Зарубежный опыт эффективного природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:10, доклад

Описание работы

Экономический механизм природопользования многих стран представляет собой экологически ориентированную совокупность структур, форм и методов управления природопользованием. В их составе, наряду с экологическими представлены правовые, административные, общественные и другие формы и методы, создающие систему экономических рычагов и стимулов воздействия, с помощью которых обеспечивается регулирование эколого-экономических интересов между обществом и природопользователями, а также стимулируется природоохранная деятельность природопользователей

Работа содержит 1 файл

Зарубежный опыт эффективного природопользования.docx

— 23.32 Кб (Скачать)

Экономический механизм природопользования многих стран представляет собой экологически ориентированную совокупность структур, форм и методов управления природопользованием. В их составе, наряду с экологическими представлены правовые, административные, общественные и другие формы и методы, создающие  систему экономических рычагов и стимулов воздействия, с помощью которых обеспечивается регулирование эколого-экономических интересов между обществом и природопользователями, а также стимулируется природоохранная деятельность природопользователей. К ним относятся: платежи за загрязнение, штрафы за нарушение природоохранных законов, норм и правил, прямые и косвенные субсидии частным компаниям, субвенции региональным и местным органам власти, кредиты под низкий процент, льготные тарифы компаниям на очистку стоков на муниципальных очистных сооружениях и т.д. [3].

Самый распространенный и  значимый вид экономического стимулирования – занимает платежи за загрязнение. Система этих платежей получила распространение во Франции, Японии, Нидерландах, Великобритании ФРГ и др. Необходимо отметить, что их используют и в России.

Данный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

– выброс в атмосферу  загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

– сброс загрязняющих веществ  в поверхностные и подземные  водные объекты;

– размещение отходов;

– другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и  радиационные воздействия и т. п.).

Данный документ устанавливает  два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

 В некоторых странах введен особый налог на оплату услуг по сбору бытовых отходов. Также расширяется практика залоговых платежей (на стеклотару, автомасла, аккумуляторные батареи и т.д.).

 В странах с ограниченными  водными ресурсами (это, прежде  всего страны южной Африки,  северного Китая, Индии, Мексики, северной Америки, Канады) введены различные системы сборов – либо единая система для всего государства, либо дифференцированная система в соответствии с потребностями регионов. Последовательное применение такой системы ведет к дальнейшему усовершенствованию размер сборов, устанавливается в соответствии с качеством воды в водном объекте, видом пользования, объемом безвозвратного водопотребления, способностью водного объекта к восстановлению объема водных ресурсов

В некоторых странах взимается  более высокий сбор при заборе высококачественной воды из подземных источников или коммунальных водопроводов. Например, в Израиле, где существуют серьезные проблемы нехватки питьевой воды.

Весьма  распространенным видом экономического стимулирования являются также  штрафы за нарушение природоохранного законодательства,  которые является общепринятым принципом и изымаются в соответствии с местными условиями на основе большого количества ставок. Размер штрафов, как правило, зависит от степени загрязнения по сравнению с установленными стандартами. Например, в Нидерландах количество сбрасываемых загрязняющих веществ служит основой для определения размера штрафа. Налоговые меры являются одним из самых действенных и эффективных способов снижения негативного воздействия на окружающую среду.

В Австрии промышленным предприятиям на осуществление мероприятий по очистки сточных вод и охране водных объектов, воздушной среды, обработке и вторичному использованию отходов оказывается помощь в основном в форме займов под относительно небольшие проценты, составляющие 6% на период в 10 лет (в исключительных случаях – на 15 лет). Такая процентная ставка представляет собой самый высокий уровень субсидирования стоимости кредита правительством. Финансовая скидка предоставляется владельцам автомобилей, использующих малозагрязняющий бензин, или при переводе их на такое топливо. Это способствует разработке новых экологически чистых технологий. Лидером в этой области является Япония, и улучшению экологической обстановке в стране.

В Канаде за последние 15-20 лет  произошѐл сдвиг от использования налоговой системы к более широкому подходу. Финансовые стимулы на федеральном уровне включают предоставление финансовой помощи и займов на строительство и содержание коммунальных канализационных систем и сооружений.

В Финляндии по мимо налоговых  льгот, применяются экономические меры не связанные с оказанием финансовой помощи, такие как сборы за сброс сточных вод в коммунальные системы водоотведения, ликвидацию отходов, проведение мероприятий по охране вод, по борьбе с разливами нефти, а так же специальные налоги, которыми облагаются напитки в таре одноразового пользования. При этом органы власти различных уровней обладают большими правами по предоставлению различных льгот и скидок в налогообложении при приобретении природоохранного оборудования. Нужно заметить, что Финляндия является самой чистой страной мира, там вы не увидите мусорных бачков, из которых вываливается мусор, родители с детства учат своих детей выбрасывать мусор разные контейнеры. Одним из моментов экологического воспитания является воспитание бережливости. Экономия электроэнергии, воды, бумаги, одежды присутствует повсюду в этой стране, а бережливость  – черта образа жизни финнов. А сборы за утилизацию включены в стоимость вещи.

