Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 14:09, контрольная работа
Вывоз капитала - тема очень актуальная, поскольку данная проблема уже несколько лет привлекает внимание экономистов. Вокруг этой темы время от времени разворачиваются горячие дискуссии, в которые включаются и политики, и бизнесмены, и научные работники. Многие из дискутирующих считают, что уход капитала за границу - явление ненормальное, провоцируемое неблагоприятным инвестиционным климатом, и что России необходимо перестать финансировать экономики других стран.
Введение
1. Теоретические основы движения капитала
2. Особенности и тенденции вывоза капитала из России
2.1 Основные факторы вывоза капитала из России
2.2 Основные пути вывоза капитала из России
2.3 Мероприятия по пресечению вывоза капитала из России
Заключение
Список литературы
Приложения
3. Фиктивная предоплата по импортным сделкам.
Также считается одним из важных каналов вывоза капитала. Многие предприятия создаются исключительно с целью оформления импортного контракта, на основании которого банк предоставляет крупную предоплату. Как только перевод средства осуществляется, предприятие ликвидируется.
4.
Целый ряд операций по счетам движения
капиталов в обход установленных правил
нередко осуществляется российскими банками
через корреспондентские счета зарубежных
банков.
2.2
Основные пути вывоза капитала из России
Обратившись к истории, можно заметить, что где-то до середины 1993 года ведущей формой вывоза капитала из России являлся экспорт ссудного капитала в бывшие советские республики. 5Так, например, в 1992 году Россия субсидировала странам СНГ на сумму 1,5 трлн руб. в результате предоставления им так называемых технических кредитов для покупки российских товаров и занижения цен по сравнению с мировыми.
В настоящее время экспорт капитала из России осуществляется в разнообразных формах: трансфертов, займов, кредитов, прямых и портфельных инвестиций, авансов, переводов, размещения средств в депозиты и на текущие счета, накопления наличной валюты и т. д. Капитал вывозится как государством, так и частным сектором. Частный капитал представлен активами частных фирм, коммерческих банков и прочих негосударственных организаций, которые перемещаются между странами по решению руководящих органов этих организаций. Государственный капитал - это средства государственного бюджета, перемещаемые за рубеж по решению правительства стран. Причем частный сектор чаще всего доминирует (как в экспорте, так и в импорте капитала), хотя государство в вывозе капитала все равно занимает весомую долю, поскольку оно все еще обременено внушительным внешним долгом и вынуждено расходовать значительные средства на его погашение и обслуживание.6 Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в 1994-2009 годах и январе-сентябре 2010 года представлен в Приложении 1.
Вывоз российского частного капитала может идти как в легальной, так и в нелегальной формах. Нелегальный вывоз капитала составляет основу бегства капитала (утечки капитала), который обусловлен плохим инвестиционным климатом в стране (об этом мы писали выше, говоря о причинах вывоза капитала) и недостаточной легитимностью происхождения значительной части капитала. То есть «утечка капитала» подразумевает стремление увести из-под контроля средства, незаконно полученные в результате противоправной деятельности. Именно поэтому к легальному вывозу частного капитала целесообразно добавлять нелегальный вывоз. К тому же именно частный сектор экспортирует капитал преимущественно в форме его бегства, в формировании которого превалирует несанкционированная составляющая. Таким образом, вывоз капитала из России значителен прежде всего потому, что в больших объемах сохраняется «бегство» капитала.
По данным Росфиннадзора, только через поддельные грузовые таможенные декларации из страны было выведено 8 млрд. рублей в 2008 году, 124 млрд.руб. в 2009г. и 124 млрд. руб. за первые полгода 2010 г. Подавляющая часть нелегально вывезенных средств осела за рубежом и может быть добавлена к активам международной инвестиционной позиции России. Лишь частично нелегально вывезенный капитал начинает в последние годы возвращаться, но в небольших размерах. При этом необходимо заметить, что хотя любая операция нелегального перевода капитала за рубеж является противозаконной, источник капитала внутри национальной экономики сам по себе может быть абсолютно законным. Например, легально полученная прибыль, уводимая от налогов за рубеж, становится частью правонарушения только после успешного нелегального вывоза из страны. Напротив, вывозимые за рубеж доходы от торговли наркотиками или рэкета являются преступными уже по своему происхождению. Таким образом, процесс утечки капитала может быть связан с разными нарушениями закона в зависимости от источника происхождения средств.
