Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:05, реферат
Эффективная макроэкономическая политика требует учета результатов различных видов экономической деятельности. Для этих целей на макроуровне ведется национальное счетоводство. Определение Национальное счетоводство - система ведения первичного оперативного бухгалтерского учета и статистики, охватывающая все виды экономической деятельности, основанная на единстве методологических принципов и завершаемая на макроуровне и на уровне секторов экономики построением системы национальных счетов.
1. Понятие системы национальных счетов и ее состав
2. Валовые и чистые макроэкономические показатели СНС.
3. Взаимосвязь основных макроэкономических показателей и консолидированных счетов экономики.
4. Методы расчета ВВП.
5. Оценка динамики ВВП.
6. Международные сопоставления ВВП
DВВ(q) = ВВ0∙(Iq – 1)
Абсолютный прирост валового выпуска за счет изменения цен:
DВВ(p) = ВВ0∙Iq (Ip– 1)
Международные сопоставления ВВП проводятся для сравнительного анализа экономического развития и уровня жизни различных стран, координации их экономической и валютной политики, принятия решений по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, по вопросам политического характера. Они представляют также большой практический интерес для международных организаций при решении проблем формирования бюджетов этих организаций, определения доли отдельных стран в финансировании тех или иных проектов, предоставления кредитов и т.д. В рамках ООН разработана программа международных сопоставлений, охватывающая более 80 стран, осуществление которой началось с 1970 г.
В основе международных сопоставлений обычно лежит ВВП, исчисленный методом конечного использования. Он представляет собой стоимость конечных товаров и услуг и является, следовательно, функцией двух наборов переменных величин — цен (p) и количества (физического объема) товаров и услуг (q). Для сравнения объемов потребленных конечных товаров и услуг в двух странах необходимо, чтобы они были выражены в одной и той же валюте и соответственно в одних и тех же ценах, чтобы исключить влияние различий в уровнях цен.
В этом случае могут быть построены два территориальных индекса физического объема продукции, показывающих, как соотносятся между собой национальные продукты или их компоненты (конечное потребление, накопление) в двух странах:
- по структуре цен страны А:
- по структуре цен страны В:
Результаты подобных расчетов могут значительно отличаться. Один из методов получения единого результата состоит в построении средней геометрической из двух территориальных индексов физического объема продукции (формула Фишера):
Однако на практике в рамках статистики международных сопоставлений индексы физического объема получают путем деления индекса стоимости на соответствующий территориальный индекс цен:
- территориальный индекс стоимости:
- территориальный индекс цен:
где - индивидуальный территориальный индекс цен, показывающий соотношение цен i-ого товара в стране A и B.
- территориальный индекс физического объема:
Территориальный индекс цен представляет собой соотношение цен некоторой совокупности товаров и услуг в двух сравниваемых странах. Причем цены каждой страны выражены в ее национальной валюте. Он показывает, сколько национальной валюты страны А необходимо затратить в стране А для того, чтобы приобрести такое же количество товаров и услуг, которое можно купить в стране В на одну единицу ее национальной валюты.
Общий ( ) и индивидуальные территориальные индексы цен ( ) называют паритетом покупательной способности валют двух сравниваемых стран (ППС). Общий индекс является средней величиной из паритетов покупательной способности по отдельным товарам и услугам.
Для расчета паритета покупательной способности валют между странами компоненты конечного использования ВВП разбиваются на большое число однородных товарных групп, внутри которых проводится отбор товаров (услуг)-представителей для наблюдения за ценами. Список товаров (услуг)-представителей, подготовленный Статкомитетом СНГ совместно с Госкомстатом РФ, включает в себя 419 потребительских товаров и услуг и 136 инвестиционных товаров. Паритет покупательной способности (ППС) для однородной товарной группы i (например, «колбасные и другие мясные изделия») рассчитывается как простая средняя геометрическая из индивидуальных индексов цен товаров-представителей:
Групповые ППС валюты страны А по отношению к стране В и валюты страны В по отношению к стране А являются обратными величинами:
Если умножить
паритет покупательной
где - стоимость i-ой группы товаров.
