Занятость и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Безработица - это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.
Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу.

Содержание

Введение.________________________________________________________2
1.Сущность занятости и безработицы. Виды безработицы._______________3
1.1.Занятость. Статистика занятости._________________________________ 4
1.2. Безработица. Её причины._______________________________________7
1.3. Виды безработицы.____________________________________________10
2. Социальные последствия безработицы._____________________________12
3. Государственная политика занятости. ______________________________17
4. Особенности безработицы в современной экономике России___________23
Заключение.______________________________________________________26
Список литературы. _______________________________________________27

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 52.66 Кб (Скачать)

Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия  безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может  ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав  их попыткам улучшить качество рабочих  мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права  человека на рабочем месте.

Отрицательные последствия безработицы  для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается  потребность в психиатрических  больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем  потребностей в услугах до сих  пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях  поступление отналогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.

 

 

3. Государственная политика занятости.

Основные направления роста занятости. Формирование спроса на рабочую силу подчинено потребностям и интересам  работодателя и может быть осуществлено по следующим направлениям.

Сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и  ликвидация излишних или неэффективных. Эти меры осуществляются на действующих  предприятиях при поддержке местных  и региональных органов власти, содействующих  привлечению необходимых средств, в первую очередь в сфере производства потребительских товаров и услуг.

Создание рабочих мест путем развития предпринимательства. Эффективно в этом плане создание малых предприятий и развитие внутреннего предпринимательства на действующих крупных предприятиях в процессе их приватизации и преобразования структурных подразделений в самостоятельные организации, которые помогают экономической связи со своими учредителями и спонсорами, расширяют масштабы своей деятельности за счет внешних заказов.

-Организация оплачиваемых  общественных работ означает предоставление безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов управления.

Создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала. Несмотря на явно выраженную социальную направленность, сохраняется первичное значение спроса на рабочую силу с тем лишь отличием, что содержание и характер работы при выполнении заказов на те или иные виды изделий или услуг должны в полной мере учитывать индивидуальные ограничения физических возможностей человека, способствуя в то же время его трудовой реабилитации. С этой целью должна осуществляться политика поддержки организаций, создающих указанные рабочие места как по собственной инициативе, так и в порядке квотирования, путем освобождения их от налогов на прибыль от реализации соответствующей части продукции.'

Государство, осуществляя  политику в области занятости, не может прямо воздействовать на найм рабочей силы, так как в рыночных условиях далеко не все предприятия находятся в собственности государства. Таким образом, экономические и, отчасти, административно-правовые методы являются основным связующим звеном в проведении государственной политики занятости, главная роль в которой отведена предприятиям.

Органы управления человеческими  ресурсами в регионах основное внимание уделяют вопросам занятости, социальной политике, регулированию взаимоотношений работодателей и работополучателей на уровне региона.

Для проведения единой государственной  политики занятости, оказания бесплатных услуг в трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке, социальной защиты временно незанятых граждан  в России действует служба занятости, которая координирует решение вопросов занятости.

Решение проблемы занятости  предполагает не только материальную помощь безработным и их трудоустройство. Изучается конъюнктура рынка  труда, организуется научно обоснованная профориентация, профессиональная переподготовка, активизируется влияние на системы  общего образования, профессиональной подготовки, общественных работ, создаются  новые рабочие места, налаживается сотрудничество служб занятости  со службами персонала.

Конкурентоспособность организации  на рынке труда — это способность  организации быть выбранной в  качестве места работы или, другими  словами, совокупность предоставленных  работникам условий, которые выгодно  отличают данную организацию от других, аналогичных по профилю.

Анализ состояния внутреннего  рынка труда в каждой организации  имеет целью выявление имеющегося дисбаланса между платежеспособным спросом и предложением рабочей  силы (в целом и по сегментарным группам), выявление скрытых безработных, т.е. числящихся в штате работников, которые заняты на производстве частично или вовсе не заняты. В процессе анализа определяются реальные возможности  обеспечения эффективной занятости  указанной категории, выявляются работники, подлежащие сокращению, а также дополнительно  требующиеся организации.

