Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:55, курсовая работа
Переход к рыночной экономике в странах Центральной и Восточной Европы вызвал сокращение занятости и как следствие рост безработицы. Россия не является исключением: в 2004 г. уровень безработицы составил около 12% рабочей силы. Российский рынок труда нашел свои весьма специфические способы адаптации к меняющимся экономическим условиям и макроэкономическим шокам. В области спроса на труд – это значительное снижение реальной заработной платы, накопление долгов по оплате труда, распределение неполной занятости.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Рынок труда……………………………………………………………4
Сущность и структура рынка труда…………………………………….4-7
Рынок труда в России……………………………………………………7-9
Глава 2. Рынок труда в Республике Бурятия………………………………..10
2.1 Возникновение рынка труда в Республике Бурятии………………..10-11
2.2 Закономерности функционирования рынка труда в Республике Бурятия……………………………………………………………………..11-15
2.3 Проблемы рынка труда в Республике Бурятия и пути их решения..16-18
Глава 3. Служба занятости Республики Бурятии…………………………...19
3.1 Функционирование государственной службы занятости Республики Бурятии……………………………………………………………………..19-21
3.2 Занятость населения Бурятии………………………………………...22-24
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………….25-28
Глава 2 Рынок труда в Республике Бурятии.
2.1 Возникновение рынка труда в Бурятии.
Формально началом образования рынка труда следует считать 1991 год, когда был принят Закон «О занятости населения в РСФСР». В апреле того же года была образована федеральная служба занятости России и начало действовать ее региональное подразделение в Республике Бурятии, то есть государство приняло на себя предусмотренные Законом функции по регулированию рынка труда.
До этого периода рынка труда в республике не существовало, но действовала государственная служба трудоустройства, проводился тщательный учет трудовых ресурсов, просчитывалось количество действующих и вновь вводимых рабочих мест, учитывались все люди, вступающие в период экономической активности и выбивающие из него, и на основе этих показателей составлялись балансы трудовых ресурсов. Однако отсутствовал главный признак рыночных отношений – признание рабочей силы собственностью работника и товаром, подлежащим купле продажи по рыночным ценам.
Человек, его знание и
навыки, его рабочая сила рассматривались
как часть государственных
Важнейшим шагом в повышении заинтересованности работника стало начало формирования условий для создания рынка рабочей силы в начале 80-х годов в рамках проводимых экономических реформ. Государство признано право собственности за работником на его рабочую силу.
Заработки в коммерческих структурах оказались существенно выше, что стимулировало пережиток в них рабочей силы, прежде всего высококвалифицированной, из государственного сектора. Тем не менее государственные предприятия к концу 80-х годов, сохраняя достаточно высокие объемы производства, не испытывали ни избытка, ни недостатка в рабочих кадрах.
2.2 Закономерности функционирования рынка труда в Республике Бурятия.
По мере нарастания конкурентной борьбы
на рынке товаров и услуг и
вытеснения из него конкурентоспособной
продукции отечественных
В 2004 года численность занятых в экономике в сравнении с 2001 годом увеличилась незначительно- 6,7%. Уровень общей безработицы составил в 2004 году-8,2 %, в 2005 году-3,0%. Республика занимает 2 место по уровню безработицы и в 2 раза превышает среднероссийское значение. На 1 сентября 2005 года в органах государственной службы занятости населения на учете состояло зарегистрированных 60074 не занятых трудовой деятельностью граждан. За отчетный период признано безработными 35177 человек, трудоустроено 30516 человек, имеющий статус безработного, в том числе на постоянную работу 12765 человек, на временные и сезонные работы 17751 гражданин.
Отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики, недостаток во властных структурах и средствах массовой информации специалистов, имеющих глубокие знания законов, действующих на рынке труда, привело к тому, что термином «безработный» стали обозначать всех, кто не работает, независимо от причины мотивов. Терминологические ошибки не дают возможности для единообразного понимания сущности процессов, происходящих в области социально – трудовых отношений, специалистами различных отраслей и для выработки обоснованных мер по их регулированию.
Стандартное международное определение безработицы базируется на трех критериях, которые должны удовлетворяться одновременно: «без работы», «сейчас готов приступить к работе», «ищет работу».
Соответственно безработные
«Безработные» составляют лишь часть
населения, которые подразделяются
на не институциональное и
При расчете из всего населения исключаются институциональное население, которому причисляются все, кто не достиг возраста шестнадцати лет и те, кто находится в государственных институтах. В свою очередь в состав рабочей силы входят все занятые и безработные, их число характеризует предложение на рынке труда в данный момент. Категория «вне рабочей силы» включает население, которое в данный момент экономически не активно. В их число входят лица, не желающие раздельно трудиться или не имеющие возможности приступить к работе.
