Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:32, курсовая работа
Цель курсовой работы: выяснение экономической сути теории заработной платы; определение способов, с помощью которых возможно усовершенствовать государственное регулирование заработной платы и повысить общий уровень жизни граждан Российской Федерации. Методов регулирования заработной платы множество, но в данной работе рассмотрены описанные выше методы потому, что они оказывают наибольшее влияние на регулирование заработной платы.
Введение……………………………………………………………..3
Глава 1
Теоретический обзор природы заработной платы
1.1 Сущность заработной платы…………………………………...5
1.2 Основные принципы регулирования заработной платы……..9
Глава 2
Регулирование заработной платы в России и за рубежом (на примере Японии)
2.1 Организация заработной платы за рубежом
(Японская система)…………………………………………………12
2.2 Организация заработной платы в Российской Федерации…..15
2.2.1 МРОТ…………………………………………………………..16
2.2.2 Индексация……………………………………………………18
2.2.3НДФЛ…………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………24
Список литературы……………………
Заработная плата может действовать как фактор, дестимулирующий развитие производительности труда. Медленная работа часто вознаграждается оплатой сверхурочных. Сам факт более крупных затрат времени не является автоматическим индикатором выполнения большего объема работ, хотя схемы оплаты труда часто исходят именно из этих предположений. Линия поведения должна заключаться в том, чтобы поощрять то, что способствует росту производительности. В деятельности по организации оплаты труда предпринимателю редко предоставляется полная самостоятельность. Обычно оплата труда регулируется и контролируется компетентными государственными органами. [8, c. 246]
2.
Регулирование заработной
платы в России и за
рубежом
2.1 Организация заработной платы за рубежом(Японская система)
Японцы руководствуются такими принципами: в частности, руководитель должен быть специалистом, компетентным в вопросах, решаемых любым подразделением фирмы (при прохождении повышения квалификации он выбирает для освоения каждый раз новый участок работы). В качестве критериев оценки персонала используются совмещение профессий, способность работать в коллективе, осознание значения своего труда для общего дела. В основе кадровой политики - системы пожизненного найма, кадровой ротации, репутаций, обучения на рабочем месте, формирующие мощную мотивационную среду, которая позволяет готовить высокопрофессиональные кадры, эффективно реализовывать их творческий и интеллектуальный потенциал.
Смысл пожизненного найма заключается в реальном обеспечении заинтересованности работников трудиться в данной организации как можно дольше. Это зависит в основном от способности администрации заинтересовать работника оплатой труда, вознаграждением за выслугу лет, премиями, повышением профессиональной подготовки, различными социальными льготами, неформальной заботой о сотруднике и его семье. В этой связи системы оплаты труда, обучения, являясь автономными, тесно связаны с системой пожизненного найма, выступают ее составными элементами. Следует отметить, что в настоящее время система пожизненного найма в классическом виде применяется лишь на некоторых крупных предприятиях и на государственной службе.
Суть системы ротации заключается в перемещении работников по горизонтали и вертикали каждые два-три года. Характерно, что выпускников вузов, ежегодно трудоустраивающихся на предприятия и в организации, не назначают сразу на руководящие должности. Свою трудовую биографию они начинают с должностей, не требующих высокой квалификации. Впоследствии такого специалиста или руководителя, знающего свою организацию изнутри, сложно ввести в заблуждение, да и вероятность принятия им непрофессиональных решений минимизируется. Система ротации обеспечивает гибкость рабочей силы, повышает уровень ее, квалификации и конкурентоспособности.
Система
репутаций гарантирует в
Решающая роль в обеспечении эффективности работы предприятий и организаций отводится системе подготовки на рабочем месте. Образовательные функции четко разграничены между школьным образованием, дающим фундаментальные знания, и внутрифирменным, направленным на профессиональное обучение.
Действенная система мотивации персонала (и прежде всего оплаты труда) обеспечивает высокую результативность труда. Ранее размер оплаты труда работников зависел от их возраста и стажа, но постепенно увеличивалось значение квалификации и эффективности труда. В настоящее время величина заработной платы на 40% определяется стажем работы в компании.
В 70-х годах в Японии предпринимались попытки внедрить американскую систему тарифных ставок, учитывающую квалификацию и результативность труда, однако они не увенчались успехом. Распространение получила синтезированная система, базирующаяся на использовании двух ставок: основной личной (ступень, определяемая на основе стажа и возраста сотрудников) и трудовой (разряд, соответствующий должности/квалификации работника, устанавливаемый в зависимости от квалификации и результативности труда). В типовых сетках оплаты труда 11 градаций и 32 ступени. Кроме того, большое значение придается дополнительным выплатам (пособия - семейное, транспортное, региональное, за особые условия труда). Два-три раза в год работники получают несколько должностных окладов в виде бонусов по результатам труда.
Ежегодно
Управление по делам персонала - особая
правительственная структура, функционирующая
на правах министерства и занимающаяся
всей технической и методической
деятельностью госслужбы, анализирует
уровень оплаты труда служащих госсектора.
Затем этот показатель сравнивается
с заработками работников производственного
(частного) сектора, поскольку уровень
оплаты труда в госсекторе ставится
в прямую зависимость от оплаты труда
в производственном (частном) секторе.