В ФРГ реализация природоохранной  политики сопровождается принятием целого ряда экономических и финансовых мер налоговых стимулов, программ льготного кредитования, субсидий на капитальные вложения. В частности, закон о взимании сборов за сброс сточных вод предусматривает применение экономических инструментов, дополняющих меры административного характера. Он содержит в себе экономические стимулы для принятия мер по сокращению объема сбрасываемых сточных вод и повышения степени их очистки, а также для разработки и внедрения прогрессивных, мало- и безотходных технологий.

В части охраны атмосферного воздуха существует «положение о компенсации», которое охватывает все существующие источники выбросов загрязняющих веществ, и предоставляет компаниям большую свободу выбора в отношении методов и средств соблюдения установленных норм чистоты воздуха. Компании, расположенные в одной местности. Вынуждены в совокупности обеспечивать соблюдение требований в отношении качества воздуха в данной местности. В этих целях они могут объединить свои усилия по снижению уровня выбросов до установленных норм.

В Нидерландах установлена  единая система налога на топливо, а  именно сборов за «загрязнения воздуха» и «шум дорожного движения», основано на анализе альтернативных вариантов  реализации этих мероприятий. Поступления  от налогов на топлива покрывают  все расходы на санитарно-гигиенические мероприятия (кроме обезвреживания почвы), принятие профилактических мер, компенсацию компаниям, субсидии на разработку чистых технологий и организацию полигонов для захоронения химических отходов. За счѐт этих поступлений покрываются также управленческие расходы подведомственных учреждений, а расходы на обезвреживание почвы полностью возмещаются их общих фондов.

Так же действует система  взимания сборов за очистку городских  сточных вод. Местные власти несут  ответственность за установление сборов, отличающихся друг от друга в разных городах. Общая сумма сборов не должна превышать расходы городских властей на очистку природных и сточных вод. Поступления направляются на погашение расходов, на строительство и эксплуатацию систем очистки природных и сточных вод, и их нельзя использовать в других целях. Как правило, эти сборы слишком незначительны, чтобы полностью покрыть инвестиционные расходы на строительство очистных сооружений, поэтому в целях оказания содействия их строительству была создана система непосредственной выдачи субсидий и займов под низкие проценты.

В Швеции основное внимание административному контролю, хотя в последние годы отмечается растущий интерес к экономическим методам. Постепенно вводятся налоги различного типа, такие как, налоги на регистрацию пестицидов, открытие разработки и добычу неметаллов. Введение нового дополнительного сбора на тару для напитков служит главным образом финансовым целям и стимулирует использование многооборотной тары (бутылок многоразового пользования и алюминиевых  банок). Дополнительный налог на новые автомашины стимулирует восстановление изношенных автомашин.

В Швейцарии для охраны воздуха, воды и почв применяются  различные экономические стимулы  и сдерживающие меры. Например, федеральные органы предоставляют субсидии на сооружение станций очистки сточных вод и устанавливают налоги в целях стимулирования рециркуляции некоторых типов отходов. Вследствие чего Швеция имеет самый меньший объем выбросов в атмосферу оксида серы (таблица 1).

Среднемесячное  поступление в атмосферу оксидов  серы по странам Европы за 2010 год

Норвегия 25,5    92

Швеция 47,5     82

Дания 10,9         64

Великобритания 84,7     20

Нидерланды 17,3     77

Германия 207,9        53

Польша 133,0           58

Швейцария 14,1     90

Австрия 34,1           85

Франция 121,0        48

Италия 113,2            30

В Японии и Великобритании в целях сужения экологических рисков широко применяется налоговый метод, стимулирующий предприятия внедрять ресурсосберегающие технологии и снижать техногенные нагрузки на окружающую среду. Дополнительные поступления в бюджет за счет экологических налогов направляются на финансирование специальных государственных программ по повышению эффективности использования природных ресурсов и сокращению загрязнения окружающей среды в различных отраслях экономики, в которых образуется наибольшее количество опасных загрязняющих веществ.

В США поворот к более  активной реализации экологических  программ сопровождался передачей  многих функций центральных органов штатам и местным органам власти, а так же расширением самостоятельности отдельных компаний в выборе средств борьбы с загрязнением окружающей среды. Такая система накладывает на штаты дополнительные финансовые обязательства, которые, однако, компенсируются расширением самостоятельности в использовании средств. Займы должны предоставляться в размерах, достаточных для завершения строительства природоохранных объектов, тогда как федеральные субсидии покрывают 55% стоимости объектов [2]

Таким образом, представленный мировой опыт показывает, что федеральные органы управления природными ресурсами должны являться держателями федеральных инвестиционных средств и отвечать за их распределение. Но не нужно забывать, что управление отдельными видами природных ресурсов в некоторых случаях требует применения специфических методов и принципов, которые компетентны органам власти на нижестоящих уровнях.

 


Информация о работе Зарубежный опыт эффективного природопользования