Введение монополии на выпуск отдельных товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:26, доклад

Описание работы

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок.

Работа содержит 1 файл

монополии.docx

— 18.09 Кб (Скачать)

Введение монополии на выпуск отдельных товаров и услуг.

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок.

Отношение общественности и государства  к различным формам монополий  всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике.

Монополии ограничивают выпуск продукции  и устанавливают более высокие  цены в силу своего монопольного положения  на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает  усиление неравенства доходов.

Монополия снижает жизненный уровень  населения. Не всегда фирмы-монополисты  используют в полной мере свои возможности  для обеспечения НТП (научно- технического прогресса). Монополии не имеют достаточных  стимулов для повышения эффективности  за счет НТП, так как нет конкуренции.

К числу важнейших экономических  функций современного государства  относится разработка и проведение антимонопольной политики. Ещё в  прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое  преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных  последствий монополизации рынков.

Пытаясь компенсировать несовершенство рынка, государство, прибегая к различным  способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

Для противодействия монополизации  рынков и защиты конкуренции государство:

- разрабатывает законы, на основе  которых можно выявлять и наказывать  фирмы, уличенные в монополизации;

- создает организации, которые  следят за развитием событий  на рынках и выявляют случаи  их монополизации (такую деятельность  ведет государственный антимонопольный  комитет);

- помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать  монополизации рынков или разрушить  её (этим в нашей стране занимается

Сущностью антимонопольной  политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и устранению монополии. Эффективность такой политики зависит от трех важнейших элементов:

- характера самих законов;

- трактовки законов судами;

- последовательность, с которой  судебные решения воплощаются  в жизнь.

Все три элемента со временем меняются и, соответственно, меняется существо антимонопольной политики. Негативные моменты монополизма в экономике заставляют современные государства разрабатывать и проводить антимонопольную политику – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.

Государственное антимонопольное  регулирование экономики включает два связанных между собой  направления:

1. Разработку и принятие специального  антимонопольного законодательства;

2. Формирование системы органов,  осуществляющих антимонопольное  регулирование и контролирующих  соблюдение антимонопольного законодательства.

Современное состояние рынка на Западе авторы учебников экономике  называют "несовершенная конкуренция". Все они в один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и  следа от "совершенной конкуренции". На смену ей на рынке основными  формами своеобразного сочетания  монополии и конкуренции выступают: а) монополистическая конкуренция  и б) олигополия.

В монополистической конкуренции  органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в  том, что фирма создает легальную  монополию, которая с помощью  патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров - придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок  сбыта монополистическим. Другая сторона  заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется  много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов.

 

Современное состояние  рынка в странах Запада отличается, таким образом, тремя чертами.

Во-первых, на поприще конкуренции  между собой сталкиваются фирмы - монополисты, которые: а) дифференцируют свой продукт и б) образуют олигополию. Профессор П.Самуэльсон пришел к выводу: "Смешение элементов конкуренции и монополии характерно для экономической жизни в целом. Поэтому не совершенная, а несовершенная и монополистическая по характеру конкуренция и является преобладающей формой".1

Во-вторых, новая форма конкуренции  является регулируемой государством в  определенных пределах. Так, государство  устанавливает контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень цен в высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита монополизация. Специальные государственные органы наблюдают за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из отраслей.

В-третьих, в западных странах нет  крайних состояний рынка:

ни свободной (совершенной) конкуренции, ни чистой монополии, охватывающей все  национальное хозяйство.

Антимонопольное регулирование  в России

Негативные моменты монополизма  в экономике заставляют современные  государства разрабатывать и  проводить антимонопольную политику – комплекс мер государственной  власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности, обеспечение всем хозяйствующим  субъектам равных условий конкуренции  и недопущение недобросовестной конкуренции."

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности.

И только тогда государство в  полном объеме может заменить десятилетиями  складывающиеся монополии свободным  и самоорганизующимся рынком.

Окончательная цель заключается в  том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат  более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость  ассортимента.

Монополизм плох тем, что новым  компаниям тяжело или практически  невозможно выйти на рынок, что разрушает  сам институт предпринимательства.

Недостаточный приток на рынок новых  компаний не дает развиваться здоровой конкуренции – в результате у  компаний, закрепившихся на рынке, нет  стимула к повышению эффективности  и производительности труда, что  во многих отраслях приводит к созданию олигополистических структур.


Информация о работе Введение монополии на выпуск отдельных товаров и услуг