Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:56, курсовая работа
Целью данной работы является выявление основ и определение основных этапов формирования мировой экономики Японии. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач. Во-первых, необходимо проанализировать литературные источники и дать четкое определение изучаемого вопроса. Во-вторых, выявить основные этапы становления мировой экономики. В-третьих, выявить основные тенденции ее развития. В-четвертых, выявить наиболее актуальные проблемы и обозначить возможные перспективы развития мировой экономики Японии на современном этапе.
Введение:
1.Общая характеристика Японии
2 .Япония в мировой экономике
2.1.Экономическое развитие Японии в послевоенный периуд
2.2.Использование Японией процесса глобализации мировой экономики
2.3.Мифы Японской экономики
3.Япония в международных экономических отношениях
3.1.Внешняя торговля
3.2.Отношение с РФ
3.3.Токио-мировой финансовый центр
4.Япония в современной мировой экономической системе
Помимо сказанного, для Японии характерны так называемые врожденные слабости: прежде всего определенные перекосы в структуре экономики, сравнительная узость внутреннего рынка, развитие которого хронически отстает от роста производства, в результате чего постоянно усиливается зависимость страны от внешнего рынка. Кроме того, ее еще больше усугубляют отсутствие собственной сырьевой и энергетической базы, недостаточно высокое развитие сельского хозяйства и растущий импорт продовольствия. Это и низкокачественный жилой фонд, слабая развитость социальной инфраструктуры вообще (коммунальное хозяйство, зоны отдыха), социальной поддержки со стороны государства (пенсии, пособия, здравоохранение), продолжительный рабочий день и весьма короткий оплачиваемый отпуск. Низок размер пенсий по старости, постоянно растет число разводов, обращений в полицию, преступность (особенно детская). Япония занимает едва ли не первое место в мире по числу самоубийств.
Огромная
скученность населения и
Таким
образом, японская
экономика обладает
как сильными, так и
слабыми сторонами. Тем не менее ранее
отсталая страна сумела за короткий исторический
срок подняться до второго места в мире
по экономической мощи, что не может не
заставить нас серьезно и внимательно
отнестись к изучению ее реального опыта.
3.Япония в международных экономических отношениях.
В результате быстрого экономического развития Япония заняла одно из ведущих мест в международных экономических отношениях. В начале 90-х годов она вышла на второе место в мире по общему объему зарубежных прямых капиталовложений (15% общемирового объема). В предыдущие десятилетия ведущей формой отношений выступала внешняя торговля. По размерам экспорта Япония уступает только США и ФРГ, на ее долю приходится 9—10% мирового экспорта (1994-1995гг.). По величине экспортной квоты она может быть отнесена к полуоткрытой экономике. За рубежом реализуется 10—13% ВВП. Ряд отраслей промышленности почти полностью работает на экспорт (производство часов, магнитофонов — 90%, кассовых аппаратов — 83%, копировальных машин — 77%).
3.1. Внешняя торговля.
За последние
50 лет физический объем экспорта
Японии увеличился более, чем в 70 раз,
его темпы почти в два раза
опережали прирост мирового экспорта.
В основе успехов японских компаний
на мировых рынках лежит конкурентоспособность
продукции, которая формируется
за счет высокого качества, новейшей технологии,
кадровой политики, авторитета фирмы.
Япон-ские фирмы известны эффективно
развитой системой всестороннего и
по-следовательного контроля и управления
качеством продукции, которое свя-зано
прежде всего с характером организации
производства. Ритмичность и гибкость
производственного процесса, его
способность к переналаживанию
и выпуску новой продукции, поставки
комплектующих изделий и сырья
точ-но в срок существенно повышают
качество продукции и эффективность
работы предприятий. Рост уровня автоматизации
и роботизации, использование систем
контроля за качеством оборудования,
высокий уровень нормирования технологических
пределов также позволяют значительно
улучшать качество выпускаемых товаров.