Рост зарплаты в производственной сфере
влечет за собой улучшение
Для японских моделей стимулирования труда характерны: дифференциация заработной платы по отраслям; изменение оплаты труда в зависимости от фактического трудового вклада и реальных результатов работы - за счет градаций внутри одного разряда; оплата труда менеджеров увязывается с результатами работы предприятия (используется система ”плавающих окладов”, в рамках которой базовые ставки директоров, руководителей, начальников отделов колеблются в зависимости от динамики себестоимости, объемов производства, номенклатуры и других показателей, за которые отвечает тот или иной менеджер).
В
кризисных ситуациях, как правило,
в первую очередь снижаются оклады
руководителей разного уровня и
главы компании, в то же время
заработки рабочих
2.2Организация заработной платы в Российской Федерации
Особенности регулирования заработной платы Российским государством могут быть выражены в следующих пунктах:
значительно больше, чем в странах с рыночной экономикой;
Одной из особенностей экономический ситуации в России является огромная дифференциация заработной платы, которая несет большой разрушительный потенциал: нарастают противоречия в процессе производства между отдельными социальными группами и социальная напряженность внутри производственных коллективов. Все эти негативные последствия усиливаются тем, что такая дифференциация не имеет прямого отношения к различиям в эффективности труда и производства.
По степени экономического неравенства Россия впереди ряда развитых стран: Великобритании, Франции, Германии. США вполне сравнимы с Россией по степени дифференциации населения по доходам (но отнюдь не по их уровню), а в Бразилии и Венесуэле степень экономического неравенства выше, чем в России. Изменить ситуацию могут помочь методы государственного регулирования заработной платы. Государство прямо регулирует заработную плату только на предприятиях и в учреждениях, которые к нему относятся. В частном хозяйстве заработная плата определяется на рыночной основе, в зависимости, прежде всего, от производительности труда и соотношения между спросом на рабочую силу и ее предложением. Ниже представлены основные варианты увеличения заработной платы, улучшения методов государственного регулирования заработной платы и улучшения общего уровня жизни граждан РФ.
2.2.1 МРОТ
Государство регулирует заработную плату различными методами. Одним из наиболее важных способов регулирования заработной платы является установление государством минимального размера заработной платы. Минимальная заработная плата служит ориентиром для установления уровней доходов всех категорий занятых. Меняя ее уровень можно влиять на величину заработной платы во всем народном хозяйстве. Основным направлением, связанным с регулированием заработной платы, которому должно уделить внимание государство, является ее увеличение. На сегодняшний день считается, что повышение размера заработной платы следует начать, прежде всего, с увеличения минимального размера оплаты труда, так как работодатель не имеет права платить сотруднику за полный рабочий день уровень зарплаты ниже минимального размера оплаты труда .Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда. МРОТ устанавливается в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что "минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека".[11, c. 105] Кроме того, на федеральном уровне действуют ряд нормативных актов, в той или иной степени связанных с минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом. Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, определяемый на основании социально-демографических групп населения в целом по РФ и ее субъектах не реже одного раза в пять лет.
Из выше написанного следует, что минимальный размер оплаты труда должен определяться исходя из величины прожиточного минимума в целом по РФ, т.е. стоимостной оценки потребительской корзины .
Уровень минимальных гарантий по заработной плате влияет и на характер отношений работодателя и государства. В частности, чем выше минимальная зарплата, тем меньшую долю доходов работодатель будет выдавать работникам в теневой форме и тем большую часть - начислять в открытой форме. Тогда и сумма ЕСН увеличится, и размеры поступлений государству в виде налога на доходы физических лиц тоже вырастут.
Во
многих развитых странах законодательство
о труде включат в себя установление
минимальной заработной платы. Однако
на практике оно нередко не выполняется.
Трудовой кодекс российской федерации
гласит, что месячная заработная плата
работника, полностью отработавшего за
этот период норму рабочего времени и
выполнившего нормы труда (трудовые обязанности),
не может быть ниже минимального размера
оплаты труда. По данным федеральной службы
государственной статистики, средняя
величина прожиточного минимума в России
на сегодняшний день составляет 5707 рублей,
а величина минимального размера оплаты
труда на сегодняшний день составляет
4330 рублей, это свидетельствует о невыполнении
трудовым кодексом российской федерации
своих правил. Уравнивание прожиточного
минимума с минимальным размером заработной
платы должно стать задачей не только
федеральной власти, но и субъектов Федерации,
местных органов государственного управления.
2.2.2 Индексация
Вторым, не менее важным способом регулирования, является индексация заработной платы. Под индексацией понимается принятие мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы [11, c.130]. Любая страна с рыночной экономикой уделяет постоянное внимание развитию платежеспособного спроса населения как важнейшей предпосылке роста объема и качества выпускаемой продукции. В этом смысле современный капитализм по своей природе инфляционен. Но власти заботятся о росте реальной зарплаты и реальных доходов трудящихся, причем денежная зарплата и денежные доходы могут расти быстрее, чем цены на потребительские товары и услуги, а могут и отставать. Управление такими рыночными процессами - дело весьма непростое, и государство в той или иной форме участвует в этом. На процессы, связанные с обеспечением опережающего увеличения денежной заработной платы и денежных доходов по сравнению с ростом цен, в странах с рыночной экономикой влияет индексация заработной платы и доходов .
Порядок индексации денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги установлен еще в 1991 г. Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР».
В соответствии с вышеназванным законом индексации подлежат:
• оплата труда работников предприятий, учреждений и организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги;