Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:12, контрольная работа
В этой школе в основном преобладала юридическая трактовка бухгалтерского учета.
Начало юридическому направлению положил Николо д'Анастасио (1803), который сформировал следующие утверждения.
1. Учет – это регистрация прав и обязательств собственника.
2. В центре учетной системы находится счет "Капитал". Это объясняется тем, что при оприходовании товаров выполняются два договора: поставки (между поставщиком и собственником) и материальной ответственностью (собственник передает товары администратору).
Точно так же трактовались и другие операции. Поэтому эту систему называли четверной, ибо каждая операция требовала минимум четыре записи. Четверная бухгалтерия д'Анастасио предполагала учет движения ценностей между участниками хозяйственного процесса и смену их прав и обязательств. Отсюда необходимость двойной записи.
В этой
школе в основном преобладала
юридическая трактовка
Начало юридическому направлению положил Николо д'Анастасио (1803), который сформировал следующие утверждения.
1. Учет – это регистрация прав и обязательств собственника.
2. В центре учетной системы находится счет "Капитал". Это объясняется тем, что при оприходовании товаров выполняются два договора: поставки (между поставщиком и собственником) и материальной ответственностью (собственник передает товары администратору).
Точно так же трактовались и другие операции. Поэтому эту систему называли четверной, ибо каждая операция требовала минимум четыре записи. Четверная бухгалтерия д'Анастасио предполагала учет движения ценностей между участниками хозяйственного процесса и смену их прав и обязательств. Отсюда необходимость двойной записи.
Начало
экономическому направлению было положено
Джузеппе Людовико Криппой (1838). Он указывал,
что "цель учета состоит в исследовании
результатов хозяйственной
Н. д'Анастасио
и Д.Л. Крипа стали предтечами
трех школ итальянской научной
Ломбардская школа. Отцом науки о бухгалтерском учете считают создателя ломбардской школы Франческо Виллу (1801 – 1884). Он осуществил синтез юридических и экономических целей учета. Главный труд Виллы вышел в свет в 1840 г., и этот год можно считать началом рождения науки о бухгалтерском учете. Бухгалтерия, согласно Вилле, представляет собой комплекс экономико-административных понятий, прилагаемых к ведению счетов и книг. Ее цель – контроль организации хозяйства и имущества.
Бухгалтерский учет включает три части: 1) область экономико-административных отношений (теория учета); 2) правила ведения регистров и их практическое использование; 3) организацию управления, в том числе и ревизию счетов. Все счета в учете должны открываться агентам и корреспондентам.
Поскольку управление предполагает постоянное перемещение прав и обязательств между агентами и корреспондентами, возникает необходимость непрерывного увеличения ответственности у одних и уменьшение ее у других лиц. Так, координация прав и обязательств определяет двойную запись:
-Лицо, чья ответственность увеличивается, - дебетуется, чья ответственность уменьшается, - кредитуется.
Объектом учета Вилла считал не правовые отношения, а материальные и денежные ценности, приводящие к этим отношениям. Бухгалтерский учет выступал как комплексная экономико-правовая дисциплина. Системы счетоводства Вилла выделял по типам хозяйств. Их частями выступают три группы счетов: депозитные; личные и итоговые .
Тосканская школа. По Марчи, суть предприятия в людях, а нем или с ним работающих. Поэтому необходимо выделить четыре группы лиц – агентов (материально ответственных лиц), корреспондентов (лиц, с которыми ведутся расчеты), администратора и собственника. Все лица, связанные с предприятиями, находятся в определенных юридических отношениях, смысл которых раскрывается в учете. Каждый факт хозяйственной жизни сводится к изменению юридических отношений между участниками хозяйственного процесса. Этот подход приводил Марчи к формированию правила двойной записи.
-Тот, кто получает ценность или становится должником, - дебетуется, тот, кто выдает ценность или становится займодавцем, - кредитуется.
Продолжил дело Марчи Джузеппе Чербони (1827 – 1917), который и стал главой тосканской школы. Он рассматривал бухгалтерский учет как часть юриспруденции. Его учение было названо логисмографией. Оно предусматривало иерархическую последовательную дифференциацию счетов и структуры бухгалтерского аппарата. Убеждением Чербони было то, что счетоведение прежде всего должно изучать человека.
Всю научную работу в области учета он делил на четыре раздела. Первый – исследование фактов хозяйственной жизни в целях раскрытия, с одной стороны, действия объективных законов, управляющих хозяйственной деятельностью предприятия, а с другой стороны, субъективных поступков администраторов и тех результатов, к которым эти поступки приводят. Второй раздел – исследование хозяйственной структуры, функций и их эффективности в общей системе управления предприятием. Третий – изучение математических методов с целью выбора аппарата описания фактов хозяйственной жизни. Наконец, четвертый этап – логисмографическое исследование фактов путем их координирования с целью выявления их юридической и экономической сущности, а также влияния на хозяйство в целом.
В логисмографии все хозяйственные операции делились на три группы:
1) собственно
юридические, отражающие
2) статические,
приводящие к внутренним
3) экономические,
изменяющие суммы расчетов
Смысл
логисмографии – в
Логисмография привела к многоуровневой классификации счетов и к возникновению субсчетов. Постулаты Савари были уточнены Чербони.
