Автор: Татьяна Самойлова, 29 Августа 2010 в 05:04, контрольная работа
1. Начало ХХI столетия несет в себе как новые тенденции, направления и формы развития современной мировой экономики, связанные, прежде всего, с ее растущей глобализацией, так и новые проблемы и противоречия. Процесс глобализации мировой экономики предъявляет качественно новые требования к системе международных организаций, прежде всего к тем из них, которые фактически являются организациями общемирового, глобального масштаба. Существенную, во многом определяющую роль в процессе глобализации мировой экономики играет ВТО.
1. Введение …………………………………………………………………….3
2. История создания ВТО………… …………………………………………..5
3. ВТО на современном этапе………………………………………..……….8
3.1. Структура ВТО……………………………….…………………… …...8
3.2. Основные принципы и решения………………………… …………. 15
3.3. Процедура присоединения к ВТО……………………………………23
4. Заключение………………………………………………………………….25
5. Список используемой литературы ……………………………………….32
Шестая Министерская конференция стран-членов ВТО состоялась 13-18 декабря 2005 г. в Гонконге. Гонконгская конференция сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация закрепляет достигнутый прогресс на переговорах и пределяет ориентиры работы по обеспечению завершения раунда в 2006 г. По итогам конференции были приняты следующие важные решения:
Между
сессиями Министерских конференций по
мере необходимости (8-10 раз в год) для решения
текущих и процедурных вопросов созывается
Генеральный Совет. Он собирается в
штаб-квартире в Женеве в составе представителей
членов ВТО, обычно послов и глав делегаций
стран-участниц. В ведении Генерального
совета также находятся два специальных
органа: по анализу торговой политики
и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному
совету подотчетны комитеты по торговле
и развитию; по ограничениям, связанным
с торговым балансом; по бюджету, финансам
и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции
трем советам, находящимся на следующем
уровне иерархии ВТО: Совету
по торговле товарами, Совету
по торговле услугами и Совету
по торговым аспектам
прав интеллектуальной
собственности.
Совет по торговле
товарами, в свою очередь, руководит
деятельностью специализированных комитетов,
осуществляющих контроль за соблюдением
принципов ВТО и выполнением соглашений
ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле
услугами осуществляет контроль за
выполнением соглашения ГАТС. В его составе
находятся Комитет по торговле финансовыми
услугами и Рабочая группа по профессиональным
услугам.
Совет по торговым
аспектам прав интеллектуальной
собственности, помимо осуществления
контроля за выполнением соответствующего
соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами
предотвращения возникновения конфликтов,
связанных с международной торговлей
поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты
и рабочие группы занимаются отдельными
соглашениями системы ВТО и решением вопросов
в таких областях, как защита окружающей
среды, проблемы развивающихся стран,
процедура присоединения к ВТО и региональные
торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который базируется
в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников;
его возглавляет генеральный директор.
Секретариат ВТО, в отличие от подобных
органов других международных организаций,
не принимает решений, так как эта функция
возлагается на сами страны-члены. Основные
обязанности Секретариата – обеспечивать
техническую поддержку различным советам
и комитетам, а также Министерской конференции,
оказывать техническое содействие развивающимся
странам, проводить анализ мировой торговли
и разъяснять положения ВТО общественности
и средствам массовой информации. Секретариат
также обеспечивает некоторые формы правовой
помощи в процессе разрешения споров и
консультирует правительства стран, желающих
стать членами ВТО.
Так же одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между странами-участницами споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) — квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами. За истекшие после основания ВТО годы Комиссия была вынуждена много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными странами — участницами ВТО. Многие решения Комиссии за истекшие годы воспринимаются неоднозначно. Большую озабоченность у активистов защиты окружающей среды вызывают, например, чрезмерная, по их мнению, поддержка принципа свободной торговли между странами в ущерб интересам окружающей среды.
Некоторые решения Комиссии по
Урегулированию Споров
Решение 1992 года в рамках ГАТТ в отношении закона США, регулирующего импорт тунца. Американский закон о защите морских млекопитающих запрещал импорт рыбы, выловленной с применением определенного вида сетей, при применении которого гибли дельфины. Закон применялся как к американским, так и к иностранным продавцам рыбы и по мнению правительства США ставил перед собой «легитимную цель» защиты окружающей среды. Мексика, как страна, в которой применялся этот способ ловли тунца подала жалобу на этот закон, аргументируя тем, что он нарушает соглашения о свободной торговле и представляет собой запрещенное в рамках ГАТТ нетарифное ограничение. Предшественник Комиссии действительно признал этот закон не соответствующим нормам свободной торговли и указал на то, что американское правительство хотя и преследовало оспариваемым запретом легитимную цель защиты дельфинов, однако эта цель могла быть достигнута другими, не ущемляющими другие страны методами.
