Занятость населения Республики Бурятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике в странах Центральной и Восточной Европы вызвал сокращение занятости и как следствие рост безработицы. Россия не является исключением: в 2004 г. уровень безработицы составил около 12% рабочей силы. Российский рынок труда нашел свои весьма специфические способы адаптации к меняющимся экономическим условиям и макроэкономическим шокам. В области спроса на труд – это значительное снижение реальной заработной платы, накопление долгов по оплате труда, распределение неполной занятости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Рынок труда……………………………………………………………4
Сущность и структура рынка труда…………………………………….4-7
Рынок труда в России……………………………………………………7-9
Глава 2. Рынок труда в Республике Бурятия………………………………..10
2.1 Возникновение рынка труда в Республике Бурятии………………..10-11
2.2 Закономерности функционирования рынка труда в Республике Бурятия……………………………………………………………………..11-15
2.3 Проблемы рынка труда в Республике Бурятия и пути их решения..16-18
Глава 3. Служба занятости Республики Бурятии…………………………...19
3.1 Функционирование государственной службы занятости Республики Бурятии……………………………………………………………………..19-21
3.2 Занятость населения Бурятии………………………………………...22-24
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………….25-28

Работа содержит 1 файл

курсовая по эконом. теории.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Рынок  труда в Республике Бурятии.

2.1 Возникновение  рынка труда в Бурятии.

Формально началом образования  рынка труда следует считать 1991 год, когда был принят Закон «О занятости населения в РСФСР». В апреле того же года была образована федеральная служба занятости России и начало действовать ее региональное подразделение в Республике Бурятии, то есть государство приняло на себя предусмотренные Законом функции по регулированию рынка труда.

До этого периода рынка труда в республике не существовало, но действовала государственная служба трудоустройства, проводился тщательный учет трудовых  ресурсов, просчитывалось количество действующих и вновь вводимых рабочих мест, учитывались все люди, вступающие в период экономической активности и выбивающие из него, и на основе этих показателей составлялись балансы трудовых ресурсов. Однако отсутствовал главный признак рыночных отношений – признание рабочей силы собственностью работника и товаром, подлежащим купле продажи по рыночным ценам.

Человек, его знание и  навыки, его рабочая сила рассматривались  как часть государственных ресурсов, на которые государство же и устанавливало  твердую цену путем введения в  действие системы тарифного регулирования  заработной платы и доходов. Такая постановка вопроса требовала вовлечение в процесс производства всех трудоспособных людей, однако в целом затратный характер экономики, порождая дефицит в ресурсах, приводил к дефициту рабочей силы. Более того, при постоянной нехватке рабочей силы её цена оставалась неизменной стабильно-низкой, что поддерживало состояние отчуждения работника от результатов труда.

Важнейшим шагом в  повышении заинтересованности работника  стало начало формирования условий  для создания рынка рабочей силы в начале 80-х годов в рамках проводимых экономических реформ. Государство признано право собственности за работником на его рабочую силу.

Заработки в коммерческих структурах оказались существенно  выше, что стимулировало пережиток  в них рабочей силы, прежде всего  высококвалифицированной, из государственного сектора. Тем не менее государственные предприятия к концу 80-х годов, сохраняя достаточно высокие объемы производства, не испытывали ни избытка, ни недостатка в рабочих кадрах.

 

2.2 Закономерности функционирования рынка труда в Республике Бурятия.

По мере нарастания конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг и  вытеснения из него конкурентоспособной  продукции отечественных предприятий  началось массовое высвобождение занятых  на них рабочих и инженерно-технических  работников.

В 2004 года численность занятых в  экономике в сравнении с 2001 годом  увеличилась незначительно- 6,7%. Уровень  общей безработицы составил в 2004 году-8,2 %, в 2005 году-3,0%. Республика занимает 2 место по уровню безработицы и  в 2 раза превышает среднероссийское значение. На 1 сентября 2005 года в органах государственной службы занятости населения на  учете состояло зарегистрированных 60074 не занятых трудовой деятельностью граждан. За отчетный  период признано безработными 35177 человек, трудоустроено 30516 человек, имеющий статус безработного, в том числе на постоянную работу 12765 человек, на временные и сезонные работы 17751 гражданин.

Отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики, недостаток во властных структурах и средствах массовой информации специалистов, имеющих глубокие знания законов, действующих на рынке труда, привело к тому, что термином «безработный» стали обозначать всех, кто не работает, независимо от причины мотивов.      Терминологические ошибки не дают возможности для единообразного понимания сущности процессов, происходящих в области социально – трудовых отношений, специалистами различных отраслей и для выработки обоснованных мер по их регулированию.

Стандартное международное определение  безработицы базируется на трех критериях, которые должны удовлетворяться одновременно: «без работы»,  «сейчас готов приступить к работе», «ищет работу».

Соответственно безработные включают всех лиц старшего возраста, установленного для измерения экономически активного  населения, которые в течение отчетного периода:

    1. «Были без работы», то есть не работали за плату по найму или на собственном предприятии.
    2. «Были сейчас готовы приступить к работе», то есть начать работать за плату по найму или на собственном предприятии в течение отчетного периода.
    3. «Искали работу», то есть предпринимали конкретные шаги в конкретный период с целью найти оплачиваемую работу по найму или на собственном предприятии. Специальные правила предусмотрены для лиц, чей трудовой договор временно приостановлен. Формируя названные три критерия международные стандарты не ссылаются на какие-либо административные или юридические нормы и требования, например, полученные пособия по безработице или регистрации на бирже труда. Критерии относятся исключительно к действиям индивида в течение определенного периода.

«Безработные» составляют лишь часть  населения, которые подразделяются на не институциональное и институциональное.

При расчете из всего населения  исключаются институциональное  население, которому причисляются все, кто не достиг возраста шестнадцати лет и те, кто находится в государственных институтах. В свою очередь в состав рабочей силы входят все занятые и безработные, их число характеризует предложение на рынке труда в данный момент. Категория «вне рабочей силы» включает население, которое в данный момент экономически не активно. В их число входят лица, не желающие раздельно трудиться или не имеющие возможности приступить к работе.

К «занятым» перечисляются все  лица старше возраста установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение определенного кратного периода относились к следующим критериям:

Занятые по найму:

1.Работающие – лица, которые  в течение отчетного периода  выполняли определенную работу  за заработную плату или жалование  деньгами.

2. Имеющие рабочее место, но  не работающие лица, которые уже  работали на своем рабочем  месте, но не работали в отчетном  периоде, хотя формально сохраняют  за собой рабочее место.

Занятые на собственном предприятии:

1.Работающие лица, которые в  течение отчетного периода выполняли определенную работу для получения прибыли деньгами.

2. Имеющие предприятие, но не  работающие; лица имеющие предприятия,  которое временно в отчетном  периоде не работали по той  или иной причине.

В международных стандартах принято  считать «определенной работой», работу в течение не менее одного часа, при чем оба вида занятости совершенно равнозначны.

Лица, вне рабочей силы, не активные в данное время, включают всех инвалидов. Не считавшихся занятыми или безработными в течение отчетного периода, а следовательно, неактивное в данный момент. Неактивное население следует группировать по следующим признакам:

    1. Посещение учебных заведений.
    2. Выполнение домашних обязанностей.
    3. Выход на пенсию или пожилой возраст.
    4. Прочие причины, в том числе заболевания.

Невостребованные на рынке труда  работники, используя права, предоставленные  им Законом о занятости, начали обращаться в созданные районные о городские  центры по труду и занятости населения, с целью встать на учет в качестве безработных и получит необходимую социальную помощь.

Уровень регистрируемой безработицы  зарегистрированных в центре по труду  и занятости безработных к  численности экономически активного  населения, неуклонно возрастал. Поскольку  ситуация в экономике сокращало  объемы производства, увеличивалось продолжительность периодов безработицы. На 1 сентября 2005 года в службе занятости населения состояло на учете 60074 человека ищущих работу граждан, что на 23,6 % меньше численности зарегистрированных безработных на 1 января 2003 года.

Естественным фактом, снижающим напряженность на рынке труда стала неблагоприятная демографическая ситуация, сложившаяся в республике в начале 90-х годов. Сокращение количества занятых  в экономике происходило на фоне одновременного снижения численности экономически активного населения.

Актуальность мероприятий активной политики занятости заключается  в том, что на рынке труда возрастает количество молодежи не закончившей  образование и не получивших профессиональной подготовки.