Принцип автономизации
Япония долгое
время занимала ведущее место
по конкурентоспособности своих
товаров на мировых рынках. В результате
ослабления ценового факто-ра она опустилась
на третье место в 1993 г. после Сингапура
и США. Про-изошел значительный рост
стоимости рабочей силы примерно
с 60% в конце 80-х годов до 70% добавленной
стоимости в 1994 г. (45% в 1960 г.). В послевоенный
период существенные изменения претерпела
структура экспорта. До 60-х годов
преобладающее место в ней
занимали потребитель-ские товары: радиоприемники,
телевизоры, текстильные изделия. Затем
ве-дущие позиции заняли продукция
черной металлургии, суда, автомобили
— свыше 60% экспорта. В 80-е годы произошел
новый сдвиг в структуре япон-
По
отдельным видам продукции на
долю японских компаний приходится весомая
часть экспортных поставок в мире:
полупроводники — 50%, легко-вые автомобили
— 22, конторское и телекоммуникационное
оборудование — 22,6, сталь — 17,4%. Превращение
Японии в одного из главных мировых
экспортеров продукции
Структура импорта отражает
процессы международной специализации
промышленности, интернационализации
хозяйства и бедность минеральной отечественной
базы. Японию отличает самая низкая среди
промышленно развитых стран степень самообеспеченности
сырьем и топливом, страна поч-ти полностью
зависит от ввоза многих видов минерального
и сельскохозяй-ственного сырья. По многим
видам минерального сырья она выступает
круп-ным покупателем на мировых рынках.
На нее приходится свыше 30% миро-вого импорта
железной руды, свыше 19% руд цветных металлов,
каменного угля, хлопка и шерсти.
На первых этапах экономического
развития структура производства пре-допределила
большую зависимость Японии от развивающихся
стран — око-ло половины ее экспорта и
свыше 40% импорта. Юго-Восточная Азия и
страны Персидского залива до сих пор
являются главным рынком сбыта и поставок
энергетического сырья. Поставки рудного
и химического сырья в последние десятилетия
локализуются в промышленно развитых
странах — Канаде, Австралии и Новой Зеландии.
Важной особенностью географической структуры
внешнеторговых связей является их концентрация
на США. До настоящего времени на американском
рынке реализуется 29% японского экспорта
и обеспечивается 22% импорта. В свою очередь
на Японию приходится свыше 11% американского
экспорта, в том числе почти 20% сбыта сельскохозяйственной
продукции.
Япония выступает основным торговым партнером
ряда стран Восточной и Юго-Восточной
Азии. Она обеспечивает Индонезии 37% ее
экспорта и 24% импорта, для Малайзии —
26% ее импорта и 16% экспорта, для Сингапура
— 21% его импорта и 17% экспорта, для Южной
Кореи — 26% ее импорта. Япония является
также основным экспортным и импортным
рынком КНР (15-16%).
Торговый оборот сводится
с огромным положительным сальдо, которое
возросло в 6 раз за 1981—1995 гг. и превысило
130 млрд. долл. 40% его объ-ема образуется
в товарообороте с США. Положительное
сальдо складывается со всеми регионами
за исключением стран Среднего Востока
и в 90-е годы — с Восточной Европой. Торговые
отношения с промышленно развитыми стра-нами
сопровождаются вспышками торговых войн,
давлением на Японию, ус-тановлением «добровольных
ограничений» ее экспорта. Особенно в
этом преуспевают США
В обороте мировой торговли на долю Японии приходится 7,3% (1997г). Ей принадлежит 12,8% мировых золотовалютных резервов. О степени вовлечённости страны в мировую торговлю принято судить по экспортным и импортным квотам её экономики. Экспортная квота Японии составляет 10,5% ВВП, а доля импорта во внутреннем конечном потреблении – 10,4%. Эти значения более чем в двое ниже соответствующих показателей для всех крупных стран Западной Европы и близки к внешнеторговой квоте США. Более подробное представление о характере участия Японии в мировой торговле даёт товарный состав её экспорта и импорта .
Снижение доли импорта сырья и топлива связано с тем, что Япония всё меньше нуждается в необработанном сырье: на единицу ВВП в 1996 г. затрачивалось на 38% меньше сырой нефти и вдвое меньше железной руды, чем в 1980 г. Япония увеличила импорт продовольствия, а также готовых изделий, конкурирующих с её собственной продукцией. Но масштабы конкурирующего импорта ещё небольшие. Так, по данным того же межотраслевого баланса, импорт обеспечивает около 6% потребности страны в продукции машиностроения.
