Взаимодействие фискальной и монетарной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:41, реферат

Описание работы

Основной целью каждого государства является стабильность экономики и благосостояние каждого гражданина. В условиях перехода Украины к рынку государство должно выполнять определенные функции по регулированию экономики.

Работа содержит 1 файл

реферат1.doc

— 95.50 Кб (Скачать)


Взаимодействие фискальной и монетарной политики

Введение

 

Основной целью каждого государства является стабильность экономики и благосостояние каждого гражданина. В условиях перехода Украины к рынку государство должно выполнять определенные функции по регулированию экономики. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Чтобы удержать рост цен, обесценивание денег, оно регулирует уровень инфляции.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов. Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции;. а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан; б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

Для осуществления этих функций государством разрабатываются макропроэкты, куда входит финансовая политика. Она направлена на обеспечение эффективного распределения и перераспределения имеющихся финансовых ресурсов государства, наилучшего удовлетворения потребностей воспроизводства и увеличения богатства общества. Хорошо продуманная и правильно организованая политика в области финансов - важнейший фактор успешного развития экономики. С её помощью осуществляется государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения - одна из важнейших и самых сложных задач государства. Решение отдельных проблем этой политики приводит к определенным сдвигам, как социального, так и экономического характера. Чтобы представить содержание и задания финансовой политики, обратимся к рассмотрению её составляющих и их взаимодействия.

 

1. Бюджетно-налоговая политика

 

1.1. Бюджетная политика

 

Государственный бюджет и система налогообложения составляют главное звено финансовой системы государства. Внутри этой структуры происходит свыше 70% всех финансовых отношений, в нее входят различные финансовые учреждения, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность и перераспределяет значительную часть ВВП. В бюджете собраны финансовые средства необходимые государству для выполнения своих функций, он влияет на работу всех других звеньев финансовой системы. Таким образом, бюджет является мощным инструментом государственного регулирования.

Суть бюджета состоит в том, что он предусматривает направления использования доходов на определенные расходы. Государство использует бюджет для осуществления территориального, внутреннего и межотраслевого распределения и перераспределения ВВП с целью обеспечения социальных гарантий населению и усовершенствования структуры социального производства.

Чтобы управлять бюджетными ресурсами и отношениями, возникающими в процессе движения бюджетных потоков, государством разрабатывается бюджетная политика. Направление бюджетной политики определяет Верховная Рада Украины, а ее выполнением занимается правительство и органы госуправления: НБУ, ФДМУ.

Бюджетная политика определяет состав и количество налоговых поступлений, льготы на налогообложение отраслей, предприятий или определенных групп населения, формы и размеры необлагаемых налогом доходов, источники формирования доходов бюджетных целевых фондов.

В процессе распределения бюджетных средств бюджетная политика проводится путем выделения и закрепления бюджетных расходов за основными распорядителями. Таким образом, финансируются низкорентабельные или неприбыльные отрасли. Такие как: органы госуправления, обороны, развитие науки и образования, защита окружающей среды и др.

 

1.2. Налоги и налоговая политика

 

Рассмотрим, откуда государство берет средства на постоянное пополнение бюджета. Оно может использовать для покрытия расходов займы, но их нужно будет возвращать, может прибегнуть к выпуску денег в обращение, но это приведет к инфляции. Мировая практика показала, что основным источником государственных доходов являются налоги. Проанализировав бюджеты промышленно развитых стран, можно увидеть, что налоги являются важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, на их долю приходится 70-90% всех бюджетных поступлений.

Налог – это изъятие в пользу государства части дохода самостоятельно хозяйствующего субъекта, заранее определенной и установленной в законодательном порядке.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в центральный и местные бюджеты, совершаемые в порядке и на условиях, которые определяются законодательными актами страны.

А чтобы лучше понять суть налогов, рассмотрим основные их функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция обеспечивает условия для образования материальной основы функционирования общества. Именно с ее помощью реализуется большая часть общественного предназначения налогов, проявляются конкретные формы образования денежных фондов государства, достигается максимально возможный баланс между доходами и расходами бюджета; обеспечиваются потребности науки, образования, здравоохранения, обороны и органов управления, социальная инфраструктура достигает высокого уровня.

Основное требование при исполнении фискальной функции – полнота сбора налогов в соответствии со сроками, указанными в действующем законодательстве. Но в некоторых случаях сроки могут быть изменены. Например, для временной поддержки производства товаров и услуг отечественных производителей или для развития определенных видов деятельности. В дальнейшем это может привести к положительному экономическому эффекту и увеличению поступлений в бюджет.

Регулирующая функция заложена в сущности каждого налога, так как налоги связаны с процессами перераспределения стоимостных пропорций ВВП между государством и налогоплательщиками. Причем объемы этих стоимостных пропорций непосредственно регулируются при помощи налогов. Изменение пропорций функционирования ресурсов в экономике влияет на процесс производства, накопление капитала, инвестирование, платежеспособный спрос и предложение. Сущность регулирующей функции состоит во влиянии налогов на разные виды деятельности их плательщиков, а, манипулируя пропорциями и режимами налогообложения, государство может соответственно менять направления деятельности хозяйствующих субъектов.

Регулирующая функция имеет две подфункции: экономическую и социальную.

