Взаимодействии России и ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:06, реферат

Описание работы

После двухлетнего периода переговоров о вступлении России в ВТО, они практически остановились. Навязывание России неприемлемых, а местами просто кабальных условий членства в международном торговом клубе оказалось тупиковой стратегией.
Теперь самое главное – с толком воспользоваться полученной передышкой и сосредоточиться на выработке разумного участия России в ВТО. Появляется время и возможность про инвентаризировать состояние и перспективы развития ключевых отраслей хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность Всемирной Торговой Организации и её роль в международной торговле………………………………………………………..5
1.1. Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации………………………………………………………………...5
1.2. Сущность ГАТТ и ВТО…………………………………………………..12
Глава 2. Конкурентоспособность российской экономики и оценка возможных последствий вступления России в ВТО………………………………………..16
2.1. Перспективы отечественной промышленности при вступлении России в ВТО……………………………………………………………………………..16
2.2. Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли…………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 53.88 Кб (Скачать)

   21-30 июля 2008 г. в Женеве прошла мини-конференция стран-членов ВТО, в которой участвовало около 40 стран. В результате интенсивных переговоров участникам удалось значительно сблизить позиции по наиболее сложным и чувствительным вопросам повестки Дохийского раунда (сельскохозяйственные субсидии и тарифы, промышленные тарифы). Однако общей договоренности о путях завершения раунда достигнуто не было.

ВТО относится  к числу международных межправительственных организаций, а её особенностью является отсутствие устава, роль которого играет Соглашение об учреждении ВТО и Договорённость о правилах и процедурах разрешения споров. С этими двумя международными соглашениями и связано появление  ВТО. Во всём остальном ВТО функционирует так же, как и ГАТТ. Новым по сравнению с ГАТТ является то, что государство-член ВТО не может не участвовать в соглашениях, составляющих часть пакета документов, принятых в результате Уругвайского раунда переговоров. Кроме того, ВТО (в отличие от ГАТТ) осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (например, о торговле услугами, торговых аспектах прав интеллектуальной собственности), а также имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и разрешения межгосударственных споров.

   ВТО представляет собой не только систему взаимосвязанных международных соглашений по вопросам международной торговли; она создаёт общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между её членами в вопросах, относящихся к соглашениям и к связанным с ними правовым документам, включённым в Приложения к настоящему соглашению. Функцией ВТО является выполнение Соглашения о создании ВТО, а также многосторонних торговых соглашений, обязательных для членов ВТО. Иными словами, ВТО - форум для переговоров между её членами по вопросам многосторонних торговых отношений, где переговоры ведутся как по вопросам Соглашений, составляющих часть ВТО, так и по вопросам будущих соглашений.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность ГАТТ и ВТО

   Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон-Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.

   Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации.

   Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

   СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

   Основная цель ГАТТ — снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.

   Всемирная торговая  организация (ВТО) — международная организация, созданная 1 января 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.

   На ноябрь 2011 года в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось более 95 % мирового торгового оборота.

   Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

   Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

  • равные права: все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации;
  • взаимность: все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными;
  • прозрачность: члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

   Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывалось ещё и из-за необходимости подготовки к членству в ВТО и снижения потерь от присоединения. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жёстком регулировании своих экономик.

   5 октября 2010 года пресс-секретарь президента Грузии заявила, что позиция Грузии по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию остается «неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией».

   9 ноября 2011 года Грузия и Россия при посредничестве Швейцарии подписали соглашение о вступлении России в ВТО. Со слов российской стороны в соответствии с этим соглашением аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам. 10 ноября было заседание рабочей группы в ходе работы которой был подготовлен окончательный доклад о принятии России в ВТО. Подготовив весь комплект документов, комиссия объявила об окончании своей работы и о самороспуске.

   16 декабря 2011 г. на Министерской Конференции Всемирной Торговой Организации было одобрено вступление России в ВТО.

 

   10 июля 2012 года Госдума ратифицировала протокол о присоединении России ко Всемирной торговой организации.

   18 июля 2012 года Совет Федерации одобрил ратифицикацию протокола о присоединении России ко Всемирной торговой организации (ВТО).

  21 июля 2012 года Президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации протокола о присоединении России ко Всемирной торговой организации (ВТО).

  Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО был подписан в Женеве 16 декабря 2011 года. Протоколом предусматривается, что Россия в качестве члена ВТО принимает на себя все обязательства по Марракешскому соглашению. При этом Россия должна была ратифицировать документ в течение 220 дней - то есть до 23 июля 2012 года, иначе 17-летние переговоры пришлось бы начинать сначала.

  22 августа 2012 года в 00:00 часов по женевскому времени (2:00 по московскому) Россия официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации (ВТО).

  Стоит отметить, что с 22 августа Россия вступает в ВТО все же с некоторыми ограничениями. Так, при торговле с США будут использоваться старые правила, так как Соединенные Штаты до сих пор не отменили в отношении России поправку Джэксона - Вэника (она ограничивает торговлю со странами, нарушающими права человека).

