Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:38, реферат
Японский опыт уже много лет активно изучают во всех странах мира. Причем наиболее активно изучают его, в промышленно развитых странах. И это естественно. Именно много умеющие руководители хотят понять: как удалось достичь того, что называется сегодня японским "чудом"; с помощью каких методов, благодаря каким подходам японские управляющие обеспечивают производство качественной продукции и услуг; какие методы позволяют им делать это быстро, дешево; что и как делают японцы для того, чтобы захватывать все новые и новые рынки сбыта?
I Введение 3
II Основная часть:
1. Народное просвещение и продвижение 4
2. Система пожизненного найма 6
3. Утесы и песчинки (практика субподрядов) 9
4. Стремительный рывок 11
5. Потребление и накопление 15
6. Прогресс за счет гармонии 18
III Заключение 21
IV Список литературы 22
С, другой стороны, иметь сбережения японцам помогают некоторые местные особенности оплаты труда. По существующей традиции, наниматели занижают ежемесячные выплаты с таким расчетом, чтобы труженик в течение года получал не 12, а, к примеру,15 окладов. Два из них выдаются в форме наградных перед Новым годом, а еще один — в середине лета. Часть этих денег семьи используют для каких-то сезонных покупок, но от половины до двух третей обычно откладывают в форме сбережений.
В
отличие от американцев, которые
предпочитают приобретать акции, японцы
обычно держат свои сбережения в форме
вкладов. Средства эти широко используются
для кредитования японской экономики.
Причем частные коммерческие банки, куда,
стекается основная масса личных сбережений,
могут значительно дальновиднее, чем мелкие
акционеры, учитывать общую конъюнктуру,
а стало быть, использовать эти средства
с наибольшей эффективностью.
Итак,
японские труженики
подталкивают машину
частного предпринимательства,
во-первых, тем, что в
сравнении со своей
производительностью
мало получают, а во-вторых,
тем, что не тратят, а
оставляют в банковском
обороте значительную
часть своих и без того
заниженных доходов.
А японские предприниматели? Проявляют ли они такую же склонность ограничивать себя, откладывать на завтрашний день деньги, которые пригодились бы и сегодня? Совсем наоборот. Им присуща диаметрально противоположная черта: готовность постоянно быть по уши в долгах.
Впрочем, сказать "по уши", пожалуй, даже недостаточно. Долги японских фирм в несколько раз превышают размер их капитала. Причем речь идет не о каких-то мелких предприятиях, находящихся на грани банкротства. Подобная степень задолженности присуща как "песчинкам", так и "утесам".
Средства, которыми располагает японская компания, обычно на 80 процентов состоят из банковских кредитов и лишь да 20 процентов из акционерного капитала, Но ведь в Соединенных Штатах и Западной Европе нормальной, считается как раз обратная пропорция. Может ли японская корпорация сохранять устойчивость, если ее финансовая структура подобна перевернутой пирамиде?
— Может,—отвечают японские дельцы,—если ее, как велосипед, хорошенько разогнать.
Действительно, такая финансовая акробатика предполагает высокие скорости — без них она просто немыслима. Получая банковские ссуды под весьма большие проценты (обычно из расчета 9—10 процентов в год), японский предприниматель вынужден делать ставку на стремительные темпы роста производства, искать самые радикальные пути повышения производительности труда, вновь и вновь переоснащать цехи, даже если ради этого приходится еще глубже залезать в долги. Но, больше завися от банковских кредитов, чем от акционерного капитала, японская компания может уделять больше внимания долгосрочным перспективам, чем текущим прибылям. Поскольку требования владельцев акций о ежегодных дивидендах звучат в этом случае куда менее весомо, управляющие смелее жертвуют накоплениями ради будущего успеха. Они готовы идти на большие затраты, которые окупятся лишь впоследствии, обучать рабочую силу профессиям, которые могут потребоваться лишь через несколько лет.