Просуммировав
полученные стоимостные объемы всех
групп товаров и услуг, можно
определить ВВП и отдельные компоненты
его конечного использования для страны А в ценах и валюте
страны В.
В рамках двусторонних сопоставлений результаты расчета индексов физического объема и паритетов покупательной способности валют зависят от того, данные какой страны положены в основу весов индексов цен и физического объема. Ситуация намного усложняется при многосторонних сопоставлениях. Один из методов в этом случае (метод Гири Камиса) основан на использовании средних цен по группе стран.
Индекс физического объема для страны А по отношению к стране В будет иметь следующий вид:
Средняя цена для каждой i-ой группы товаров или услуг , определяется как отношение стоимости этой группы по всем странам, выраженной в некоторой общей валюте, к общему количеству товаров и услуг:
где j - страна;
сj - коэффициент пересчета (паритет покупательной способности), который позволяет переоценить стоимостные объемы каждой страны (qjpj) в общую валюту.
Средние цены и коэффициенты пересчета определяются синхронно путем решения системы линейных уравнений. Сначала в качестве коэффициентов пересчета используются валютные курсы для получения средних цен. На основе последних определяют индексы физического объема, а через них — новые коэффициенты пересчета (паритеты покупательной способности), которые вновь используются для расчета средних цен и т.д. В итоге этого итерационного процесса получают наборы средних цен и паритетов покупательной способности, на основе которых пересчитывают ВВП по странам, участвующим в программе международных сопоставлений. Тем самым получают возможность сравнивать объем и состав ВВП различных стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В макроэкономике такие параметры, как национальный объем производства, валовой национальный и внутренний продукт, совокупный спрос и совокупное предложение, занятость и норма безработицы, уровень инфляции и т.д. характеризуют экономическое состояние государства и рассматриваются в агрегированном, совокупном виде.
Важнейшим аспектом макроэкономического управления является государственное регулирование экономики с помощью таких инструментов, как фискальная, монетарная, социальная политика.
Центральным параметром является валовой внутренний продукт (ВВП). Это рыночная стоимость всего объема конечной продукции и услуг, произведенного на территории страны за определенный период, независимо от того, кто владеет факторами производства (граждане данной страны или иностранцы).
Анализ структуры основных макроэкономических показателей, проведенный в настоящей работе показал, что между ними существует довольно жесткая связь и изменение одного из них влечет изменение других. Однако наибольшее влияние на макроэкономическое положение государства оказывают инфляционные процессы. Поэтому предупреждение инфляции и обуздание ее в случае возникновения и определяет набор методов управления макроэкономическими показателями государства.
В частности, проводится дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование правительственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то дефициты, которые, как правило, автоматически появляются во время спадов, помогают преодолеть спад. Напротив, бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.
Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию.
Таким образом, ВНП и другие макроэкономические показатели являются показателями экономического состояния общества. Макроэкономические показатели важны для прогнозирования экономического развития страны, принятия правильных решений. И хотя различные показатели национального дохода не учитывают нерыночные и нелегальные сделки, изменения фонда свободного времени и качества товаров, состава и распределения совокупного выпуска, а также экологические последствия производства, тем не менее они являются довольно точными и полезными индикаторами экономического состояния страны.
Исследуя эти показатели мы можем достаточно точно предсказать развитие страны в целом, и отдельных отраслей экономики в частности. В последнее время появился ряд новых экономико-математических методов исследования этих показателей, так что можно с большой точностью определить, будет ли развитие экономики определенной страны, или нет.
Важно отметить, что необходимо проводить комплексное исследование этих макроэкономических показателей, так как только в совокупности они могут дать точную картину развития экономики отдельно взятой страны.
Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Взаимосвязь макроэкономических показателей по системе национальных счетов