Всемирная торговая организация (ВТО) и её роль в регулировании торговли на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:55, контрольная работа

Описание работы

Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, а в настоящее время готовится к вступлению в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию1. ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров

Содержание

Введение ………………………………………….……..…………………………3
1. История создания и развития ВТО ……………………………..……..…….4
1.1 История образования ВТО …………………………………………..…4
1.2 Цели и принципы функционирования ВТО …………………………..5
2. Взаимоотношения России и ВТО…………………………………………….6
2.1 Переговоры по присоединению России к ВТО ……………………....9
2.2 Плюсы и минусы вступления России в ВТО ……………………...…13
Заключение ………………………………………………………………..…...…16
Список использованной литературы…………………..…………..….18

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Поскольку немедленное  и полное выполнение условий вступления в ВТО представляется для России невозможным, в нашей стране продолжаются острые споры по поводу целесообразности этого вступления.

 

2.1 Переговоры  по присоединению России к  ВТО

 

В феврале 1994 года Правительство  России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.

В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации  по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития, которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков2. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.

Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения  России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.

С 2000 года при Комитете по экономической  политике и предпринимательству  Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней  торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере.

Российская делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями стран  СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2005 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран - членов ЕврАзЭС.

В рамках работы Группы экспертов  высокого уровня по формированию Единого  экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и Украины  регулярно проводится сравнительный  анализ позиций стран «четверки» на переговорах по присоединению к ВТО. Результаты этого анализа используются как при реализации Концепции формирования ЕЭП, так и при координации процесса присоединения к ВТО заинтересованными сторонами «четверки».

Большая информационная работа по обсуждению российской позиции  на переговорах по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП)3, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП)4, представителями научных и общественных организаций.

С 2002 года проведено свыше 170 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 50 субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 -2005 года Министерство провело обучение госслужащих в 24 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов общественного мнения, к середине 2005 года более половины россиян высказывались за присоединение России к ВТО (в 2001 году – менее 20 процентов).

В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах  российская делегация вышла на завершающую  стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

Завершение двусторонних переговоров с США с учетом влияния этой страны в ВТО и  ее значения как торгового партнера для России имело первостепенное значение для скорейшего окончания переговорного процесса по присоединению России к ВТО.

В июле 2006 г. стороны вплотную приблизились к завершению двусторонних переговоров по доступу на российские рынки товаров и услуг, однако финальных договоренностей достичь не удалось. Спустя четыре месяца , благодаря сближению позиций по вопросу доступа на рынок финансовых услуг, согласованию совместных шагов для достижения договоренностей по ветеринарным мерам и режиму импорта мясной продукции, а также принимаемым в РФ мерам по защите прав владельцев интеллектуальной собственности 19 ноября 2006г. был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США о присоединении России к ВТО.

Переговоры по присоединению  России к ВТО продолжаются с января 2007 г. на многостороннем уровне. Многосторонние переговоры завершены летом 2007 года, точнее,  в конце июля, так как в августе ВТО уходит на каникулы.

 В начале одобрение  должно быть получено на рабочей  группе. Потом процедура утверждения  присоединения России к ВТО  на генсовете этой организации. Генсовет обычно проходит несколько раз в год, и одно из заседаний обычно проводится в конце июля. После необходимо внести пакет документов с условиями о присоединении в Госдуму и Совет Федерации, и после его ратификации через 30 дней мы стали - уже юридически - членами ВТО. Но согласно договоренностям, в течение первого года присоединения к ВТО ни одна из пошлин снижена не будет.

2.2 Плюсы и  минусы вступления России в  ВТО

 

 

 По словам министром экономического развития и торговли Германа Грефа5, с того момента, как Россия станет полноправным членом ВТО, она обязана в течение семи лет снизить пошлины на ввоз иностранных автомобилей с 25 до 15 процентов, а самолетов - с 20 до 10 процентов.  
Это будет проходить поэтапно, но в итоге снижение будет значительным: в полтора раза. Кроме того, для россиян доступнее по цене станут качественная импортная электроника и компьютерная техника.  
        Сельское хозяйство и ветеринарный контроль заняли на переговорах львиную долю времени, США пообещали гарантировать качество поставляемой мясной продукции в соответствии с международными стандартами. А Россия отстояла право сохранить импортные квоты на поставку американской мясной продукции и после 2009 года, "если возникнет такая необходимость". Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов назвал "большим достижением" сохранение Россией права на квотирование импорта мяса.

Герман Греф заверяет, что Россия отстояла свои принципиальные позиции. Долгое время стороны скрупулезно согласовывали тарифы и ветеринарный контроль по 15 видам мяса разной заморозки. Что касается болезненной темы господдержки сельхозпроизводителей, то объем субсидий еще будет обсуждаться на многосторонних переговорах.  
Проблема интеллектуальной собственности, похоже, так и не нашла окончательного решения. Чтобы не омрачать праздник и не тормозить переговоры, стороны вынесли спорный вопрос за скобки, решив подписать об "интеллектуальных пиратах" дополнительное соглашение.

        Зато поставлена точка в спорах о филиалах иностранных банков на территории России. Их не будет. Но вот квота на присутствие зарубежных денег в совокупном капитале российской банковской системы будет увеличена с 25 процентов, на чем ранее настаивала Россия, до 50 процентов. Правда, сроки введения этой нормы пока не сообщаются.  
         Кстати, уже сейчас начался довольно активный процесс покупки действующих российских банков иностранными инвесторами. В последние месяцы иностранцы вошли в капиталы ряда крупных отечественных банков, в которых приобрели довольно внушительные пакеты акций. И многие банки имеют незначительный процент иностранных денег. По словам финансового эксперта Михаила Хазина6, на сегодняшний день среди крупных банков "стопроцентными" российскими остались только банки, в которых государство имеет большие пакеты акций: Сбербанк, Внешторгбанк. Однако идут разговоры, что скоро и Сбербанк, и Внешторгбанк тоже будут приватизироваться, и в этом случае, по мнению Михаила Хазина, они также попадут под контроль западного капитала. Иными словами, в процессе вступления в ВТО нам удалось отбиться от самого негативного сценария, при котором мы просто полностью теряли контроль над своей банковской системой, однако процессы постепенной утраты контроля, в общем и целом продолжаются, считает эксперт.

 Иными словами, в процессе вступления в ВТО нам удалось отбиться от самого негативного сценария, при котором мы просто полностью теряли контроль над своей банковской системой, однако считает эксперт.

Страховой же рынок переговорщики открыли полностью для иностранных конкурентов. Правда, по словам Германа Грефа, здесь нам дали фору в 9 лет, в течение которых отечественные страховщики смогут подготовиться. Впрочем, здесь ситуация разнится с банковской сферой: российские страховщики иностранцев не боятся.  
"Ряд страховых компаний заявляют, что они уже и сейчас готовы встретить иностранных конкурентов на российском рынке, - пояснил "РГ" руководитель информационно-аналитического отдела Всероссийского союза страховщиков Эдуард Гребенщиков.  Компании всмотрелись в систему действия филиалов и поняли, что о бесконтрольной деятельности иностранных филиалов речи не идет. К тому же они постоянно повышают свой уровень конкурентоспособности на внутреннем рынке. И еще одно обстоятельство: приход дополнительных игроков означает вливание нового капитала на российский рынок. Ну а насчет "сдачи" - это сильно преувеличено. Нужно иметь в виду, что в данном случае иностранцы придут не на готовый рынок, чтобы "снимать сливки", а будут вынуждены участвовать в его развитии.  
Словом, условия, на которых Россия подписала соглашение с США, весьма непросты, но политически "выжать" большее было трудно. Эксперты считают, что иначе могла возникнуть ситуация, аналогичная случившейся на Санкт- Петербургском саммите-2006 "большой восьмерки". Тогда США фактически вынудили Россию отказаться от подписания протокола, выставив сверхжесткие условия. Эксперты заключают, что соглашение по ВТО с США важно не только потому, что улучшит условия торговли. Вступление в ВТО для России проходит на фоне исчерпания ресурсов быстрого роста экономики. И может при высоких рисках и угрозах для ряда отраслей - металлургической, химической, автомобильной, авиационной, пищевой, мебельной, фармацевтической - дать стимул для серьезных структурных преобразований.  
Теперь России для вхождения в ВТО предстоит не только преодолеть сопротивление Молдавии и Грузии, но и успешно провести многосторонние переговоры. Глава минэкономразвития прогнозирует их протяженность в 6-8 месяцев. России предстоит вести переговоры с рабочей группой из представителей 57 стран.

