Законодательное регулирование бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:21, реферат

Описание работы

Основные средства представляют собой часть имущества, используемого в качестве средств труда при производстве продукции (выполнение работ, оказании услуг) или для управленческих нужд компании в течении периода, превышающего один год, или обычного операционного цикла, если он продолжительнее 12-ти месяцев.
СБУ 6 применяется при учете всех основных средств, в том числе долгосрочно арендуемых, за исключением тех случаев, когда по условиям другого стандарта бухгалтерского учета требуется или разрешается применение другой методики учета основных средств.

Работа содержит 1 файл

FF.docx

— 94.66 Кб (Скачать)

 1.

   

Основные средства представляют собой часть имущества, используемого  в качестве средств труда при  производстве продукции (выполнение работ, оказании услуг) или для управленческих нужд компании в течении периода, превышающего один год, или обычного операционного цикла, если он продолжительнее 12-ти месяцев.

     СБУ 6 применяется при учете всех основных средств, в том числе долгосрочно арендуемых, за исключением тех случаев, когда по условиям другого стандарта бухгалтерского учета требуется или разрешается применение другой методики учета основных средств.

    В соответствии с СБУ 6 основные средства - материальные активы, которые используются организацией для производства или поставки готовой продукции (товаров, работ, услуг), для сдачи в аренду другим организациям или для административных целей и которые предполагается использовать в течение длительного периода времени (более одного года). Этого достаточно, чтобы казахстанский бухгалтер принял к учету актив в качестве основного средства.

     МСФО (IAS) 16 применяется при учете всех основных средств, в том числе долгосрочно арендуемых, за исключением тех случаев, когда по условиям другого стандарта бухгалтерского учета требуется или разрешается иной порядок учета (например, МСФО (IAS) 17 "Аренда", МСФО (IAS) 40 "Инвестиционная недвижимость").

 

Различают физический и моральный  износ.

   Физический износ основных средств наступает при их использовании в связи с механическим изнашиванием частей и деталей оборудования, конструктивных элементов зданий и сооружений (эксплуатационная форма физического износа), а также под влиянием природно-климатических условий (влажности, атмосферных осадков), вызывающих коррозию металлов, старение, гниение (естественная форма износа). В результате происходит утрата части первоначальной стоимости основных средств.

    Амортизация (от лат. Amortisatio - погашение) - объективный процесс перенесения амортизируемой стоимости основных средств по мере износа на производимый с их помощью продукт, работы и услуги; использование специальных денежных средств - амортизационных отчислений, включаемых в издержки производства или обращения для простого и расширенного производства основных средств (основного капитала).

     Рассмотрим амортизационную политику в Республике Казахстан. Важнейшей формой управления инвестиционными процессами является амортизационная политика. В недалеком прошлом экономическое положение республики было таковым, что на вычеты приходилось относить как можно меньшие суммы, поэтому мы постоянно преследовали цель - снизить вычеты, чтобы каким-то образом пополнить бюджет и тем самым сдерживали инновационные процессы. Сегодня ситуация несколько изменилась, Республика Казахстан встала на путь уверенного экономического развития, поэтому и создались предпосылки для того, чтобы в корне поменять нашу амортизационную политику. Проблема пополнения бюджета была и остается, но без проведения определенных изменений в амортизационной политике Казахстан не сможет встать на путь ускоренного экономического развития, его продукция никогда не сможет стать конкурентоспособной на мировом рынке.

По вновь приобретаемому оборудованию в настоящее время  установлен крайний срок амортизации - пять лет. Что касается старого  оборудования, установлены жесткие  нормы амортизации. В настоящее  время одной из задач амортизационной  политики в Республике Казахстан  является проведение в течение ближайших 6-8 лет полной амортизации оборудования, которое у нас на сегодня имеется.

Таким образом, амортизационные  отчисления - один из основных элементов, составляющих себестоимость продукции, работ и услуг. Завышение или  занижение суммы амортизационных  отчислений приводит к искажению  затрат на производство.

    В бухгалтерском учете амортизация отражается в соответствие с СБУ 6, в котором определено, что амортизация - это процесс распределения амортизируемой стоимости актива в течение срока службы. Амортизируемая стоимость представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и ликвидационной, которая определяется при поступлении основных средств как предполагаемая стоимость запасных частей, лома, отходов, образующихся в конце срока полезной службы. Амортизационные отчисления признаются за каждый отчетный период как расход.

