Всемирная Торговая Организация. Перспективы вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:17, доклад

Описание работы

Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

Работа содержит 1 файл

Всеми́рная торго́вая организа́ция.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

     Всеми́рная  торго́вая организа́ция (ВТО) — международная  организация, созданная в 1995 году с  целью либерализации международной  торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО  является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами.  Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами. На июль 2008 в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97 % мирового торгового оборота. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: 

     - взаимное  предоставление режима наибольшего  благоприятствования (РНБ) в торговле;

     - взаимное  предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

     - регулирование  торговли преимущественно тарифными  методами;

     - отказ  от использования количественных  и иных ограничений; 

     - прозрачность (максимальная открытость) торговой политики;

     - разрешение  торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшими  функциями ВТО  являются:

     - контроль  за выполнением соглашений и  договоренностей пакета документов  Уругвайского раунда;

     - проведение  многосторонних торговых переговоров  между заинтересованными странами-членами;

     - разрешение торговых споров;

     - мониторинг  национальной торговой политики  стран-членов;

     - техническое  содействие развивающимся государствам  в рамках компетенции ВТО; 

     - сотрудничество  с международными специализированными  организациями. 

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

    • получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
    • устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
    • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

     Россия  пытается стать членом ВТО уже  почти 17 лет, заявка на присоединение  была подана в 1993 году, хотя обычно эта  процедура занимает 5-7 лет (правда, Украина вела их 15 лет). Россия относительно быстро завершила двусторонние переговоры с 60 странами-партнерами. Наиболее трудные переговоры Россия провела с США, Евросоюзом и Китаем. После шести лет напряженных переговоров Россия и США в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам) подписали протокол о присоединении РФ к ВТО в 20 ноября 2006 года.

     Однако  с того момента и до сих пор  ЕС и США регулярно выдвигали  новые требования и условия. В  итоге в июне 2009 года терпение лопнуло, и Россия заморозила переговорный процесс. Премьер Владимир Путин объявил о решении создать с 1 января 2010 года Таможенный союз России с Белоруссией и Казахстаном. Тогда же было объявлено, что «индивидуальные» переговоры прерываются, и Россия намерена вернуться к ним уже в составе Таможенного союза. Буквально сразу после этого Евросоюз и США заявили о том, что в этом случае вопрос присоединения России, Белоруссии и Казахстана к организации осложняется. Позднее было решено, что страны Таможенного союза могут вести переговоры отдельно, но исходя из общей позиции. Глава российской делегации Максим Медведков в мае 2010 года объявил по итогам состоявшихся в Женеве многосторонних консультаций о решении возобновить переговоры о вступлении России в ВТО. Тогда же, по его словам, многие страны впервые четко заявили, что «ВТО без России – не ВТО».

     В конце  июня 2010 года президент России Дмитрий  Медведев совершил официальный визит в США, Где впервые за долгие годы России удалось договориться по срокам завершения переговоров о вступлении нашей страны в ВТО. После этого процесс вступления в ВТО резко активизировался и на серии процедурных переговоров был практически решен. К моменту присоединения Российская Федерация должна будет завершить обширную программу законодательных реформ в целях обеспечения соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО.

     Напомним, для присоединения к ВТО необходимо согласие всех ее 153 членов. По оценкам  Всемирного банка, вступление может  увеличить ВВП России на 3,3% в среднесрочной перспективе. В начале декабря прошлого года власти Грузии заявили, что готовы к переговорам по поводу вступления России в ВТО. Однако Тбилиси по-прежнему одним из своих главных условий на переговорах с Россией ставит вопрос совместного контроля на КПП на реке Псоу в Абхазии и у Рокского тоннеля в Южной Осетии. Глава "Российской корпорации нанотехнологий" Анатолий Чубайс объявил, что прибыль России от вступления в ВТО и заключения нового торгового соглашения с ЕС может составить 300 млрд долларов. По его словам, ежегодный экономический эффект для России от вступления в ВТО составит 20 млрд долларов, а от соглашения с Евросоюзом - 45 млрд долларов в год. В совокупности, по подсчетам главы Роснано, к 2015 году Россия должна получить 300 млрд долларов от этих соглашений.

Сторонники  вступления России в  ВТО апеллируют к  следующим аргументам.

     1.      Расширение зоны мировой торговли, т.е. возможности расширения рынков  для     российских товаров. 

     2.      Повышение конкурентоспособности  продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований.  Потребители смогут получать прямую пользу от того, что в результате конкуренции будет расширяться выбор товаров и услуг, снижаться цены на них и возрастать их качеств.

     3.      Повышение инвестиционной привлекательности  экономики России. Приток финансовых средств в страну повлечет за собой создание дополнительного числа рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в государственную казну и получение Россией доступа к современным технологиям.

     4.      Став членов ВТО, Россия на  правах членства получит возможность  участвовать в формулировании  правил, регулирующих международную  торговлю и инвестиции, а также  возможность защищать свои торговые  интересы, используя имеющуюся в ВТО систему урегулирования разногласий.

     Существует  мнение, что Российское правительство  форсирует вступление России в ВТО, поскольку это очень выгодно  нефтяникам — это даст им возможность  получать больше прибыли с проданной  нефти, так как снизит импортные пошлины в других странах-членах ВТО до общего уровня. Страны импортеры защищаются от обоснованного демпинга. Например, китайский металл дороже, чем российский, но на КНР, как на члена ВТО, ограничения не распространяются. Российские экспортеры чувствуют себя хуже.

Противники  вступления России в  ВТО апеллируют к  следующим аргументам.

     1.      Ослаблению национального суверенитета, от России  будут требовать  выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным  интересам. При нарушении своих обязательств перед  ВТО, возникновении торгового спора и отсутствии намерения  исправлять ситуацию,  может быть использован механизм принуждения.

