Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:31, курсовая работа
Задачи и цели моей курсовой работы заключаются в определении сущности рыночных отношений, функций рынка, условий его формирования. Также к целям и задачам относятся определение критериев, которые тем или иным образом влияют на состояние рынка, изучение чистой и несовершенной конкуренции.
Известно,
что каждый способ производства, каждая
экономическая система
Задачи
и цели моей курсовой работы заключаются
в определении сущности рыночных отношений,
функций рынка, условий его формирования.
Также к целям и задачам относятся определение
критериев, которые тем или иным образом
влияют на состояние рынка, изучение чистой
и несовершенной конкуренции.
Глава 1. Значение
рыночной экономики
на современном этапе
развития общества.
1.1 Сущность рынка.
Рыночные отношения не являются раз и навсегда данными, неизменными. Следует различать простой обмен, куплю-продажу и торговлю. В первом случае обмен товаров происходит в одно и то же время и в одном месте. Во втором
случае происходит разделение купли и продажи и во времени, и в пространстве, т. е. сегодня можно продать в одном месте, а через какое-то время купить необходимую вещь в другом месте. И, наконец, в третьем случае обособление производителей и потребителей достигает высшей ступени, когда купля и продажа осуществляются при посредничестве третьих лиц, т. е. когда существует торговля как обособленная, самостоятельная отрасль товарного хозяйства. Если до этого товаропроизводитель и потребитель вступали в отношения непосредственно, то теперь наряду с производителями и потребителями выступают работники торговли как субъекты рыночных отношений. Это значительно ускоряет процесс реализации товаров, способствует расширенному воспроизводству экономики. Вместе с тем появление посредника между производителями и потребителями усложняет отношения в обществе. Для того чтобы возмещать затраты, связанные с обращением товаров, работники сферы обращения используют ту часть стоимости, которую они создают, выполняя те операции, которые являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, сохранение, расфасовка и т. п.). При этом они присваивают часть стоимости, которую производители передают им за реализацию их товаров. Уменьшая издержки обращения, они получают возможность для улучшения материально-технической базы торговли, усиления стимулов ее работникам и т. п.
Таким образом, обособление
Современный рынок — это один
из главных элементов сложной
системы хозяйствования, в которой
тесно взаимодействуют
Рыночный механизм проявляется прежде всего во взаимодействии спроса и предложения. Спрос — это форма выражения потребностей общества. Однако это не все потребности, а лишь те, которые обеспечены деньгами, т. е. это платежеспособный спрос. Предложение тоже не тождественно производству, ибо это лишь те товары, которые либо уже есть на рынке, либо могут быть туда доставлены. Итак, спрос и предложение — это специфические категории, которые выражают взаимодействие производства и потребления в условиях рыночной экономики. Соотношение спроса и предложения характеризует конъюнктуру рынка, а оптимальное соотношение между ними означает равновесие спроса и предложения. Рыночное равновесие, в свою очередь, свидетельствует о сбалансированности, пропорциональности развития народного хозяйства.
Если
цены на товары растут (при прочих равных
условиях), то спрос уменьшается. Если
предложение товаров
Подразумевая при употреблении понятия «спрос» требуемое количество и помня, что оно не является твердо установленным и обычно меняется в зависимости от стоимости, допустим, что в какой-то известный момент спрос превышает предложение, т. е., что есть лица, готовые по рыночной цене купить большее количество товара, чем предлагается для продажи. При этом конкуренция имеет место на стороне покупателей. Стоимость растет пропорционально дефициту, как могут предположить некоторые, а именно: если спрос превышает предложение на 1/3, стоимость повышается на 1/3. Но это отнюдь не так, поскольку, когда стоимость вырастет на 1/3, спрос может все еще превышать предложение; даже при этой более высокой стоимости может потребоваться больше товара, чем можно получить, и конкуренция между покупателями будет по-прежнему продолжаться. Если товар является предметом жизненно необходимым, за который люди готовы скорее заплатить любую цену, чем отказаться от него, дефицит в 1/3 может поднять цену в 2, 3, 4 раза. Или, напротив, конкуренция может прекратиться до того, как стоимость вырастет хотя бы пропорционально дефициту. Из-за роста цен, при котором они не возросли на 1/3, приобретение всего количества товара может оказаться за пределами возможностей или склонностей покупателей. Рост остановится в точке, какой бы она ни была, в