  Россия вела переговоры о вступлении в ВТО с 1996 года и оставалась последним крупным государством мира, не состоявшим в этой организации.

  Переходные периоды для либерализации доступа на рынок составляют 2-3 года, по наиболее чувствительным товарам - 5-7 лет. К чувствительным отраслям, в которых могут возникнуть определенные экономические и финансовые сложности в связи с новыми условиями, вызванными членством России в ВТО, относятся автомобильная промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, легкая промышленность.[15]

 

Глава 2. Конкурентоспособность  российской экономики и оценка возможных  последствий вступления России в  ВТО

2.1.    Перспективы  отечественной промышленности при  вступлении России в ВТО

   Итак, как было уже отмечено ранее, последствия присоединения России к ВТО коснуться не только внешнеэкономической и торговой сфер, они отразятся на дальнейшем развитии всех отраслей промышленности и экономики в целом. Одни отрасли, способные успешно развиваться без государственной поддержки и нуждающиеся в защите от иностранных конкурентов, могут столкнуться с ухудшением условий функционирования вследствие снижения государственной поддержки и защищённости внутреннего рынка. Из этого следует, что оценку баланса отрицательных и положительных последствий присоединения России к ВТО следует проводить дифференцировано по каждой отрасли в зависимости от соотношения выгод и уступок, приобретаемых отечественными товаропроизводителями по планируемым условиям присоединения.[2, c 61]

   Роль промышленного сектора в последние годы значительно усилилась - валовая добавленная стоимость промышленных отраслей в ВВП заметно возросла. В то же время после кризисное развитие российской экономики впервые после начала экономических реформ сопровождалось ростом доли обрабатывающей промышленности. Несмотря на позитивные тенденции последних нескольких лет, основные проблемы российской промышленности с точки зрения ее конкурентоспособности остаются прежними. Для отраслей обрабатывающей промышленности среди факторов конкурентоспособности следует выделить фактор низкого качества спроса и условий факторов производства, в то время как для отраслей добывающей промышленности все более острой проблемой является оскудение ресурсной базы.

   В самом деле, ресурсная база России динамично сокращается за счет экстенсивной эксплуатации земных недр, приостановления геологоразведочных работ и сокращения расходов предприятий и бюджетов различных уровней на восстановление минерально-ресурсной базы российской экономики. На этом фоне основным ключом к повышению конкурентоспособности как добывающей, так и обрабатывающей промышленности является интенсификация инновационной активности российских предприятий. Но, к сожалению, следует признать, что ее общий уровень в российской экономике остается крайне низким.

   Для повышения конкурентоспособности российских отраслей необходима, прежде всего, долгосрочная стратегия их развития. При этом в наибольшей степени структурная перестройка должна коснуться тех отраслей, которые могут столкнуться с интенсификацией иностранной конкуренции после присоединения России к ВТО.

   Особое внимание надо уделить российской нефтегазовой промышленности. Как известно, нефтяная промышленность – основной сектор топливно-энергетического комплекса РФ. От его успешного функционирования зависят эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на нефть и продукты её переработки, обеспечение валютных и налоговых поступлений в государственный бюджет. Не менее важна эта отрасль и для энергетической безопасности страны и её политических интересов в мире.

   Несмотря на огромную роль нефтяной промышленности в экономике страны, в последнее время усиливаются негативные явления, связанные, прежде всего, с нарушением пропорций между приростом промышленных запасов нефти и объемами её добычи. За 2003-2007 гг. добыча нефти выросла на 157,3 млн. т при среднегодовом приросте более 5,8% (динамика добычи и переработки нефти в России за 2003-2007 гг. представлена в Приложении 3).

   Среднегодовые же темпы прироста переработки нефти составили всего 3,4%, увеличившись со 179,4 до 219,6 млн. т. Такой разрыв в объемах добычи и переработки фактически ограничивает возможности использования нефти внутри страны и все большие её объемы будут направляться на экспорт. И связано это с низким наращиванием объемов разведочного бурения и неиспользованием современных технологий повышения коэффициентов извлечения нефти.

   При установившихся высоких ценах на нефть нефтяные компании, за редким исключением, с целью поддержания высокого уровня добычи нефти и обеспечения всевозрастающих объемов ее экспорта широко используют форсированный отбор нефти из ограниченного количества эксплуатационных скважин. Необходимо изменить сложившийся подход к разработке месторождений – надо обеспечить поддержание оптимального отбора нефти из продуктивных пластов, обеспечивающий максимальный объем её извлечения. Что касается газовой промышленности, то общеизвестно, что по запасам газа Россия занимает первое место в мире. Суммарные разведанные запасы газа составляют 47,8 трлн. куб. м, из них «Газпрому» принадлежит 29,8 трлн. куб. м. Остальное находится в ведении нефтяных компаний, независимых производителей и нераспределенном фонде.

Информация о работе Взаимодействии России и ВТО