Заработная плата в России. Особенности. Проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:51, доклад

Описание работы

Оплата труда на предприятии – это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. При переходе к рыночной экономике кардинально изменился подход к оплате труда, вместе с чем возник ряд довольно серьезных проблем.

Работа содержит 1 файл

Зарплата в России.docx

— 22.24 Кб (Скачать)

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

«Заработная плата в России. Особенности. Проблемы».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

ФТБ

группа 09ст1

Павлова Алика

Проверила: Мочалова Л.Я.

 

 

 

 

Оплата труда на предприятии  – это система отношений, связанных  с обеспечением установления и осуществления  работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми  договорами. При переходе к рыночной экономике кардинально изменился  подход к оплате труда, вместе с чем  возник ряд довольно серьезных проблем. Предполагалось, что новые производственные отношения будут способствовать максимальной реализации трудового  потенциала работников в результате обеспечения зависимости заработной платы от роста эффективности  труда. Однако в действительности переход  к рыночным отношениям негативно  отразился на экономических результатах  предприятий, конъюнктуре рынка  труда и организации оплаты труда  на предприятиях, а заработная плата  фактически перестала выполнять  воспроизводственную, стимулирующую, статусную и социальную функции. Анализируются основные проблемы оплаты труда (ее низкий уровень, региональная дифференциация, несовершенство законодательства и постоянные его нарушения и  так далее) в современной российской экономике и пути их решения. Оно  возможно силами самих предприятий, но в основном необходимо комплексное  государственное реформирование оплаты труда по следующим направлениям: 1) борьба с бедностью, увеличение размеров заработной платы, доведение величины минимальной заработной платы до прожиточного минимума; 2) ослабление налоговой  нагрузки трудящихся, получающих низкие зарплаты, и ее переложение на граждан, имеющих высокие доходы (возможно, даже возврат к прогрессивной  системе налогообложения, но обязательно  с учетом ошибок, имевших место  при ее применении в 90-х годах); 3) меры по защите доходов населения  от инфляционных процессов: индексация заработной платы с учетом инфляции или по курсу валют, единовременное повышение тарифных ставок; 4) устранение дифференциации размеров заработной платы  путем совершенствования антимонопольного законодательства, региональной и миграционной политики; 5) меры по регулированию рынка  труда: поддержка тех специальностей (особенно рабочих), которые будут  востребованы рынком, установление квот на подготовку тех или иных специальностей для учебных заведений; стимулирование повышения квалификации; 6) косвенное  государственное регулирование  цены рабочей силы на основе утверждения  системы социальных гарантий и социальных стандартов; 7) ужесточение контроля за соблюдением трудового, налогового и гражданского законодательства; проведение работ по обновлению нормативно-тарифной базы и др. В настоящее время  почти по всем этим направлениям правительством уже ведется работа. Следует заметить, что переход к той или иной системе оплаты труда на предприятии  должен быть экономически обоснован. Критериями оценки результатов оперативного регулирования  оплаты труда выступают рост трудовых доходов работников, с одной стороны, и повышение доходности их труда  для предприятия, с другой стороны.

 

В 2007 г. в России вышла монография известного американского футуролога Э.Тоффлера ”Революционное богатство”, в которой он убедительно доказывает, что в условиях стремительного развития новой научно-технологической революции  и все более широкого внедрения  ее достижений в социальную практику наши представления о содержании понятия ”богатство” должны существенным образом измениться. Ведь если исходить из того, что богатство представляет собой совокупность средств, которые  позволяют человеку удовлетворять не только свои насущные потребности, но также и некоторые свои желания, то в современном мире такими средствами являются уже не только деньги и личные материальные ценности, как это было на всех предыдущих этапах развития цивилизации. Теперь значительную часть своих потребностей и желаний люди могут удовлетворять за счет использования новых возможностей, становящихся общедоступными (информационных ресурсов, новых видов коммуникаций), что радикально меняет традиционные представления о качестве жизни, и, следовательно, структуру личного и общественного богатства. Однако этот чрезвычайно важный социальный феномен российским обществом еще в должной мере не осознан и требует не только теоретического осмысления, но вполне конкретных практических действий, в том числе и в области оплаты труда.

Результаты анализа размеров оплаты труда в различных сферах занятости россиян показывают, что  наивысшие показатели - у работников финансовой сферы, государственных  чиновников и специалистов, занятых  в сфере добычи углеводородов. Оплата труда специалистов в области  сельского хозяйства, транспорта, преподавателей, медицинских и библиотечных работников остается крайне низкой. По оценкам  специалистов, она на порядок ниже европейских и мировых стандартов, что препятствует развитию этих важных областей жизнеобеспечения российского  общества.

Роль национальной элиты  в развитии общества всегда была очень  важной, а сегодня, когда мир стремительно меняется, становится определяющей. Кого сегодня включают в элиту российского  общества? Чаще всего государственных  чиновников, представителей ”политических  тусовок”: именно они имеют сегодня  достаточно высокий уровень доходов.

Но ведь в России существует и другая элита - ученые, преподаватели  вузов, специалисты ОПК, просто высокообразованные люди, которые трудятся в школах, медицинских учреждениях, библиотеках, учреждениях культуры. Однако по уровню оплаты своего труда эта часть  национальной элиты сегодня явно дискриминируется, многие ее представители  находятся за чертой бедности. А  ведь это ”цвет нации”, ее главное  достояние.

