Закон
планомерного пропорционального развития
экономики
В
недавнем прошлом он считался исключительной
прерогативой социалистического строя,
в условиях «общенародной» (точнее
– государственной) собственности.
Действительно,
этот закон, как и другие экономические
законы, является объективным, не зависящим
от воли людей. И в первый период
своего развития капитализм не был
способен организовать планомерное
и, главное, пропорциональное развитие
национальной экономики.
В
результате существенно искажались
пропорции в экономических комплексах
стран, происходили периодические
экономические депрессии, спады, кризисы.
Но позднее, начиная с 30х гг. ХХ в., после
глубокого кризиса 1929 - 1931 гг., правительства
наиболее развитых стран стали регулировать
рынок, планировать (по западной терминологии
– программировать) развитие экономики
с помощью соответствующего законодательства
и национальных экономических программ.
И в последующие годы серьезных экономических
кризисов не наблюдалось.
В
то же время при социалистическом
строе излишняя централизация планирования,
неоправданные мелочные предписания
сверху подавляли местную инициативу,
исключали рыночное саморегулирование.
А громоздкость бюрократического аппарата
и как результат – фактическая
неуправляемость экономики –
привели к серьезному нарушению
пропорций в государственном
хозяйстве, застою (стагнации) и последующему
глубокому экономическому кризису.
Таким
образом, человечество, и особенно наша
страна, на собственном горьком опыте
познало необходимость строгого
соблюдения закона планомерного пропорционального
развития для бескризисного функционирования
национальной экономики.
Диспропорции,
вынужденно возникающие в национальной
экономике многих стран (вследствие
географических, этнографических, национальных
и других особенностей), сегодня
вполне успешно компенсируются мировым
рынком. В какой-то мере надеются на
это и в нашей стране. Однако, в силу уникальности
России (территория, климат, менталитет
и пр.), выход из кризиса у нас возможен
только при соблюдении нужных пропорций
и планомерного развития отечественной
экономики. Многое в этом отношении может
быть достигнуто на путях возобновления
– разумеется, на новом качественном и
экономическом уровне – государственного
планирования общественного воспроизводства,
при разработке и осуществлении национальных
программ на 3, 5, 7 лет, любой другой приемлемый
срок. При этом государственное планирование
должно касаться лишь макроэкономических
категорий – общих для страны в целом
объемов, структуры, пропорций и темпов
развития производства с участием всех
форм собственности.
Экономические
законы и их использование в прогнозировании
и планировании
Макроэкономика
скачать: Экономические законы и
их использование в прогнозировании
и планировании
Реферат на тему: Экономические
законы и их использование
в прогнозировании и планировании
Прогнозирование и макроэкономическое
планирование учитывает и использует
экономические законы развития
экономики на макроуровне, поскольку
в общем виде экономический закон - это
отражение связей между экономическими
процессами и явлениями, то есть действие
данных факторов является объективной
необходимостью. С экономическими законами,
которые используются в прогнозировании
и планировании, следует отнести закон
планомерной организации и развития общественного
производства, закон пропорционального
развития экономики, закон стоимости,
закон спроса, закон предложения, закон
неуклонного роста производительности
общественного труда, закон экономии времени,
закон денежного обращения, закон накопления,
закон соотношения индивидуальной и общественной
стоимости, закон возрастания потребностей
и др., учета которых способствует достижению
экономической и социальной эффективности.
Определяющая роль в системе экономических
законов принадлежит закону планомерной
организации и развития общественного
производства для развития социально
ориентированной экономики и полного
удовлетворения потребностей общества
и его членов. Это один из основных экономических
законов. Материальная основа его действия
- производственный аппарат экономики.
Этот закон тесно связан с другими экономическими
законами. В любом общественном производстве
существуют определенные пропорции, без
которых невозможен процесс воспроизводства.
Общественный характер производства определяет
не только возможность, но и необходимость
развития в виде планомерных пропорций.
Эта необходимость отражается в законе
пропорционального развития производства.
Главная особенность этого закона заключается
в том, что основные наиболее важные экономические
связи экономики, которые возникают в
процессе производства, распределения,
обмена, потребления материальных благ,
не только должны, но и могут быть заранее
выявлены, предусмотренные в народнохозяйственном
плане. Среди многочисленных связей и
взаимозависимостей, существующих в большом
и сложном экономическом организме Украине,
первостепенное место занимает выявление
и соблюдение необходимых пропорций (количественных
соотношений) в темпах развития различных
отраслей и регионов, объемах производства
различных видов продукции. Процесс планирования
является непосредственным отражением
закона пропорционального развития экономики.
