Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 23:11, реферат
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.
Так, отлив капитала из малодоходных отраслей приводит к сокращению в них размеров производства, вследствие чего уменьшается предложение товаров на рынке. При стабильном спросе это означает, что цены продуктов возрастают выше равновесной цены и норма прибыли повышается. В результате этого отрасли, которые могли бы погибнуть, получают, как говорится, "второе дыхание".
Напротив, в высокодоходных отраслях в результате большого притока туда новых капиталов выпуск изделий увеличивается и предложение их начинает превышать спрос. В этом случае цены падают и норма прибыли уменьшается.
Если, допустим, не было бы межотраслевой конкуренции и перелива капитала из одной отрасли в другую, то жизненно важные виды производства (с низким уровнем рентабельности) могли бы погибнуть, а иные (высокоприбыльные) - чрезмерно расшириться. Все это имело бы пагубные последствия для развития национального хозяйства в целом и удовлетворения общественных потребностей.
Между тем спасительный перелив капиталов из отрасли в отрасль продолжается непрерывно. В условиях свободной конкуренции, если взять более или менее длительный период, наблюдается следующая устойчивая тенденция, реальное существование которой обнаружили еще английские классики. Норма прибыли во всех отраслях хозяйства уравнивалась в среднюю или общую норму прибыли. В этих условиях отдельный предприниматель получает уже не индивидуальную, а среднюю прибыль, то есть такую величину дохода, которая образуется по одинаковой норме на авансированный капитал.
В современных условиях межотраслевая конкуренция сохраняет определенное значение для наиболее подвижного небольшого капитала. Для вновь образующихся фирм мелкого бизнеса различия в отраслевых нормах прибыли продолжают играть достаточно существенную роль: предприниматели со сравнительно небольшим капиталом стремятся попасть в наиболее прибыльные отрасли. Однако сейчас в таких отраслях имеются значительные ограничения для мелкого и среднего бизнеса. Нижняя планка того барьера вхождения в отрасль, которая характеризует минимальный размер капитала, способного обеспечить высокую прибыльность, все время поднимается.
Внутриотраслевая конкуренция — борьба между частными товаропроизводителями, создающими товары одного вида, за наиболее выгодные условия их производства и сбыта; борьба между капиталистами одной отрасли производства за извлечение наибольшей прибыли на вложенный капитал. Внутриотраслевая конкуренция ведет к образованию единой рыночной цены на товары данного вида, в основе которой лежит общественная (рыночная) стоимость этих товаров, определяемая количеством общественно необходимого труда, затрачиваемого на производство единицы товара.
Общественная (рыночная) стоимость — стоимость основной массы товаров, произведенных в данной отрасли производства; индивидуальная стоимость товаров, произведенных при общественно нормальных в данной отрасли условиях производства и составляющих основную массу ее товаров. В каждой отрасли производства имеется множество предприятий с различными уровнями техники, организации труда и производства, с неодинаковым по квалификации составом рабочих и т. д. Все эти различия обусловливают неодинаковые издержки производства и уровни производительности труда на этих предприятиях. В силу этого на разных предприятиях каждой отрасли на производство единицы однородной продукции одинакового качества требуется различное количество труда. Поскольку индивидуальные затраты труда неодинаковы, постольку неодинакова и индивидуальная стоимость единицы однородного изделия у различных товаропроизводителей. Однако на одном и том же рынке, в один и тот же период времени одинаковые товары не могут продаваться по различным индивидуальным стоимостям. Все товары данного вида продаются по единой цене. В ее основе лежит общественная стоимость товара, которая определяется не индивидуальными условиями производства, а общественно необходимыми, т. е. условиями производства, при которых создается преобладающая масса товаров в каждой отрасли производства. Эта общественная стоимость образуется в результате внутриотраслевой конкуренции между отдельными товаропроизводителями за извлечение наибольшей прибыли на вложенный капитал.
Внутриотраслевая конкуренция—одна из форм стихийного действия закона стоимости. Предприятия с высокой производительностью труда и соответственно низкой индивидуальной стоимостью товаров при реализации своей продукции но рыночным ценам или даже по несколько сниженным ценам получают добавочную прибыль, источник которой — избыточная прибавочная стоимость. Предприятия же с низкой производительностью труда и соответственно высокой индивидуальной стоимостью продукции при реализации ее по рыночным ценам теряют часть созданной прибавочной стоимости и получают низкую норму прибыли, а иногда даже не в состоянии возместить издержки производствам.
Информация о работе Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция