Введение двухуровневого образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:49, доклад

Описание работы

Например, ректорат МГУ имени М.В.Ломоносова ( в частности, Виктор Садовничий) приводит следующие мнения. Часть вузовского сообщества настаивает, в случае негативной оценки новой системы: «Вы – против бакалавров, вы – против мирового опыта, вы – против прогресса». Но, в то же самое время другая часть считает, что при современном уровне нашего образования без фундаментальной науки сложно представить прорыв в каких-либо направлениях космоса, физики элементарных частиц, живой материи и других. Бакалавриат этого, разумеется, не даст.

Работа содержит 1 файл

статья бакалавры.docx

— 17.04 Кб (Скачать)

На сегодняшний  день в обществе бытует разное мнение по поводу введения двухуровневого образования  – бакалавриата и магистратуры.  

Например, ректорат МГУ имени М.В.Ломоносова ( в частности, Виктор Садовничий) приводит следующие мнения. Часть вузовского сообщества настаивает, в случае негативной оценки новой системы: «Вы – против бакалавров, вы – против мирового опыта, вы – против прогресса». Но, в то же самое время другая часть считает, что при современном уровне нашего образования без фундаментальной  науки сложно представить прорыв в каких-либо направлениях космоса, физики элементарных частиц, живой  материи и других. Бакалавриат  этого, разумеется, не даст.

То есть, по изложенному  выше мнению, главная проблема новой  системы состоит в недостатке времени для получения качественного  фундаментального образования, опасность  понижения уровня высшего образования  для многих специальностей.

Ректор Московского  института стали и сплавов  Дмитрий Ливанов видит проблему совершенно в другом. По его словам, «в связи с введением бакалавриата и магистратуры у профессионалов нет опасений, что из вузов выйдут недоучки. Эффективность подготовки зависит не от времени, а от способа обучения...»1.  В настоящее время в России открыто и функционирует слишком много ВУЗов, многие из которых не обладают лицензиями, и сам процесс обучения в них происходит некачественно. В результате, было принято решение о сокращении их количества, так как «сегодня одни делают вид, что учат, другие – что учатся…»2.

Министр образования и науки РФ, Андрей Фурсенко, в свою очередь напоминает, что бакалавриат в нашей стране так или иначе существует с 1992 года, и подавляющее число специальностей еще несколько лет назад было с четырехлетним сроком обучения. Несмотря на это, в обществе сложилось неправильное представление о данном этапе обучения.

Так как  в Болонском процессе участвуют  многие страны, представляется достаточно интересным  сравнить, каким образом  происходят изменения в образовательной  политике в нашей стране и, например, в ряде европейских стран.

Типологически наиболее нам близкая немецкая система  образования, реализует как двух-, так и исторически сложившуюся  одноуровневую модель образования, с постепенным полным переходом  к программа, предполагающим обучение по схемам «3+2» и «4+1»3.

Особенностью  Финляндии стало тесное сотрудничество правительства, университетов и рынка труда. В результате совместной работы происходит выработка критериев перехода на двухуровневую систему образования, постоянно вносятся исправления и доработки.

Но в  то же время, английский опыт показывает, что проникновение в сферу  образования бизнес-сообществ, диктующих  свои условия подготовки будущих  сотрудников, может привести к оккупации  отдельных сфер образования и  отрывом от общественных интересов.

Вместе  с тем, конструктивный диалог между  работодателем, обществом и университетами в современных условиях является одним из лучших выходов в сложившейся  ситуации. России же сейчас картина почти парадоксальна: Министерство труда рекомендует признать степень бакалавра как свидетельство о получении полноценного высшего образования, рынок труда это делать отказывается, а Министерство обороны, напротив, уже готово забирать новоиспеченных выпускников в армию.

Таким образом, ключевым понятием при характеристике бакалавриата становится «пригодность к трудоустройству». Однако это упирается  в проблему специальных знаний. Заменит  российский бакалавриат программу  подготовки специалиста или же станет просто общей ступенью высшего образования? В Европе все более прочные позиции занимает вторая модель. Специализация исключена из бакалавриата, и начинается только с уровня магистратуры. Но как быть со сложными инженерными или медицинскими специальностями, в рамках которых подготовить профессионала за четыре года просто невозможно? Потенциальный выход – программы так называемого «включенного бакалавриата», когда за пять-шесть лет предполагается готовить магистра без присуждения промежуточной степени бакалавра.

Вторым вариантом  является введение так называемого  «прикладного бакалавриата» - двух-трех летнего высшего образования, идея которого была предложена Общественной палатой.


Информация о работе Введение двухуровневого образования