Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:28, курсовая работа
Актуальность. Показателем, измеряющим потенциал страны, является ВВП. ВВП помогает обозначить период экономики страны (подъем или спад), ее состояние, устойчивость, эффективность. В последнее время перед каждой страной стоят социальные проблемы, указать уровень этих проблем позволяет ВВП на душу населения. Измерение ВВП, увеличение темпов его роста неотъемлемо для каждой страны, так как разные показатели ВВП могут сделать оценку экономики в целом.
Введение 3
1. ВВП как основной макроэкономический показатель 4
2. Методы измерения ВВП 9
3. Проблемы экономического роста в современной России 15
Заключение 21
Список литературы
В России, где начиная с 1999 г. наблюдается рост ВВП, его оценки неоднозначны. Одни экономисты видят в нем доказательство эффективности политики либеральных реформ 1990-х гг., другие отмечают преимущественно энергосыревое, монетарное наполнение роста и заключают, что в перспективе такой рост не только не способствует экономическому росту страны, но и усиливает ее технико-экономическую структуру и препятствует возвращению страны в число ведущих мировых держав.
Взятые в отрыве показатели темпа роста ВВП ничего не говорят о качестве воспроизводства нашей экономики. Общественное воспроизводство может осуществляться в форме простого и расширенного и суженного. Если экономический рост есть выражение расширенного воспроизводства национальной экономики, то в этом случае растет на только конечный продукт, увеличивается и экономический потенциал страны, производственные фонды, материальные оборотные средства, рабочая сила. В свою очередь возросший экономический потенциал страны становится основой для последующего роста конечного продукта (ВВП); рост экономики в этом случае опирается на собственный материально-технический базис.
В ходе подлинного экономического роста происходит инновационное обновление производственного капитала страны, устаревшие оборудования заменяются новыми с лучшими качественными характеристиками, степень износа основных фондов в экономике не увеличивается. Но можно ли говорить об экономическом росте, если на фоне высоких темпов прироста ВВП существенного обновления производственного капитала в стране не происходит, а в ряде отраслей качественные параметры используемых средств производства продолжают ухудшаться?
Такая ситуация сохраняется в экономике на протяжении всего периода рыночных реформ. Если доля промышленного оборудования в возрасте от 5 лет составляла в 1990 г. 29 %, то в 2003 г. она упала до 7,8 %. И наоборот, доля оборудования свыше 20 лет в 1990 г., составлявшая 15 %, выросла в 2003 г. до половины всего промышленного оборудования[14,с.15]. В 2004 г. в ключевых областях перерабатывающей промышленности в машиностроении и металлообработки, химии и нефтехимии, в нефтепереработке - качественные мощности составили лишь 6-12 %[14,с.15].
В последние годы (2000-2007) в Западно- и Восточноевропейских странах наблюдается тенденция формирования ВВП в основном за счет предприятий крупного и среднего бизнеса. Малые предприятия все еще играют большую роль в формировании ВВП, но их доля уже упала с 70-80% до 50-60%.
Можно выделить ряд факторов «тормозящих» экономический рост России, который главным образом определяется показателем ВВП: теневая экономика, несовершенство налоговой системы, уровень жизни населения и т.д.
В России теневой капитал набрал критическую массу: до 50% ВВП и более 30 млн. человек экономически активного населения. Госкомстат определяет долю теневого сектора в 2006г. в 23%[23]. Такое влияние отражается практически во всех сферах деятельности общества. Поэтому необходимы радикальные меры государственной политики в отношении теневой экономики. В разряд теневиков переходят не только «черные» криминальные элементы (от 5 до 25%) , но и обычные отечественные предприниматели, облагаемые высокими налогами и подверженные постоянной смене правил в экономической игре. К ним также относят наемных работников с неформальной занятостью и мелких и средних государственных служащих, в доходах которых до 60% составляют взятки. Для разрешения данной проблемы следует создать для бизнеса благоприятные правохозяйственные условия, прежде всего в сфере налоговой политики, приватизации, зарплаты, внешнеэкономической деятельности. Одно из менее эффективных решений проблем теневой экономики частичная её легализация и ее интеграции в нормальную хозяйственную жизнь. Суть данной составляющей нового курса экономической политики - во всемирном поощрении отечественного производителя. Это является одним из основных источников финансирования. Жёсткие меры по отношению к теневикам могут привести к потере больших капиталов.
То, что мы имеем сейчас в России, - экономическое несовершенство, вызванное в том числе и высоким уровнем налоговых и неналоговых изъятий. Доля налогов в ВВП в 2007 году достигает 32,4%[24]. Это весьма высокий уровень изъятий. Более развитые и богатые страны, как США и Япония, имеют более низкий уровень налогообложения. Хотя чем выше благосостояние, тем относительно больший процент в виде налогов можно собрать.
Слабость федерального правительства особенно заметна в сравнении с властью субъектов РФ. Недоимка по региональным налогам, например, всегда была меньше и темпы прироста ее были ниже, чем по федеральным. Уровень налогообложения в России не соответствует возможностям экономики. В связи с этим главная задача российской экономики - снижение налоговой ставки. Неравномерное распределение налогов по отраслям также играет существенную роль. Особенное препятствие экономическому росту создают НДС, налоги с оборота, таможенные пошлины, акцизы.