В этой связи хотелось бы сослаться на опыт Японии в сфере  оплаты труда школьных преподавателей. Там законодательно установлено, что  зарплата учителя должна в 1,8 раза превышать  средний показатель в промышленности. Что дает такая государственная  политика? Прежде всего, повышение уровня общей образованности нации, без  чего невозможно обеспечить развитие и использование высоких технологий, являющихся стержнем японской экономики. Высокий социальный статус преподавателей способствует притоку в сферу  школьного образования молодых  специалистов.

Сходные модели государственной  политики реализуются в США, Германии, Южной Корее, Малайзии, Тайване, Сингапуре  и Китае. И это понятно, ведь вложение средств в развитие образования - это инвестиции в будущее страны, главным богатством которой являются интеллектуальные ресурсы, высокообразованные люди.

Сегодня в крупных российских компаниях более 70% прибыли идет на оплату труда их работников. При  этом основную ее долю получают руководители этих компаний в виде ежемесячных  премий и бонусов по итогам года. Объемы этих выплат зачастую в десятки  и сотни раз превышают средний  уровень оплаты труда в данной компании (впечатляющий пример: как  сообщалось в СМИ, размер премии председателя Совета директоров ОАО ”Газпром”  за 2007 г. составил 17,6 млн. руб.).

 

Оплата труда и социальная стабильность общества

Уровень оплаты труда является одним из важнейших факторов обеспечения  социальной стабильности. При этом социальная напряженность в обществе во многом определяется степенью социального  расслоения.

Чтобы обеспечить социальную стабильность российского общества, необходимо (причем одновременно) бороться с бедностью и снижать непомерные доходы богачей. Целесообразным представляется и введение налога на роскошь, и отмена плоской шкалы налогообложения.

Важным социальным последствием существующей системы оплаты труда  является бедность подавляющего большинства  работающего населения. Величина среднего заработка сегодня как минимум  в три-пять раз ниже того, который  можно было бы признать нормальным для жизнеобеспечения граждан. Средняя  зарплата в мае 2008 г. составила 17 тыс. руб., в то время как, по оценкам  специалистов, при уровне потребительских  цен на начало 2008 г. нормальной можно  было бы признать зарплату в 45 тыс. руб., а минимальный уровень оплаты труда должен был бы составлять 23 тыс. руб.

В условиях постоянного роста  цен на продукты питания, товары первой необходимости, газ, электроэнергию, бензин и услуги ЖКХ социальное неравенство  в России продолжает обостряться, что  усиливает социальную напряженность  в обществе. Однако, похоже, что эта  тенденция не вызывает особой озабоченности  властей - ни федеральных, ни региональных. Так, в Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 гг. значение индекса Джинни планируется  снизить лишь на 0,2% (с 0,485 до 0,483). И  это при том, что доходы городского бюджета должны возрасти почти в 1,5 раза. Подобное - и в Программе  социально-экономического развития Красноярского  края на период 2007-2017 гг.: уровень дифференциации доходов населения планируется  изменить весьма незначительно (с 14 до 13,5 раз).

* * *

Достойная оплата труда является сегодня необходимым условием обеспечения  национальной безопасности нашей страны, важным компонентом которой является интеллектуальная безопасность. Существо этой проблемы составляют задачи сохранения, развития и эффективного использования  интеллектуального потенциала российского  общества, без использования которого невозможен переход страны на инновационный  путь развития. Существующая в настоящее  время в России система оплаты труда требует кардинального  реформирования, так как она не обеспечивает решения этой стратегически  важной проблемы, не отвечает современным  требованиям и мировым стандартам, не способствует привлечению специалистов в сферу науки, образования и  высоких технологий. Проводимые в  России изменения в данной области  являются фрагментарными и осуществляются крайне медленно. Поэтому социальная напряженность в обществе остается высокой, а отток квалифицированных  специалистов из нашей страны продолжается.

В условиях глобализации общества и формирования международного рынка  труда борьба за интеллектуальные ресурсы  продолжает обостряться.

По оценкам специалистов РАН, человеческий потенциал является критическим ресурсом современной  России, наиболее ценным, имеющим стратегическое значение для ее дальнейшего развития. Однако нынешнее состояние этого  ресурса, эффективность его использования и отношение к нему чиновников являются неудовлетворительными, представляя собою реальную угрозу национальной безопасности.

Проблема регулирования  заработной платы в России остается одной из самых острых в системе  социально-трудовых отношений. Отказавшись  от нормативного регулирования заработной платы, Россия не пришла к договорному ее регулированию. На сегодняшний момент мы фактически имеем диктат работодателя в этой сфере. 
Законодательно установленный размер минимальной оплаты труда сегодня составляет 450 рублей в месяц, с 1 июля текущего года нам обещают поднять ее на 150 рублей, что составит 600 рублей в месяц. С учетом того, что уровень средней заработной платы по России давно перешагнул рубеж в 1500 рублей, мы в результате получили, что этот социальный стандарт не играет никакой регулирующей роли. Если учесть, что уровень заработка в отдельных отраслях исчисляется десятками тысяч рублей, а для руководителей высшего звена в этих отраслях он составляет сотни тысяч, то картина становится еще более удручающей. 
Попытки фактического повышения заработной платы через введение регрессивной шкалы единого социального налога не дают желаемого результата, так как работодатели искусственно разделяют коллектив работников по уровню заработной платы и выплачивают этот налог не в расчете на весь коллектив работников, а по отдельным группам, соответствующим регрессивной шкале. Таким образом, единый социальный налог с одной стороны закрепил налоговую природу современного социального обеспечения в стране, а с другой стороны не стал регулятором в оплате труда работников.

 

г. Сочи, 2011


Информация о работе Заработная плата в России. Особенности. Проблемы