Его требования - объективная необходимость
согласованного распределения общественного
труда по отраслям и сферам производства,
соблюдение устойчивой соответствия структуры
производства структуре спроса. Планомерность
и пропорциональность - это оптимальные
соотношения между структурными частями
экономики. Планомерная пропорциональность
необходима не только в экономике, но и
в социальной сфере (между национальным
доходом и общественными фондами потребления
населения, трудовыми ресурсами и количеством
рабочих мест, численности населения и
наличием жилищного фонда). Закон пропорционального
развития экономики требует установления
и соблюдение оптимальных пропорций для
эффективного функционирования макроэкономики.
Закон стоимости и связанные с ним денежные
отношения используются при организации
хозяйственного расчета, установлении
цен и тарифов, планировании финансов,
кредитов, денежного обращения, внутренней
и внешней торговли, заработной платы,
фондов стимулирования. Суть закона стоимости
заключается в том, что обмен товаров осуществляется
на основе их общественной стоимости,
т.е. в соответствии с общественно необходимыми
затрат труда на их производство. В условиях
развитого денежного хозяйства закон
стоимости действует как закон цен, т.е.
его проявлением является цена. Его значимость
выражается в том, что он выступает как
регулятор товарного производства (расширение
или сокращение), распределитель средств
производства и рабочей силы, регулятор
производственных отношений и развития
производительных сил, фактор расслоения
товаропроизводителей (одни обогащаются,
другие разоряются), стимулятор роста
производительности труда. Таким образом,
закон стоимости экономическими методами
аннулирует неэффективные хозяйства.
Между спросом, предложением и ценой существует
неразрывная связь, выражается в законах
спроса и предложения. Спрос - это денежное
выражение потребности. Предложение -
это результат производства, которое принимает
форму товара и его поставки на рынок.
Иными словами, предложение - это сумма
рыночных цен товаров. Закон спроса фиксирует
зависимость спроса от цены. Чем выше цена
- тем меньше покупательная способность.
Рыночный спрос снаружи проявляется как
суммарная величина спроса общей массы
покупателей. Предложение зависит от изменения
цены. Чем выше цена - тем выгоднее производить
товар, тем больше товаров будет поступать
на рынок. В связи с этим очевидно, что
производить товар выгодно при условии,
если его цена превышает затраты на производство.
В конце товарного производства цена падает.
Цена, при которой спрос и предложение
совпадают, называется ценой равновесия
(количество товаров поступает на рынок,
равно количеству купленных товаров).
При более высокой цене возникает избыток
предложения над спросом, усиливается
конкуренция продавцов, в результате чего
цена снижается. В условиях, когда цена
ниже цены равновесия и спрос превышает
предложение, возникает конкуренция покупателей,
которая вызывает повышение цен. В результате
свободной конкуренции рынок и цены стремятся
к равновесию. Для прогнозирования спроса
и предложения необходимо учитывать объективные
и субъективные факторы: уровень доходов
населения, емкость рынка, наличие родственных
товаров и цены на них, вкусы, предпочтения,
традиции и культуру народа данной страны,
природно-климатические условия. Закон
неуклонного роста производительности
общественного труда выражает зависимость
между затратами труда в общественном
производстве и эффективностью этих расходов;
в результате экономического развития
затраты общественного труда постоянно
увеличивают полезный эффект, создают
все большее количество материальных
благ в единицу рабочего времени. Этот
закон реализуется в планировании производительности
труда, в установлении пропорций, распределении
и использовании трудовых ресурсов. Для
повышения производительности труда необходимо
постоянно совершенствовать производство,
то есть внедрять новые технологии и оборудование,
улучшать условия труда, повышать квалификацию
работников. Закон накопления используется
в планировании распределения национального
дохода на доходы потребления и накопления.
В практике планирования учитываются
требования закона возрастания потребностей.