Главным торговым партнёром Японии в настоящее время является США. В прошлом крупнейшими партнёрами по импорту были нефтедобывающие страны Персидского залива, но их доля в импорте упала с 19,6% в 1980 г. до 6,4% в 1996 г. Вырос совокупный вес растущих рынков Азии – Южной Кореи, Тайваня, Малайзии, Тайланда. В этом регионе сосредотачиваются кооперационные связи японских ТНК. Поднялась также значение рынков стран с переходной экономикой.
Что касается экспорта и импорта продукции то необходимо учесть то, что Япония экспортирует: машины и оборудование, электронику, металлы и металлоизделия, химические продукты, железо и сталь, текстиль. В такие страны, как: США, Южная Корея, Тайвань (электрооборудование), Сингапур (железо и сталь), Китай, Германия, Тайланд, Малайзия, Великобритания. Импортирует: промышленность и сырье, полуфабрикаты, топливо и продовольствие, машины и оборудование, химическую продукцию. Из стран: США, Канада (машины и оборудования), Китай (продукты химии), Южная Корея (продукты питания), Австралия (продукты нефтехимии), Тайвань, Индонезия, Германия.
В 60–70–е.
годы вывоз капитала в форме прямых
инвестиций был нацелен на обслуживание
сбыта товаров и создание сети
добывающих предприятий за рубежом.
В последующем в связи с
повышением стоимости рабочей силы,
курса йены японские компании стали
создавать предприятия
Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция внедрения компаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать своё отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика.
С середины 80-х годов началось массированное внедрение японского капитала в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Их объем увеличился почти в четыре раза, достигнув 9,3 млрд. долл. В 1994 г. и превысив в два раза уровень американских прямых инвестиций. Следствием изменения политики японских компаний явилось превращение западной части Азиатско-Тихоокеанского региона в один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров, магнитофонов, кондиционеров.
Зарубежные японские предприятия Восточной и Юго–Восточной Азии направляют в Японию основную часть их экспорта – свыше 40%.
В прошлом
достаточно широко использовался иностранный
капитал в форме кредитов и
займов и портфельных инвестиций.
В 1950 – 1960 гг. было привлечено почти 32 млрд.
долларов. В новых отраслях иностранный
капитал более значительную роль.
Кредиты и займы
Экономическое развитие Японии коренным образом изменило характер её валютного положения. Повышение конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках привело с середины 60 – х годов к резкому увеличению положительного сальдо по всем статьям внешних расчётов. Превратившись в один из полюсов притяжения международных платёжных средств, Япония стала одним из крупнейших кредиторов. Она играет важную роль в предоставлении правительственной помощи развитию, став крупнейшим донором, хотя по доле государственной помощи в ВВП Япония уступает многим странам – 0,2% ВВП.
Значительная часть помощи традиционно направляется в азиатский регион (свыше 60%). Самую значительную часть её получают КНР, Индия, Индонезия, Тайланд, Филиппины, Бангладеш. В 70-е годы в число её крупнейших получателей входили Южная Корея, Пакистан, Индия. В 80-е годы Япония усилила внимание к странам Африки (12,2%) и Латинской Америки, но в странах Азии она обеспечивает половину всей помощи западных стран, а в Латинской Америке – 18%. Примерно 12% всей помощи идёт на техническое сотрудничество, что ниже уровня США, Франции, ФРГ.
Необходимо
наладить и многостороннюю систему
внешней торговли и инвестиций, которая
отвечала бы новым требованиям времени.
Япония будет последовательно
Япония
выделяет около 10% средств Верховного
комиссариата ООН по делам беженцев.
Она также предоставляет помощь
беженцам через другие международные
организации, но сама приняла небольшое
количество беженцев – около 9 тыс.
3.2 Отношения с РФ.
Министр иностранных
дел Японии Кацуя Окада отметил
хорошие отношения РФ и Японии
и призвал развивать их, в частности,
работать над урегулированием
Глава японского МИД отметил, что "в последнее время японо-российский диалог становится активнее".