Военная экономика гитлеровской Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 23:21, контрольная работа

Описание работы

Накануне Второй мировой войны значительно активизировались политические движения, которые опирались на идеологию воинствующего национализма. Набирал силу нацизм в Германии, лидер которого приобретал все большую поддержку в обществе благодаря резкой критике тогдашних порядков. Рост его влияния, который особенно проявился в 1930-х гг, вел к резкому обострению межгосударственных отношений.

Содержание

Введение 3
1. Великая депрессия и ее последствия для Германии
5
2. Анализ военной экономики Германии 1933-1939 гг.
8
3. Вооружение Германии перед Второй мировой войной и его финансирование
13
Заключение 23
Список использованных источнико

Работа содержит 1 файл

экон. истрия_Военная экономика гитлеровской Германии в 1933-1939 г..doc

— 685.50 Кб (Скачать)

      Самым характерным признаком доверия  населения к власти стал бурный рост рождаемости [11].

      Германия  становилась промышленным гигантом путем исключения из своей экономики иностранного капитала – как внутри страны (изгнав из экономической жизни евреев, капитал которых был связан миллионами нитей с международным капиталом), так и во внешней торговле – перейдя со своими партнерами к клиринговым расчетам, исключив во внешнеторговых операциях хождение иностранной валюты.

      Стимулировать возрастание промышленного производства Германия решила путем массированных заказов вооружения и боевой техники.

      С 1934 по 1 сентября 1939 года военные расходы  Германии составили 60 миллиардов марок, иными словами – 59.1% расходов бюджета.

      Производительность  труда и потенциал германской промышленности в это время были одними из самых высоких в мире. То есть теоретически германская экономика могла в очень короткий срок обеспечить бурно растущие вермахт и люфтваффе новейшим вооружением. Но для того, чтобы осуществить такой рост производства, было одно серьезное ограничение - финансовые возможности государства (заказчика вооружений). Да и население (покупателя швейных машинок, велосипедов и штанов с юбками) нельзя было лишать возможности приобретать промышленные товары гражданского назначения [11].

      Дабы  абсолютно перекрыть какое бы то ни было «бегство капиталов» за границу, в 1937 году было издано «положение о немецких банках», по которому ликвидировалась независимость государственного банка, прекращался свободный обмен марки на иные валюты. А «Закон о государственном банке» 1939 года вообще снял все ограничения по предоставлению государственного кредита – надобность в параллельных деньгах отпала, отныне марка обеспечивалась втрое возросшим достоянием Третьего рейха. С 1934 года по так называемому «Новому плану» внешняя торговля перешла под полный государственный контроль, а все предприятия вошли в состав семи «имперских групп промышленности».

      Денежное  обращение Германии, таким образом, оставалось сбалансированным, финансирование же военных заказов руководство  Германии смогло произвести путем создания инвестиционных денег, стимулируя рост производства без ущерба для благосостояния нации.

      Столь успешная экономическая модель развития базировалась на идеологии национал-социализма. Причем в данном случае идеология  – это не совокупность неких абстрактных  принципов, а именно комплекс практических мер в экономике, политике, социальной сфере, или, иными словами, мировоззрение, переведенное в плоскость практической политики (как об этом сказано в «Майн кампф»).

      Национал-социализм  Гитлера целиком базировался  на немецком национализме. Если считать, что национализм – это патриотизм в ситуации кризиса нации и государства, то Германия, корчившаяся в судорогах экономического, политического и социального кризисов, безусловно, остро нуждалась в Гитлере и его идеях [11].

      Гитлеровский  национал-социализм за двенадцать лет своего существования решительно способствовал сплочению немцев вокруг своего государства и своего фюрера. Когда началась война, то измена военнослужащих воюющих с Германией государств была обычным делом - на сторону немцев переходили сотнями тысяч и миллионами. На стороне Германии сражались бельгийские, голландские, норвежские, датские, французские добровольцы в составе дивизий СС, поляки и чехи – в составе вермахта, хорваты, словаки, венгры, румыны, финны – в составе своих национальных армий. А немцев против Германии воевало всего 615 человек.

      Экономический подъем Третьего рейха произошел  без иностранных инвестиций, без  привлечения иностранных кредитов, без закабаления национальной экономики  мировой вненациональной финансовой олигархией [11].

