Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:49, доклад
Например, ректорат МГУ имени М.В.Ломоносова ( в частности, Виктор Садовничий) приводит следующие мнения. Часть вузовского сообщества настаивает, в случае негативной оценки новой системы: «Вы – против бакалавров, вы – против мирового опыта, вы – против прогресса». Но, в то же самое время другая часть считает, что при современном уровне нашего образования без фундаментальной науки сложно представить прорыв в каких-либо направлениях космоса, физики элементарных частиц, живой материи и других. Бакалавриат этого, разумеется, не даст.
На сегодняшний
день в обществе бытует разное мнение
по поводу введения двухуровневого образования
– бакалавриата и магистратуры.
Например,
ректорат МГУ имени М.В.Ломоносова
( в частности, Виктор Садовничий) приводит
следующие мнения. Часть вузовского
сообщества настаивает, в случае негативной
оценки новой системы: «Вы – против
бакалавров, вы – против мирового опыта,
вы – против прогресса». Но, в то
же самое время другая часть считает,
что при современном уровне нашего
образования без
То есть, по изложенному
выше мнению, главная проблема новой
системы состоит в недостатке
времени для получения
Ректор Московского института стали и сплавов Дмитрий Ливанов видит проблему совершенно в другом. По его словам, «в связи с введением бакалавриата и магистратуры у профессионалов нет опасений, что из вузов выйдут недоучки. Эффективность подготовки зависит не от времени, а от способа обучения...»1. В настоящее время в России открыто и функционирует слишком много ВУЗов, многие из которых не обладают лицензиями, и сам процесс обучения в них происходит некачественно. В результате, было принято решение о сокращении их количества, так как «сегодня одни делают вид, что учат, другие – что учатся…»2.
Министр образования и науки РФ, Андрей Фурсенко, в свою очередь напоминает, что бакалавриат в нашей стране так или иначе существует с 1992 года, и подавляющее число специальностей еще несколько лет назад было с четырехлетним сроком обучения. Несмотря на это, в обществе сложилось неправильное представление о данном этапе обучения.
Так как в Болонском процессе участвуют многие страны, представляется достаточно интересным сравнить, каким образом происходят изменения в образовательной политике в нашей стране и, например, в ряде европейских стран.
Типологически наиболее нам близкая немецкая система образования, реализует как двух-, так и исторически сложившуюся одноуровневую модель образования, с постепенным полным переходом к программа, предполагающим обучение по схемам «3+2» и «4+1»3.
Особенностью Финляндии стало тесное сотрудничество правительства, университетов и рынка труда. В результате совместной работы происходит выработка критериев перехода на двухуровневую систему образования, постоянно вносятся исправления и доработки.
Но в то же время, английский опыт показывает, что проникновение в сферу образования бизнес-сообществ, диктующих свои условия подготовки будущих сотрудников, может привести к оккупации отдельных сфер образования и отрывом от общественных интересов.
Вместе с тем, конструктивный диалог между работодателем, обществом и университетами в современных условиях является одним из лучших выходов в сложившейся ситуации. России же сейчас картина почти парадоксальна: Министерство труда рекомендует признать степень бакалавра как свидетельство о получении полноценного высшего образования, рынок труда это делать отказывается, а Министерство обороны, напротив, уже готово забирать новоиспеченных выпускников в армию.
Таким образом, ключевым понятием при характеристике бакалавриата становится «пригодность к трудоустройству». Однако это упирается в проблему специальных знаний. Заменит российский бакалавриат программу подготовки специалиста или же станет просто общей ступенью высшего образования? В Европе все более прочные позиции занимает вторая модель. Специализация исключена из бакалавриата, и начинается только с уровня магистратуры. Но как быть со сложными инженерными или медицинскими специальностями, в рамках которых подготовить профессионала за четыре года просто невозможно? Потенциальный выход – программы так называемого «включенного бакалавриата», когда за пять-шесть лет предполагается готовить магистра без присуждения промежуточной степени бакалавра.
Вторым вариантом является введение так называемого «прикладного бакалавриата» - двух-трех летнего высшего образования, идея которого была предложена Общественной палатой.