Плановые органы при разработке экономических
прогнозов и перспективных планов должны
предусматривать удовольствие не только
выявленных потребностей, но и тех, которые
могут возникнуть в планируемом или прогнозируемом
периоде. По мере общественного прогресса
расширяется круг потребностей, меняется
их структура. В составе материальных
потребностей меняется соотношение между
потребностями в продовольственных и
непродовольственных товарах, в частности
товарам долгосрочного пользования. Следует
указать на то, что признание объективных
экономических законов не отрицает свободы
в выборе плановых решений. Список литературы
Гальчинский А. С., Ещенко П. С., Палкин Ю.
И. Основы экономической теории: Учебник
.- М.: шк, 1995 .- 471 с. Деловое планирование
(Методы, организация, современная практика):
Учеб. пособие / Под ред. В. М. Попова .- М.:
Финансы и статистика, 1997 .- 368 с. Дополнительные
методические рекомендации к разработке
ГОСУДАРСТВЕННОГО плана экономического
и социального развития СССР на 1986-1990 годы
.- М.: Госплан СССР, 1984 .- 440 с. Дорошенко
Л. С. Управление трудовыми ресурсами:
Учеб. пособие .- М.: МАУП, 1997 .- 60 с. Экономика
Украины: потенциал, реформы, перспективы:
В 5 т. Т. 3. Макроеко-вание политика, прогнозирование
и государственное регулирование экономики
/ Под ред. В. Ф. Беседина, М. Ю. Гончар .- М.:
НИЭИ Минэкономики Украина, 1996 .- 44 с. Калина
А. В., Конева М. И., Ященко В. А. Современный
экономический анализ и прогнозирование
(микро-и макроуровень): Учеб.-метод, пособие
.- 2-е изд .- К.: МАУП, 1998 .- 272 с. Калина А. В.,
Осокина В. В. Экономическая теория и практика
хозяйствования .- К.: МАУП, 1997 .- 308 с. Киселева
В. В. плановые расчеты по моделям экономического
роста .- М.: Экономика, 1971 .- 95 с. Ковалевский
А. М. техпромфинплана в новых условиях
и Типовая методика его разработки .- М.:
Экономика, 1968 .- 247 с. Кравченко Ю. И., Цыба
Г. F. Прогнозирование и планирование макроэкономики:
Учеб. пособие .- Кременчуг: Изд. центр "Сербо",
1997 .- 189 с.
Просмотров: 93
Закон
планомерного, пропорционального развития
обусловливает необходимость планомерной
организации народного хозяйства.
Планомерная организация народного
хозяйства - это новая задача, встающая
лишь в социалистическом обществе.
При капитализме, основанном на частной
собственности на средства производства,
организация хозяйства осуществляется
лишь в рамках отдельных предприятий,
фирм, концернов. Буржуазное государство,
особенно в современных условиях,
стремится внести некоторые элементы
организованности в развитие экономики,
однако народное хозяйство в целом
остается при капитализме неуправляемым
- оно остается во власти стихийных
законов капиталистического способа
производства. Узкие рамки капиталистической
частной собственности преграждают
путь попыткам внести планомерность
в развитие народнохозяйственного
целого. Социализм свободен от этих
рамок и преград, он открывает
безграничный простор для наиболее
разумной и эффективной планомерной
организации всего народного
хозяйства. [1]
Закон
планомерного, пропорционального развития
выражает существенную черту всей системы
экономических отношений социализма,
заключающуюся во внутреннем единстве
экономики. [2]
Закон планомерного, пропорционального
развития производства предопределяет
обеспечение плановости и динамической
увязки всех отраслей народного
хозяйства. На XXVI съезде КПСС отмечалось,
что началом всех начал в
управлении является планирование.
[3]
Требования закона планомерного,
пропорционального развития производства
распространяются и на деятельность
специалистов в области охраны
труда. Эти требования должны
учитываться при установлении
плановых заданий по совершенствованию
условий труда и разработке
соответствующих мероприятий. [4]
С учетом требовании закона планомерного
пропорционального развития объемы планируемых
перевозок должны соответствовать объемам
выпуска и потребления промышленной и
сельскохозяйственной продукции, масштабам
жилищного и промышленного строительства,
размерам товарооборота, а также удовлетворению
потребностей населения в передвижении.