   Амортизируемая стоимость объекта основных средств должна списываться систематически на протяжении срока полезной службы. Амортизационные отчисления за каждый период должны признаваться в качестве расхода, если только они не включаются в балансовую стоимость другого актива.

 

Определение суммы амортизации  за отчетный период зависит от:

 

  себестоимости (фактической  или исторической стоимости) объекта  недвижимости, зданий и оборудования;

 

  ликвидационной стоимости;

 

  предполагаемого срока  полезного использования.

 

Рассказывая об амортизации, поясним, что срок полезного использования  амортизируемого объекта определяется сроком его ожидаемого полезного  применения (сроком службы) или количеством  продукции или других полезных объектов, которое предполагается получить с  его применением. Период применения подлежит расчету исходя из ожидаемого физического или морального износа данного объекта, а также правовых и иных ограничений на его использование.

    Часто срок фактической эксплуатации устанавливается короче возможного срока физического износа. Это связано с учетом факторов морального износа. В том числе с ожидаемыми изменениями техники и технологии производства, повышенными требованиями к качеству продукции, снижением спроса на данный товар на рынке, истечением срока аренды объекта, другими юридическими ограничениями.

    Амортизационные отчисления производятся в каждом отчетном периоде в течение всего расчетного срока службы амортизируемого объекта. Амортизационные отчисления прекращаются после полного погашения амортизируемой стоимости данного объекта.

    Ликвидационная стоимость амортизируемого объекта - это стоимость его реализации в конце срока эксплуатации или стоимость тех полезных остатков, которые могут быть проданы или иначе использованы с выгодой для компании после снятия объекта с эксплуатации и списания его за счет суммы накопленной амортизации. Она не учитывается при определении амортизируемой стоимости объекта. Так, если компания применяет модель переоценки для учета основных средств, при которой объекты переоцениваются по справедливой стоимости за вычетом накопленной амортизации, то новая оценка ликвидационной стоимости устанавливается после каждой переоценки объекта. Ликвидационная стоимость должна быть уменьшена на сумму ожидаемых затрат на выбытие объекта в конце срока его полезной службы.

     Предприятие должно начислять амортизацию по объектам недвижимости, зданиям и оборудованию (основных средств) с момента, когда они готовы к эксплуатации, и продолжать начислять до момента прекращения признания, даже если в течение этого периода объекты не использовались.

 

2.Законодательное регулирование бухгалтерского учета

 

Регулирование учета представляет собой определенную деятельность по внесению упорядоченности и организованности в учетную систему. Стержнем государственного регулирования служит законодательство – совокупность общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной  власти с соблюдением определенных процедур установленной формы.

  В целях соответствия  организации бухгалтерского учета  Международным стандартам учета  и отчетности и требованиям  рыночной экономики в Республике  Казахстан действует Закон «О  бухгалтерском учете и финансовой  отчетности».

  Основным нормативным  документом, регулирующим бухгалтерский  учет, являются Закон Республики  Казахстан от 28.02.2007года № 234 «О  бухгалтерском учете и финансовой  отчетности».  Он устанавливает  единые правовые, методологические  основы учета и отчетности  для всех хозяйствующих юридических  субъектов и физических лиц,  занимающихся предпринимательской  деятельностью, зарегистрированных  на территории Казахстана. Это  значит, что сразу после начала  своего функционирования каждый  субъект, независимо от направления  (вида) деятельности, обязан соблюдать  соответствующие законы, которые  регламентируют его деятельность  в рамках государства, права  и юридическую ответственность  перед государством и между  собой.

  Существенной особенностью  Закона «О бухгалтерском учете  и финансовой отчетности» является  то, что он создает методологические  основы сбора, регистрации и  обобщения информации, осуществляемых  путем сплошного и непрерывного  документального учета всех хозяйственных  операций. Основные задачи бухгалтерского  учета и финансовой отчетности  согласно закону – обеспечение  субъекта, а также других заинтересованных  лиц полной и достоверной информацией  о его хозяйственной деятельности.

  В целом в основе  регулирования бухгалтерского учета  лежат принципы и положения,  закрепленные в нормативных и  правовых актах, изданных в  соответствии с законами, постановлениями  правительства, указами Президента, а также инструкциями, положениями,  рекомендациями и др.

