Все о рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 12:22, реферат

Описание работы

Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Работа содержит 1 файл

Реферат по экономике.docx

— 35.58 Кб (Скачать)
  • рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
  • рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
  • рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.

   Оптовая торговля существует в двух видах. Первый вид — установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при  устойчивой кооперации труда (текстильные  и швейные комбинаты, автомобильные  и шинные предприятия). При таких  связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка. Второй вид оптовой торговли — коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляется сотнями и тысячами предприятий и организаций. Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках:

  • обоснованной системе цен, учитывающей ее отношение спроса и предложения:
  • создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).

6. С  учетом соблюдения законности  в экономике рынки делятся  на:

  • легальные, официальные:
  • нелегальные «теневые», «черные» и т. д.

   Исследования  структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров  и услуг. В эту группу включаются рынки:

  • товаров потребительского назначения продовольственные и непродовольственные товары:
  • рынки услуг бытовые, транспортные, коммунальные;
  • рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

   Рынки факторов производства. В их состав входят:

  • рынки недвижимости;
  • орудий труда;
  • сырья и материалов;
  • энергетических ресурсов;
  • полезных ископаемых.

     Финансовые  рынки. Это:

  • рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки;
  • кредитные рынки;
  • рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.;
  • валютно-денежные рынки.

     Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

     Рынки рабочей силы. Они представляют собой  экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая  сила мигрирует в соответствии с. законами рыночной экономики.

     Региональные  рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.

     Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного  товара на отдельные группы, предъявляющие  к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть  рынка, группа потребителей, продуктов  или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена  разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными  из них являются:

1. Географические:

  • по регионам: Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток;
  • по административному делению: республика, край, область, район, город;
  • по плотности населения: город, пригород, сельская местность:
  • по климатическим условиям: умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.

2. Демографические:

  • группировка населения по возрасту;
  • по полу;
  • размеру семьи;
  • по уровню дохода;
  • по профессиональному составу: научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные;
  • по уровню образования; по религиозной принадлежности:
  • по национальному составу.

3. Психографические:

  • группировка населения по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;
  • по стилю жизни: богемный, элитарный, молодежный, спортивный;
  • по личным качествам: амбициозные, авторитарные, импульсивные.

4. Поведенческие:

  • приобретение товаров носит случайный характер;
  • поиск выгод при покупке товаров: изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены;
  • статус постоянного клиента; степень нуждаемости в продукте: нужен постоянно, нужен время от времени:
  • эмоциональное отношение к продукции: положительное, безразличное, негативное.

Преимущества  и недостатки рыночной экономики

 

     В условиях товарного хозяйства рынок  является регулятором общественного  производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры  производства товаров к объему и  структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует  снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут  производиться товары, с помощью  каких ресурсов и какой технологии. Наконец, рынок решает проблему, для  кого производятся товары, каким образом  должен распределяться национальный доход  между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией и т.д.

     В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя  — найти на рынке потребителя  своей продукции, продать ему  товар. Именно потребитель, используя  находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге  определяющее влияние на то, что  производится и куда идут произведенные  товары.

     Наиболее  эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической  свободы, которая подразумевает  свободу предпринимательства, свободу  перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей.

     Другими словами, рыночная экономика — это  саморегулирующаяся система, которая  способна эффективно функционировать  без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.

     Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько  тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику  можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного  производства.

     Вместе  с тем, было бы большой ошибкой  рассматривать рынок как идеальный  механизм, лишенный каких-либо недостатков  и противоречий. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через  постоянное нарушение равновесия. Результатом  стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного  труда. Частные предприниматели  не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения  спроса, поэтому уже материализованные  затраты могут оказаться излишними.

     Стихийное колебание цен и предложения  имеет следствием неустойчивость положения  участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли, что  для предпринимателей может означать разорение, а для рабочих —  безработицу. Поскольку товары в  рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок  может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим — получать несоразмерные или чрезмерные доходы.

     Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли  и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом  задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окрущающей среды и т.д. 

Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости  его регулирования, главным образом, путем вмешательства государства  в экономическую жизнь.

Заключение

     Переход к рынку предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения  с присущими им регуляторами экономики. При этом государство с помощью  экономических методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения.

     Парадоксом  переходной экономики является то, что возможности государства  влиять на хозяйственные процессы в  этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность  в государственном вмешательстве  сохраняется на высоком уровне и  даже возрастает в связи с общим  кризисным состоянием экономики  и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к  рынку отрасли).

      Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в  целом, социально незащищённых слоёв  населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической  свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

      Государство всегда выступало особым экономическим  субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остаётся остро  дискуссионным вопросом экономической  науки.

Информация о работе Все о рынке