Одновременно растет легальный вывоз капитала, прежде всего прямых и портфельных инвестиций, в первую очередь нефтяных и металлургических компаний, что свидетельствует об их превращении в ТНК.
По оценке ЦБ, чистый отток капитала в первом квартале 2010 года составил $12,9 млрд после чистого притока в $8,3 млрд в четвертом квартале 2009 года. Международная инвестиционная позиция России представлена в Приложении 2.
По данным Госкомстата РФ объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, за январь-июнь 2010г. составил 27,093 млрд долл., из них прямые инвестиции составляют 1,96 млрд. долл., портфельные - 2,2 млрд долл., прочие - 9,9 млрд долл., а именно: торговые и прочие кредиты, банковские вклады. Инвестиции направляются главным образом на Кипр, в Нидерланды, Виргинские острова (Великобритания), США, Люксенбург и т. д.
Что касается стран СНГ, то в них на начало 2010 года было накоплено примерно 3,84 млрд долл., а направлено - 4,13 млрд долл. При этом больше всего капитала накапливается на Украине и в Белоруссии и направляется туда же. Прямые инвестиции за границу с перечнем стран представлены в Приложении 3.
На 2010 год прогноз чистого оттока капитала определен на уровне $10−25 млрд. в зависимости от уровня цен, однако в феврале первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев объявил, что ситуация выправляется и показатели по итогам года могут быть более позитивные. Так, по его словам, к концу 2010 года будет небольшая отрицательная величина или небольшая положительная величина.
В течение же двух-трех ближайших лет объем иностранных инвестиций в Россию будет восстановлен на докризисном уровне, заявлял глава Минфина Алексей Кудрин в феврале на форуме «Россия-2010». Министр выразил уверенность что, несмотря на кризис и падение инвестиций, Россия «сохраняется как привлекательная для иностранных инвестиций страна».
Ранее
в этом году на специальном совещании президент
России Дмитрий Медведев поставил задачу
«оперативно разработать и принять комплекс
мер, повышающих инвестиционную активность».
Он объявил инвестиционный имидж России
делом каждого чиновника, ведомства, министерства
и особенно компаний, получивших на волне
кризиса серьезную государственную поддержку.
«На фоне общего падения в прошлом году
объема прямых иностранных инвестиций
в мировую экономику приток инвестиционных
средств в Россию снизился на 41%, а это печально», --
констатировал Медведев, при этом отметив,
что панического бегства капитала удалось
избежать.
2.3 Мероприятия по пресечению вывоза капитала из России
Проблема нехватки финансовых ресурсов и хронического бюджетного дефицита, а также слабого притока иностранных (прежде всего, долгосрочных) инвестиций, остро ощущавшаяся в 90-е годы прошлого века, по мнению многих специалистов, сейчас менее актуальны для российской экономики. Поэтому проблема непрекращающегося масштабного оттока капитала за рубеж в последнее время переживается ею не так болезненно. Но из этого не следует, что утекающие за рубеж российские капиталы не нужны для страны. Долгосрочный устойчивый экономический рост в России может быть обеспечен лишь в условиях стабильного притока в экономику широкомасштабных инвестиций, как внешних, так и внутренних. Поэтому преодоление проблемы оттока капитала позитивно сказалось бы на решении задач, стоящих перед российской экономикой.
С начала 90-х гг. мероприятия, направленные на пресечение оттока капитала из России, включали ряд мер валютного контроля. В начале переходного периода существенные усилия прилагались к осуществлению контроля за внешней торговлей, хотя в 1993 году была отменена система множественных валютных курсов. В 1992-93 годах была создана и впоследствии ужесточена система лицензирования экспорта “стратегического” сырья. В 1993-94 годах в России было введено требование оформления “паспорта сделки” с подробным описанием экспортных операций, а позже появились и “экспортные сертификаты”. В 1995 году произошла значительная либерализация торговли, особенно после отмены экспортных квот на большую часть товаров, в результате чего Россия в 1996 году приняла обязательства по статье VIII Устава Международного валютного фонда (МВФ).7 В 1997 году меры по регулированию капитала были значительно ослаблены, и к середине 1998 года нерезиденты смогли репатриировать доходы от инвестиций в российские ценные бумаги. Однако после августовского кризиса 1998 года меры регулирования капитала были восстановлены и ужесточены.