 

 

Заключение

Итак, основываясь на всем вышесказанном, можно сделать  следующие выводы. Присоединение  России к ВТО позволит создать  предсказуемые условия для деятельности как российских, так и иностранных экономических операторов. Будут созданы более благоприятные условия для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок. Однако за все это Россия будет вынуждена заплатить открытием своего внутреннего рынка. В этих условиях чрезвычайно важным является выработка комплекса мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом, однако, должны быть сохранены нормальные условия для развития конкуренции.

В этой связи хотелось бы отметить, что в отношении вопроса  о вступления России в ВТО нельзя однозначно становиться на сторону либо активных сторонников этого шага, либо на сторону протекционистов. Здесь необходим определенный баланс интересов, который в данном случае и является, по моему мнению, наиболее рациональным решением этого нелегкой проблемы. Вопрос, вступать России в ВТО или нет, нельзя рассматривать только исходя из текущей ситуации, как это делают протекционисты, это вопрос стратегический. Членство в ВТО рассчитано на десятилетия. В конце концов не вечно же Россия будет в кризисе, ее промышленность все-таки поднимется и сможет выпускать конкурентоспособную продукцию. Следует четко уяснить, что вступление в ВТО не способствует решению краткосрочных задач, но отказ от него приведет к тому, что пострадают долгосрочные интересы России.

Вопрос об участии в ВТО правомерен и с точки зрения условий вступления. Главное условие - международный торговый режим для России, когда она станет членом ВТО, должен улучшиться по сравнению с ныне действующим. Вступление России в ВТО произойдет не любой ценой для нашей страны, а только на выгодных для нее условиях. Та плата, которую Россия согласна внести за этот шаг, должна быть обязательно соразмерна той выгоде, которую она получит. Однако присоединение к этой международной организации зависит не только от российской стороны, продолжается непростой переговорный процесс. Россия заняла в его ходе конструктивную позицию, она присоединится к ВТО, только если это принесет реальное преимущество экономике страны. Основная задача российской делегации на переговорах - ясно объяснить торговым партнерам, что радикальное открытие рынка для нашей страны сейчас неприемлемо, оно может осуществляться только постепенно.

Видимо, интересам России отвечало бы поэтапное присоединение  к соглашениям ВТО, осуществляемое в течение определенного периода времени, необходимого для решения задач реструктуризации и модернизации российской промышленности, реформирования отечественной корпоративной структуры, создания действенной системы государственного регулирования внешних и внутренних хозяйственных отношений. В идеале сам график переходного периода должен бы стать составной частью общегосударственной программы возрождения и повышения конкурентоспособности российской экономики.

Хотелось бы надеяться, что переговорный процесс по поводу вступления России в ВТО закончится благополучно для нашей страны и, став членом этой авторитетной организации, Россия войдет, наконец, в правовое пространство международной многосторонней торговой системы, вне рамок которого любая страна оказывается в положении аутсайдера на мировом рынке товаров и услуг.

Информация о работе Всемирная торговая организация (ВТО) и её роль в регулировании торговли на современном этапе