На основе результатов  анализа разрабатывается программа  улучшения занятости и преодоления скрытой безработицы. Программа включает две группы мероприятий. К первой относятся действия, направленные на увеличение платежеспособного спроса на рабочую силу: сохранение и создание рабочих мест для инвалидов и других лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала. Ко второй группе относятся меры, направленные на ограничение предложения рабочей силы и ее качественную адаптацию к изменившимся условиям: обучение и переобучение работников, развитие самозанятости и регулирование продолжительности рабочего времени, т.е. применения гибких форм занятости.

Все эти направления могут  быть реализованы при условии  поддержки организаций, осуществляющих соответствующие меры, путем создания и целенаправленного использования  специальных фондов, формируемых  из средств фондов занятости, развития предпринимательства, образования  и социального обеспечения, а  также путем регулирования налогообложения  и предоставления льготных кредитов.

В качестве показателей, оценивающих  положение организации на рынке  труба, могут быть использованы:

1) уровень удовлетворенности  работников организацией [Ку}, количественно

оцениваемый коэффициентом

Ку=1-(Чсж-Ч)                                                              

где  Чсж — количество работников, уволившихся из организации по собственному

желанию за определенный период;

Ч — среднесписочное количество работников организации за этот же период. При помощи данного показателя можно в первом приближении определить, насколько удовлетворен спрос, предъявленный  работниками к предприятию, т.е. насколько  конкурентоспособно предприятие на рынке труда с позиций удовлетворения потребностей работников;

2) уровень укомплектованности кадрами (Ук) — показатель, рассмотрение которого в динамике позволит определить не только популярность организации на рынке труда, но и степень активности кадровой политики, эффективность процедур набора персонала. Этот уровень может быть рассчитан следующим образом:

Ук =Ч/Чпр                                                                   

где Чпр — проектная (расчетная) численность персонала.

В условиях, когда рабочее  место все более широко используется как планово-учетная единица для  определения потребности в рабочей  силе и баланса развития личного  и вещественных факторов производства, данный показатель может быть рассчитан  по формуле

У.=Чфф,                                                              

где Чф — фактическая численность персонала; Мф — фактическое число рабочих мест в организации, в фирме.

Ввиду того, что на одном  рабочем месте' могут последовательно  или параллельно трудиться несколько  работников, в связи с чем для полного укомплектования рабочих мест требуется большее число работников плановая численность работников (Чпл), необходимая для полного укомплектования рабочих мест, может быть рассчитана по формуле

Чплпл*Ксм*Кн                                                           

где Мпл — число рабочих мест в плановом периоде; Ксм — плановый коэффициент сменности; Кн — коэффициент наполняемости рабочих мест. Если на одном рабочем месте занят один рабочий, то Кн = 1;

3) средняя заработная  плата — рассматривается в  динамике. При этом сравниваются  темпы роста средней заработной  платы в организации с темпами  роста средней заработной платы  в регионе. Заработная плата,  будучи одним из факторов удовлетворенности  работника организацией, выделяется  особо как в связи с ее  стимулирующей ролью, так и  в связи с инфляцией, нарастание которой не может не сказаться на ориентациях работников;

4) качество трудовых ресурсов  организации: оценка качества  трудовых ресурсов осуществляется  укрупненно исходя из социально-демографической  структуры коллектива организации.  Известно, что наибольшую производительность  обеспечивают работники конкретной  возрастной группы, и трудовой  потенциал организации в определенной  степени зависит от того, каков  удельный вес этой возрастной  группы в общем числе оаботников.

Кроме того, могут быть выделены наиболее производительные группы по стажу работы в организации и  определен их удельный вес в численности  работников. На основании результатов  расчета можно судить, насколько  привлекательна организация для  работников, обеспечивающих высокую  производительность труда;

5) наличие льгот, предоставляемых  организацией работникам, что в  настоящее время является существенным  фактором конкурентоспособности  организации на рынке труда;

6) местоположение организации и ее положение по отношению к транспортной сети города, что особо важно для больших городов и для организаций, на которых используются сквозные профессии.1

Любая фирма, работающая в  современных рыночных условиях, несмотря на экономическую свободу, ограничена, тем не менее, рамками, устанавливаемыми государством. В любом аспекте  деятельности предприятия необходимо осознавать причины, по которым вводит те или иные ограничения. Не менее  важно разбираться в принципах  осуществления государственного регулирования. Рассмотрим один из аспектов работы фирмы  —управление персоналом — в системе государственного регулирования.