      Таким образом, придя к власти, фашизм стал особой формой государственно-монополистического капитализма, государственного управления хозяйством, доведенного до крайней  степени. Главным содержанием экономической  политики фашизма стала всеобщая мобилизация. Производство военной промышленности за 1933-1939 гг. увеличилось в 22 раза. Военные расходы составляли почти 60% государственного бюджета. На основе использования иностранного капитала, технических секретов американских заводов в Германии проводилась моторизация фашистской армии. 
 

 

      

3. Вооружение Германии перед  Второй мировой войной и его финансирование 

      В начале первой мировой войны термин “военная экономика” почти не имел никакого содержания и значения. Однако война охватывает весь народ и всю экономику страны. Первая мировая война наметила черты будущей тотальной войны: моторизация, воздушная война, битвы с участием огромного количества техники и максимальное использование экономических и людских ресурсов всей страны [7].

      Экономическую подготовку войны германские империалисты начали при активной помощи своего генералитета еще задолго до фашистского переворота. Фашистское правительство деятельно способствовало подчинению всей экономики страны финансовым магнатам. 15 июля 1933 г. были изданы законы о картелях и о создании принудительных картелей, служившие целям милитаризации хозяйства и дальнейшей концентрации экономической мощи в руках германских монополий.

      В июле 1933 г. был образован генеральный  совет хозяйства. Членами совета — «этого действительного правительства Германии»— являлись представители главных немецких монополий. Закон «О подготовке органического построения германского хозяйства», принятый 27 февраля 1934 г., предусматривал подчинение всей экономики этому совету монополистов. В соответствии с законом создавалась «Объединенная организация хозяйства», в которую входили реорганизованные предпринимательские союзы, ставшие по существу правительственными органами; руководство ими осуществляла кучка крупнейших банкиров и промышленников. Ранее существовавший имперский союз промышленности превратился в имперскую группу промышленности, которую возглавил Крупп. Вся Германия была разбита на военно-хозяйственные округа (Wehrwirtschaftsbezirk) [10].

      Подобная  система создавалась исключительно  в интересах немецких монополистов, стоявших во главе реорганизованных хозяйственных объединений. Германские монополии нуждались в регулировании, которое подчинило бы им всех предпринимателей в вопросах определения способов и объема производства, снабжения сырьем, распределения рабочей силы, установления уровня цен, использования патентов и т. д.

      В сентябре 1936 г. Нюрнбергский съезд нацистской партии утвердил четырехлетний план, имевший своей целью дальнейшую перестройку экономики Германии на путях подготовки войны. В секретном циркуляре о четырехлетнем плане, изданном осенью 1936 г., Гитлер указывал на следующие его задачи: немецкая армия должна быть готова к действию через четыре года; германская экономика должна быть подготовлена к войне в тот же срок.

      Военно-промышленный потенциал Германии, возрожденный с  помощью американских и английских монополий, вновь делался основой, на которой строилась военная  программа германского империализма. Военная промышленность фашистской Германии начала развиваться ускоренными темпами. Непрерывно, из года в год, увеличивались капиталовложения в военное производство.

      Огромные  производственные мощности, оставшиеся не загруженными во время кризиса, давали возможность быстро расширить производство. По официальным данным, индекс объема промышленной продукции Германии, составлявший в 1933 г. 60,7 процента (1929 г. — 100 процентам), возрос к 1938 г. до 125,7 процента. Индекс производства средств производства, в котором преобладающая доля принадлежала военной продукции, увеличился за этот период с 43,6 до 136,2 процента [10].

      Опираясь  на собственные средства и иностранные  капиталы, щедро предоставленные  Соединенными Штатами, германские империалисты осуществили реконструкцию своей  промышленности и значительно увеличили возможности производства. 

      Табл. 3.1 -Капиталовложения в экономику Германии (в млн марок)

      Продукция машиностроительных заводов Германии возросла с 1933 по 1938 г. почти в 4 раза. Еще более возросло производство важнейших военно-стратегических материалов. Так, например, выплавка алюминия, составлявшая в 1932 г. 19 тыс. тонн, увеличилась к 1939 г. до 194 тыс. тонн, что превышало производство этого металла во всех капиталистических странах Европы, вместе взятых. С помощью американских монополий германские промышленники довели в 1938 г. выработку синтетического горючего до 1 600 тыс. тонн. К началу второй мировой войны Германия имела самый большой в мире парк металлообрабатывающих станков — 1,6 млн. единиц. Так, путем жестокой эксплуатации трудящихся и перевода экономики на военный лад, а также за счет использования иностранных кредитов Германия снова выдвинулась в разряд сильнейших империалистических держав. Она интенсивно готовилась к войне, к новому переделу мира [9, c. 25].

