Зарубежный опыт
налогообложения малого бизнеса
В развитых странах
с достаточно давними налоговыми
традициями основной целью смягчения
налогового режима для малых предприятий
является устранение налоговой дискриминации,
которая проявляется главным
образом в двух направлениях. Во-первых,
издержки законопослушания для малого
предприятия с большой вероятностью
выше, чем для крупного, поскольку
документация и информация, необходимая
для налогового декларирования, в
любом случае собирается и хранится
крупными предприятиями для собственных
целей. Во-вторых, можно предположить,
что при равных ставках налогообложения
эффективная ставка налогообложения
дохода для малого предприятия будет
больше (в отсутствие специальных
льгот), поскольку возможности использования
разрешенных для налогового вычета
расходов у малых предприятий
меньше. В таких случаях применяются
пониженные налоговые ставки. Пониженные
ставки для предприятий, имеющих прибыль
ниже пороговой или относящихся к малому
и среднему предпринимательству применяются
в Бельгии, Канаде, Финляндии, Японии,
Люксембурге и Великобритании. Швейцария
использует прогрессивное налогообложение
дохода корпораций. В Канаде контролируемые
канадцами частные корпорации получают
налоговую скидку, которая уменьшает федеральный
налог на доходы на 16%, если их годовой
налогооблагаемый доход от деятельности
не превышает $200 000 .
В ряде
развитых стран традиционно применяется
особый режим налогообложения
малого бизнеса.
Во Франции
налоговое законодательство предусматривает
применение режима упрощенных
и вмененных налогов для малых
предприятий. Наиболее упрощенная
схема налогообложения предусмотрена
для микропредприятий, годовой оборот
которых не превышает 500 000 французских
франков (если предприятие занимается
торговыми операциями) или 175 000 французских
франков (если предприятие оказывает услуги
или является некоммерческим). Такие предприятия
не подают декларации о налоге на добавленную
стоимость, однако выплачивают подоходные
налоги, уровень которых также зависит
от рода деятельности (торговые операции,
услуги и прочие виды деятельности). На
микропредприятии ведется лишь учет закупок
и финансовых поступлений, а также составляются
формальные счета на НДС, в которых, впрочем,
указывается, что НДС не взимается.
Упрощенный
налоговый режим применяется
по отношению к малым и средним
предприятиям, годовой оборот которых
составляет от 500 000 до
5 000 000 французских франков (если предприятие
занимается торговыми операциями) или
от175 000 до 1 500 000 французских франков (если
предприятие занимается предоставлением
услуг или некоммерческой деятельностью).
Налогооблагаемый доход в данном случае
представляет собой разницу между фактическим
доходом и расходами предприятия. Форма
отчетности при упрощенном налоговом
режиме также является упрощенной — малые
и средние предприятия представляют в
налоговые органы основные данные о своем
балансе, основных фондах, размере инвестиций
и финансовых результатах деятельности.
Предприятия, занимающиеся оказанием
услуг, могут несколько снизить свой налогооблагаемый
доход, если они согласятся на проверку
своей деятельности официальным аудитором.
Малые и
средние предприятия, имеющие
статус юридического лица и
принадлежащие физическим лицам,
уплачивают подоходный налог
по ставке 19%. Часть налогооблагаемой
прибыли, с которой взимается
сокращенный налог, должна быть
использована для капиталовложений
в это же предприятие. Такие
предприятия также уплачивают
и НДС, однако они делают
это не ежемесячно, как остальные
предприятия, а ежеквартально .
В ряде
случаев основной целью вмененного
налогообложения является уменьшение
возможности ухода от налогообложения.
В таких случаях вводятся минимальные
налоги, часто наряду с льготным
или упрощенным налогообложением
малого бизнеса. Например, Италия
применяет минимальный вмененный
налог, дифференцированный по
видам деятельности.