Эти постулаты позволяли Чербони утверждать, что благодаря логисмографии "двойная бухгалтерия дает средства от высшего синтеза доходить до самого тонкого анализа".
Самым
ярким продолжателем
Управление сводится к определению количества и качества вещества, которые составляют "врожденную функцию" учета. "рожденная функция" реализуется благодаря учету в трех разрезах – экономическом, юридическом и административном.
Касаясь
информационных и психологических
аспектов бухгалтерского учета, Росси
указывал, что счетоведение и счетоводство
выступают хранителями
Венецианская школа. Глава венецианской школы Фабио Беста (1845 – 1923) в противовес тосканской школе развивал экономическую трактовку учета. Он считал, что бухгалтерский учет как средство экономического (хозяйственного) контроля изучает движение ценностей, которое связано с определенными действиями: по руководству, управлению и контролю агентов хозяйства.
Беста впервые разделил контроль на предварительный, текущий и последующий, т.е. создал классификацию, которая и поныне лежит в основе всех учебников по учету, контролю и аудиту.
В соответствии
с экономической трактовкой учета
Беста подчеркивал, что в учете
изучается не количественная и качественная
структура хозяйственных
Фонд – это общий объем стоимости, вложенный в предприятие. Фонд состоит из отдельных элементов. Каждому элементу соответствует определенный счет. Все счета носят стоимостный характер и делятся на прямые и производственные. Прямые включают весь актив и кредиторов, производные счета – собственные средства и результаты.
Беста составил и первую научную классификацию систем и форм счетоводства. Он выделял четыре системы:
-патримональную – в основе лежит учет имущества (это наша коммерческая бухгалтерия);
-финансовую – в основе лежит учет сметы (это наш бюджетный учет);
-депозитную – это учет чужого имущества, переданного на хранение (примером может служить учет на товарных складах);
-договорную – это учет обязательств, вытекающих из договоров и их выполнения.
Форма записи, по Бесте, определяет форму счетоводства. Они классифицируются по следующим основаниям:
1) вид регистра;
2) характер записи и
3) способ выполнения записи на счетах.
По видам: книжные и карточные формы.
По характеру: простые и двойные.
По способам выполнения записей – на описательные и синоптические.
С начала ХХ в. венецианская школа стала ведущей в Италии.
Из последователей Ф. Бесты наиболее известны П. д'Альвизе и Д. Дзаппа. Пьетро д'Альвизе (1934) назвал свою теорию учета логисмологией и сформировал ее в восьми общих принципах.
Джино Дзаппа (1879 – 1960) – последний и самый крупный из великих итальянских бухгалтеров – завершает классическую итальянскую школу. Возвращаясь к идеям Виллы, он значительно расширил цели и границы бухгалтерии. Учет трактовался им как абсолютно самостоятельная наука об управлении, не зависимая от юридических и политико-экономических доктрин.
Согласно Дзаппе:
-объект, помещенный в балансе, более информативен, чем взятый сам по себе.
Смысл баланса в том, чтобы отразить все информационные связи между его элементами.
-Актив представляет не средства предприятия, а его ресурсы, предназначенные для получения прибыли.
-С бухгалтерской
точки зрения доходы предприятия очевидны,
а затраты сомнительны.
Как и многие американские авторы, например И. Фишер, Дзаппа считал, что баланс – это следствие счета прибылей и убытков. Дзаппа считал, что актив – это доходы будущих периодов. Отсюда величина капитала не равна итогу баланса.
Из всех попыток синтеза идей различных школ учета Италии наиболее интересной была статмография, предложенная Эммануэлем Пизани. Термин "счета собственника" Пизани отбрасывал как юридический. Каждая хозяйственная операция, по Пизани, предполагает вход и выход, причем объем информационного входа равен объему выхода. Бухгалтерия изучает три вида операций: динамические, статические и статико-динамические. Все счета рассматривались в двух аспектах: собственно экономическом – по экономически критериям, и административном – по бюджетным критериям, что предполагает учет ожидаемых поступлений и выплат.
Пизани свои идеи довел до построения специальной формы счетоводства – статмографии. Из крупных бухгалтеров Пизани был единственным, считавшим возможным и необходимым унификацию форм счетоводства. Это было связано с тем, что он стремился распространить систему двойной записи в варианте статмографии на все народное хозяйство страны. Но эта попытка не получила поддержки ни в профессиональных, ни в правительственных кругах.
При всем разнообразии взглядов итальянской бухгалтерии ее можно рассматривать как единое целое. Итальянских бухгалтеров объединяла целеустремленная содержательная трактовка основных категорий нашей науки. Даже различия между юридическим (тосканская школа) и экономическим (венецианская школа) направлениями несущественны. И тосканцы, и венецианцы в духе ломбардской школы рассматривали учет как средство (функцию) управления, только первые трактовали цели учета как управление людьми, а вторые – как управление ресурсами – ценностями, участвующими в хозяйственном процессе. В последнем случае учет превращался в науку о контроле хозяйственной деятельности, а контроль включал проверку исполнения действия лиц, в ней занятых.