Не смотря на то что власти продолжают уверять о преодолении спада производства, на самом деле он лишь прогрессирует: например, объём производства машиностроения в советской России в 1990 г.был на 46 % выше, нежели в РФ в 2006 г. Как и верховная власть, общество загипнотизировано массированной пропагандой «успехов» в экономике -вроде того «триумфа», что в РФ достигнут душевой ВВП, соответствующий уровню 1990 г.[ 19,с.8].
Обманчива и оценка социальной ситуации России. Социальная система стабилизировалась на недопустимо высоком уровне доходно-имущественного неравенства граждан. Приходится прежде всего констатировать, что и в грядущие годы Россия останется чуть ли не единственной европейской страной, где систематически многократно занижается цена рабочей силы. Номинальный среднемесячный уровень заработной платы вырастет в 1,94 раза ( с 10726 руб. в 2006 г. до 20815 руб. ), а в реальном выражении коэффициент роста составит 1,47- мы будем по-прежнему в три-пять раз отставать в отношении оплаты труда от стран Западной и Центральной Европы[19,с.8]. В качестве примера можно привести Республику Татарстан: в 2006 г. наиболее высокая заработная плата зафиксирована на предприятиях по производству нефтепродуктов- 18968 руб., а самая низкая - в сельском хозяйстве-3908,2 руб. [20,с.81]. Средняя же зарплата составила 8679,8 руб.-83,4% от среднероссийского уровня[20,с.80].
Таким образом, необходимо правильное
распределение экономического потенциала,
рациональное экономическое управление.
Заключение
ВВП - макроэкономический показатель, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц резидентов и измеряет стоимость товаров и услуг произведённых этими единицами для конечного использования.
Существенную роль играют и национальный доход и валовое накопление, а особенно ВВП на душу населения, характеризующий общественное благосостояние.
Валовой внутренний продукт можно измерить тремя методами: по расходам, по доходам и по добавочной стоимости. Несмотря на такой выбор методов измерения, результат каждого из них равен результатам других ( при отсутствии ошибок в расчетах). Главным образом ВВП представляет собой сумму объёмов потребления, инвестиций, государственных расходов и чистого экспорта.
Одна из общих проблем экономики России - проблема роста ВВП или экономического развития. Главной преградой её разрешения выступает государственное регулирование. Несовершенство налоговой системы, высокий уровень инфляции, низкий уровень общественного благосостояния и теневой сектор экономики являются «тормозом» динамического прогрессирующего развития страны. Особенностью российской экономики являются меры по разрешению данных проблем: государство лишь «задабривает» население и «латает дыры» в экономике, не проявляя никаких существенных изменений.
Таким образом, доминирующая проблема
РФ - нерациональное решение проблем, а
иногда и вовсе бездействие властей, что
просто не может не отразиться на экономике
страны.
Список
литературы
1. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Попов
А.В. Теория и организация
3. Циганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью (теория и практика управления эволюцией организации). - М.: Университетская книга,2004.
4. Чепурин М.Н., Киселева Е.А.Курс экономической теории: учебник - 5-е издание - Киров: «АСА», 2006 г. -832 с.
5. Введение в макроэкономику: учеб.пособие/Т. Ю. Матвеева; Гос. Ун-т-Высшая школа экономики.-3-е изд.-М.: Изд. дом ГУ ВШЭ,2005.
6. Новый
экономический словарь/ Авт.-
7. Большая
экономическая энциклопедия.-М.
8. Грошовик. Ю.Внешнеэкономическая деятельность как сфера теневых отношений и объект организационно-правового обеспечения социального контроля// Экономический журнал, 2004, №1
9. Прибавка к зарплате от имени ВТО//Труд. - № 192. - 17.10.2001.
10. Розанова
Н. Развивающиеся рынки
11. Россия
переходит во вступление//
12. Л. Артемова, А. Назарова. Итог экономического и социального развития в 2003 году//Экономист, 2003 г., №12.
13. Сорокин
Д. Воспроизводственная
14. Водянов А., Гаврилова А., Маршова Т. Производственные мощности российской экономики в контексте задач экономического роста// Российский экономический журнал. 2006 г. ,№ 2. С.15.
15. Теняков И. К вопросу и природе экономического роста// Экономист 2007 ,№5
16. Трофимова
И.Н. Длинные волны
17. Чистякова Н.М. Государственное регулирование инвестиционного процесса в России // Финансы России. - 2001, №3. - С.116-120.
18. Шевченко
И.В., Малеев П.Ю. Сравнительный
анализ источников
19. О президентском послании-2007 парламентариям, бюджете- 2008-2010 и социально-экономическом курсе федеральных властей//Российский экономический журнал,2007 г.,№ 7.
20. Анализ
тенденций социально-
21. Прайм-ТАСС. ВВП показывает рост//Российская газета.2005, 20 декабря.
22. Телятников
А.В. - Материалы Всероссийской
23. Новостной
портал статистической
24. сайт Центрального Банка РФ - www.cbr.ru
25. http://www.libertarium.ru/
|