В развивающихся
странах у малых предприятий
и у налоговых органов существуют
дополнительные проблемы, в частности
связанные с меньшей правовой
грамотностью и со слабостью
налоговой администрации. В этом
случае использование малым предприятием
обычных декларативных систем
учета порождает столь значительные
издержки законопослушания, что
стимулирует уход их в теневую
деятельность. В этих случаях
разумное использование вмененных
методов «может расширить налоговую
базу за счет увеличения количества
налогоплательщиков их платежей
и может уменьшить уклонение
от налогообложения – все
это при относительно низких административных
издержках». В тех случаях, когда существует
опасность произвола налоговых властей,
устанавливается право выбора между вмененным
налогообложением и традиционной системой
уплаты налогов.
В Чили налогоплательщик,
чья выручка не превышает 3,000 налоговых
единиц (налоговая единица в Чили – некоторая
величина в денежном выражении, регулярно
индексируемая и применяемая для целей
налогообложения) в год (в среднем за последние
3 года), имеет право выбрать специальный
режим. По специальному режиму распределенный
доход облагается налогом при распределении,
а удержанный доход по прекращении деятельности
или по окончании специального режима.
Доход, накопленный или фактически полученный,
считается частью акционерного капитала,
пока он не изъят или не распределен. Изъятые
или распределенные доходы облагаются
налогом FCT (First Category Tax, налог на доходы
корпораций в Чили) на уровне предприятия,
при налогообложении этих доходов должны
уплачиваться авансовые платежи. Мелкие
торговцы, ведущие деятельность на улицах,
платят фиксированный налог ежегодно
(половину месячной налоговой единицы)
вместе с муниципальной платой за лицензию.
Продавцы газет облагаются ежегодным
налогом, равным 0,5 % их продаж.
Бразилия
применяет систему налогообложения
малых предприятий с валовым
доходом в качестве налоговой
базы и дифференцированными в
зависимости от годового валового
дохода ставками. Ставки налога
изменяются от 3% до 7% валового дохода
предприятия. Критерием признания
предприятия малым (или микро-)
является валовой доход. А именно, доход
микропредприятия в календарном году
не должен превышать 120 000 реалов, а малого
предприятия – 720 000 реалов. При этом индивидуальное
предприятие, оказывающее услуги (например,
мойка машин), может не регистрироваться
в Главном кадастровом управлении налогоплательщиков
и иметь статус неформального предприятия.
Ограничения
для признания предприятий малыми или
микро-, помимо дохода включают в себя
форму собственности, вид деятельности
(не разрешается налогообложение по системе
малых предприятий для кредитно-финансовых,
страховых, арендных, инвестиционных,
охранных предприятий, производящих операции
с ценными бумагами, валютой, недвижимостью),
участие в уставном капитале данного предприятия
определенных лиц (иностранные граждане
и юридические лица, предприятия с участием
госучреждения), участие самого предприятия
в уставном капитале других юридических
лиц, по осуществления экспортно-импортных
сделок, вид оказываемых услуг (недопустимо
в системе оказание услуг маклера, певца,
предпринимателя, режиссёра театра, композитора,
балетмейстера, терапевта, дантиста, медицинской
сестры, ветеринара, инженера, архитектора,
физика, химика, экономиста, бухгалтера,
аудитора, администратора, программиста,
адвоката, психолога, преподавателя, журналиста,
и др.), наличие дебиторской задолженности
по обязательным платежам, социальному
страхованию, превышение совокупного
дохода владельца от данного предприятия
и участия в других предприятиях определенного
предела.
Предприятие
имеет право выбрать общепринятую
норму налогообложения, то есть
налогообложение по системе для
малых предприятий не является
обязательным .
В Голландии
малые и средние предприятия
подчиняются обычным правилам
расчета и декларирования дохода,
однако имеют ряд преимуществ,
связанных, в основном, с прогрессивной
шкалой налогообложения.
Предприятия,
налогооблагаемый доход которых
не превышает 50 000 гульденов, уплачивают
подоходный налог по ставке 30%;
если же такой доход превышает
50 000 гульденов — по ставке 35%.
