Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 21:13, курсовая работа
На данном этапе развития экономики Украины проблема занятости является ведущей проблемой. В Центрах занятости в среднем 10 человек на 1 место, это негативно влияет на демографическую и экономическую ситуацию в стране. Профессионалы и простые рабочие вынуждены искать работу в других страх, где они становятся дешевой рабочей силой, или остаются в Украине и работаю не по специальности, на более востребованных вакансиях.
Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически
эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная
часть процесса восстановления украинской экономики. Стимулами этого
процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры
хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы
занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в Украине для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.
Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.
Для
решения всех этих задач государство
должно прогнозировать ситуацию на рынке
труда, находить и поддерживать, либо
формировать «точки роста» в экономике,
проводить соответствующую
Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице.
Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется: появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;
привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.
Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Прежде всего необходимо совершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.
Возможности регионов в улучшении территориального размещения производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность финансово-промышленных групп и других экономических объединений.
Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не
производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной
системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса
населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей
получения соответствующих профессий.
Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющиеся как в старых, так и в новых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных категорий работников с рентабельностью производства.
Условием
решения этих задач является не только
увеличение ресурсного обеспечения на
основе экономического роста, но и развитие
законодательства и соответственное изменение
общественного отношения к данным проблемам.
2.2.Проблемы
функционирования рынка труда
в переходной экономике
Среднемесячная численность экономически активного населения возрастом 15-70 лет ( информация приведенная по результат выборочного обследования по вопросам экономической активности в среднему на 2009г.), составляла 22,2 млн. лиц, с которых 20,2 млн. были занятые экономической деятельностью, а остальные безработные, то есть личности, которые не имели работы, но активно искали её как самостоятельно, так и с помощью государственной службы занятости. Уровень занятости населения становил: в возрасте 15-70 - 57%, в работоспособном возрасте – 64,7%. Уровень безработицы (за методологией МОП) среди экономически активного населения в возрасте 15-70 лет становил 8,8%, а работоспособного возраста 9,6%.
Количество незанятых граждан, которые перебывали на облике в государственной службе занятости, на 1 апреля 2010 составляла 518, 9 тыс. лиц. За помощью в трудоустройство в течение марта 2010 обратилось 96,3 тыс. лиц незанятых граждан против 92,6 тыс. лиц в феврале 2010 г.
Количество зарегистрированных безработных на 1 апреля 2010 г. становила 505,2 тыс. лиц, или 25,8% всех безработных работоспособного возраста, определенных за методологией МОП. Среди них почти каждый девятый потерял работу по экономическим причинам. Помощь по безработице получали 75,2% лиц, которые имели статус безработных. Каждый второй безработный раньше занимал место работника, почти каждый третий – место служащего, а остальные не имели профессиональной подготовки.
Уровень зарегистрированной безработицы в целом по стране за март 2010 г. Сократился на 0,1 % и на 1 апреля составлял 1,8% работоспособного возраста. В сельской местности этот показатель сократился на 0,2% и составлял 2,5%, в городской местности соответственно на 0,1% и составлял 1,5%.
Несоответствие
спроса на рабочую силу её предложения
у професионально-
Сокращение объемов зарегистрированной безработицы в марту 2010 г. наблюдалось во всех регионах страны кроме Закарпатской области.
Позитивным есть факт спроса на рабочую силу. Количество свободных рабочих мест, заявленных предприятиями, учреждениями и организациями к службе занятости, в марте 2010 г. увеличился на 7,2 тыс. или на 10,9%, и на конец месяца ставил 73,1 тыс. Из предъявленного количества свободных мест (вакантных мест) 44,7% предназначалось для работников, 39,3% - для служащих, остальные – для особ, которые не имеют профессии.
Нагрузка незанятого населения, которое перебывало на учете в государственной службе занятости, снизилось с 83 особ на 10 свободных рабочих мест на конец февраля 2010 г. до 71 особ на конец марта. Одновременно наблюдалась дифференциация этого показателя в региональном разрезе: от 3 особ в г. Киеве до 374 особ у Хмельницкой области.
С помощью государственной службы занятости в марте 2010 г. было трудоустроено 66,4 тыс. особ против 41,6 тыс. особ в феврале. Среди трудоустроенных незанятых особ женщины составляли 39, 5%, а молодежь в возрасте до 35 лет - 48%. Уровень трудоустройства незанятых граждан в сравнении с февралем 2010 г. вырос на 3,8% и становил 10,3%. Рост этого показателя за указанный период наблюдался у всех регионах страны.
Из
Фонда общеобязательного
2.3Перспетивы рынка труда в Украине
Рынок труда напрямую зависит от общей экономической ситуации в Украине. Прогнозы экспертов по развитию украинской экономики в 2010 году содержат как минимум две противоречивые тенденции – от ожидания стремительного роста во всех основных секторах до снижения ранее планируемых прогнозных показателей восстановления. Поэтому прогноз об основных факторах влияния на рынок труда пока ещё делать очень сложно. В случае быстрого выхода из кризиса, рынок труда может стремительно вернуться на позицию лета 2008 года, когда дефицит компетентного персонала диктовал свои условия.
Наиболее пострадали такие отрасли, как строительство, девелопмент, реклама, PR, выставочная отрасль, банковский и страховой бизнес, существенные потери понёс рынок рекрутинговых и тренинговых услуг. Менее пострадала отрасль FMCG и пограничные с ней отрасли (пищевое оборудование, поставка пищевых добавок и т.д.), гостиничный и ресторанный бизнес. Если же анализировать сферы рынка труда, то наиболее высокие показатели по сокращению персонала наблюдались по должностным позициям маркетологов, экономистов, бухгалтеров, HR-специалистов, РR-специалистов, логистиков, офис-менеджеров и др. категорий персонала, функционирующего не в основных, а в обеспечивающих бизнес-процессах. Если анализировать статистику рекрутингового направления нашей компании за период с 2009г. по настоящий момент, то можно зафиксировать тенденцию стабильного спроса на квалифицированный топ-менеджмент и торговый персонал. С осени 2009 года мы наблюдали повышение активности работодателей, но структура спроса оставалась без изменений. В 2010 году мы ожидаем дальнейшее увеличение активности работодателей, с возможным расширением запросов на линейный и мидл-менеджмент.
Яркой
тенденцией сокращений
3.Государственное регулирование занятости в Украине
Служба занятости - система государственных органов, осуществляющих комплексное управление процессами занятости населения на территории Украины.
Служба
занятости создана для
Государственная служба занятости состоит
из:
Все
услуги службы занятости предоставляются
бесплатно.
Для молодежи служба занятости предоставляет
следующие услуги:
Несколько раз в год, служба занятости проводит ярмарки вакансий, дни занятости молодежи и дни открытых дверей в учебных заведениях. Правда, следует отметить, что государственные ярмарки вакансий менее интересны, нежели ярмарки, которые организовывают общественные организации (AIESEC) и компании работодатели.