которой уравниваются спрос и предложение; по цене, устраняющей лишнюю треть спроса или выдвигающей дополнительных продавцов, достаточных для его удовлетворения. Когда благодаря одному из этих способов или их комбинации спрос станет равен, и не более чем равен, предложению, рост стоимости остановится. Вместо предположения о превышении спросом предложения допустим, что предложение превышает спрос. Теперь конкуренция будет со стороны продавцов: лишнее количество товара может найти сбыт, только вызывая дополнительный равный себе спрос. Это осуществляется путем удешевления товара: стоимость падает и делает предмет доступным для более многочисленных покупателей или побуждает тех, кто уже был его потребителем, покупать больше. Падение стоимости необходимо для восстановления равенства спроса и предложения, в разных случаях различно. Виды вещей, у которых оно обычно оказывается максимальным, находятся на двух полюсах шкалы потребления: это или предметы жизненно необходимые, или те особые предметы роскоши, склонность к которым ограничивается узким кругом лиц. Что касается пищи, то поскольку те люди, которые уже имеют ее в достаточном количестве, не потребуют больше вследствие того, что пища подешевела, а предпочтут потратить на другие вещи то, что они сберегли на еде, вызванный подешевлением рост потребления, как показывает опыт, покроет только малую часть дополнительного предложения, порожденного обильным урожаем, и падение стоимости практически останавливается только потому, что фермеры изымают свое зерно с рынка и придерживают его в надежде на более высокую цену, или вследствие операций спекулянтов, которые скупают зерно, когда оно дешево, и накапливают его, чтобы выбросить на рынок в момент более острой потребности в нем. Уравниваются ли спрос и предложение благодаря увеличению спроса на товар в результате его удешевления или благодаря изъятию с рынка части предложения, не столь важно. Важнее другое, а именно: что они уравниваются в любом случае. Спрос и предложение, требуемое количество и предложенное количество обязательно уравниваются. Если в какой-то момент они неравны, конкуренция уравнивает их, и делается это посредством регулирования стоимости. Если спрос увеличивается, стоимость растет, если спрос уменьшается, стоимость падает, с другой стороны, если предложение падает, стоимость возрастает, и, наоборот, она уменьшается, если предложение увеличивается. Рост или падение продолжается до тех пор, пока спрос и предложение не станут вновь равны друг другу, и стоимость, с которой товар появляется на любом рынке, не что иное, как стоимость, которая вызывает на этом рынке спрос, как раз достаточный для поглощения существующего или ожидаемого предложения. В таком случае это закон стоимости, относящийся ко всем товарам, количество которых не поддается увеличению по желанию. Такие товары, несомненно, являются исключением. Для того гораздо более обширного класса вещей, которые допускают неограниченное увеличение, действителен другой закон. Но не менее необходимо отчетливо понимать и твердо придерживаться теории этого исключительного случая. Во-первых, он окажется весьма полезен, помогая понять более общий случай. А во-вторых, исключение простирается шире и охватывает больше ситуаций, чем можно было бы вначале предположить. Имеется незначительное число товаров, предложение которых естественно и неизбежно ограничено. Но предложение любого товара может быть ограничено искусственно. Любой товар может стать предметом монополии, как, например, чай в Англии до 1834 г., табак во Франции, опиум в Британской Индии в настоящее время (1848 г.). Цена монополизированного товара предполагается обычно произвольной, зависящей от воли монополиста и ограниченной только предельной оценкой покупателя ценности этого товара для него. В определенном смысле это верно, но тем не менее данный случай не составляет исключения в том, что касается зависимости стоимости от спроса и предложения. Монополист может по своему усмотрению назначить любую высокую цену, лишь бы она не превышала той, которую потребитель не сможет или не захочет уплатить: но сделать это он может, только ограничив предложение. Голландская Ост-Индская компания получала монопольную цену за пряности, выращиваемые на островах, но для этого она была вынуждена в удачные сезоны уничтожать часть урожая. Если бы она упорствовала в том, чтобы продать все, что произвела, она должна была оказывать давление на рынок, понижая цену столь низко, что, возможно, получила бы за большее количество меньшую общую выручку; по крайней мере, она показывала, что придерживалась такого мнения, когда уничтожала излишки. Следовательно, монопольная стоимость определяется не каким-то особенным принципом, а является всего лишь разновидностью обычного случая взаимодействия спроса и предложения. Кроме того, хотя существует лишь немного товаров, предложение которых никогда не подлежит увеличению, любой товар может временно оказаться таковым, а с некоторыми товарами так обыкновенно и случается. Например, количество сельскохозяйственной продукции не может быть увеличено до следующего урожая; количество зерна, уже существующего в мире,— это все, что можно получить иногда в течение ближайшего года. В этот промежуток времени зерно практически уподобляется вещам, количество которых не может быть увеличено. Что касается большинства товаров, то для