У промышленных корпораций вошло в практику ежегодно обновлять значительную часть оборудования. Средний возраст станков в обрабатывающей промышленности Японии не превышает пяти лет. Во-первых, благодаря этому на внутреннем рынке страны постоянно поддерживается производственный спрос. А во-вторых, при столь активном обновлении технической базы заметно повышается эффективность производства. Японцы иронически прозвали такую экономику "велосипедной": чтобы сохранять равновесие, нужно мчаться вперед.
В сравнении со сложившимися на Западе нормами тактика японских промышленников выглядит смелой, дерзкой, рискованной. Причем подобные же качества можно в полной мере отнести и к японским банкирам. Они без колебаний предоставляют новые ссуды, не дожидаясь полного возмещения старых. Передача взаймы до 95 процентов вкладов—нередкое явление для японских коммерческих банков. А ведь в других странах такую, практику сочли бы авантюристической.
Долги, вчетверо превышающие капитал фирмы, обрекли бы западного промышленника—да и его банкира—на бессонные ночи. В Японии же именно такая задолженность и перезадолженность, на которую соглашаются обе стороны, помогает индустрии быстро расти и модернизироваться.
Чем же объяснить такую смелую, даже рискованную практику финансирования японских предприятий? В действительности смелость эта выглядит вовсе уж не такой безрассудной, если учесть, что финансовую акробатику частного бизнеса в Японии страхует, поддерживает и направляет государство.
Именно зависимость японских предпринимателей от банков помогает правительственным органам регулировать направления и темпы развития экономики. Огромная и постоянная задолженность японских фирм—это как раз те вожжи, с помощью которых правительство способно управлять частным бизнесом.
Поскольку капиталы фирм на четыре пятых состоят из банковских кредитов, уровень деловой активности легче поддается регулированию. Понижая или повышая размер ссудного процента, то есть делая кредиты то доступнее, то недоступнее. Центральный банк Японии (принадлежащий государству) как бы нажимает на разные педали экономической машины страны, то ускоряя, то тормозя ее движение.
Своей финансовой политикой правительство направляет поток средств из менее перспективных звеньев хозяйства в более перспективные, содействует тому, чтобы выпуск новой продукции быстрее сосредоточивался в руках фирм, имеющих наименьшие издержки Новые отрасли индустрии рождаются под покровительством государства, которое представляет им, кредитные льготы, налоговые скидки, пока они не окрепнут.
Взаимное
доверие, основанное на системе многолетних
личных связей, помогает правительственным
чиновникам и частным предпринимателям
действовать в тесном контакте. В результате
государственно-
Перечисляя
источники ускоренного
Здесь конечно, сказывается то обстоятельство, что в течение всех послевоенных лет Япония тратит на военные нужды примерно один процент ВНП. Во-вторых, что уже отнюдь нельзя назвать положительным фактором, в государственном бюджете Японии очень низка доля расходов на социальные нужды. (Этот показатель в два-три раза ниже, чем в Англии и других Западноевропейских странах.) За последние четверть века главной заботой правительства было помочь монополиям ускоренно наращивать производственные мощности, пренебрегая благосостоянием народа.
Ниже подробнее поговорим о том, сколь дорогой ценой пришлось расплачиваться стране за лозунг:
"ВНП—превыше всего".
Еще одна примечательная черта экономики Страны восходящего солнца. Широкий импорт зарубежной технической мысли, на которую сделали ставку японские предприниматели, не сопровождали столь же широким притоком прямых иностранных капиталовложений. Японцы охотно занимали за рубежом деньги, они не жалели средств на покупку лицензий и патентов, но всячески противились появлению на японской земле предприятий, где хозяйничали бы иностранцы.
К началу 80-х годов Япония стала одним из ведущих экспортеров мира. Однако считать, что ее экономическое развитие целиком опирается на внешнюю торговлю, было бы неверно.