Экономическая составляющая выражается в регулировании государством экономической деятельности. Государство может создавать свободные экономические зоны с благоприятными условиями для развития предпринимательства. При определении налоговой политики региона должны учитываться условия деятельности налогоплательщиков всех уровней, промышленная структура региона. Например, самые большие налоги должны взиматься с производителей, монопольно выпускающих высокорентабельную продукцию (ликероводочную и табачную), а производители товаров первой необходимости или продовольственных должны платить наименьшие налоги. При развитом промышленном производстве увеличивается общая сумма налогов, уровень занятости работоспособного населения и среднедушевой доход.

Рассматривая социальную составляющую в аспекте достижения социальных целей общества, необходимо отметить прогрессивное налогообложение, льготы, стимулирование социально неблагополучных территорий, обеспечение мер для формирования среднего класса.

Отвечают за поступление средств в бюджет специальные контролирующие органы. Они действуют на основе налоговой политики.

Налоговая политика – это деятельность государства в сферах правового регламентирования и организации взыскания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных ресурсов государства.

Выделяют налоговую политику на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. Налоговой политикой на макроэкономическом уровне называют государственную налоговую политику. Это система отношений между государством и плательщиками, формирующихся в результате процесса уплаты и дальнейшего распределения налогов и других обязательных платежей.

Задачами налоговой политики является:

обеспечение государства финансовыми ресурсами;

создание условий для регулирования хозяйства страны в целом;

сглаживание неравенства, возникшего в процессе рыночных отношений, в уровне доходов населения.

 

1.3. Дискреционная и недискриционная бюджетно-налоговая политика

 

Бюджетно-налоговая политика государства – система регулирования экономики при помощи государственных расходов и налогов. Она объединяет все мероприятия по формированию целостного устройства бюджетной и налоговой систем государства.

Цели бюджетно-налоговой политики:

сглаживание колебаний экономического цикла;

обеспечение стойкого экономического роста;

достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Бюджетно-налоговую политику еще называют фискальной. Она подразделяется на два типа: дискреционную и недискриционную.

Дискреционная политика проводится правительством с целью влияния на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. Основными ее инструментами выступают: изменение ставок налогообложения; проекты социальных работ; трудоустройство населения. Это активная фискальная политика государства.

Дискреционная политика, осуществляемая для сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:

экспансионистская (стимулирующая) фискальная политика. Она связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов. В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства;

рестрикционная (контрактивная) или сдерживающая фискальная политика, связана с увеличением налогов и уменьшением государственных расходов, чтобы уменьшить инфляцию.

Недискриционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства т. к. она основана действии встроенных стабилизаторах.

К встроенным стабилизаторам относится прогрессивный налог, пособие по безработице, субсидии фермерам, пособие по бедности, а также система участия в прибыли. С их помощью автоматически регулируются налоговые поступления и государственные расходы. Они сглаживают циклические колебания экономики, а не устраняют их. В период спада встроенные стабилизаторы приводят уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет. В период подъема происходит обратный процесс.

2. Денежно-кредитная политика

 

2.1. Сущность и цели денежно – кредитной политики

 

Денежно-кредитная (монетарная) политика так же, как и бюджетно-налоговая является частью финансовой политики государства. Ее основная цель состоит в том, что бы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. Денежно-кредитная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости, уровня цен. Денежное предложение, т.е. количество денежной массы в обороте, увеличивается в периоды спада для поощрения расходов. В периоды инфляции для ограничения расходов денежное предложение сокращается. Контролирует денежно-кредитную политику Национальный банк.

Монетарная политика имеет конечные и промежуточные цели. К конечным целям относят: быстрый рост реального ВВП, низкую безра ботицу, стабильные цены, устойчивый платежный баланс. Проме - жуточные цели: денежная масса, ставка процента, обменный курс.

 

2.2. Инструменты денежно кредитной политики

 

Инструментами денежно-кредитной политики являются: нормы обязательных резервов, учетная ставка, операции на открытом рынке. Выбор того или иного инструмента зависит от стратегии монетарной политики.

Наиболее распространенными среди них на сегодняшний день являются операции на открытом рынке. Они заключаются в том, что Национальный банк покупает или продает ценные бумаги коммерческим банкам, предприятиям и населению. Основным предметом купли-продажи в этих операциях являются государственные облигации. Когда НБУ покупает ценные бумаги, уменьшаются его резервы и увеличиваются резервы коммерческих банков, а также количество денег в обращении. Если же государство осуществляет продажу ценных бумаг, это приводит к уменьшению денежного предложения, так как у коммерческих банков снижается потенциал кредитования.

Изменение нормы обязательных резервов. Коммерческие банки в обязательном порядке должны резервировать какую-то часть средств от принятых вкладов. Эти платежные средства не могут быть использованы ими для кредитования. Резервная норма – это обязательный резерв платежных средств, который должны иметь коммерческие банки в процентном отношении к сумме принятых вкладов. Резервная норма для коммерческих банков Украины устанавливается Национальным банком. В результате применения резервной нормы банки лишаются возможности отдавать в кредит все имеющиеся деньги: фактические кредитные ресурсы становятся меньше потенциальных. Изменяя минимальную резервную норму, НБУ тоже может влиять на кредитные возможности коммерческих банков. Увеличение резервов приведет к сокращению денежного предложения, уменьшению способности коммерческих банков создавать деньги путем кредитования. Снижение резервной нормы, соответственно повлечет за собой увеличение инвестирования, денег в обороте. Следует заметить, что изменение резервной нормы – довольно мощный метод монетарной политики, практическое применение этого метода требует осторожности. Потому что даже незначительные изменения этой ставки сильно влияют на предложение денег. Из-за этого изменение резервной нормы применяют лишь в крайних случаях.

Информация о работе Взаимодействие фискальной и монетарной политики