Одним из шагов в создании превентивной системы борьбы с нарушениями валютного законодательства явилось Указание ЦБ от 12 февраля 1999 г. №5 00-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушение валютного законодательства». Согласно данному Указанию банк, через который клиенты проводят валютные операции, обязан получить у этого клиента документы, подтверждающие, что совершаемая операция не имеет целью вывоз капитала из страны. Следующим документом, направленным на усиление контроля за нелегальным вывозом капитала, явилось указание ЦБ РФ от 26.08.99 №634-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах», позволившее отечественным банкам устанавливать без специальных разрешений ЦБ РФ корреспондентские отношения только с теми банками-нерезидентами, которые входят в список мировых банков, имеющих максимальный международный рейтинг или обладающих собственными средствами и уставным капиталом в размере не менее 100 млн. евро.8
В настоящее время, по мнению некоторых исследователей, например Шепелева С. В., для разрешения проблемы сдерживания оттока капитала за рубеж назрело применение комплексного подхода. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», вступивший в силу в 2004 году, по существу фиксирует постепенный отказ от валютных ограничений. Правительство в стремлении реализовать задачу ускорения процесса либерализации валютного законодательства интенсифицировало работу по подготовке и введению в действие соответствующих нормативных документов, снимающих в более ранние сроки существующие ограничения, в том числе и капитального характера. Многие отечественные экономисты считают, что в условиях, когда бегство капитала не снижается, а, наоборот, нарастает и достигает рекордной величины, либерализация вывоза капитала не остановит, а скорее подхлестнет данный процесс.
По мнению многих специалистов, в краткосрочной перспективе некоторые шаги могут помочь улучшить структуру мер валютного контроля и разрешить в ближайшее время отменить меры контроля, несовместимые со Статьей VIII МВФ, не создавая в то же время риска неожиданно резкого возрастания оттока капитала. Данные меры предполагают следующее:
1) поскольку система валютного регулирования в России представляется чрезмерно сложной, следует рационализировать существующие правила, обеспечив их непротиворечивое и поддающееся контролю применение, не требующее также выдачи индивидуальных разрешений;
2) так как в настоящее время слишком велико количество лицензированных банков, и многие из них, как представляется, участвуют в уклонении от валютных ограничений, более жесткие правила лицензирования банков помогли бы смягчить эти проблемы; так, например, можно было бы отозвать лицензии у тех банков, оказавшихся явно ненадежными при соблюдении правил валютного регулирования, а на использование счетов банков, штаб-квартиры которых находятся в оффшорных зонах, малодоступных для органов банковского надзора, может быть наложен запрет;
3) Центральным банком России в настоящее время должна быть предварительно санкционирована предоплата импорта, и были случаи, когда такое разрешение не выдавалось; причем подобная система иногда ложится ненужным бременем на законопослушных импортеров. Целесообразно при этом упростить процедуру законного импорта, сохранив в то же время за ЦБР право контролировать предоплату импорта.
Помимо валютного администрирования возможно еще одно направление мер по пресечению вывоза капитала из России - собственно экономическая политика, направленная на улучшение инвестиционного климата нашей страны и предполагающая решение следующих задач9:
1) проведение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, направленной на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий;
2) совершенствование законодательной базы, направленное на создание стандартных международных условий для деятельности инвесторов, поскольку инвестиционная привлекательность России существенно снижается в результате отсутствия режима наибольшего благоприятствования по отношению к иностранным инвестициям, который имеет место в других странах с переходной экономикой;
3) ускорение перевода бухгалтерского учета и отчетности предприятий и кредитных организаций на международные стандарты, что позволит сделать российские предприятия более «прозрачными» для инвесторов;
4) обеспечение прав собственности, поскольку стабильность законодательства, соблюдение правовых норм в отношении собственника - одна из важнейших характеристик для инвестора, необходима также организация системы гарантий и страхования инвестиций;
5) совершенствование налоговой системы с учетом мировых стандартов, ведь важное место среди возможных фискальных стимулов в мировой практике инвестиционной и предпринимательской деятельности занимают льготы, связанные с преференциальным режимом поставок импортного оборудования, сырья и комплектующих, используемых на предприятиях с прямыми иностранными инвестициями;