     2.      Многие предприятия, а возможно  и целые отрасли, не смогут  выдержать конкуренции с наплывом  иностранных товаров и услуг,  зачастую более дешевых и качественных. В непростом положении окажется  и такая высокотехнологичная  сфера, как авиастроение. Здесь прогноз еще более мрачен: «В целом вступление в ВТО чревато потерей для России национальной авиапромышленности».  Согласно некоторым экспертным оценкам, только 25% отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями, особенно учитывая, что мы вынуждены будем сократить некоторые таможенные пошлины. Вступление в ВТО выгодно или, по крайней мере, беспроигрышно для сырьевых отраслей и металлургии. Но сырье у нас и так покупают, без ВТО.

     3.      Сокращения рабочих мест и сомнительные перспективы создания новых.

     В конкретных условиях 2010-х годов ликвидация протекционизма и предоставление иностранным компаниям такого же режима внутри нашей страны, как и отечественным (а это – ключевое условие членства в ВТО) означает массовую безработицу и столь же масштабное разорение тысяч отечественных предприятий. Мы не сможем в рамках ВТО (без протекционизма) конкурировать с китайским реальным сектором. Китай довел себестоимость производства у себя до самых нижних пределов. Чтобы соревноваться с китайцами по нормам ВТО, нашим работникам придется трудиться без зарплат. Прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности. Создание новых рабочих мест потребует огромные средства, в том числе на социальную поддержку, переквалификацию.

     4.      Повысится себестоимость  российских конкурентоспособных  товаров.

     В настоящее время  себестоимость российских товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Такая структура  себестоимости принимается западом как демпинг, и в целях отказа от него, от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.

     5.      Дополнительная инфляция  и снижение конкурентоспособности  на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности.

     Это может произойти  из-за роста цен  в результате выравнивания внутренних цен России на энергоносители и  транспортные тарифы с мировыми, что  отрицательно скажется на себестоимости производства в этих отраслях.

     6.      Соглашения ВТО запрещают странам-участницам, к примеру, предоставление правительственных  субсидий. Особым пунктом остается субсидирование аграрного сектора, который у нас и так не в лучшем виде. Одним из условий вступления России в ВТО станет сокращение в России с 2013 года господдержки села вдвое, а именно:

     - до 2012 года уровень господдержки  АПК остается на нынешнем максимальном  уровне - $9 миллиардов в год; 

     - с  2013 по 2017 год она будет сокращаться  по представленному нами графику до $4,4 миллиарда.

     Ранее Россия настаивала как минимум на сохранении объема агросубсидий.  Противниками этого была Кернская группа, препятствующая вступлению России. Члены Кернской группы так ратуют за снижение, а  ещё лучше полный отказ, от господдержки АПК, вступающих в ВТО стран. Ученые Российской академии сельскохозяйственных наук подсчитали, что после вступления в ВТО только российский Агропром будет терять 4 млрд. долл. ежегодно.

     Украина вступила в ВТО  в май 2008 года. Только в I квартале 2009 года, в связи с понижением ввозных пошлин, потери бюджета Украины от вступления в ВТО составили 707 миллионов гривен. В 2009 году почти в 2 раза снизился уровень господдержки аграриев. По 7 бюджетным программам совсем отсутствует бюджетное финансирование. Между тем, в 2008 году в рамках Общей сельскохозяйственной политики ЕС каждая из 707 агропромышленных компаний стран ЕС получила более 1 миллиона евро субсидий. Украина, как и Россия,  - аграрная страна. В ней ~75% молока производится в домашних хозяйствах населения, равно как и мясные продукты производятся из туш, забитых на крестьянских подворьях. Несмотря на это, украинский продовольственный рынок наводнен импортными товарами. В Украину импортируются даже такие сельскохозяйственные товары, как зерно, сахар и тому подобные исконно и в достатке производимые ранее в Украине. По данным эксперта УКАБ Романа Сластена, за последние 5 лет импорт картофеля, капусты, лука, моркови, помидоров и огурцов вырос в 18,5 раз, достигнув в 2010 году 190 000 тонн, а зарубежных яблок, груш, вишен, черешен и абрикосов – более 210 000 тонн, что почти в 5 раз превышает значение 2005 года. 

     Эксперты  этого лагеря вообще утверждают, что  прямой экономической выгоды Россия не получит. Так в аналитической  статье в журнале «Эксперт» утверждается, что «максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд долларов в год», при этом, как пишут авторы статьи, «можно прикинуть», что Россия «отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд долларов в год.  Общий вывод критически настроенных экспертов, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете транскорпорациям  и богатым странам.

     Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Джозеф Стиглиц, говоря о ВТО, отметил: «Эта организация стала наиболее наглядным символом глобальных несправедливостей и лицемерия передовых промышленных стран… Проповедуя необходимость отказа от субсидирования производства, сами они продолжали предоставлять миллиардные субсидии своим фермерам…» Россия по своей сути аграрная страна, и сельское хозяйство – наша опора и оплот, если эту отрасль оценивать как движущую часть программы развития сельских территорий, обеспечивающих социальную стабильность, территориальную целостность и нашу продовольственную безопасность! И нам просто необходимо было отстаивать свои интересы в этом секторе экономики с удвоенной, а то и с утроенной силой. Сегодня есть реальная угроза, что мы сами поставим крест на сельскохозяйственном будущем России. Для сельского хозяйства условия вступления в ВТО – наихудший сценарий для развития сельских территорий. Рассчитывать на то, что, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем выбить себе лучшие условия, по меньшей мере, легкомысленно.

Информация о работе Всемирная Торговая Организация. Перспективы вступления России в ВТО