Похожий спор по отношению к закону, запрещавшему импорт креветок в США, выловленных методом, опасных для морских черепах был вынесен на рассмотрение Комиссии уже в рамках ВТО в 2000 году. Азиатские страны (Индия, Пакистан, Малайзия и Таиланд), использовавшие этот метод ловли придерживались мнения о том, что подобные ограничения импорта в США являются ничем иным как «зеленым протекционизмом», за которым на самом деле стоит желание развитых стран ограничить ввоз дешевого импорта, а экологические обоснования являются всего лишь предлогом. Рассматривая это дело Комиссия хотя и признала в мотивировочной части своего решения возможность того, что меры по охране окружающей среды могут теоретически являться легитимной причиной для ограничения импорта определенных товаров, однако в конкретном случае закон о запрете ввоза креветок по ее мнению не соответствует нормам ВТО и США предписывается его отменить..)
Основную
часть торговых споров а рамках ВТО составляют
однако споры между крупнейшими субъектами
международной торговли — Европейским Союзом и США. Так например, получил
широкую огласку конфликт относительно
введенных США в марте 2002 года высоких
пошлин на импорт европейской стали с
целью поддержки американской сталелитейной
отрасли. Европейский Союз расценил это
как запрещенную нормами ВТО дискриминацию
и оспорил эти меры жалобой в Комиссию,
которая признала меры по защите американского
рынка нарушающими правила ВТО. США вынуждены
были отменить дискриминационные пошлины.
3.2
Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках
недискриминационной торговой системы,
где каждая страна получает гарантии справедливого
и последовательного отношения к ее экспорту
на рынках других стран, обязуясь обеспечивать
такие же условия для импорта на свой собственный
рынок. В выполнении обязательств развивающимися
странами предусмотрены сравнительно
большая гибкость и свобода действий.
Основные правила и принципы ВТО отражены
в многосторонних торговых соглашениях,
которые затрагивают торговлю товарами
и услугами, а также торговые аспекты прав
интеллектуальной собственности, разрешение
споров и механизм обзора торговой политики.
Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы
в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял
собой форум для проведения переговоров
по снижению таможенных пошлин и других
торговых барьеров; текст Генерального
соглашения оговаривал важные правила,
в частности, недискриминацию. Впоследствии
в результате переговоров Уругвайского
раунда (1986-1994) основные принципы были
расширены и получили развитие и уточнение
в других соглашениях. Так, были созданы
новые правила по торговле услугами, по
важным аспектам интеллектуальной собственности,
по разрешению споров и обзорам торговой
политики.
ГАТТ в новой редакции 1994
года сейчас является основным сводом
правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют
соглашения, касающиеся специфических
секторов, таких как сельское хозяйство
и текстиль, а также отдельных тем, например,
государственной торговли, стандартов
на различную продукцию, субсидий и действий,
предпринимаемых против демпинга.
Принципы более свободного экспорта и
импорта услуг, независимо от способа
их поставки, будь то трансграничная торговля,
потребление услуг за рубежом, коммерческое
присутствие или присутствие физических
лиц, - были впервые документально закреплены
в новом Генеральном
соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики
торговли услугами режим наибольшего
благоприятствования и национальный режим
применяются здесь со значительными исключениями,
которые индивидуальны для каждой страны.
Аналогично, отмена количественных квот
носит выборочный характер, решения о
ней принимаются в ходе переговоров.
Члены ВТО берут на себя индивидуальные
обязательства в рамках ГАТС, в которых
они заявляют, какие из секторов услуг
и в какой степени они готовы открыть для
иностранной конкуренции.
Соглашение
ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС)
представляет собой свод правил по торговле
и инвестициям в идеи и творческую деятельность,
в которых оговаривается, как интеллектуальная
собственность должна быть защищена в
процессе осуществления торговых операций.
Под “интеллектуальной собственностью”
понимаются авторские права, торговые
марки, географические названия, используемые
для наименования товаров, промышленные
образцы (дизайны), топологии интегральных
микросхем и нераскрытая информация, например,
торговые секреты.
Соглашение
о правилах и процедурах, регулирующих
разрешение споров,
предусматривает создание системы, в которой
страны могли бы урегулировать свои разногласия
в ходе консультаций. Если это не удается,
они могут следовать четко отлаженной
поэтапной процедуре, которая предусматривает
возможность решения вопросов группой
экспертов и дает возможность подавать
апелляцию на данные решения с соответствующим
правовым обоснованием. О доверии к данной
системе свидетельствует количество споров,
которые выносились в ВТО: 167 дел к марту
1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были
рассмотрены в течение всего периода существования
ГАТТ (1947-94 гг.)
Задача механизма
обзора торговой политики
заключается в усилении прозрачности,
в разъяснении торговой политики тех или
иных стран, и в оценке последствий ее
проведения. Политика всех стран-членов
ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”;
в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей
страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был
произведен обзор политики 45 стран – членов
организации.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:
-
взаимное предоставление режима наибольшего
благоприятствования (РНБ) в торговле;
- взаимное предоставление национального
режима (НР) товарам и услугам иностранного
происхождения;
- регулирование торговли преимущественно
тарифными методами;
- отказ от использования количественных
и иных ограничений;
- транспарентность торговой политики;
- разрешение торговых споров путем консультаций
и переговоров и т.д.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
- получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
- устранение
дискриминации в торговле
- возможность
реализации своих текущих и
стратегических торгово-
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.
Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:
Приложение
1А:
Многосторонние соглашения
по торговле товарами:
|
Информация о работе Всемирная торговая организация (ВТО): история и цели создания