увеличения их количества требуется определенное время, и если спрос увеличивается, то до тех пор, пока не появится соответствующее предложение (т. е. пока предложение не сможет приспособиться к спросу), стоимость будет повышаться настолько, чтобы приспосабливать спрос к предложению. Существует и другой случай, представляющий прямую противоположность только что рассмотренному. Имеются другие товары, предложение которых может неограниченно увеличиваться, но не может быть быстро уменьшено. Встречаются вещи, которые столь долговечны, что имеющееся количество их всегда очень велико по сравнению с годовым производством. Золото и более долговечные металлы — вещи подобного рода; к ним относятся также и дома. Предложение таких вещей могло бы быть сразу же уменьшено посредством их уничтожения, но в том, чтобы сделать это, мог бы быть заинтересован только их владелец, если бы он располагал монополией на предмет и мог возместить его частичное уничтожение увеличением стоимости остатка. Следовательно, стоимость таких вещей может долго оставаться из-за избытка их предложения или сокращения спроса настолько низкой, чтобы вызывать полное прекращение их дальнейшего производства; но так как уменьшение предложений вследствие износа является столь медленным процессом, даже при полной приостановке производства требуется долгое время для восстановления начальной стоимости. В течение этого интервала стоимость будет регулироваться исключительно спросом и предложением и станет возрастать понемногу по мере износа существующего запаса, пока не окажется выгодной для производителя, после чего производство возобновится. Наконец, есть товары, у которых, хотя их количество может быть увеличено или уменьшено в большой и даже в неограниченной степени, стоимость не зависит ни от чего, кроме спроса и предложения. Это в первую очередь касается такого товара, как «труд».
Рынок обеспечивает окончательное признание общественной стоимости продукта, его потребительной стоимости и труда, воплощенного в товаре. Лишь реализация товара свидетельствует о том, что данная потребительная стоимость нужна людям, обществу, а труд, затраченный на производство данного товара, является общественно-необходимым. Это означает, что именно рынок обеспечиваёт материально-вещественную сбалансированность (т. е. производство различных потребительных стоимостей соответствует структуре спроса) и финансовую, денежную сбалансированность (т. е. соответствие суммы стоимостей, а значит, цен товаров и платежеспособного спроса).
Рынок—это
конкуренция между
1.2
Условия формирования
рыночной системы.
Для формирования рыночной системы необходим ряд условий и институтов:
1. Преобразование в системе экономических отношений и образование новой системы. Взятие курса на плюрализм форм собственности.
Этапы:
а) ваучерная приватизация
б) денежная приватизация
2. Обеспечение полной независимости всех участников воспроизводственного процесса, действующих на рынке в сочетании с их экономической ответственностью.
3. Установление экономической системы, базирующейся на экономике договоров, сделок между равноправными партнерами.
4. Введение свободных или мягко регулируемых цен. Существует диспропорция в соотношении розничных цен. Существует три вида цен:
а) устанавливаемые государством
б) регулируемые государством
в) цены свободного рынка
5. Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для этого требуется использование в определенных сочетаниях экономических, технических и социальных предпосылок.
Экономические предпосылки.
На рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество продавцов и покупателей. Число производителей должно быть больше 8-15. Рынок считается монополизированным, если 4 фирмы контролируют 80% отрасли.
Технические предпосылки.
Необходим определенный уровень специализации и концентрации производства, обеспечение технического превосходства изделий, их качества.
Социальные предпосылки.
Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг, условий оплаты товаров (в том числе кредитных).
6. Формирование устойчивой финансово-кредитной системы.
Необходимо проведение следующих мер:
а) увеличение доходной части бюджета
б) укрепление национальной валюты
в) сокращение расходов на управление