Характерной особенностью рынка труда  в республике Бурятия стала длительное безработица среди лиц пенсионного возраста. С целью смягчения давления на рынок труда со стороны лиц, не имеющих перспективы трудоустроиться, широко применяется, предусмотренная Законом о занятости, мера по долгосрочному (за 2 года до наступления пенсионного возраста) оформлению на пенсию более 238 человек.

Важными мерами по реализации активной политики занятости являются организация  общественных работ и создание новых  рабочих мест на предприятиях малого бизнеса при финансовой поддержке службы занятости.

В 2004 году негативные тенденции на рынке труда, проявляющиеся в  предыдущие годы с разной степенью интенсивности, стали наиболее определенными. Ситуация на рынке труда республики по сравнению с прошлыми годами характеризовалась ростом численности населения, обратившегося в органы службы занятости.

Кроме того, центр тяжести безработицы  в республике переместился в сельские районы. Высокий уровень безработицы  на 1 сентября 2005 года был зарегистрирован  в Северобайкальском 4,9%, Селенгинском 4,8%, Муйском 3% районах. В Селенгинском районе  уровень безработицы очень высок, между тем из 638 человека безработных в городском Центре занятости состоит на учете всего 43 человека. В чем же причина оказывается, чтобы встать на учет, надо несколько раз съездить в Гусинозерск, чтобы собрать справки. А чтобы получить пособие по безработицы, надо 2 раза в месяц приехать в Центр занятости на отметку. Пособие составляет около 1000 рублей,  а чтобы добраться до города, надо затратить 2оо рублей, а то и 300 рублей. Вот ещё одна проблема: почему численность регистрируемой безработицы ниже реально существующей безработицы.

 

 

 

 

 

 

2.3 Проблемы рынка труда  в Республике Бурятии.

Осуществляемые широкомасштабные экономические и социальные преобразования, охватывающие все сферы общественной жизни, ведут не только к повышению эффективности организации и управления обществом, но и к существенным негативным последствиям.

Наиболее тяжелыми из них являются снижение объемов производства и  как следствие этого процесса – неполная занятость и безработица, падение доходов и в целом уровня жизни населения.

Среди различных слоев и групп  населения наибольшие тяготы по преодолению  негативных последствий реформ выпадают на долю самых социально-незащищенных слоев, из которой самой многочисленной и наиболее значимой является социально-демографическая группа «молодёжь». Составляет 48% общей численности экономически активного населения, молодые люди в возрасте 16-29 лет имеют наименьшую конкурентоспособность за рабочее место на рынке труда.

В настоящее время можно выделить следующие проблемы рынка труда  в Республике Бурятии:

1) Резкий спад производства и  вынужденное сокращение людей  на предприятиях.

2)Резкое снижение производства  в АПК, следствии безработица  в сельской местности.

3)Большая переподготовка специалистов  высшего профиля и как следствие  невостребованность их на рынке  труда

4) Нерациональная структура занятости.  На большинстве предприятий сохраняется  значительная численность не  полностью занятых работников, что  ведет к снижению производительности труда и реальных доходов. В целом ниже прожиточного минимума в республике живут 42% населения, что в сочетании с другими неблагоприятными факторами создает реальную опасность возникновения социальной нестабильности.

 

 Решение проблем рынка труда в Республике Бурятии.

Рациональная политика занятости  должна стать надежным инструментом развития трудового потенциала населения. Трудовые ресурсы должны перераспределяться в пользу перспективных отраслей при сохранении регулирующего воздействия на темпы высвобождения работников из неперспективных отраслей с целью минимизации социальных издержек.

В рамках рациональной политики занятости  государство должно сбалансировать инвестиционную и налоговую политику, создать условия для более полного использования имеющихся рабочих мест и создание новых в перспективно развивающихся отраслях.

Основной целью в сфере занятости  населения является обеспечение  защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

1)Социальная поддержка безработных  граждан через выплату пособий  по безработицы, выплату стипендий  безработным гражданам, направленных  службой занятости на переподготовку, оформление выхода на досрочные  пенсии, материальную поддержку безработным на период профессионального обучения.

2)Трудоустройство граждан, ищущих  работу. Данная задача реализуется  через информирование населения  и работодателей о положении  на рынке труда, профориентацию, психологическую поддержку и  социальную адаптацию, профессиональное обучение безработных граждан, временное трудоустройство граждан, ищущих работу.

3) Временное трудоустройство молодежи  через организацию стажировок  безработных в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников  учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу.

Информация о работе Занятость населения Республики Бурятия