      Германские империалисты в короткий срок перевели свою экономику на военные рельсы, организовав в больших масштабах производство оружия и военной техники. В 1939 г. военное производство Германии в 12,5 раза превысило уровень 1933 г.— первого года фашистской диктатуры.

      Широко  проводилось в Германии строительство  шоссейных дорог и автострад, имевших военно-стратегическое значение. Некоторые из этих автострад, пересекая  Германию с запада на восток, обеспечивали быструю переброску войск в целях  агрессии. Дорожное строительство являлось важной частью подготовки войны. Только на сооружении автострад, имевших прямое военное значение, было занято в 1935 г. 750 тыс. человек. Такое строительство, естественно, требовало огромных расходов, что видно из следующей таблицы. 

      Табл. 3.2 - Строительство шоссейных дорог в Германии  

 

      Помимо  расширения военного производства, германские империалисты уделяли большое внимание созданию военных запасов. К концу 1939 г. по некоторым видам военно-стратегического  сырья запасы были равны: 10-месячной потребности (свинец), 13—18-месячной (олово, сурьма, никель, молибден, хром, ванадий, вольфрам, марганец) и даже 30-месячной потребности (кобальт). Но германская экономика имела и ряд уязвимых мест, к которым прежде всего относилась проблема сырья. Германская металлургия, например, не была полностью обеспечена отечественной железной рудой, не хватало марганцевой руды, цветных металлов. Недоставало также нефти, продовольствия. Все это ставило военную экономику Германии в зависимость от импорта [9, c. 26].

      Быстрый рост военной промышленности Германии и всего ее военно-экономического потенциала еще более увеличивал неравномерность развития капиталистических  стран и обострял общий кризис капитализма.

      Милитаризация экономики приносила огромные прибыли  хозяевам германских военно-промышленных концернов, в результате чего усилилось всевластие монополий в стране. По данным германского статистического управления, в конце 1935 г. доля концернов в общей сумме акционерного капитала составляла: в каменноугольной промышленности — 82,4 процента, в черной металлургии — 76,6, в производстве электроэнергии — 85,2 процента и т. д. В целом концерны контролировали тогда 85 процентов всего акционерного капитала. Особенно большую роль играли концерны: «ИГ Фарбениндустри», монополизировавший химическое производство в Германии; «Стальной трест», контролировавший свыше половины мощностей немецкой металлургии; «Всеобщая компания электричества»; «Фридрих Крупп» и др.

      В 1937 г. на государственные средства был  создан военный концерн «Имперские заводы Германа Геринга», фактическим хозяином которого являлся сам Геринг. Этот концерн захватил впоследствии металлургические, машиностроительные, автомобильные предприятия в Австрии и Чехословакии и превратился в одно из крупнейших монополистических объединений в стране [10].

      Расходы Германии на подготовку мировой войны  с момента захвата фашистами  власти составили более 90 млрд. марок, не считая расходов на содержание вооруженных  сил. Из них 55 млрд. было затрачено на производство вооружения, 10 млрд. — на приобретение и производство стратегического сырья и создание его запасов и около 25 млрд.— на государственные военные вложения.

      Гитлеровское  правительство, выполняя волю руководителей  германских монополий, призвало Шахта  для проведения политики финансирования программы вооружений. Роль Шахта как доверенного лица не только немецкой крупной буржуазии, но и финансового капитала США и Англии была значительна. С его именем связано большинство мероприятий гитлеровцев по экономической подготовке агрессии.

      Финансирование  германских вооружений происходило  путем ограбления и чудовищной эксплуатации трудящихся, увеличения налогов как  прямых, так и косвенных, а также  за счет золотого запаса Рейхсбанка и  роста государственного долга. Надо, однако, отметить, что золотые и валютные резервы Рейхсбанка ввиду их незначительных размеров не могли сыграть важной роли в финансировании военной программы. К моменту установления фашистской диктатуры золотой запас Германии составлял около 900 млн. марок. Менее чем за полтора года гитлеровская клика свела его на нет. Основным источником средств, поступавших в военную промышленность, являлись различные налоги и сборы. С 1933 по 1938 г. они ежегодно возрастали на 10 млрд. марок. Эти налоги всей своей тяжестью ложились на трудящихся, в то время как капиталистам были предоставлены значительные льготы.

Информация о работе Военная экономика гитлеровской Германии