Налогооблагаемый доход уменьшается
за счет инвестиций в некоторые
капитальные активы. Правительство
также поощряет научно-исследовательскую
деятельность предприятий: в том
случае, если компания принимает
на работу сотрудника для проведения
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, то она получает право
на уменьшение налогов на фонд
заработной платы. Объектом особого
льготного налогообложения являются
вновь создаваемые предприятия.
Специальная
личная льгота, снижающая налогооблагаемый
доход, предоставляется индивидуальным
предпринимателям. Размер этой льготы
изменяется в зависимости от
величины полученной предпринимателем
налогооблагаемой прибыли: когда
такая прибыль составляет менее
96 170 гульденов, позволяется вычитать
13 110 гульденов; когда же прибыль
превышает 108 395 гульденов, вычитаемая
сумма снижается до 8 730 гульденов.
Предприниматель, супруга/супруг которого
работает на данном предприятии, имеет
еще одну налоговую льготу.
В Швеции
каких-либо особых налоговых режимов
для малых и средних предприятий
нет. Налоговое законодательство
построено по принципу нейтральности,
в соответствии с которым ко всем предприятиям,
независимо от их юридической формы, типа
хозяйственной деятельности, размера
или места нахождения, применяются одна
и та же налоговая база, одни и те же ставки
налогообложения.
Однако из
этого принципа нейтральности
имеются исключения в форме
налоговых льгот, специально предоставляемых
малым предприятиям. Они представляют
упрощенную налоговую декларацию,
используют кассовый метод учета
доходов и обязаны зарегистрироваться
только в налоговой инспекции.
Малые предприятия с доходом
менее$110000могут подавать налоговую
декларацию только раз в год,
а не ежемесячно, как предприятия
с большим доходом.
Частично
освобождаются от налога дивиденды
компаний, акции которых не котируются
на бирже. Эта льгота имеет
целью стимулирование инвестиций
в малые предприятия и компенсирование
им более высокой стоимости
заемного капитала .
Важным аспектом
налогообложения малого бизнеса
является критерий признания
предприятия малым. Общих принципов
определения такого критерия
не существует, и они широко
варьируются между странами. Иногда
в качестве критерия используется
численность работников предприятия
(в Дании до 10 человек, в Ирландии
– до 50 человек для малого бизнеса,
до 250 для среднего). Распространенным
критерием является совокупный
годовой оборот предприятия (в
Испании до 500 млн. песет). В Италии
определяется доход предприятия,
который не должен превышать
360 млн. лир для предприятий
в сфере услуг и 1 млрд. лир
для остальных фирм. В ряде
случаев критерии более сложные.
Так, в Бельгии и Великобритании предприятие,
имеющее право на признание малым должно
одновременно удовлетворять ограничениям
на численность занятых, совокупный годовой
оборот и валюту баланса (в Бельгии эти
величины не должны превышать соответственно
100, 145 млн. бельгийских франков и 70 млн.
бельгийских франков; в Великобритании
– 250, 11,2 млн. фунтов стерлингов и 5,6 млн.
фунтов стерлингов). В некоторых странах
предприятие должно для признания малым
удовлетворять одному из сложных критериев.
В Люксембурге малые предприятия должны
иметь оборотный капитал, не превышающий
500000 люксембургских франков и годовой
оборот в пределах 2 млн. или прибыль
в пределах 60000 люксембургских франков.
Для средних предприятий ограничения
устанавливаются на те же показатели,
что и в Бельгии и Великобритании, но в
Люксембурге пороговыми значениями служат
50 человек для штата, 88 млн. люксембургских
франков для оборота и 44 миллиона люксембургских
франков для валюты баланса .
Таким образом,
можно сделать вывод, что единой
теории налогообложения малого
бизнеса не существует. В различных
странах при использовании особых
режимов налогообложения преследуются
различные цели. Также различны
обстоятельства, сопутствующие такому
налогообложению – в разных
странах различны традиции уплаты
налогов, различна налоговая и
юридическая грамотность налогоплательщиков,
различаются возможности контроля
и принуждения со стороны
налоговых администраций, различна
степень коррумпированности властей.
Все это определяет многообразие
подходов к налогообложению малого
бизнеса.