаются данными вопросами и таможенные органы. Таможенная служба РФ ведёт свой реестр интеллектуальной собственности. Владелец зарегистрированного товарного знака может предоставить в данный реестр сведения о своём товарном знаке, а также фирмах уполномоченных ввозить легальный товар. В этом случае все остальные компании, осуществляющие незаконный ввоз товара на российский рынок, будут останавливаться на границе. 
Однако регистрация товарного знака это не единственное, что должен предпринять правообладатель для его охраны и защиты. Действующее законодательство требует, чтобы товарный знак обязательно использовался, в случае если он не будет использоваться надлежащим образом, его охрана может быть прекращена по заявлению заинтересованного лица. Российское законодательство содержит целый ряд требований, которые должен соблюдать владелец товарного знака при его использовании. В частности, если использование осуществляется на основании лицензионного договора, он в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в Роспатенте. В противном случае такое использование может быть признано ненадлежащим. 
Данной ситуацией часто пользуются некоторое недобросовестные компании, которые пытаются оспорить по не использованию товарные знаки иностранных правообладателей пользуясь тем, что данные компании, как правило, слабо ориентируются в требованиях национального законодательства. 
В качестве примера можно привести случай с известным производителем автомобилей и электроники компанией Daewoo (ДЭУ), Южная Корея. Серия товарных знаков «Daewoo» была зарегистрирована на корейскую компанию. Товарные знаки использовались в России по лицензионному договору. Однако впоследствии выяснилось, что данные договоры не были зарегистрированы в установленном порядке. В связи с чем компания не смогла доказать их использование ни территории РФ. В результате правовая охрана всех товарных знаков была прекращена. 
За последние годы подобным рейдерским атакам подверглись такие известные товарные знаки как FUNAI, AKAI, HYUNDAI и многие другие. Российское законодательство в настоящее время содержит положения законодательства, которые помогают защищаться от подобного рода атак. В первую очередь это положения о недобросовестной конкуренции. 
Так, например, недавно китайский Холдинг Гранде, которому принадлежат исключительные права во всём мире на товарный знак «AKAI», смог отстоять свои права на данный товарный знак в Высшем арбитражном суде РФ. Суд признал действия компании, которая пыталась оспорить у Холдинга права на товарный знак «AKAI» недобросовестной конкуренцией и злоупотреблением правом. 
Однако подобного могло бы и не произойти, если бы данные товарные знаки изначально сопровождались высокопрофессиональными патентными поверенными. 
В заключении хотелось бы отметить, что интеллектуальная собственность в руках специалистов является гарантом стабильности и стимулом экономического роста любого предприятия, что в условиях экономического кризиса приобретает ещё большее значение

 

 

 

Глава 2.

Возможности компьютерной и телекоммуникационной технологии создали серьезные проблемы в области охраны авторских прав, поскольку электронное копирование  и распространение информации стали  обычным делом. Обязательное основание  для зашиты авторского права - фиксация идеи в вещественном виде. При использовании  современной техники работа фиксируется  в цифровом виде. Трансляция информации сама по себе не представляет собой  фиксацию. Поэтому она не защищена авторским правом до тех пор, пока информация записывается одновременно с передачей.

Необходимо также различать  передачу копии работы и ее показ. Когда копия перелается по каналам  связи в цифровом виде, она может  приниматься на компьютере без возможности  одновременного «показа», т.е. без «представления». Понятие «публичное представление» относится к неопределенному кругу зрителей, которые могут смотреть передаваемое произведение в разных местах в разное время. За содержание информации и нарушение прав несут ответственность прежде всего создатели или владельцы данных (провайдеры хостовых услуг). Коммерческие компании (провайдеры онлайновых услуг), предоставляющие доступ к своим информационным продуктам и услугам, в том числе и через INTERNET, обычно не несут ответственности за их содержание. Исключение составляют случаи, когда нарушение прав было намеренным и повторяющимся или оператор знал о нарушении и имел возможность его устранения. Уголовное наказание применяется к тем нарушителям, которые делают эго сознательно и с целью достижения коммерческого превосходства или личной выгоды. Отмечены первые случаи судебных разбирательств, связанных с охраной авторских прав на информацию, распространяемую через INTERNET.

 

 

 

 

Глава 3. 

Свободное предпринимательство предполагает разработку правил торговли, поддерживающих дух соревнования, но пресекающихся необузданную конкуренцию определенными рамками положений, которые должны стать частью законов области ИС.

К недобросовестной конкуренции, наряду с противоправным использованием товарных знаков, фирменных наименований и вводящей в заблуждение рекламы дискредитации предпринимателя или его товаров и цен, также относят раскрытие коммерческой тайны посредством разглашения конфиденциальной информации, которая в последние годы стала также признаваться объектом ИС наравне с патентами, товарными знаками, промышленными образцами и авторскими правами.

Коммерческая тайна - это преднамеренно  скрываемые экономические сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой научно-технической и финансовой деятельности фирмы. «Информация составляет служебную или коммерческую тайну, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим  лицам, отсутствия доступа к ней  третьих лиц и принятия мер по охране конфиденциальности». Формы ее проявления - документы, схемы, изделия, которые подлежат защите от похищения и раскрытия.