 

4.Особенности безработицы в современной экономике России

В практике изучения безработицы в  России сложились три основных подхода  к изучению этого явления.

Определенная группа экономистов  исследует безработицу как недоиспользование  части экономически активного населения  в общественном производстве.

Для других исследователей безработица  выступает как ситуация, когда  гражданин не имеет возможности  трудоустроиться по независящим  от него обстоятельствам.

Третьи оценивают безработицу  как следствие функционирования хозяйственного механизма, которому свойственны  внутренние противоречия рыночной экономики.

Все эти подходы имеют право  на существование. В каждом из них  раскрыт авторский подход к сущности этого явления.

По моему мнению, безработица  обусловлена всем ходом социально-экономического развития государства и общества. Она – постоянный элемент, продукт  развития производства. В известном  смысле можно говорить, что именно оно (производство) и порождает безработицу, которая выступает как макроэкономическое явление, определяющее уровень и  темпы экономического развития страны.

Для исследования причин безработицы  используют различные концепции (о  них говорилось в теоретической  части моей работы). Нельзя не обратить внимания на то, что в концепциях, объясняющих безработицу, раскрывающих ее причины, анализируются общества с развитыми рыночными отношениями, стабильно функционирующим рынком труда. Россия же находится на стадии становления рыночной экономики, перехода от административно-командной экономики к рыночной. Это обстоятельство учитывается очень редко. Специфика ситуации в России обусловлена отличием ее социально-экономических условий, предшествующих рыночной экономике. В большинстве стран капитализм зарождался в недрах феодализма, и, следовательно, этот процесс носил эволюционный характер. В России происходит процесс перехода от "социализма" к рыночной экономике.

Оценивая сегодняшнюю экономическую  ситуацию в России, нельзя не иметь  в виду, что подавляющая масса  экономически активного населения  сформировалась как работник в доперестроечный период. А в тех условиях в стране деятельность людей была преимущественно связана с материально-вещественным производством. Такая занятость считалась престижной и более выгодной. Работники получали сравнительно высокую заработную плату, были лучше обеспечены жильем, базами отдыха, детскими садами, пионерскими лагерями и т.д. При этом экономике не был присущ инновационный характер, что сохранилось и сегодня.

В новых условиях отраслевая и профессиональная структуры занятости населения оказались практически несовместимыми с рыночной экономикой. Эти структуры нуждаются не просто в совершенствовании, а в кардинальной перестройке.

В доперестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда. При этом экономика постоянно испытывала дефицит рабочей силы. В результате работники имели определенные возможности диктовать руководству предприятий свои условия труда и его оплаты, угрожая увольнением, и т.д. В результате экономика имела работника, привыкшего длительное время работать на одном предприятии и в одной должности, профессии, не очень заботясь о повышении своего профессионального мастерства.

Рыночная экономика предполагает наличие людей с другими установками. Она требует активного, предприимчивого, инициативного работника, для которого характерен поиск нового, самостоятельность в решении производственных и жизненных проблем. И, следовательно, сегодня должен стоять вопрос о формировании самостоятельного агента рыночной экономики. Однако когда возникла необходимость в таких работниках, значительное число советских людей оказались несостоятельными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Безработица выступает как сложное  социально-экономическое явление. Ее история очень длительна. Она фактически появилась, когда собственники рабочей силы были отделены от собственности на вещественные условия труда.

Хозяйственная практика показывает, что безработица - постоянный спутник рыночной экономики. Ее нельзя упразднить, как об этом иногда заявляют в прессе. В лучшем случае ее можно свести к "естественному уровню", имея в виду фрикционную и структурную безработицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Куликов Л.М. Основы экономической теории. М.: Финансы и статистика, 2009. - 400 с
  2. Зенкина И.В. Теория экономического анализа. М.: Дашков и К, 2008. - 208 с.
  3. Бондарь А.В. Макроэкономика. Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2009. - 415 с.
  4. Макроэкономика. Теория и российская практика. Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.М.: КноРус, 2008. - 688 с.
  5. Фридман А.А. Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня. М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 375 с.
  6. Современная экономика. / Под ред. Мамедова О. Ю. – Ростов на Дону: Феникс,2008.
  7. ru.wikipedia.org

 

 


Информация о работе Занятость и безработица