   В 2003 году отменены  первые три стандарта бухгалтерского  учета и заменены СБУ 30 «Представление  финансовой отчетности».

   В октябре 2002 года  в связи с изменениями и  дополнениями Закона «О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности»  был принят Типовой план счетов  бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организации для  регулирования функций бухгалтерского  учета.

   На развитие учетной  системы в фискальном направлении  (латинское слово Fiscalis – казенный) влияло Министерство государственных  доходов РК, которое включало  в себя Налоговый комитет, Комитет  налоговой полиции, Таможенный  комитет и др. Раскладка функций  в настоящее время свидетельствует  о наличии некоторого параллелизма  в работе этих органов. Поэтому  и в Казахстане возникала потребность  внести соответствия в данные  проблемы, так как деятельность  этих органов в определенной  степени затрагивала бухгалтерский  учет. В частности, мировая практика  организации налоговой работы  показывает важность так называемой  «окупаемости» специалистов, где  основной упор делается на  соотнесение оплаты труда аппарата  и его численности с занятым  населением, с количеством предприятий-налогоплательщиков  и налоговыми поступлениями.

  Весьма существенно  и то, что субъекты хозяйствования  в своей деятельности могут  использовать более прогрессивные  и эффективные методики учета  и составления отчетности, нынешняя  учетная система республики продолжает  подстраиваться под требования  налогового законодательства. Не  снижая роли налогов для развития  экономики, необходимо внести  согласование в методологические  противоречия, связанные с их подсчетом и уплатой, которые зачастую возникают в деятельности субъектов в связи с частым изменением законодательства.

  В различных странах бухгалтерские требования регулируются законодательно с участием многочисленных общественных организаций. Так, за рубежом значительное влияние на деятельность субъектов оказывают профессионалы бухгалтерского учета из числа теоретиков и практиков, объединенные в ассоциации, союзы и т.д. Функционирование учета зависит также и от «окружающей среды», поскольку учет в странах с похожими социально-экономическими условиями одинаков. Поэтому выделяются классификационные признаки, в числе которых: политическая система страны, уровень экономического развития, цели финансовой отчетности, степень профессиональной подготовки, пользователи учетной информации и др. Вместе с тем каждая страна пытается разработать свою собственную специфику дальнейшего социально-экономического развития. Исходя из разнообразных критериев формируются концепции учетной системы, то есть систематизированные теоретические представления, потребность в которых актуальна в данный момент.

    Общим актуальным  аспектом, которым сейчас занимаются  многие ученые в области регулирования  бухгалтерского учета, является  достижение соответствия между  финансовыми показателями и социально-экономическими  последствиями деятельности. Его  основная идея сводится к созданию  информационной основы таких  элементов, как контроль затрат, формирование ассортимента продукции,  ценообразование, система отчетности  для управления, внедрение новых  технологий и продукции. Среди  исследователей в этой области  можно назвать имена А.Стефенса  и Д.Оуэна (Великобритания), Дж.Локхарта (США), К.Писнелла (США) и др.

    В настоящее  время важными становятся и  вопросы экологии, поскольку традиционный  бухгалтерский учет не всегда  отражает стоимость социально-экологических  последствий, безработицу, загрязнение  окружающей среды и т.п. Затраты  на их ликвидацию общество  возмещает через систему налогов.  Однако действующие в республике  законодательство, регулирующие учетную  систему, не в должной мере  указывает на социально – экологическое  предназначение учета. Возникает  потребность решить и эту проблему, опираясь на различные существующие  теоретические и практические  представления. 

    В основе изложенных  видов регулирования учета лежит  принцип целесообразности, а не  обязательности, как это было  традиционно ранее. Взаимодействие  экономического и правового регулирования  проявляется в первую очередь  в том, что субъекты, выбирая  экономически целесообразную линию  поведения, вынуждены считаться  с предписаниями правовых норм. Их нарушение может привести  к применению юридической ответственности  и экономическим потерям. При  этом правовое регулирование  осуществимо лишь там, где объективно  существует доказуемость и исполнимость  правоотношений средствами юридического  процесса, возможность их охраны  органами государственного надзора  и принуждения.

Информация о работе Законодательное регулирование бухгалтерского учета