К «занятым» перечисляются все лица старше возраста установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение определенного кратного периода относились к следующим критериям:
Занятые по найму:
1.Работающие – лица, которые
в течение отчетного периода
выполняли определенную работу
за заработную плату или
2. Имеющие рабочее место, но
не работающие лица, которые уже
работали на своем рабочем
месте, но не работали в
Занятые на собственном предприятии:
1.Работающие лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу для получения прибыли деньгами.
2. Имеющие предприятие, но не работающие; лица имеющие предприятия, которое временно в отчетном периоде не работали по той или иной причине.
В международных стандартах принято считать «определенной работой», работу в течение не менее одного часа, при чем оба вида занятости совершенно равнозначны.
Лица, вне рабочей силы, не активные в данное время, включают всех инвалидов. Не считавшихся занятыми или безработными в течение отчетного периода, а следовательно, неактивное в данный момент. Неактивное население следует группировать по следующим признакам:
Невостребованные на рынке труда
работники, используя права, предоставленные
им Законом о занятости, начали обращаться
в созданные районные о городские
центры по труду и занятости населения,
с целью встать на учет в качестве
безработных и получит необходи
Уровень регистрируемой безработицы зарегистрированных в центре по труду и занятости безработных к численности экономически активного населения, неуклонно возрастал. Поскольку ситуация в экономике сокращало объемы производства, увеличивалось продолжительность периодов безработицы. На 1 сентября 2005 года в службе занятости населения состояло на учете 60074 человека ищущих работу граждан, что на 23,6 % меньше численности зарегистрированных безработных на 1 января 2003 года.
Естественным фактом, снижающим напряженность на рынке труда стала неблагоприятная демографическая ситуация, сложившаяся в республике в начале 90-х годов. Сокращение количества занятых в экономике происходило на фоне одновременного снижения численности экономически активного населения.
Актуальность мероприятий
Характерной особенностью рынка труда в республике Бурятия стала длительное безработица среди лиц пенсионного возраста. С целью смягчения давления на рынок труда со стороны лиц, не имеющих перспективы трудоустроиться, широко применяется, предусмотренная Законом о занятости, мера по долгосрочному (за 2 года до наступления пенсионного возраста) оформлению на пенсию более 238 человек.
Важными мерами по реализации активной политики занятости являются организация общественных работ и создание новых рабочих мест на предприятиях малого бизнеса при финансовой поддержке службы занятости.
В 2004 году негативные тенденции на рынке труда, проявляющиеся в предыдущие годы с разной степенью интенсивности, стали наиболее определенными. Ситуация на рынке труда республики по сравнению с прошлыми годами характеризовалась ростом численности населения, обратившегося в органы службы занятости.
Кроме того, центр тяжести безработицы в республике переместился в сельские районы. Высокий уровень безработицы на 1 сентября 2005 года был зарегистрирован в Северобайкальском 4,9%, Селенгинском 4,8%, Муйском 3% районах. В Селенгинском районе уровень безработицы очень высок, между тем из 638 человека безработных в городском Центре занятости состоит на учете всего 43 человека. В чем же причина оказывается, чтобы встать на учет, надо несколько раз съездить в Гусинозерск, чтобы собрать справки. А чтобы получить пособие по безработицы, надо 2 раза в месяц приехать в Центр занятости на отметку. Пособие составляет около 1000 рублей, а чтобы добраться до города, надо затратить 2оо рублей, а то и 300 рублей. Вот ещё одна проблема: почему численность регистрируемой безработицы ниже реально существующей безработицы.
2.3 Проблемы рынка труда в Республике Бурятии.
Осуществляемые
Наиболее тяжелыми из них являются снижение объемов производства и как следствие этого процесса – неполная занятость и безработица, падение доходов и в целом уровня жизни населения.
Среди различных слоев и групп населения наибольшие тяготы по преодолению негативных последствий реформ выпадают на долю самых социально-незащищенных слоев, из которой самой многочисленной и наиболее значимой является социально-демографическая группа «молодёжь». Составляет 48% общей численности экономически активного населения, молодые люди в возрасте 16-29 лет имеют наименьшую конкурентоспособность за рабочее место на рынке труда.
В настоящее время можно выделить следующие проблемы рынка труда в Республике Бурятии:
1) Резкий спад производства и вынужденное сокращение людей на предприятиях.
2)Резкое снижение
3)Большая переподготовка
4) Нерациональная структура
Решение проблем рынка труда в Республике Бурятии.
Рациональная политика занятости должна стать надежным инструментом развития трудового потенциала населения. Трудовые ресурсы должны перераспределяться в пользу перспективных отраслей при сохранении регулирующего воздействия на темпы высвобождения работников из неперспективных отраслей с целью минимизации социальных издержек.
В рамках рациональной политики занятости государство должно сбалансировать инвестиционную и налоговую политику, создать условия для более полного использования имеющихся рабочих мест и создание новых в перспективно развивающихся отраслях.
Основной целью в сфере
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
1)Социальная поддержка
2)Трудоустройство граждан,
3) Временное трудоустройство