Американский публицист Уильям Форбис так рисует несколько упрощенную, но наглядную схему японской экономики. Страна восходящего солнца ввозит из-за рубежа почти все сырье и топливо, необходимое для ее гигантской индустриальной машины. Обогащая это сырье своим трудом и умом, японцы повышают его стоимость примерно в десять раз. Япония сохраняет девять десятых готовой продукции для собственных нужд, а оставшуюся десятую часть экспортирует, чтобы получить деньги на новые закупки сырья и топлива.
Доля
японского экспорта в валовом
национальном продукте составляет лишь
примерно 10 процентов. Более низкую
экспортную квоту среди развитых
капиталистических стран имеют только
Соединенные Штаты, в то время как в Англии
она составляет 17, в ФРГ—25, в Голландии—34
процента. Как ни парадоксально, в 80-х годах
Япония зависит от экспорта меньше, чем
в 30-х, когда дешевый текстиль, который
она сбывала в Азии, составлял 30 процентов
ее ВНП. Большая часть современных японских
автомашин и цветных телевизоров предназначается
для японских дорог и японских жилищ.
ПРОГРЕСС
ЗА СЧЕТ ГАРМОНИИ
Японские предприниматели радели лишь о расширении производственных мощностей, гипнотизировали себя цифрами роста валового национального продукта. Но чем гуще становился лес заводских труб, тем болезненнее сказывалось отставание социальных тылов, давали о себе знать нездоровая концентрация индустрии и населения в отдельных районах, загрязнение природной среды промышленными отходами.
Японские дельцы куда щедрее, чем их западные соперники, вкладывали средства в обновление техники и технологии. Зато они были до неразумности скупы в затратах на все то, что обслуживает производство и самого труженика. Рывок индустрии к переднему краю научно-технического прогресса был совершен на фоне и за счет отставания транспортной сети, коммунального хозяйства, жилищного строительства. Уже говорилось, что на социальные нужды в японском бюджете выделяется в два-три раза меньше средств, чем в других развитых капиталистических странах.
Поселок Амагасаки. Здесь
К числу стихийных бедствий, издавна угрожающих Японии, добавилось еще одно, порожденное стихией капиталистического хозяйства. Новоиспеченное слово "когай" (его употребляют вместо громоздкого , термина "загрязнение природной среды промышленными отходами") стало в Японии 80-х годов таким же ходовым, как в 50-х и 60-х годах было слово "ВНП".
Последствия нездоровой концентрации промышленности, бесконтрольного роста городов стали в наш век общемировым явлением. Но, чтобы представить себе, насколько страдает от этого Япония, недостаточно лишь сопоставить с ведущими индустриальными странами объем ее валового национального продукта как основного показателя экономической активности.
Чтобы понять остроту проблемы "когай" для японцев, считает шведский экономист Хакан Хедберг нужно, посмотреть, сколько ВНП приходится на каждый квадратный километр за вычетом непригодных к освоению горных склонов и возделанных полей. По расчетам Хедберга, такое "пространство для работы и жизни" составляет в Японии.46 тысяч квадратных километров. Это почти столько же, сколько в Англии, и в сорок раз меньше, чем в Соединенных Штатах. А поскольку японский ВНП составил к началу 80-х годов почти половину американского, на единицу территории японских равнин производится, стало быть, примерно в двадцать раз больше продукции, чем в США.
К
80-м годам наращивание
На рубеже 80-х годов стало очевидным, что Япония в основном исчерпала те преимущества, на которые она опиралась в течение первых послевоенных десятилетий: дешевая и образованная рабочая сила; дешевое привозное сырье и топливо; доступная по сходной цене зарубежная технология; ставка на новые виды продукции для прорыва на мировые рынки.
Обострение социальных проблем, которыми в угоду росту производства слишком долго пренебрегали; повышение зарплаты до уровня западноевропейских стран и трудности с омолаживанием рабочей силы; вздорожание нефти, руды—все это тормозит развитие экономики и внешней торговли Японии. Все это ставит нелегкий вопрос: как поведет себя "велосипедная экономика" на иных, сниженных скоростях?