[5]
Обеспечение пропорциональности
на основе закона планомерного,
пропорционального развития охватывает
все осн. Чтобы обеспечить планомерную
пропорциональность в развитии произ-ва
и потребления, в плане учитываются обществ,
потребности, их структура и факторы, их
обусловливающие. Изучение ресурсов и
возможностей их увеличения в перспективе
позволяет согласовать в плане темпы и
пропорции произ-ва с выявленными потребностями
общества и установить необходимые соотношения
в развитии производств, и непроизводств,
сфер. [6]
В социалистической системе хозяйства
действует закон планомерного, пропорционального
развития, в результате чего экономически
отставшие в прошлом страны, опираясь
на опыт других социалистических
стран, на сотрудничество и
взаимопомощь, быстро наверстывают
время, подтягивают свою экономику
и культуру. Таким образом выравнивается
общая линия экономического и культурного
развития всех социалистических стран.
[7]
Взаимосвязь основного экономического
закона с законом планомерного,
пропорционального развития находит
выражение в равномерном соответственном
росте производства предметов
потребления, личного потребления
и розничного товарооборота. Однако
развитие каждого из них характеризуется
различными устойчивыми и новыми,
а порой и разнонаправленными
тенденциями, которые нельзя игнорировать.
Эти тенденции проявляются в
изменении структурных и других
простых и сложных экономических
показателей, их размеров, темпов
роста, соотношений. [8]
Система государственных заказов
в соответствии с требованиями
закона планомерного пропорционального
развития должна обеспечивать
соблюдение и поддержание важнейших
народнохозяйственных пропорций,
определяющих успех реализации главных
политических, экономических и социальных
задач. Материально-техническое снабжение
таких заказов должно базироваться на
соблюдении принципа приоритетности и
находиться под государственным контролем.
Следует учитывать, что для обеспечения
государственных заказов отдельными видами
материалов и изделий могут быть применены
и каналы оптовой торговли. [9]
Наиболее полная, адекватная реализация
производственными коллективами
закона планомерного, пропорционального
развития предполагает необходимость
внесения изменений в типовую
методику разработки техпромфинплана
производственного объединения ( комбината),
предприятия, а также в положение о порядке
разработки встречных планов и стимулирования
их выполнения. Должны быть, в частности,
четко определены формы участия трудящихся
в плановой деятельности. Практическое
участие в планировании, разработка дельных
предложений должны рассматриваться в
производственных коллективах как важные
формы участия трудящихся в управлении
и всячески поощряться. [10]
Чем в большей мере реализуются
объективные требования закона
планомерного, пропорционального развития
социалистич. [11]
Здесь впервые сформулировано
новое положение о том, что
закон планомерного, пропорционального
развития имеет силу не только
в отношении отдельных социалистических
стран, но и применительно к
экономике социалистического лагеря,
взятого в целом. Это является
новым словом в теории научного
коммунизма. В этом выражается
та глубочайшая истина ленинизма,
что мировой социалистический
лагерь представляет собою единую
экономическую систему. [12]
Господство обществ, собственности
на средства произ-ва, действие законов
планомерного, пропорционального развития
и неуклонного роста производительности
труда позволяют не только сократить отвлечение
средств в сферу товарного обращения по
сравнению с капиталистич. [13]
Плановое руководство социалистической
экономикой опирается на всестороннее
использование экономических законов
социализма, прежде всего закона
планомерного, пропорционального развития,
обусловливающего необходимость
планового ведения хозяйства,
и закона стоимости, определяющего
соответствие между затратами
и результатами производства. Вместе
с тем плановое ведение хозяйства
является той формой, которая
призвана обеспечить возможно более
полный учет других экономических законов
социализма. [14]
При социализме деньги являются
средством установления плановых; стоимостных
пропорций в соответствии с действием
закона планомерного, пропорционального
развития отраслей народного хозяйства
и на этой основе систематического увеличения
национального дохода, общественного
производства, роста общественного и личного
потребления всех трудящихся. [15]
Развитие автомобилестроения, в
частности процесс разработки
и освоения новой автотранспортной
техники, должны подчиняться закону
планомерного пропорционального
развития всего народного хозяйства.
Поэтому в целом методика определения
рациональных параметров и эксплуатационных
качеств автомобилей и автопоездов
должна обеспечивать оценку разрабатываемых
изделий с точки зрения интересов
народного хозяйства. Основой
для развития автомобильной промышленности,
определения численности и структуры
выпускаемых и перспективных изделий
с улучшенными выходными параметрами
и качествами являются существующие и
перспективные планы по развитию автомобильного
транспорта и его структуры по видам работ.
[1]