По своей природе коммерческие секреты подразделяются на технологические, производственные, организационные, интеллектуальные, маркетинговые, рекламные и т.п. Добиваться они могут как законным путем, так и посредством подкупа, шантажа, промышленного шпионажа. INTERNET открывает для это дополнительные возможности.

Конфиденциальную информацию подразделяют на деловую и техническую. Информация перестает быть конфиденциальной, как только становится общеизвестной, т.е. сообщается публично и без ограничений. Однако не признается виновным лицо, получившее информацию на основе общедоступных данных, например путем анализа различных составляющих.

Для создания системы информационной безопасности принимаются меры, включающие кадровую программу, ограничение доступа  к конфиденциальным данным; установление порядка работы с носителями информации (документами, дискетами), множительной техникой и правильное ведение переговоров.

Предотвращение утечки конфиденциальных сведений предполагает: определение  перечня секретов фирмы и мест их накопления, потенциал уязвимых каналов, средств по их перекрытию, затрат на охранные системы, наиболее приемлемого варианта защиты, списка ответственных за каждый участок лиц, графика проверки состояния дел на участках.

Реализация системы информационной безопасности включает: беседы с персоналом при приеме на работу и увольнении; организационные работы с конфиденциальными  документами (установление порядка  делопроизводства, контроль над прохождением, рассекречивание и уничтожение, охрана секретов других фирм-партнеров); контроль над помещениями, вычислительной и копировальной техникой; защиту коммерческой тайны в процессе заключения контрактов путем выделения круга полномочных лиц и разработки типовых соглашений с заказчиками, поставщиками и другими лицами.

Развитие INTERNET, расширяя коммуникационные возможности, порождает и новые проблемы защиты информации в частности.

Действующее законодательство Российской Федерации формально не распространяется на деятельность фирм, связанную с INTERNET. Поэтому прошедшие 17.12.96 слушания по проблемам развития INTERNET в России обнаружили значительный интерес к  этой теме общественности, производителей информационной продукции и государственных органов. Комитетом Государственной думы по информационной политике и связей предусмотрен ряд законодательных инициатив и действий в рассматриваемой сфере. Подготовлен проект закона «О коммерческой тайне» Намечены изменения и дополнения в закон «Об участии в международном информационном обмене», внести в Государственную думу уже разработанный проект закона «О персональных данных».

Вся эта деятельность направлена на то, чтобы, с одной стороны, обеспечить свободный доступ граждан к информации, создаваемой на деньги налогоплательщиков, а с другой - защиту информации в телекоммуникационных сетях, охрану бизнеса и прав на ИС, а также неприкосновенность частной жизни граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. 

Для России проблема борьбы с “интеллектуальной  контрабандой” стала актуальной в последнее время. С переходом на рыночные отношения, либерализацией внешней торговли на российский рынок широким потоком хлынули пищевые продукты и промышленные товары, незаконно маркированные товарными знаками ведущих мировых производителей, а также контрафактная аудио- и видео- продукция. Безусловно, основную роль в пресечении таких нарушений должны играть правоохранительные органы. В последнее время активизировалась работа по совершенствованию российской нормативно-правовой базы по защите “ИС”. В 1996 г. был принят УК РФ, устанавливающий серьёзные наказания за коммерческое пиратство, предусмотрены новые административные санкции. Кроме того, МВД России, ГТК России, ГАК России, Федеральная служба налоговой полиции РФ подписали межведомственный документ, направленный на обеспечение охраны “ИС”.

Также существует значительный резерв совершенствования механизма обеспечения  защиты исключительных прав владельцев “ИС”. Один из важнейших эффективных способов такой защиты-- осуществление таможенного контроля над перемещением объектов “ИС”. Большой объём контрафактных поддельных товаров на российском рынке составляют ввозимые из-за рубежа. Из Болгарии, Польши, Турции, Италии, Марокко доставляют пищевые продукты и промышленные товары, незаконно маркированные товарными знаками ведущих производителей, контрафактная аудио и видеопродукция. Как правило, такая продукция произведена из некачественного сырья, а порой просто непригодна к употреблению, что подрывает здоровье населения, престиж известных товарных знаков. Международная практика свидетельствует, что значительную роль в защите авторских прав, прав владельцев товарных знаков играют таможенные органы. Это подтверждает опыт большинства развитых стран (США, Франции, Германии и др.), где таможенные органы обеспечивают надежность барьера на пути ввоза-вывоза поддельных товаров. Важность задачи по обеспечению защиты ИС при осуществлении полноценных международных экономических отношений послужила основанием для закрепления стандартов в области защиты и реализации прав на объекты ИС (в Соглашении о торговых аспектах прав на ИС ГАТТ/ВТО). Один из ключевых моментов этого Соглашения - обеспечение таможенными органами стран-участниц охраны исключительных прав на объекты ИС при перемещении товаров через таможенную границу. В целях реализации Соглашения Всемирная таможенная организация разработала проект типового национального законодательства, эффективно применяемого в настоящее время в ряде развитых стран. Схема модели типового национального законодательства по защите ОИС, с незначительными вариациями применяемая в различных странах, выглядит следующим образом:

Информация о работе Защита интеллектуальной собственности